Особенности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности эмоционально-волевой сферы и подобрать игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать клинико- психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта.
3. Изучить состояние эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением интеллекта.
4. Провести игры с детьми, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Вопросы изучения состояния проблемы умственной отсталости
1.1 Понятие умственной отсталости, классификация…………………. 5
1.2 Клиническая характеристика……………………………………… 10
1.3 Психолого-педагогическая характеристика……………………….. 15
Выводы по 1 главе……………………………………………………… 24
Глава 2. Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников
2.1. Основные понятия………………………………………………….. 25
2.2. Методики исследования…………………………………………… 36
2.3. Состояние эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта …………………………………………..
40
2.4. Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы………………………………………………………………………….
44
Выводы по 2 главе……………………………………………………… 53
Заключение……………………………………………………………….. 54
Литература ……………………………………………………………… 56
Приложение………………………………………………………………. 61

Файлы: 1 файл

Диплом по эмоц вол сферы!!!))).doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

 

Глава 2. Изучение эмоционально-волевой  сферы дошкольников

 

2.1.  Основные понятия

Согласно психологическому  словарю, эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением [41, с.191].         

 Рассмотрим  основные подходы к  определению понятий     «эмоции» и «воля»  в  психологии. Е.П. Ильин рассматривает  эмоции как особую форму проявления отражательной функции мозга.  Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, т. е. то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.). Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент — переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний   [17, с. 92].        

 Эмоции играют важную роль в жизни человека. К. Изард выделяет следующие  основные функции эмоций [16, с. 92].          

1. Отражательно-оценочная функция  эмоций. Эмоции дают субъективную  окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно.         

2.Управляющая роль эмоций. Помимо  отражения окружающей человека  действительности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления. Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.         

 3.Защитная функция эмоций. Она связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.        

4.Мобилизующая функция эмоций. Данная  функция  проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например, при активно-оборонительной его форме (спасении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость.        

5. Компенсаторная функция эмоций. Она состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придаст этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или  хороший) в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает возможным проявление и санкционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет).        

6.Сигнальная функция эмоций. Данная  функция связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Сигнальная функция эмоций часто сочетается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного [16, с. 92].         

 П. К. Анохин подчеркивал,  что эмоции важны для закрепления,  стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повторного совершения ошибок [21].         

 С точки зрения С. Л.  Рубинштейн, эмоции - психический процесс  импульсивной регуляции поведения,  основанный на чувственном отражении  значимости внешних воздействий  [43, с. 101].    Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха. Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она отразилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия [43, с. 103].        

 Эмоции побуждают к стереотипным  формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций определяются общим законом психического развития человека:  высшие образования, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная деятельность человека неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное состояние человека.   Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, с другой стороны, она противостоит текущим эмоциям [43, с. 103].         

  Все волевые действия совершаются  вопреки сильным конкурирующим  эмоциям. Даже мыслительные действия  организуются на эмоциональной  основе,- указывает В.М. Кроль [22, с.12].        

  «В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее вероятна, - отмечает Е.П. Ильин. Допуская большую свободу сознательного выбора целей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности человека» [17, с. 201].               

   Рассмотрим  связь воли и эмоциональной сферы. Согласно одной из концепций,    которая в последние несколько десятилетий набрала силу и находит все больше сторонников, поведение человека понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору его форм. Для такого понимания поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы. Оно не только требует возвращения психологии ее прежнего названия как науки о внутреннем опыте, но и уделения достойного внимания проблеме воли в научных исследованиях человеческого поведения. Новейшая физиология нервной высшей деятельности в лице таких ученых, как Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин, удачно подкрепляет и поддерживает эту точку зрения со стороны естествознания  [4, с. 17].

В.И.Селиванов определяет волю как  сознательное регулирование человеком  своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и  внешние препятствия  на пути целенаправленных поступков и действий. В те моменты деятельности, когда субъект сталкивается с необходимостью «преодолеть» себя, его сознание на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях:

1 уровень - осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимания степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности;

2 уровень - активное изменение  функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

Волевая регуляция деятельности есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности, создание состояния оптимальной  мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом направлении [35, с.201]. 

 Функцией волевой регуляции  является повышение эффективности  соответствующей деятельности, а  волевое действие предстает как  сознательное, целенаправленное действие  человека по преодолению внешних  и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется  в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных свойств.        

 Таким образом, очевидно, что  эмоции и воля связаны  между  собой и образуют сферу личности, называемую эмоционально-волевой.  В дошкольном возрасте происходит ее интенсивное развитие.         

 Эмоции играют важную роль  в жизни детей: помогают воспринимать  действительность и реагировать  на нее.         

 В дошкольном возрасте (3-7 лет)  проявляются следующие особенности  формирования эмоциональной сферы:

•    более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия;

•   эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание — представление — действие — эмоция;

•    эмоциональные процессы более управляемые;

•    развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым). При отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности. При положительном результате действия ребенок получает положительную оценку взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения;

•    аффект — первое звено в цепочке, реакций;

•    происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата;

•    самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха, но к моменту обучения в школе уровень самооценки снижается;

•    соподчинение мотивов (мотивы приобретают разную силу и значимость), появление новых мотивов (мотив достижения успеха, соревнование), складывается индивидуальная мотивационная система (выделяются доминирующие мотивы, формируется иерархия, выделяются социальные мотивы: достижение успеха, интерес к достижению деятельности);

•    появляется способность оценивать свое поведение [20, с. 101].        

 Достаточный уровень развития  у ребенка эмоционально-волевой сферы — важная сторона психологической готовности к школе,  отмечает Н.И. Гуткина [10, с. 204]. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в 1-й класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.        

 Эмоционально-волевая готовность  к школе включает в себя:         

1) произвольность поведения.        

 Обсуждая проблему психологической  готовности к школе, Д.Б. Эльконин выделил проявления произвольного поведения как необходимые предпосылки учебной деятельности, обозначив следующие параметры:

-умение детей сознательно подчинять  свои действия правилу, обобщенно  определяющему способ действия;

- умение ориентироваться на заданную систему требований;

- умение внимательно слушать  говорящего и точно выполнять  задания, предлагаемые в устной  форме;

- умение самостоятельно выполнить  требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Именно на эти параметры развития произвольности, являющейся частью психологической готовности к школе, опирается обучение в 1-м классе [10, с. 201];

2) формирование основных элементов  волевого действия: постановка цели, принятие решения, построение плана действия, выполнение его, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия. Однако в этот период не все элементы достигают высокого развития;

3) начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств;

4) новый характер эмоциональности  детей по сравнению с более ранними возрастами. Повышается сдержанность и осознанность в проявлениях эмоций, устойчивость эмоциональных состояний. Ребенок учится управлять своим настроением, а иногда даже маскировать его. Он становится более уравновешенным. Активно разворачиваются процессы эмоциональной децентрации, которые реализуются по двум основным линиям: расширение круга предметов сопереживания и сочувствия, опосредование идентификации и соучастия социальными принципами и правилами [55, с. 192];

5) позитивный эмоциональный настрой,  положительное отношение к школе, учению, самому себе.        

 Итак, важнейшую роль в развитии  личности дошкольника играет  формирование эмоциональной сферы. 

В. С. Мухина связывает возникновение воли:

1) с развитием целенаправленности  действий (умением удерживать цель  в центре внимания);

2) установлением отношения между  целью действий и их мотивом:

3) возрастанием регулирующей роли  речи в выполнении действий   [5, с. 121].        

 На протяжении дошкольного  детства ребенок под влиянием  воспитателя постепенно овладевает  умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действий, в частности мотивам общественного характера (сделать подарок для мамы).         Выполнение волевых действий в детстве зависит от речевого планирования и регуляции. Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения цели. Речь далеко не сразу приобретает в поведении ребенка это регулирующее значение. Ребенок овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные действия, применяя к себе самому те формы управления поведением, которые к нему в его опыте применяют взрослые,-   указал Д.Б. Эльконин          [55, с. 91].        

Информация о работе Особенности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта