Особенности мышления женщины-руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 07:13, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования - изучить особенности мышления женщины-руководителя. Объект исследования – мышление как психический процесс. Предмет исследования – особенности мышления женщины-руководителя.
В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
1. Изучить мышление как познавательный процесс, его виды и стили.
2. Изучить профессионально необходимые качества руководителя и гендерные отличия руководителей.
3. Изучить особенности мышления женщины-руководителя (отличается ли оно от мышления женщин, которые не занимают руководящие должности).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ФОРМЫ, СВОЙСТВА, ВИДЫ И СТИЛИ………5
1.1. Подходы к изучению процесса мышления…………………….……………….5
1.2. Основные формы и свойства мышления………………………….……………9
1.3. Основные виды и стили мышления………………………………...….………14
Выводы по главе 1..………………………………………………………………….22
ГЛАВА II. ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ГЕНДЕРНЫЕ ОТЛИЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ…………..25
2.1. Необходимые профессиональные качества руководителя…………………..25
2.2. Гендерные отличия руководителей…………………………………………....29
Выводы по главе 2…………………………………………………………………...37
ГЛАВА III ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ-РУКОВОДИТЕЛЯ……….........40
3.1. Основные характеристики мышления женщины-руководителя……….…….40
3.2.Экспериментальное исследование особенностей мышления женщины-руководителя…………………………………………………………………………44
3.3. Рекомендации по развитию логического мышления………………….….…..59
Выводы по главе 3…………………………………………………………………...61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..65

Файлы: 1 файл

Osobennosti_myshlenia_zhenschiny-rukovoditelya.doc

— 860.50 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ  АКАДЕМИЯ»

Филиал в г. Омске


Факультет психологии, педагогики и права

Специальность: Психология

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Тема: «Особенности мышления женщины-руководителя»

 

«Допустить к защите»

                                                          Заведующий кафедрой                                       кандидат философских наук                              _________________  Костюк И.А.

(подпись)                             «20 » декабря 2010 г.

 

Научный руководитель:

кандидат  философских наук                              _________________  Ильин А.Н.

(подпись)                             «20 » декабря 2010 г.

 

Студент(ка):

Антонова Наталья Владимировна         __________________________ 

(подпись)                            «20 » декабря 2010 г.

                               

Омск, 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ФОРМЫ, СВОЙСТВА, ВИДЫ И СТИЛИ………5

1.1. Подходы к изучению процесса мышления…………………….……………….5

1.2. Основные формы и свойства мышления………………………….……………9

1.3. Основные виды и стили мышления………………………………...….………14

Выводы по главе 1..………………………………………………………………….22

ГЛАВА II. ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ГЕНДЕРНЫЕ ОТЛИЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ…………..25

2.1. Необходимые профессиональные качества руководителя…………………..25

2.2. Гендерные отличия руководителей…………………………………………....29

Выводы по главе 2…………………………………………………………………...37

ГЛАВА III ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ-РУКОВОДИТЕЛЯ……….........40

3.1. Основные характеристики мышления женщины-руководителя……….…….40

3.2.Экспериментальное исследование особенностей мышления женщины-руководителя…………………………………………………………………………44

3.3. Рекомендации по развитию логического мышления………………….….…..59

Выводы по главе 3…………………………………………………………………...61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..65

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..69

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  Женщине всегда было сложно  сделать карьеру руководителя, так  как в социуме принято считать,  что не женское дело стоять  во главе предприятия. Считается,  что женщина должна быть в подчинении, а не руководить, поэтому если выбирать между мужчиной и женщиной, то на руководящую должность скорее предпочтут мужчину.

  В качестве аргументов против женской карьеры в бизнесе приводятся примеры того, как женщины, занимая высокие посты, становились жесткими, резкими, непривлекательными, теряли семьи - другими словами переставали быть женщинами в психологическом плане, копируя мужской стиль поведения.

  Однако не все  так думают. Ведь есть женщины,  которые являются как успешными  руководителями на работе, так и заботливыми женами дома. Не всегда женщина-руководитель теряет свою женственность. По некоторым источникам, феминные качества даже наоборот очень положительно влияют на руководство коллективом. Но не каждая женщина может успешно руководить, так как для руководителя важно иметь определенное мышление. Склонность женщины всегда руководствоваться интуицией рано или поздно может привести ее к значительным проблемам. Следовательно: женщина-руководитель должна обладать мышлением, которое поможет ей быть успешной в управлении предприятием и коллективом.

        Цель нашего исследования - изучить особенности мышления женщины-руководителя.

  Объект исследования – мышление как психический процесс.

  Предмет исследования – особенности мышления женщины-руководителя.

В связи с поставленной целью  предполагается решение следующих задач:

1. Изучить мышление как  познавательный процесс, его виды  и стили.

2. Изучить профессионально необходимые  качества руководителя и гендерные  отличия руководителей.

3. Изучить особенности мышления  женщины-руководителя (отличается ли  оно от мышления женщин, которые  не занимают руководящие должности).

  Гипотеза исследования: у женщин-руководителей, в отличие от женщин, которые не занимают руководящие должности,  преобладает:

1) логический вид мышления;

  1. реалистический стиль мышления.

При исследовании были использованы следующие методики:

  1. Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой).
  2. Тест Липмана «Логические закономерности».
  3. Тест «Логичность умозаключений»

         Исследование  проводилось среди женщин-руководителей  и женщин, которые не занимают  руководящие должности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.  МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ФОРМЫ, СВОЙСТВА, ВИДЫ И СТИЛИ

 

    1. Подходы к изучению процесса мышления

 

«Известный  биолог К.А. Тимирязев в одной из своих работ сказал: «Если заурядный, но получивший современное образование человек обладает в наше время сведениями о природе, которым позавидовал бы Аристотель, то причина тому лежит не в исключительном каком-нибудь умственном превосходстве, даже не в том, что непосредственно окружало его в период его личного развития, а,  конечно в тех двадцати двух веках, которые недаром же прожило с тех пор человечество» [25, с. 303].

Благодаря тому, что человечество обладает общественно выработанными средствами закрепления своего опыта, и особенно языком, мы можем передавать друг другу самые сложные достижения нашего познания. Чем дальше, тем больше этих элементов познания. И каждый из нас, появляясь на свет, не просто ощущает реальную действительность органами чувств, а начинает познавать эту реальную действительность, изучая то, что знают о ней другие люди. По выражению Энгельса, к деятельности органов чувств у человека присоединяется деятельность мышления  [25].

Вопрос о том, что такое мышление и какую роль оно играет в познании и деятельности человека, интересовало человечество издавна. Так, ещё в античности возникло разграничение деятельности органов чувств и деятельности мышления (Гераклит Ефеський - V века до н.э.; Парменид - V века до н.э.; Платон - IV вв до н.э.).

Обратимся к истории  и рассмотрим основные подходы к  изучению процесса мышления.

1. Мышление в психологии ассоцианизма.

В основе этого направления  психологии лежит принцип ассоциаций. Считалось, что мыслительные процессы недоступны для экспериментального исследования, поэтому человек как субъект осознанной, направленной мыслительной деятельности не изучался.  Развитие мышления рассматривалось как процесс накопления и укрепления ассоциаций.

2. Вюрцбургская школа.

Представители : О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе и др.

В этой школе в противоположность ассоцианистам мышление рассматривалось как внутреннее действие. Начались первые экспериментальные исследования мыслительных процессов. Но эксперименты были ограничены методом систематического самонаблюдения, когда квалифицированные психологи в качестве испытуемых должны были сообщать о процессах собственного мышления при выполнении заданий, требующих мыслительных действий. Было обнаружено, что мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое только к наглядно-образному. Также пришли к выводу, что мышление имеет предметную направленность.

В дальнейшем Н. Ахом была предпринята первая попытка создания объективного метода исследования мышления. Он создал методику образования искусственных понятий.

3. Гештальтпсихология.

Основная идея – целостная  структура или гештальт. Законы, открытые при изучении восприятия, были перенесены и на исследования мышления. Представитель гештальтпсихологии К. Коффка активно занимался исследованиями мышления и в противовес вюрцбургской школе вновь вернулся к идее чувственного созерцания, но уже с другой точки зрения. Коффка считал, что мышление – это преобразование структуры наглядных ситуаций. Чтобы понять этот процесс, представим, что исходная ситуация является неуравновешенным полем, в котором имеются неопределенности и незаполненности содержанием. В результате этого возникает напряжение, для снятия которого необходимо перейти  в другую наглядную ситуацию. В ряде последовательных переходов происходит изменение структуры наглядной ситуации, вследствие чего она перестает быть проблемной и не вызывает больше напряжения. Задача оказывается решенной в результате того, что субъект по-другому видит ситуацию.

4. Бихевиоризм (психология поведения).

       Предмет изучения – поведение. Понятие мышления включало в себя как все виды внутренней речевой деятельности, так и любых невербальных форм выражения мысли, таких как жесты и мимика

Дж. Уотсон выделял три  основные формы мышления:

1) простое развертывание речевых навыков (воспроизведение стихов или цитат без изменения порядка слов);

2) решение задач не новых, но редко встречающихся, так что они требовали бы пробного словесного поведения (попытки вспомнить полузабытые стихи);

3) решение новых задач, которые требуют словесного решения до того, как будет предпринято какое-нибудь открыто выраженное действие.

5. Психоаналитическая концепция.

Мышление рассматривается  как мотивированный процесс. Сновидение рассматриваются как разновидность  непроизвольного образного мышления. Метод свободных ассоциаций позволяет изучить ту сферу  мыслительной деятельности, которая обусловлена бессознательным.

6. Концепция мышления Ж. Пиаже.

          Пиаже рассматривает мышление как биологический процесс. Вместо понятия «мышление» использует понятие «интеллект». Он использует понятие «интеллект», поскольку критически воспринимает трактовку мышления вюрцбургской школы. Если рассматривать его трактовку интеллекта в самом общем виде, то это совокупность биологических характеристик, являющихся фундаментальными для человеческой психики. Такими характеристиками являются организация и адаптация – основные функции интеллекта.

Пиаже разрабатывает  учение о стадиях развития интеллекта, которым посвящено большинство  его исследований. Он выделяет IV такие стадии.

I – сенсомоторный  интеллект (от 0 до 2 лет).

II – дооперациональное  мышление (от 2 до 11 лет).

III – период конкретных  операций (от 7–8 до 11–12 лет).

IV – период формальных  операций.

7. Когнитивная психология.

В этом направлении мышление рассматривается как процесс переработки информации. Такой подход возник на фоне развития вычислительной техники. Введено понятие искусственного интеллекта.

Стал развиваться комплексный  междисциплинарный подход к проблеме интеллекта вообще. Это оказало большое влияние на психологическую науку. Психология стала рассматривать в качестве своего предмета процесс обработки информации в мозгу человека. Появились информационные теории восприятия, внимания, памяти, эмоций, личности.

Мыслительных процессы рассматриваются исходя из определения познавательной активности человека как активности, связанной с приобретением, организацией и использованием знания. Но в данной формулировке отсутствует важное для психологии мышления звено - порождения новых знаний, поскольку термин «приобретение» может быть понят лишь как приобретение готовых знаний

8. В отечественной психологии за основу изучения психики принят деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, В. Л. Поплужний, 0. К. Тихомиров).

Мышление рассматривается  в контексте деятельности субъекта. Методологический принцип, лежащий в основе этого подхода, - принцип деятельностного опосредствования. Он отражает детерминацию мыслительных процессов в сознании индивида содержанием, целями и социальной ценностью осуществляемой деятельности. Отечественные исследователи полагают, что возникновение человеческого мышления можно понять только в контексте изучения становления человеческой деятельности, становления человеческой психики, возникновения языка [24, 25].

Что же такое мышление?

Мышление — это высшая ступень человеческого познания. Это процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии.

Таким образом, можно  сказать, что мышление – это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

 

                               1.2. Основные формы и свойства мышления

 

В данной главе мы рассмотрим основные формы и свойства мышления, а также мыслительные операции и  мыслительный процесс.

Начнем  с краткого рассмотрения форм мышления. К ним относятся:

1). Понятие – это форма мышления, которая отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия бывают общими и единичными, конкретным и абстрактными

2). Суждение – это основная форма результата мыслительного процесса. Это высказывание, содержащее определенную мысль. Это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными.

3). Рассуждение – это работа мысли над суждением.

4). Умозаключение – это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод или выводится новое знание.

Примеры к вышеперечисленным  формам мышления можно взять из математики.  Понятие – цифра. Суждение – теорема. Рассуждение – попытка доказать теорему. Умозаключение – аксиома.

Информация о работе Особенности мышления женщины-руководителя