Особенности мышления женщины-руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 07:13, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования - изучить особенности мышления женщины-руководителя. Объект исследования – мышление как психический процесс. Предмет исследования – особенности мышления женщины-руководителя.
В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
1. Изучить мышление как познавательный процесс, его виды и стили.
2. Изучить профессионально необходимые качества руководителя и гендерные отличия руководителей.
3. Изучить особенности мышления женщины-руководителя (отличается ли оно от мышления женщин, которые не занимают руководящие должности).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ФОРМЫ, СВОЙСТВА, ВИДЫ И СТИЛИ………5
1.1. Подходы к изучению процесса мышления…………………….……………….5
1.2. Основные формы и свойства мышления………………………….……………9
1.3. Основные виды и стили мышления………………………………...….………14
Выводы по главе 1..………………………………………………………………….22
ГЛАВА II. ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ГЕНДЕРНЫЕ ОТЛИЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ…………..25
2.1. Необходимые профессиональные качества руководителя…………………..25
2.2. Гендерные отличия руководителей…………………………………………....29
Выводы по главе 2…………………………………………………………………...37
ГЛАВА III ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ-РУКОВОДИТЕЛЯ……….........40
3.1. Основные характеристики мышления женщины-руководителя……….…….40
3.2.Экспериментальное исследование особенностей мышления женщины-руководителя…………………………………………………………………………44
3.3. Рекомендации по развитию логического мышления………………….….…..59
Выводы по главе 3…………………………………………………………………...61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..65

Файлы: 1 файл

Osobennosti_myshlenia_zhenschiny-rukovoditelya.doc

— 860.50 Кб (Скачать файл)

Сложность работы руководителя обусловлена тем, что он призван  руководить всеми сферами жизнедеятельности  предприятия и обеспечивать решение  не только технико-экономических, но и социально-психологических задач.  Руководитель имеет дело прежде всего с людьми, которые могут подчиняться не в полной мере, скрывать свои подлинные чувства и намерения, пытаться манипулировать руководителем. Поэтому успешный руководитель должен обладать рядом профессионально необходимых качеств.

Под профессионально необходимыми качествами руководителя мы рассматриваем индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности [36, 37, 54].

 Когда в 90-х годах прошлого  века в США появились первые  школы бизнеса, школы подготовки  менеджеров, в программе обучения  не было узкопрофессиональных  предметов по экономике, праву,  политике. Учебное время было посвящено развитию четырех главных умений управляющих и бизнесменов:

- умению слушать - полностью понимать собеседника, вбирать главное, ценное из его слов;

- умению говорить - кратко, ясно, вежливо, убедительно;

- умению читать - быстро, избирательно, внимательно, запоминая прочно и надолго;

- умению писать - грамотно, точно, соблюдая правила делового письма [33, 38].

Так какими же качествами должен обладать успешный руководитель в наши дни?

Основные профессиональные качества руководителей:

1. Практический интеллект — способность человека мыслить логично и критически; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои  знания и опыт в решении практических задач.

2. Социальный интеллект — способность  понимать и правильно интерпретировать  чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет.

3.  Адекватная самооценка —   выражается в способности к  самонаблюдению, самоконтролю, критичности   и коррекции своего поведения.   Неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, менеджер отбрасывает информацию, которая могла бы  снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать подчиненных не по объективным результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям). Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и профессиональную компетентность приводят к тому, что менеджер берется выполнять непосильные задачи. В свою очередь, заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отрицательно влияет на отношения с коллегами или подчиненными.

4.   Профессиональная подготовлен-ность: знания, умения и навыки по профилю деятельности; знание науки управления; опыт работы.

5.- Психологическая подготовленность: интерес к деятельности, чувство ответственности; коллективизм

6. Организаторские качества: способность к быстрой и четкой ориентировке в психологии людей, практический склад ума, сила воли

7.   Педагогические качества: специфическая наблюдательность;

 педагогическая изобретательность;  любовь к людям, интерес к  их психологии и духовному  развитию [40, 41, 57, 59].

А также:   творческий подход к работе, упорство, уверенность  в себе и преданность к делу, нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи, способность к риску,

коммуникабельность и  чувство успеха, эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость, открытость, гибкость и легкую приспособляемость  к происходящим изменениям,  целеустремленность [32, 33, 34, 35].

Эти качества обеспечивают руководителю следующие необходимые  способности:

1.  способность находить кратчайший путь к достижению цели;

2. способность к самостоятельному мышлению и оперативному принятию обоснованных решений, а также к последовательному и инициативному обеспечению их выполнения;

3.  способность проводить квалифицированный анализ ситуации и разбираться в сложной обстановке;

4. способность  разрабатывать  альтернативные решения с последующим  выбором наиболее результативного;

5. способность своевременно определить содержание действий, требуемых для разрешения возникающих проблем;

6. способность проявлять волю и настойчивость в преодолении возникающих трудностей;

7.   способность высвобождать человеческую энергию (инициативу, энтузиазм);

8.  способность точно воспринимать предписания вышестоящих руководителей;

9. способность ясно  ставить задачи перед подчиненными  и осуществлять эффективный контроль  их исполнения;

10. способность согласовывать  свои замыслы с условиями действительности;

11. способность оставаться  самокритичным в оценке итогов  деятельности;

12. способность постоянно и эффективно сотрудничать с другими подразделениями и с органами контроля [32, 48, 49].

В результате многочисленных обследований лучших современных руководителей психологи называют наиболее важными следующие качества:

-  волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели (экстернал)

- настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив (готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу)

-   инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим;

-  психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями;

-   хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям;

-   самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи,но и неудачи;

-   требователен к себе и другим, умеет спросить за порученную работу;

-  критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны;

 -    надежен, держит слово, на него можно положиться;

-   вынослив, может работать даже в условиях перегрузок;

-   восприимчив  к новому;

-    склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами;

- стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях;

- оптимистичен по отношению к трудностям как к неизбежным и непреодолимым помехам;

-   решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критической ситуации брать ответственность на себя;

- способен менять  стиль поведения в зависимости от условий: может и потребовать, и подбодрить [60, 61].

 

Итак, руководитель, который  обладает вышеперечисленными качествами и способностями, достоин своего места. Его работа будет обязательно  успешной. В социуме принято считать, что многие из этих качеств (целеустремленность, способность к риску и т.д.) являются преимущественно мужскими, поэтому и руководителем должен быть мужчина. Но в наше время появилось много женщин, находящихся у руководства. Может ли женщина быть успешным руководителем? Есть ли различия между мужчиной-руководителем и женщиной, занимающей подобную должность? Об этом мы поговорим в следующей параграфе.

 

 

                              2.2. Гендерные отличия руководителей

 

«Гендер, по принятому в отечественной психологии определению, - это социальный пол, т.е. совокупность социальных и межличностных характеристик человека, устойчиво связываемых в данных общественно-исторических условиях с принадлежностью к мужчинам (мальчикам) или женщинам (девочкам)» [45. с. 143]. Часто путают значение слов «гендер» и «пол» и используют их как синонимы. Однако они имеют принципиальное различие. Пол – комплекс биологических, поведенческих и социальных признаков,  развивающихся в онтогенезе и определяющих индивида как мужчину или женщину.  Таким образом, пол – это биологическое различие, а гендер – социальное [45, 54].

Прежде, чем рассмотреть отличия  мужчин-руководителей  от женщин-руководителей, посмотрим, в чем заключаются  гендерные отличия вообще.

Согласно  Фулье:

1. У мужчин преобладают сангвинические и холерические темпераменты, у женщин – флегматические и меланхолические. Эти четыре темперамента смешиваются в разных полах, и тем не менее характерные признаки мужского и женского элементов достаточно отчетливо прослеживаются.

2. Эмоциональность. Большая эмоциональность женщин зависит от более развитого симпатического отдела вегетативной нервной системы. Женщины более чувствуют силу и разнообразие страданий, поэтому типы высочайшего страдания всегда олицетворялись народом в образе женщины.

3. Любовь женщины более постоянна, спокойна, хотя и более возвышенна.

4. Мужскому уму преимущественно соответствует способность открывать новые знания, а женскому – направленность к частным идеям.

5. Женщины обладают хорошо развитым восприятием, лучшей памятью и более способны к обучению, чем мужчины.

6. Патология психики. У мужчин  причинами психической патологии являются жизненная борьба, злоупотребление умственным трудом или чувственными наслаждениями; у женщин – отсутствие привязанности или поставляемые ей препятствия [по: 45].

По данным И.А. Сергеевой, которые в дальнейшем подтвердил М.К. Босый, женщины ориентируются на быстроту, а мужчины – на точность работы. Большинство женщин могут увеличивать темп работы с корректурными таблицами без изменения точности. Увеличение же темпа у мужчин вызывает снижение точности.

По данным  Д. Холл, у женщин более  развита эмпатия.

Также собрав данные различных источников, можно написать очень большой и любопытный список отличий. Ниже приведем более интересные, на наш взгляд гендерные различия [44, 50] (также см. приложение 2).

1. В восприятии мужчины главное место занимает то, что он видит. У женщины большая часть впечатлений связана с восприятием речи. Не случайны высказывания что « мужчина любит глазами, а женщина- ушами».

2. В обыденной ситуации женщины обладают большей наблюдательностью, в ситуации же стресса, опасности женщина скорее «теряет голову», а вместе с тем и наблюдательность. У мужчин в ситуации опасности наблюдательность обостряется.

3. Для женщин важен процесс, для мужчин – результат.

4. У женщины более личное отношение к событиям. В силу этого у женщин довольно сильно развито воображение, фантазия, в результате которых иногда возникают такие замыслы, что мужчины берутся за голову.

5. Женщины чаще меняют выражение лица и могут отразить несколько десятков различных чувств, в то время как у мужчин, как правило, можно распознать только два: отвращение и равнодушие.

6. Женщины лучше приспособляются к изменяющимся обстоятельствам.

7. Женщины болеют примерно в 2 раза меньше мужчин. Продолжительность жизни женщин на 7-15 лет больше, чем у мужчин.

8. У женщин меньше уродств, реже встречается инфантилизм. Женщин-самоубийц в 3-4 раза меньше меньше, чем мужчин.

9. Женщины лучше мужчин переносят боль, а также монотонную, однообразную, неинтересную деятельность.

10. Мужчины в большинстве своем легко узнаваемы. Женщина никогда не выдает себя. Она знает, что на нее всегда смотрят, поэтому все в женщине приготовлено для такого просмотра.

11.  Самооценка у женщин чаще занижена, у мужчин- завышена. Мужчины чаще бывают довольны собой.

12. В конфликте женщины нападают больше на внешность, чем на основные качества людей.

13. В привязанностях женщины ищут больше удовольствий, мужчины - пользы;

14. Женщины ошибки осуждают строже, чем преступления

15. Женщины склонны придавать больше значения словам, чем делу.

16. Мужчина предпочитает размышлять молча, высказывая лишь окончательный результат. Женщина думает вслух, что воспринимается мужчиной как болтовня.

17. Женщины не придают  никакого значения своим словам, зато значение слов мужчины непомерно преувеличивают.

18. Женщина, добывающая  деньги своим собственным трудом, относится к ним более осмотрительно  и экономно, чем мужчина.

19. Мужчины терпеть не могут, когда кто-то вмешивается в их жизнь, для женщин же плохо не вмешиваться, если кто-то нуждается в помощи, и из-за этого тоже возникают разногласия в общении мужчин с женщинами.

20. Одно из важнейших различий между мужчинами и женщинами состоит в манере поведения в стрессовых ситуациях. Мужчинам свойственно замыкаться в себе, чтобы в одиночку "переварить" проблему и связанные с ней переживания, тогда как женщин прямо-таки захлестывают эмоции. В такие минуты, чтобы взять себя в руки, мужчинам и женщинам требуются совершенно разные вещи. Мужчине становится легче, когда он принимается за решение проблемы, а женщине – когда она говорит о ней.

21.  Мужчины испытывают душевный подъем и прилив сил, когда чувствуют себя нужными. Без этого ощущения мужчина в своих отношениях с женщиной постепенно теряет активность и энергию, и с каждым днем способен все меньше вложить в эти взаимоотношения. С другой стороны, чувствуя, что женщина верит в него, ценит его усилия, направленные на удовлетворение ее потребностей, мужчина в полном смысле слова обретает крылья и готов на большую самоотдачу. Женщины, испытывают душевный подъем и прилив сил, когда чувствуют, что о них заботятся. Не ощущая этой заботы в своих взаимоотношениях с мужчиной, женщина постепенно устает от односторонней ответственности, от того, что ей приходится слишком много отдавать [33, 39, 55, 57].

Информация о работе Особенности мышления женщины-руководителя