Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 07:13, дипломная работа
Цель нашего исследования - изучить особенности мышления женщины-руководителя. Объект исследования – мышление как психический процесс. Предмет исследования – особенности мышления женщины-руководителя.
В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
1. Изучить мышление как познавательный процесс, его виды и стили.
2. Изучить профессионально необходимые качества руководителя и гендерные отличия руководителей.
3. Изучить особенности мышления женщины-руководителя (отличается ли оно от мышления женщин, которые не занимают руководящие должности).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ФОРМЫ, СВОЙСТВА, ВИДЫ И СТИЛИ………5
1.1. Подходы к изучению процесса мышления…………………….……………….5
1.2. Основные формы и свойства мышления………………………….……………9
1.3. Основные виды и стили мышления………………………………...….………14
Выводы по главе 1..………………………………………………………………….22
ГЛАВА II. ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ГЕНДЕРНЫЕ ОТЛИЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ…………..25
2.1. Необходимые профессиональные качества руководителя…………………..25
2.2. Гендерные отличия руководителей…………………………………………....29
Выводы по главе 2…………………………………………………………………...37
ГЛАВА III ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ-РУКОВОДИТЕЛЯ……….........40
3.1. Основные характеристики мышления женщины-руководителя……….…….40
3.2.Экспериментальное исследование особенностей мышления женщины-руководителя…………………………………………………………………………44
3.3. Рекомендации по развитию логического мышления………………….….…..59
Выводы по главе 3…………………………………………………………………...61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..65
Умозаключения бывают: индуктивными, дедуктивными и по аналогии.
- индукция – вывод в процессе мышления частного суждения из общего;
- дедукция – вывод в процессе мышления общего суждения из частного;
- аналогия – вывод в процессе мышления частного суждения из частного.
Пример индуктивного умозаключения: «Все люди смертны. Все греки люди.
Следовательно, все греки смертны».
Пример дедуктивного умозаключения: « Если идет дождь, земля является мокрой. Идет дождь. Земля мокрая».
Пример аналогии: «В математической дроби, чем больше знаменатель, тем меньше числитель. Человека можно сравнить с математической дробью: числитель – то, что он из себя представляет на самом деле, знаменатель – его самооценка. Вероятно, что чем выше человек себя оценивает, тем он хуже на самом деле [2,3,6,11].
Теперь также кратко
обратимся к свойствам
Свойства мышления характеризуют особенности протекания мыслительных процессов и обеспечивают продуктивность умственной деятельности, поэтому их еще называют индивидуальными различиями в мыслительной деятельности. К ним относят:
- гибкость мысли «выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки»[27, с.183];
- глубина мышления характеризуется умением вникать в сущность, раскрывать причины явлений, предвидеть последствия;
- широта мышления выражается в умении охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики;
- самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;
- быстрота ума выражается в способности человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение;
- торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, останавливается на недостаточно продуманных суждениях и умозаключениях;
- экономичность мышления определяется числом логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность;
- последовательность мысли характеризуется умением соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса;
- критичность ума проявляется в умении человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы [8, 10, 12, 13, 14, 15].
Следует сказать, что вышеперечисленные качества не столько относятся к характеристикам продуктивности собственно мыслительной деятельности, сколько к свойствам личности более высокого уровня, обусловливающим продуктивность познавательной деятельности и не только познавательной деятельности, но и более широкой деятельности сознания и рефлексии.
Мышление осуществляется
совокупностью различных
Анализ – это мысленное разложение объекта на составные части для выделения из целого различных его сторон, свойств, отношений. Анализ позволяет понять структуру того, что мы воспринимаем, мысленно выделить и отдельные свойства предмета, такие как цвет, форма предмета, скорость процесса. Анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем какой-либо предмет, но и тогда, когда мы воспроизводим его образ по памяти.
Синтез – процесс, обратный анализу. Это объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Синтез может осуществляться и на основе восприятия, и на основе воспоминаний или представлений. Прочитав отдельные фразы какого-либо высказывания или логического утверждения, мы можем воссоздать эту фразу или утверждение в целом. Для синтеза, как и для анализа, характерно мысленное оперирование свойствами предмета.
Сравнение – это установление между предметами сходства или различия, равенства или неравенства. Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными. Именно из-за этого одни и те же предметы в одном случае мы считаем похожими друг на друга, а в другом случае мы не видим между ними никакого сходства. Примером может быть то, что, если раскладывать предметы гардероба по признаку цвета и по признаку назначения, то в каждом из этих случаев набор вещей на одной полке будет другим [5].
Есть два пути
в осуществлении операции
Абстракция (или абстрагирование) – это мысленное отвлечение от второстепенных, не существенных в данной ситуации сторон, свойств или связей предмета и выделение одной какой-либо стороны, свойства. Абстракция хорошо используется при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки. Например, услышав слово «стол», мы представляем некий образ целого класса предметов. В этом понятии объединяются наши представления о разных столах. Для того чтобы сформировать данное понятие, нам необходимо было отвлечься от целого ряда частных свойств и признаков, характерных только для определенного объекта или отдельной группы объектов, которые определяются сформированным нами понятием.
Конкретизация – противоположный абстрагированию процесс. Это движение мысли от общего к частному, от абстрактного к конкретному с целью раскрыть его содержание. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии
Систематизация – это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку (например, химические элементы в периодической таблице Д. И. Менделеева).
Обобщение – это объединение многих предметов по какому-либо общему признаку. При этом единичные признаки отбрасываются. Сохраняются только существенные связи. Обобщение дает возможность установить связь неизвестного объекта с известными на основе наличия общего признака, свойственного им [16, 17, 19, 20].
Мы рассмотрели основные формы, свойства и операции мышления. Теперь рассмотрим сами процессы мышлении.
Мыслительный процесс — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации, это сознательный и целенаправленный процесс, который оперирует понятиями и образами, и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т. п.).
Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:
- формирование и усвоение понятий;
- решение проблем.
В решении проблемы выделяют 4 стадии:
- подготовка;
- созревание решения;
- вдохновение;
- проверка найденного решения. [27, с.178].
Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления. При решении сложной проблемы вырабатывается гипотеза (путь решения). За осознанием гипотезы следует потребность в проверке.
Критичность — признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное. После проверки мыслительный процесс переходит к окончательной фазе — умозаключению [27].
Структура мыслительного процесса подробно показана в приложении 1.
В данном параграфе мы рассмотрели самые важные для мышления понятия, без которых процесс мышления нельзя объяснить. В следующей главе мы обратимся к видам мышления.
Виды мышления - это проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач, поиске ответов на вопросы.
Виды мышления выделяют по различным признакам. Начнем с традиционной классификации.
Это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств.
Это генетически наиболее ранняя форма мышления, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. «Общественно выработанные обобщенные способы употребления предметов и есть те первые знания (обобщения), которые ребенок усваивает с помощью взрослого из общественного опыта» [27, с. 175].
2. Наглядно-образное мышление.
Для этого вида характерна уже опора на образы предметов, на представления об их свойствах. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Ярко проявляется у дошкольников в возрасте 4-6 лет, когда дети мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями. Примером может быть опыт Ж. Пиаже, когда дошкольникам дают два одинаковых шарика из теста. Ребенок говорит, что они равны. Затем у него на глазах один из шариков раскатывают в лепешку. Дети, видя, что к шарику теста не добавляли, все равно считают, что тесто в лепешке увеличилось.
Подразумевает установление закономерностей в тех или иных процессах, выявление причинно-следственных связей, открытие законов. Этот вид мышления присущ ученым-теоретикам, исследователям. Например, открытие периодического закона Д. Менделеевым.
Характер обобщений – научные понятия.
2. Практическое мышление.
К задачам практического мышления относятся подготовка и осуществление преобразований мира в предметном плане. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и т. п. Из современных видов деятельности можно привести как пример работу программиста – при написании программ, обеспечивающих функционирование производства и учета продукции, присутствует немалая доля практического мышления. Вообще, в процессе напряженной трудовой деятельности практическое мышление часто протекает в условиях дефицита времени, необходимости действовать в авральном режиме. Поэтому практическое мышление ничуть не менее сложный вид, чем теоретическое.
Характер обобщений – житейские, ситуативные.
Итак, можно сказать, что теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих от сюда структурных и динамических особенностей.
III. По степени развернутости
1. Аналитическое мышление (логическое).
Аналитическое мышление представляет собой поэтапно развернутый во времени процесс, достаточно четко представленный в сознании.
2. Интуитивное мышление.
Основными характеристиками интуитивного мышления являются быстрота протекания, отсутствие явно выраженных этапов и минимальная осознанность.
Таким образом, для сравнения аналитического и интуитивного мышления используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), степень осознанности протекания.
IV. По вектору направления
Этот вид мышления направлен вовне и регулируется логикой.
2. Аутистическое мышление.
Такое мышление имеет противоположный вектор – оно связано с желанием человека уйти от реальности, углубиться в свой внутренний мир, мыслить в соответствии с собственной логикой. Его иногда еще называют эгоцентрическим мышлением в силу нежелания и невозможности принять чужую точку зрения.
V. По критерию новизны и оригинальности решаемых задач.
Продуктивное мышление направлено на создание нового способа решения той или иной задачи или усовершенствование уже существующего способа.
Репродуктивное мышление
характеризуется применением
VI. По степени включенности в мышление волевых процессов
1. Произвольное мышление.
Это мышление задействовано при целенаправленном решении поставленной задачи.
2. Непроизвольное мышление.
Этот вид мышления представляет собой свободное течение мыслей, не преследующее никаких целей (например, созерцание природы).
[21, 22, 23, 24, 25]
А теперь рассмотрим индивидуальные стили мышления:
1. синтетический стиль мышления
Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое и оригинальное, комбинировать противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Это теоритезированный стиль мышления. Девиз Синтезатора - "Что, если…".
Информация о работе Особенности мышления женщины-руководителя