Особенности мышления женщины-руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 07:13, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования - изучить особенности мышления женщины-руководителя. Объект исследования – мышление как психический процесс. Предмет исследования – особенности мышления женщины-руководителя.
В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
1. Изучить мышление как познавательный процесс, его виды и стили.
2. Изучить профессионально необходимые качества руководителя и гендерные отличия руководителей.
3. Изучить особенности мышления женщины-руководителя (отличается ли оно от мышления женщин, которые не занимают руководящие должности).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ФОРМЫ, СВОЙСТВА, ВИДЫ И СТИЛИ………5
1.1. Подходы к изучению процесса мышления…………………….……………….5
1.2. Основные формы и свойства мышления………………………….……………9
1.3. Основные виды и стили мышления………………………………...….………14
Выводы по главе 1..………………………………………………………………….22
ГЛАВА II. ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ГЕНДЕРНЫЕ ОТЛИЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ…………..25
2.1. Необходимые профессиональные качества руководителя…………………..25
2.2. Гендерные отличия руководителей…………………………………………....29
Выводы по главе 2…………………………………………………………………...37
ГЛАВА III ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ-РУКОВОДИТЕЛЯ……….........40
3.1. Основные характеристики мышления женщины-руководителя……….…….40
3.2.Экспериментальное исследование особенностей мышления женщины-руководителя…………………………………………………………………………44
3.3. Рекомендации по развитию логического мышления………………….….…..59
Выводы по главе 3…………………………………………………………………...61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..65

Файлы: 1 файл

Osobennosti_myshlenia_zhenschiny-rukovoditelya.doc

— 860.50 Кб (Скачать файл)

В первой главе мы рассмотрели  такой познавательный процесс, как  мышление, и его основные виды и  стили. Как мы видим,  люди могут  мыслить абсолютно по-разному. Кто-то больше руководствуется интуицией, кто-то логикой. Одни предпочитают изобретать что-то новое, другие придерживаются уже установленных теорий. Кому-то проще идти к цели методом проб и ошибок, а кому-то нужно изначально разработать четкую стратегию и затем действовать согласно намеченному плану.

Во второй главе мы рассмотрели, каким должен быть руководитель: его профессиональные качества, а  также гендерные отличия руководителей. Руководитель имеет особую ответственность, а это подразумевает наличие определенных качеств и стиля мышления независимо от того, мужчина это или женщина. Как мы уже говорили выше, для женщины стать руководителем гораздо сложнее, чем для мужчины, это обусловлено социальным фактором, ведь принято считать, что женщина должна быть хранительницей домашнего очага. Поэтому к женщине-руководителю предъявляют больше требований, чем к мужчине, ведь считается, что это не женское дело. Чтобы стать хорошим руководителем, женщина должна не просто соответствовать мужчине, но и быть гораздо лучше его, иначе ее не заметят.

Посмотрим, что думают о руководителях женщинах и мужчинах представители разного пола.

В оценках, которые даются мужчинами, женщины-руководители более  уверены в себе, требовательны, упрямы, уступчивы, зависимы, чем лидеры-мужчины. Мужчины-руководители более направлены на цель, деловиты, стремятся к доминированию, более тактичны и отзывчивы, чем женщины-руководители. Таким образом, в оценках мужчин как мужчины-руководители, так и женщины-руководители наделяются и традиционными чертами, и качествами, ранее считавшимися прерогативой противоположного пола.

По оценкам женщин, женщины-руководители превосходят  мужчин-руководителей по критериям: направленность на цель, деловитость, доминирование, уверенность в себе, требовательность, упрямство. Лидеры-мужчины более уступчивы, зависимы, отзывчивы, более тактичны, чем женщины-лидеры. То есть в представлениях женщин мужчины-руководители наделяются скорее «традиционно женскими» чертами, а женщины-руководители - «традиционно мужскими».

При оценках лидеров  одного с ними пола испытуемые отвечают таким образом, что в оценках  мужчин мужчины-руководители более  феминны, чем женщины-руководители в оценках женщин, по критериям  зависимости, такта, отзывчивости. Женщина-руководитель в оценках женщин более «мужественна», чем лидер-мужчина в оценках мужчин, по критериям: доминирование, уверенность в себе, требовательность.

Приблизительно равны  показатели оценки доминирования, которые  дают обе группы испытуемых руководителям  другого пола. В руководителях противоположного пола мужчины видят более выраженными уверенность, требовательность, упрямство, уступчивость, зависимость (по сравнению с представлениями женщин о мужчинах-руководителях). Женщины в мужчинах-руководителях видят направленность на цель, деловитость, психологический такт и отзывчивость (по сравнению с лидерами-женщинами в оценках мужчин)[ 48 с. 124].

Как мы видим, по мнению людей, хороший руководитель должен совмещать  в себе как феминные, так и маскулинные  черты.

Что помогает женщине  руководителю выделяться и превосходить мужчину? Ее истинно женские качества. А именно:

- психологическая гибкость.

- эмпатия

- более высокий социальный  интеллект

- интуиция

- способность расчленять  целое на части

- склонность к наставничеству

- любознательность

- обязательность

- умение вовремя остановиться

- экономичность

Многие феминные качества действительно помогают  быть более  эффективной в руководстве, но быть просто женщиной не достаточно, ведь женщина  по своей природе должна подчиняться, а не руководить. Поэтому, чтобы стать главой фирмы,  женщина должна иметь и маскулинные черты. Такие как:

- решительность

- лидерство

А также женщина должна иметь мышление, как у мужчины-руководителя, ведь мышление — наиболее сложный когнитивный процесс, играющий важную роль в деятельности руководителя.

Хороший руководитель обладает и особым стилем мышления, для которого характерны быстрота обработки  получаемой информации, нестандартность  принимаемых решений и развитые способности к анализу и синтезу.

В чем же одно из главных отличий в мышлении мужчины и женщины вообще? Различия заложены на генетическом уровне. У мужчин лучше развита кора головного мозга, у женщин - подкорка. Как следствие - у мужчин лучше развито логическое мышление, а у женщин - интуитивное.

Каким же должно быть мышление руководителя?

Чтобы это  понять вернемся к некоторым функциям руководителя:

  1. «познания — познание человека, группы, организации, ее внутренней и внешней среды, актуальной ситуации управления;
  2. прогноза — определение основных направлений и динамики развития организации;
  3. проектирования — определение целей и задач организации, программирование и планирование деятельности;
  4. коммуникативно-информационная — формирование, структурирование и сохранение коммуникативных сетей, сбор и преобразование информации, необходимой для управления;
  5. мотивации — рациональное воздействие на совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность сотрудников организации;
  6. руководства — принятие ответственности за принимаемые решения и их последствия на основе нормативных актов или внутриорганизационных соглашений;
  7. организации — реализация целей и задач управления;
  8. обучения — передача необходимых знаний, умений персоналу организации;
  9. развития — целесообразное изменение психологических переменных личности и группы;
  10. оценки — формирование и применение норм и стандартов деятельности;
  11. контроля — отражение соответствия актуального состояния организации целям управления;
  12. коррекции — внесение необходимых изменений в цели и программу управления» [51. с. 104].

Какой вид мышления (логический или интуитивный) должен преобладать, для того, чтобы успешно выполнить вышеперечисленные функции? Конечно интуитивное мышление могло бы помочь таким функциям как познание, мотивация, но главным должно быть логическое мышление, потому что, если руководствоваться интуицией без аналитического анализа, то выполнение функций будет неэффективным. Следовательно: женщина-руководитель должна перенять у мужчины такую особенность, как логическое мышление. Можно ли развить такое мышление?  Да, конечно, и в конце главы мы дадим рекомендации.

Критерию продуктивное-репродуктивное мышление мы не придаем особого значения, так как оба вида хороши в управленческой деятельности. Креативность – это  конечно большой плюс, но и оперирование уже существующими теориями ничуть не повлияет на успешность руководства.

Хороший руководитель должен:

- оперативно решать  текущие задачи, соответственно  должен быстро и гибко мыслить;

- быть конкретным;

- не быть доверчивым, но все предавать анализу;

- искать ресурсы и  возможности;

- быть практиком.

Хороший руководитель должен совмещать в себе аналитический  ум, быстроту мыслительных процессов  и гибкость мышления. Такая особенность  присуща реалистическому стилю  мышления.

 

3.2 Экспериментальное  исследование особенностей мышления женщины-руководителя

 

В исследовании принимали  участие две группы женщин. Первая группа – это женщины-руководители; вторая группа – женщины не занимающие руководящие должности. Каждая группа содержала по   30 человек. Ограничений  по возрасту нет, но все испытуемые попали в интервал от 19 до 47 лет.

Цель исследования: изучить  особенности мышления женщины-руководителя.

Задачи исследования:

1. Выявить стили мышления  женщин обеих групп. Проанализировав        результаты,  определить, есть ли  отличия в стилях мышления женщин-руководителей и обычных женщин. Определить присущий женщинам-руководителям стиль мышления.

2. Выявить степень  развития логического мышления  женщин-руководителей и определить  отличия степени развитости логического  мышления женщин-руководителей и женщин, не занимающих руководящих постов

Исследование проводилось  в виде тестирования. Обе группы женщин должны были ответить на вопросы  тестов. Использовалось три методики:

1. Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л.Громовой).

Диагностическая цель: Исследование индивидуальных особенностей мышления.

Этот тест предназначен для того, чтобы помочь определить предпочитаемый способ мышления, а  также манеру задавать вопросы и  принимать решения. Среди предлагаемых на выбор ответов нет правильных или неправильных. Важно как можно точнее сообщать об особенностях реального мышления, а не о том, как, по мнению испытуемого, следовало бы мыслить.

Каждый пункт данного  опросника состоит из утверждения, за которым следуют пять его возможных  окончаний. Задача испытуемого – указать ту степень, в которой каждое окончание применимо к нему. Самое подходящее – 5, и так вниз до цифры 1. Каждый номер должен быть использован только один раз. Каждое из пяти окончаний в группе должно получить номер. Вопросы теста приведены в приложении 7.

Далее результаты переносятся  в соответствующие квадратики на бланке дешифратора и суммируются  сначала по строкам, а затем –  по столбцам, следуя указаниям на бланке. Далее нужно перенести полученные оценки в пять пустых квадратов, расположенных ниже. Эти квадраты соответствуют пяти стилям мышления (С, И, П, А, Р). Соответственно, где балл больше, тот стиль мышления и преобладает.

2. Тест Липмана «Логические закономерности».

Диагностическая цель: Исследование логического аспекта мышления.

Процедура тестирования: Испытуемым предъявляются письменно  ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий  фиксируется. Оценка результатов производится с помощью таблицы. См. приложение 8.

     3. Тест «Логичность умозаключений»

Диагностическая цель: Исследование логического аспекта мышления.

Процедура тестирования. Испытуемым предъявляются задания. В каждом задании два связанных между собой суждения и вывод-умозаключение. Некоторые умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого задания – 10 секунд.

См. приложение 9

 

Таблица 1. Результаты группы 1 (женщины-руководители)

 

Синтетический

Идеалистический

Прагматический

Реалистический

Аналитический

1.

Елена

39

55

58

64

54

2.

Окса-на

51

52

54

58

55

3.

Ма-рина

48

54

49

55

64

4.

Ири-на

52

51

50

63

54

5.

На-талья 

54

46

76

50

55

6.

Олеся

51

51

52

62

53

7.

На-талья 

48

49

72

55

55

8.

Алла 

55

54

71

49

41

9.

Ири-на

38

47

61

65

59

10.

Анна 

40

50

69

62

49

11.

Олеся

50

47

76

49

48

12.

Ири-на

40

54

57

65

53

 

13.

На-талья 

 

53

 

47

 

55

 

65

 

50

14.

Юлия 

43

40

62

70

55

15.

Анас-тасия 

51

41

58

67

53

16.

На-талья 

48

42

60

61

59

17.

Ири-на

41

45

68

66

50

18.

Анна 

40

51

72

54

53

19.

Галина 

30

51

61

72

49

20.

Наталья

50

49

52

69

50

21.

Анас-тасия 

41

41

79

55

54

22.

Ольга

51

50

52

65

53

23.

Анас-тасия 

43

30

63

72

62

24.

Анас-тасия 

40

58

55

68

49

 

25.

Жанна

 

45

 

37

 

55

 

73

 

60

26.

Оксана 

54

41

59

67

49

27.

Ольга

39

38

49

64

62

28.

Ольга

37

55

74

64

40

29.

Мари-на

51

42

59

63

55

30.

Дина-ра

36

32

63

74

65


 

 

График 1. Результаты группы 1 (женщины-руководители)

Реалистический стиль  мышления преобладает у 67% испытуемых, прагматический – у 27% и аналитический  – у 6%. Ни у одной испытуемой первой группы не преобладает синтетический и идеалистический стили.

 

 Таблица 2. Результаты группы 2 (женщины, не занимающие руководящие должности)

 

Синтетический

Идеалистический

Прагматический

Реалистический

Аналитический

1.

На-талья 

65

50

69

46

40

2.

Марина

50

51

53

60

56

3.

Кристина

63

65

61

50

31

4.

Замира 

75

63

62

37

33

5.

На-талья 

44

50

74

52

50

6.

Ирина

67

66

65

50

22

7.

Клара

 

68

 

63

 

59

 

54

 

26

8.

На-талья 

67

73

50

50

40

9.

Томара 

71

70

54

34

41

10.

Томара 

67

69

30

63

39

11.

Галина 

63

59

55

52

41

12.

Галина 

40

52

49

74

55

13.

Анастасия

49

29

55

64

73

14.

Наталья

59

69

63

44

35

15.

Алма 

72

57

58

49

34

16.

Людмила

40

69

65

55

41

17.

Мила 

 

62

 

67

 

65

 

42

 

34

18.

Галина 

57

56

55

50

52

19.

Лидия

63

74

61

40

26

20.

Оксана 

64

60

59

50

37

21.

Елена

 

67

 

49

 

55

 

50

 

49

22.

Тать-яна 

65

69

49

49

38

23.

Свет-лана

55

73

55

44

43

24.

Вера 

63

69

49

58

31

25.

Алек-сандра

64

66

50

33

57

26.

На-талья 

73

65

54

40

38

27.

Елена

37

42

54

66

68

28.

Марина 

35

34

79

63

59

29.

Юлия 

 

68

 

73

 

53

 

33

 

44

30.

Надеж-да

56

69

50

55

40

Информация о работе Особенности мышления женщины-руководителя