Особенности мышления женщины-руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 07:13, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования - изучить особенности мышления женщины-руководителя. Объект исследования – мышление как психический процесс. Предмет исследования – особенности мышления женщины-руководителя.
В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
1. Изучить мышление как познавательный процесс, его виды и стили.
2. Изучить профессионально необходимые качества руководителя и гендерные отличия руководителей.
3. Изучить особенности мышления женщины-руководителя (отличается ли оно от мышления женщин, которые не занимают руководящие должности).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ФОРМЫ, СВОЙСТВА, ВИДЫ И СТИЛИ………5
1.1. Подходы к изучению процесса мышления…………………….……………….5
1.2. Основные формы и свойства мышления………………………….……………9
1.3. Основные виды и стили мышления………………………………...….………14
Выводы по главе 1..………………………………………………………………….22
ГЛАВА II. ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ГЕНДЕРНЫЕ ОТЛИЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ…………..25
2.1. Необходимые профессиональные качества руководителя…………………..25
2.2. Гендерные отличия руководителей…………………………………………....29
Выводы по главе 2…………………………………………………………………...37
ГЛАВА III ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ-РУКОВОДИТЕЛЯ……….........40
3.1. Основные характеристики мышления женщины-руководителя……….…….40
3.2.Экспериментальное исследование особенностей мышления женщины-руководителя…………………………………………………………………………44
3.3. Рекомендации по развитию логического мышления………………….….…..59
Выводы по главе 3…………………………………………………………………...61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..65

Файлы: 1 файл

Osobennosti_myshlenia_zhenschiny-rukovoditelya.doc

— 860.50 Кб (Скачать файл)

Задача 8.

Какой знак надо поставить  между написанными рядом цифрами 2 и 3, чтобы получилось число, больше двух, но меньше трех?

Задача 9.

В пруду растет 1 лист лилии. К вечеру каждого дня число  листьев удваивается.

На какой день пруд будет покрыт листьями наполовину, если полностью он будет покрыт лилиями  через 100 дней?

Задача 10.

Во дворе дети катались на велосипедах.

Самые маленькие на 3-хколесных. Школьники на 2-хколесных.

Миша сосчитал, что  у всех велосипедов было 12 колес.

Сколько на 3-х и 2-х  колесных велосипедов было на улице?

 

Выше перечислены лишь некоторые из методов, которые развивают логическое мышление. Но если регулярно выполнять эти рекомендации. То результат не замедлит себя ждать.

 

Выводы по главе 3:

 

Итак, в данной главе  мы изучили особенности мышления женщины-руководителя. Выявили, чем  отличается мышление женщин-руководителей от женщин, которые не занимают руководящие должности. Выдвинули гипотезу и провели эксперимент.

Пришли к выводу, что  мышление женщины-руководителя имеет  мужскую особенность, а именно, хорошо развитую логику. Это очень важно в управленческой деятельности, так как хороший руководитель должен уметь анализировать, прогнозировать, строить стратегии. Степень развития логического мышления гораздо ниже у женщин, которые не занимают руководящие должности, ведь генетически заложено, что женщина руководствуется логикой. Также выяснили, что логическое мышление можно развить.

Также изучили и другую особенность мышления женщины-руководителя, а именно то, что у большинства  женщин-руководителей преобладает  реалистический стиль мышления. Реалистический стиль мышления сочетает в себе реалистический, аналитический,  практический и теоретический виды мышления. А также хорошо развитую гибкость, самостоятельность и последовательность мыслительных процессов. Этот стиль ориентирован на текущие задачи и не любит заглядывать далеко в будущее. Для этого стиля характерна конкретика. И действительно, для руководителей важно:

- уметь быстро решать  текущие задачи;

- уметь аналитически  мыслить, строить стратегии, но  в тоже время уметь быстро  переключаться и подстраиваться под ситуацию, если она идет не по плану.

- быть конкретным;

- не быть доверчивым, но все предавать анализу;

- искать ресурсы и  возможности;

- быть практиком.

Все это является описанием  именно реалистического стиля мышления.

Среди женщин, которые не занимают руководящие должности, процентное соотношение тех, у кого преобладает реалистичесий стиль мышления, минимален.

В ходе эмпирического  исследования сделали следующие выводы:

Мышление женщин-руководителей  действительно отличается от мышления женщин, которые не стоят у руководства. У женщин-руководителей преобладает реалистический стиль мышления.

Степень развития логического  мышления у женщин-руководителей  гораздо выше, чем у женщин, которые  не находятся на руководящих должностях.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, в процессе исследования мы решили следующие задачи:

1. Изучили мышление как познавательный  процесс. Выяснили, что существуют  различные виды мышления. Изучили  стили мышления. Пришли к выводу, что люди мыслят по-разному.  Кто-то руководствуется логикой, кто-то интуицией. Кто-то склонен находить новые пути решения проблем, кто-то руководствуется уже знакомыми методами. Кто-то сначала строит стратегию, а затем действует, а кто-то решает задачи «методом проб и ошибок». Также пришли к выводу, что мыслительные процессы у всех протекают по-разному: у кого-то быстро, у кого-то медленно; кто-то легко переключается на новое, кто-то не может сразу переключиться; кто-то вникает в суть проблемы, а кто-то мыслит поверхностно.

2. Изучили профессионально необходимые качества руководителей,  также рассмотрели гендерные отличия руководителей. Пришли к выводу, что как мужчины-руководители, так и женщины-руководители имеют много общих профессионально необходимых качеств, таких как: практический и социальных интеллект, адекватная самооценка, профессиональная подготовленность,организаторские и педагогические способности. Также нашли и отличия. Женщина-руководитель отличается от мужчины-руководителя по следующим параметрам: гибкость мышления, эмпатия, демократичность, интуитивность и т.д.

3. Изучили особенности мышления  женщины-руководителя. Пришли к выводу, что мышление женщин-руководителей   отличается от мышления женщин, которые не находятся на руководящих  должностях. Женщины у руководства  склонны к анализу, они не  полагаются только на интуицию, хотя и ей они тоже руководствуются. Женщины-руководители имеют хорошо развитое логическое мышление, в отличие от женщин, которые не находятся на руководящих должностях. Женщина-руководитель руководствуется фактами, а не догадками. Женщина-руководитель способна строить планы и быть гибкой в их исполнении.

Использовав специальные методики, исследовали две группы женщин: руководителей  и не руководителей. Проанализировав  результаты тестов, подтвердили гипотезу о том, что у женщин руководителей, в отличие от женщин, которые не находятся на руководящих должностях, очень хорошая степень развития логического мышления. Также пришли к выводу, что у женщин-руководителей преобладает реалистический стиль мышления.

Таким образом, поставленная гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературыF

 

1. Блонский П.П.  Память и мышление. -  СПб., 2001. - 283 с.

2. Немов Р.С.  Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.  Книга 1. Общие основы психологии. - М., 2003. - 688 с.

3. Узнадзе Д.Н.  Общая психология. - М., 2004. - 413 с.

4. Общая психология / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1.  Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2005. - 352 с.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2001. - 592 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000 - 592 с.

7. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Тесты. - М., 2003. - 192 с.

8. Основы общей психологии. Психология как наука, природа и качественные особенности психики человека / Под ред. Н.М. Пилипенко. - М. 1999. - 49 с.

9. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М., 1977. - 178 с.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь. -  М., 1999. - 352 с.

11. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - М., 1999. - 232 с.

12. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том третий. Проблемы развития психики. - М., 1999. - 346 с.

13. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2002. - 400 с.

14. Психологическая основа логических суждений / Пер С. Лопашопа. - М., 2007. - 96 с.

15. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, 2002 –F 542 с.

16. Годфруа Ж. Что такое психология.  Том 1. - М., 1992.- 496с.

17. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии. - М., 2006. - 224с.

18. Дмитриева Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций:: серия «Экзамен в кармане». -  М. -  2007

19. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. - М., 2008. - 176 с.

               20. Ильин И.П. Психология творчества, креативности, одаренности. -  СПб., 2009 – 395 с.

20. Корнилов Ю.К. Психология практического мышления. Монография. - Ярославль, 2000. - 205с.

21. Леонтьев А.Н. Лекции  по общей психологии М., 2000. - 348 с.

22. Вертгеймер М.В.  Продуктивное мышление. - М., 1987. - 336 с.

23. Шадриков В.Д. Способности человека. - М., 1997. - 288 с.

24. Марцинковская Т.Д.  История психологии. - М., 2003. - 544 с.

25. Детская энциклопедия. Том 7 / Под ред. А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Маркосян. - М., 1966. - 583 с.

26. Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии. - М., 1946. - 537 с.

27. Столяренко Л.Д. Основы общей психологии. - Ростов-на-дону., 2000. - 362 с.

28. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 2000. – 368 с.

29. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов-на-дону., 2000. - 576 с.

30. Коняхин А.В. Тренинг интеллектуальных способностей. - СПб., 2008. - 128 с.

31. Тихомиров О.К. Психология  мышления. - М., 2005. - 288 с.

32. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. - СПб., 2004. - 416 с.

32. Большаков А.С. Менеджмент. Психология успеха. Психологические аспекты управления персоналом.  - СПб., 2002. - 160 с.

33. Потеряхин. А.Л. Психология  управления. - Киев., 1999. - 384 с.

34. Станкин М.И. Психология в бизнесе. Юмор как рычаг успеха. - М., 2003. - 149 с.

35. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса. - СПб., 2008. - 304 с.

36. Бандура А.М., Бочарова  С.П., Землянская Е.В. Психология управления. -Харьков., 1998. - 464 с.

37. Иванов В.С. Социология и психология управления. Конспект лекций. -Томск., 1999. - 59 с.

38. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессионильной деятельности. - СПб., 2003. - 310 с.

39. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2007. - 544 с.

40. Сацков Н.Я. Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя. - Донецк., 1998. - 174 с.

41. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. - М., 2005. - 584с.

42. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учеб. пособие для вузов. - Екб., 2005. - 768 с.

43. Шацкая Е. Мужчиноведение. Курс начинающей стервы. - Ростов-на-дону., 2004. - 320 с.

44. Шейнов. В. П. Женщина  плюс мужчина: Познать и покорить. – Харвест., 2004. - 1008 с.

45. Филатова А. Ф.  Половые различия в становлении  характера подростка: концепция,  эксперимент, практика: монография. - Омск., 2009. - 484 с.

46. Чирикова А. Е. Женщина во главе фирмы. - М., 1998. - 358 с.

47. Мужчины с марса,  женщины с венеры./Пер. Старых И. – София., 2002. – 342 с.

48. Шеклтон В. Психология  лидерства в бизнесе. – СПб., 2003. – 222 с.

49. Веснин В. Р. Менеджмент. Учебник. – М., 2006. – 504 с.

50. Бендас Т. В. Гендерная  психология. – СПб., 2006. – 431 с.

51. Белова О. В. Общая  психодиагностика. – Новосибирск., 1996. – 28 с.

52. Сидоренко Е. В.  Методы математической обработки  в психологии. – СПб., 2004. – 350 с. 

53. Минзов А. С. Математические методы в психологии. - М., 2000. - 40 с.

53. Абчук В. А. Менеджмент. Учебник. - СПб., 2002. - 463.

54. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. - М., 1975. - 185 с.

55. Колесов Д.В. Биология и психология пола. - М., 2000. - 282 с.

56. Еникеев М. И. Психологическая энциклопедия. Словарь. - М., 2007. - 560 с.

57. Грошев И. В. Психология  половых различий. – Тамбов., 2001. - 367 с.

58. Геодакян В. А.  Теория дифференциации полов в проблемах человека. - М., 1989. – 292 с.

59. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб., 2001 - 532с.

60. Истратова О. Н., Эксакусто   Т. В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. - Ростов-на-дону., 2008. - 375 с.

60.Управление персоналом. Словарь справочник. http://www.psyfactor.org/personal0.htm

61. Журнал «Менеджмент в России и за рубежем» F2/2001. http://www.mevriz.ru/articles/2001/2/928.html

62. veresov@finmanagement.ruF

63. http://www.hr-portal.ru/article/trebovaniya-k-pamyati-intellektu-i-vole-rukovoditelya

64. http://www.biznet.ru/topic36699.html

65.http://www.elitarium.ru/2007/07/02/tipologija_stilejj_myshlenija_rukovoditelejj.htmlF

66. http://www.superidea.ru/tm/ps/2modely.htm

67. http://www.elitarium.ru/2010/05/24/gendernye_aspekty_dejatelnosti.htmlF

68. http://www.rcub.ru/problems.htmlF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1.

Таблица 2.

 

 

 

 

 

Таблица 3.

 

 

                                                   Приложение 2

Таб.1. Более  развиты:

У мужчин

У женщин

Логика

интуиция

Обобщение

анализ

восприятие в целом

внимание к деталям

склонность к абстракциям

конкретика

Романтизм

практицизм

ориентация в пространстве и времени

ловкость и чуткость рук

техническая направленность

гуманитарная направленность

мотив достижения успеха

мотив отношения с  окружающими

стремление к лидерству

умение подчиняться

склонность к новаторству

следование правилам

желание быть первым у  женщины

желание быть единственной и неповторимой

Информация о работе Особенности мышления женщины-руководителя