Особенности мышления женщины-руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 07:13, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования - изучить особенности мышления женщины-руководителя. Объект исследования – мышление как психический процесс. Предмет исследования – особенности мышления женщины-руководителя.
В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
1. Изучить мышление как познавательный процесс, его виды и стили.
2. Изучить профессионально необходимые качества руководителя и гендерные отличия руководителей.
3. Изучить особенности мышления женщины-руководителя (отличается ли оно от мышления женщин, которые не занимают руководящие должности).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ФОРМЫ, СВОЙСТВА, ВИДЫ И СТИЛИ………5
1.1. Подходы к изучению процесса мышления…………………….……………….5
1.2. Основные формы и свойства мышления………………………….……………9
1.3. Основные виды и стили мышления………………………………...….………14
Выводы по главе 1..………………………………………………………………….22
ГЛАВА II. ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ГЕНДЕРНЫЕ ОТЛИЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ…………..25
2.1. Необходимые профессиональные качества руководителя…………………..25
2.2. Гендерные отличия руководителей…………………………………………....29
Выводы по главе 2…………………………………………………………………...37
ГЛАВА III ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ-РУКОВОДИТЕЛЯ……….........40
3.1. Основные характеристики мышления женщины-руководителя……….…….40
3.2.Экспериментальное исследование особенностей мышления женщины-руководителя…………………………………………………………………………44
3.3. Рекомендации по развитию логического мышления………………….….…..59
Выводы по главе 3…………………………………………………………………...61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..65

Файлы: 1 файл

Osobennosti_myshlenia_zhenschiny-rukovoditelya.doc

— 860.50 Кб (Скачать файл)

 

График 2. Результаты группы 2 (женщины, не занимающие руководящие  должности)

Испытуемые второй группы показали следующие результаты.

Синтетический стиль  мышления - у 30% испытуемых;

Идеалистический стиль мышления – у 46%;

Прагматический стиль  мышления – у 10%;

Реалистический стиль  мышления – у 7%;

Аналитический стиль  мышления – у 7%.

Вывод: у женщин-руководителей  преобладает реалистический стиль  мышления.

 

Тест 2.

В таблице показаны результаты двух групп испытуемых.

Значение баллов:

5 - очень высокий уровень  логического мышления

4 - хороший уровень,  выше, чем у большинства людей

3+ - хорошая норма большинства  людей

3 – средняя норма

3- - низкая норма

2 – ниже среднего  уровня развития логического  мышления

2+ - низкая скорость мышления, «тугодум»

1 – дефект логического  мышления у человека прошедшего  обучение в средней школе либо  высокое переутомление.

 

Таблица 3. Результаты теста 2 женщин обеих групп.

 

 

Результаты теста испытуемых группы 1

Результаты теста испытуемых группы 2

1.

4

3

2.

5

5

3.

4

2

4.

5

3

5.

3+

3+

6.

4

2

7.

5

3

8.

4

2

9.

3+

3-

10.

4

3

11.

4

3+

12.

4

4

13

4

5

14.

3+

2

15.

4

2+

16.

4

2+

17.

4

3

18.

5

3

19.

5

2

20.

3+

3-

21.

4

3+

22.

4

2

23.

5

3-

24.

4

2

25.

5

2+

26.

4

3+

27.

5

4

28.

4

4

29.

5

2

30

4

2


 

График 3. Результаты теста 2 женщин  группы 1.

Результаты группы 1:

Балл 5 – 30% испытуемых;

Балл 4 – 57% испытуемых;

Балл 3+ -  13%  испытуемых;

Других баллов в этой группе нет.

 

График 4. Результаты теста 2 женщин  группы 2.

Итог по группе 2:

Балл 5 – 7% испытуемых

Балл 4 – 10% испытуемых

Балл 3+ - 13%  испытуемых

Балл 3 – 20% испытуемых

Балл 3- - 10% испытуемых

Балл 2 – 27% испытуемых

Балл 2+ - 13% испытуемых

Балл 1 – 0

 

3. Тест 3

В таблице показаны результаты двух групп. Значение баллов:

5 – Очень высокий  уровень логически-понятийного мышления, безошибочно «улавливается» логика  понятий в своих и чужих  рассуждениях.

4 – Хороший уровень  логичности.

3 – Средняя норма логичности, подчас допускается нелогичность в собственных рассуждениях, не «улавливаются» логические ошибки в чужих сложных рассуждениях.

2 – Низкая логичность, частые логические ошибки.

 

Таблица 4. Результаты теста 3  женщин обеих групп.

 

Результаты теста испытуемых группы 1

Результаты теста испытуемых группы 2

1.

4

2

2.

4

4

3.

3

2

4.

4

3

5.

4

3

6.

4

2

7.

5

3

8.

4

2

9.

3

3

10.

4

3

11.

4

3

12.

4

4

13

4

5

14.

3

2

15.

4

2

16.

4

3

17.

4

3

18.

5

3

19.

4

2

20.

4

2

21.

4

4

22.

2

2

23.

5

2

24.

4

2

25.

4

2

26.

4

2

27.

5

4

28.

4

3

29.

5

2

30

4

2


 

График 5. Результаты теста 3  женщин  группы 1.

 В группе первой:

5 баллов получило 19 % испытуемых;

4 балла – 67%;

3 балла – 10%;

2 балла – 4%.

 

График 6. Результаты теста 3  женщин  группы 2.

Во второй группе:

5 баллов получило 4 % испытуемых;

4 балла  – 13%;

3 балла – 37%;

2 балла  – 46%.

 

По стилям мышления мы видим, что у 67% женщин-руководителей  преобладает реалистический стиль мышления, который сочетает в себе аналитический, практический и реалистический виды мышления в сочетании с гибкостью мыслительных процессов. Этот вид мышления у 7% исследуемых нами женщин, которые не находятся на руководящих должностях, но возможно из них бы получились хорошие руководители.

Прагматический стиль, который сочетает в себе и аналитический  и интуитивный, продуктивный и репродуктивный виды мышления, а также в сочетании  с хорошо развитой гибкостью и  быстротой мыслительных процессом – у 27% испытуемых первой группы и 20% у испытуемых второй группы. 

 Аналитический стиль  мышления преобладает у 6 % женщин  первой группы и 7 % женщин второй  группы. Этот стиль включает в  себя аналитический вид мышления  с низко развитой гибкостью  мыслительных процессов. 

Интересно, что ни у  одно испытуемой первой группы не преобладает  ни синтетический, ни идеалистический  стили мышления. Это стили, которые  характеризуются интуитивностью мышления, отсутствием анализа. В то время, как у испытуемых второй группы, синтетический стиль – у 30%, а идеалистический – у 46%.

Данные анализа двух тестов на логический аспект мышления показали следующие результаты:

Оценку 5 (тест 2 и 3)  получили 30% и 19 % испытуемых первой группы и 7% и 4% - испытуемые второй группы. Т.е., среди женщин-руководителей процент очень высокой степени развития логического мышления выше.

Оценку 4 получили 57% и 67% - испытуемые первой группы и 10% и 13% - испытуемые второй группы. Как мы видим у  большинства женщин-руководителей  высокая степень развития логического мышления, в отличие от женщин, которые не занимают руководящие посты.

Суммируя проценты двух оценок, мы видим, что 87%-86% женщин-руководителей  имеют хорошо развитое логическое мышление и только 17% женщин, которые не занимают руководящие посты имеют также высокую степень развития логического мышления.

Средний уровень развития логического мышления, как у большинства  людей у 13% испытуемых первой группы и у 37% испытуемых второй группы.

Показатели ниже среднего поделили женщины, которые не занимают руководящие должности. И только у 2% женщин-руководителей проблемы с анализом понятий.

Как мы видим, у большинства  женщин-руководителей очень хорошая  степень развития логического мышления, выше, чем у большинства людей. Лишь небольшой процент составляет степень развития логического мышления и  среднего уровня  и только 2% показали плохой результат.

У женщин, которые не находятся  на руководящей должности совсем другие результаты. Лишь небольшой  процент показал высокую степень  развития логического мышления, в основном либо средний уровень, либо ниже среднего.

Любопытно то,  что  если проанализировать данные женщин второй группы,  можно сказать, что  процент развития логического мышления выше именно у тех женщин, у которых  преобладает реалистический и аналитический стили мышления.

 

3.3. Рекомендации по развитию логического мышления

 

   Многие игры, задачи и головоломки развивают логическое мышление. Логические игры – это веселое, а главное полезное времяпрепровождение. К ним можно отнести:

    1. Квесты. Квесты помимо логического мышления развивают еще и находчивость.
    2. Шахматы – история этой древней стратегической и логической игры насчитывает уже более полутора тысяч лет! Считается, что эта великая игра была зарождена в Индии около 5-6 века нашей эры. И эта логическая игра очень быстро распространилась по свету и стала очень популярной.
    3. Реверси. Эта сравнительно молодая игра. Зародилась в 1880 году в Великобритании. Потом ее немного подзабыли, но эта молодая логическая игра возродилась в Японии в 1971 годы под названием отелло. Пусть эта логическая игра не так популярна, как, скажем, шахматы, но международные турниры по этой увлекательной игре Fтоже устраивают, и эта логическая игра тоже популярна на сегодняшний день..

Стратегии развивают  логику, и в меньшей мере находчивость. Различные головоломки очень хорошо развивают логическое мышление. В качестве примера таких головоломок приведем следующие:

Головоломка: Город  лжецов.

Головоломкин  много путешествовал по дальним странам. Однажды он заплыл в интересную страну. В этой стране есть два города. В одном из них живут только люди, которые всегда говорят правду, в другом - только те, кто всегда врут. Все они ходят друг к другу в гости, т.е. в любом из этих двух городов можно встретить как честного человека, так и лжеца. Предположим, вы оказались в одном из этих городов. Как, задав всего один вопрос первому встречному, определить, в какой город вы попали - в город честных или в город лжецов?F

 Головоломка: Переправа, переправа. Берег левый, берег правый

Головоломкин наконец-то обзавелся семьей. Он теперь папа. И вот однажды, гуляя всей семьей ночью, они подошли к мосту. Папа может перейти его всего за 1 минуту, мама — за 2, малыш — за 5, а бабушка — за 10 минут (Ну и медленная же бабушка). У них есть всего один фонарик на всех. Мост ветхий и может выдержать только двоих людей. Как им перейти мост за 17 минут? Если переходят двое, то они идут с меньшей из их скоростей. Двигаться по мосту без фонарика нельзя.

Головоломка: Сон  мудрецов в летнюю ночь

Пока трое мудрецов спали под деревом, озорной ребенок покрасил их головы в красный цвет. Проснувшись, каждый мудрец обнаружил дело рук ребенка на головах своих друзей. Естественно они начали смеяться. Внезапно один замолчал. Почему?

Головоломка: Под  зонтиком

В каком случае Головоломкин со своею женой, тремя детьми, двумя собаками, одной кошкой, и одним хомячком, забравшись под один зонтик, не намокнут?

Головоломка: Секретарша

Утром секретарша отпечатала четыре письма четырем разным людям  и напечатала адреса на конвертах. Затем разложила письма по конвертам наугад. Может ли получиться так, что ровно три письма из четырех окажутся в нужных конвертах?

 

Также полезно решать Fзадачи. Приведем пример некоторых из таких задач.  На первый взгляд они кажутся наивными, но на самом деле, они эффективны.

Задача 1.

За книгу заплатили 10 рублей и еще половину стоимости  книги. Сколько стоит книга?

Задача 3.

Жан и Пьер время от времени лгут. Жан говорит Пьеру: «Когда я не лгу, и ты не лжешь». Пьер отвечает ему: «Когда я лгу – ты лжешь». Возможно ли, что во время этого разговора один из них сказал правду, а другой – нет.

Задача 4.

В корзине лежат 5 яблок. Вопрос: как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы  каждой девочке досталось по одному яблоку и чтобы одно яблоко осталось в корзине.

Задача 5.

Скажите, сколько в  комнате кошек, если в каждом из четырех  углов комнаты сидит по одной  кошке, против каждой кошки сидит  по три кошки и на хвосте у каждой кошки сидит по кошке?

Задача 6.

В токарном цехе завода вытачиваются детали из металлических заготовок. Из одной заготовки вытачивают одну деталь. Стружку, которая остается при изготовлении шести деталей, можно переплавить и приготовить еще одну заготовку.

Сколько деталей можно  сделать таким образом из 36 металлических  заготовок ?

Задача 7.

В доме 6 этажей.

    Вопрос: во сколько раз путь по лестнице на шестой этаж длиннее, чем путь по той же лестнице на третий этаж, если пролеты между этажами имеют по одинаковому числу ступенек?

Информация о работе Особенности мышления женщины-руководителя