Особенности познавательной сферы неуспевающих в учебе детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – диагностика и коррекция познавальной сферы неуспевающих в учебе детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к определению трудностей в обучении.
2. Провести экспериментальную работу по диагностике познавальной сферы неуспевающих в учебе детей.
3. Разработать коррекционную работу по устранению трудностей в обучении детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение
Глава1.Теоретические основы неуспеваемости детей в обучении
1.1.Понятие «неуспеваемости» в психологии.
1.2.Основная характеристика «неуспевающих в учебе детей».
1.3 Взаимозависимость трудностей в обучении и психического развития детей младшего школьного возраста
Глава 2. Экспериментальное изучение познавательной сферы неуспевающих в учебе детей
2.1. Описание диагностических методик экспериментального исследования.
2.2. Диагностика познавательной сферы неуспевающих в учебе детей.
2.3. Обработка полученных экспериментальных данных.
2.4. Выработка рекомендаций по коррекции познавательной сферы неуспевающих в учебе детей.
Заключение
Литература
Глоссарий

Файлы: 1 файл

рабочее содержание д.р..docx

— 89.70 Кб (Скачать файл)

Тема: «Особенности познавательной сферы неуспевающих в учебе детей»

Научный руководитель: д.псих. н., проф.Шерьязданова Х.Т.

Содержание:

Введение 

Глава1.Теоретические основы неуспеваемости  детей  в обучении

1.1.Понятие   «неуспеваемости»  в психологии.

1.2.Основная характеристика  «неуспевающих в учебе  детей».

1.3 Взаимозависимость трудностей  в обучении и психического  развития детей младшего школьного  возраста

Глава 2. Экспериментальное  изучение  познавательной сферы  неуспевающих в учебе детей

2.1. Описание диагностических  методик экспериментального исследования.

2.2. Диагностика  познавательной  сферы неуспевающих в учебе  детей.

2.3. Обработка полученных  экспериментальных данных.

2.4. Выработка рекомендаций  по коррекции познавательной  сферы неуспевающих в учебе  детей.

Заключение 

Литература 

Глоссарий

Приложение 

 

 

 

 

 

Введение 

Актуальность  исследования. Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются ещё в начальных классах, существенно мешают овладению ребёнком обязательной школьной программой. В начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможно последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программы средних классов, в результате такие дети выпадают из процесса обучения, развивается стойкая неуспеваемость.

Подобного положения, можно было бы избежать, оказав ребёнку  своевременную и адекватную его  проблемам помощь, но для этого  необходимо знать возможные причины  трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют  в конкретном случае и уметь устранить  и корригировать их последствия.

В психолого-педагогической литературе известны многочисленные  подходы  к  пониманию сущности отставания в учении (Ю.К. Бабанский, А.А. Бударный, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.М. Гельмонт, С.М. Ривес, М.А. Данилов, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, И.А. Невский, Л.С. Славина, В.С. Цетлин и др.).

В качестве таких  назывались: неподготовленность к школьному  обучению, в крайней своей форме  выступающая как социальная и  педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребёнка в результате длительных заболеваний; дефекты речи, недостатки зрения и слуха; задержка психического развития, умственная отсталость; неуспеваемость; интеллектуальная пассивность; психогенная школьная дезадаптация и т. д.

Многообразие  этих причин, их весьма сложная взаимосвязь  приводят к затруднениям при анализе  учителем конкретных случаев трудностей в обучении. Это не позволяет оказывать  наиболее эффективную и своевременную  помощь учащимся, несмотря на достаточное  количество педагогических и психологических  рекомендаций, адресованных учителю.

Особую  значимость  она приобретает  по отношению  к педагогически запущенным, неподготовленным к школе детям, которые   сталкиваются  с трудностями на начальном этапе  обучения. В психолого-педагогической практике важно  учитывать   не только  уровень   сформированности    знаний, умений  и навыков,   но и установить уровень обучаемости, чтобы   своевременно   наметить пути психолого-педагогического   воздействия. Идея  данного   исследования  заключается в том,  чтобы   изучить   и   проанализировать   характер   затруднений  в обучении   ребенка, наметить пути    психолого-педагогического   воздействия.

При этом становятся актуальными теоретический анализ и практическое использование отдельных  элементов возможной системы  психологической помощи детям с трудностями в обучении, которая требует дополнительных теоретических исследований данной проблемы, разработки соответствующего научно-методического обеспечения и участия в ней школьного психолога.

Цель  исследования –  диагностика и коррекция познавальной сферы   неуспевающих в учебе детей.

Задачи  исследования:

1. Проанализировать  основные теоретические подходы  к определению трудностей в  обучении.

2. Провести  экспериментальную  работу  по диагностике познавальной  сферы   неуспевающих в учебе  детей.

3. Разработать коррекционную работу  по устранению трудностей в  обучении детей младшего школьного  возраста.

Объект  исследования – познавательная сфера  неуспевающих в учебе детей.

Предмет исследования – причины возникновения и пути преодоления трудностей в  познавательной сфере  детей младшего школьного возраста.

Гипотеза  иследования: мы предполагаем, что нарушения познавальной сферы   неуспевающих в учебе детей обусловлены эмоциональными,  личностными и поведенческими характеристиками психического развития ребенка.

Методологическую  основу исследования  составляют  концепция культурно-исторического развития Л.С. Выготского, личностно-ориентированная модель развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, концепция С.М. Джакупова о «совместно-диалогической познавательной деятельности», теория поэтапного формирования умственной деятельности П.Я. Гальперина, теория развития личности в онтогенезе Л.И. Божович.

Проблемой неуспеваемости занимались такие  исследователи  как:

A. Binet ,  Н. Pieron , Н.А. Менчинская,  З.И. Калмыкова, Р.В. Овчарова и.др.  В

Казахстане  ученые-психологи  Х.Т. Шерьязданова, Л.Х.Ермекбаева, Д.И.Намазбаева,  С.М. Жакупов, А.К. Ерсарина,  З.Т.Оспанбаева и.др.

Методики  исследования.

Для исследования трудностей операциональной сферы

1. Методики  «Графический  диктант» (Эльконина Д.Б., 1988) и   «Рисование по точкам» (Венгера  А.Л., 1981)  

2.  «Метод неоконченных  предложений» (Овчаровой Р.В., 2000), на  выявление эмоционального компонента  трудностей в обучении: как ребёнок  относится к плохим оценкам,  какую получает типичную обратную  связь от взрослых – родителей и учителей, есть ли сферы деятельности, позволяющие ребёнку компенсировать неуспех в обучении;

4. Опросник для  родителей, направленный на выяснение  типичных видов помощи родителей  ребёнку в учебной деятельности: кто занимается с ним, как  много, какие приёмы используют.

5. «Анкета для  определения школьной мотивации», на выявление особенностей учебной  мотивации, уровня притязаний  и интересов ребёнка; 

Научная новизна: Углублены теоретические основы  познавательной сферы неуспевающих в учебе детей.

Теоретическая значимость: Терминологически определены трудности в обучении и уточнены содержательные компоненты терминов «неуспеваемость», «педагогическая запущенность», «школьная дезадаптация», «интеллектуальная пассивность», «неподготовленность к школьному обучению».

Практическая  значимость: составлена коррекционная программа по устранению нарушений в познавательной сфере детей младшего школьного возраста.

Экспериментальная площадка:  СШ №80 г. Алматы,    испытуемые  в количестве 40 детей, 20 экспериментальная, 20 контрольная группы.

 

 

                                 

 

Термины и определения  по теме дипломной  работы

Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования

Интеллектуальная  пассивность - это склонность к репродуктивной деятельности, «внешнему» обобщению, использованию обходных путей, попытка компенсировать логические затруднения излишней опорой на память

Школьная  дезадаптация – совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным

Педагогическая  запущенность – состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми и подростками

Задержка  психического развития (ЗПР) – замедление темпа психического развития.

Обучаемость - эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей  учащихся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности, в. т. ч.  к запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля

Мотив избегания (мотив избегания неудач) – стремление во всякой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, - особенно если результаты  деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми

Самооценка – общая оценка человеком своей компетентности и ценности

Чувство неполноценности – устойчивая форма переживания человеком своей реальной или воображаемой ущербности, формируемое, когда человек замечает, что нелюбимым

Агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния.

Я-концепция – чувство собственной идентичности.

Школьная  тревожность - это сравнительно мягкая форма эмоционального неблагополучия, выражающаяся в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценке со стороны педагогов, сверстников

Психодиагностика  – постановка психологического диагноза или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии клиента в целом или же о некоем отдельном психологическом свойстве

Психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности

 

Глава1. Теоретические основы неуспеваемости  детей  в обучении

 

    1. Понятие  «неуспеваемости»  в психологии

 

В психолого-педагогической литературе известны многочисленные  подходы  к  пониманию  сущности отставания в учении, при изучении которых используются различные  термины: педагогическая запущенность, интеллектуальная пассивность, общее  отставание в учении, неуспеваемость, дезадаптация, нарушение, аномалия и  др. Остановимся на высказываниях  отдельных авторов по поводу терминов: «отставание» и «отклонение».

Отставание в  учении – это невыполнение требований, которое имеет место на одном  из этапов того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения неуспеваемости.

Сам термин неуспеваемость обозначает  несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования [11, с. 12]. Распространены в различных модификациях психологические теории. И речь здесь идёт не о самом психологическом аспекте исследования, а о сведении самой проблемы неуспеваемости к влиянию только психологических факторов.

Ж. Бастин и А. Розен (1990) выделяют три основных направления, которые объясняют причины школьной неуспеваемости – биогенетическое, социопедагогическое и социоаффективное направления [15].

Для биогенетического направления в трактовке психического развития ребёнка (J.M. Baldwin, K. Buhler, C. Hull и др.) характерна установка на «врождённые способности» ребёнка, обеспечивающие, в частности, и его школьную успеваемость. Представители биогенетического направления утверждают, что успешность обучения школьника зависит от его интеллекта, который передаётся ему через гены. Можно его измерить с помощью тестов, в частности, с помощью коэффициента интеллекта. Одним из ярких представителей этого направления является доктор П. Дебрай – Ритзен, который продолжает идеи американца Женкс [16].

Представители социо  – педагогического направления  считают, что успех зависит непосредственно  от экономических, (W. Wundt, S. Young, E. Promm, E. Durkheim, L. Levy-Bruhl и др.) социальных и культурных условий среды, в которой находится ребёнок. Они аргументируют свою позицию статистическим анализом неуспеваемости, которая усиливается, по мере того как исследуемые дети приходят из несостоятельных сословий. Б. Берштейн (1975) утверждает, что языковая среда, в которую включён ребёнок с первых дней жизни, может детерминировать его адаптацию к языку школы.

Представители социо  – аффективного направления делают акцент на разные конфликтные ситуации, на периоды кризисов и т. д. Они  разделяют время учёбы на 4 этапа, в конце каждого этапа происходит перелом, который негативно влияет на поведение ребёнка. Первый перелом  происходит, когда ребёнок ходит  в ясли, который является первой экстрасемейной группой для него. Второй переломный момент – переход  к начальной школе, где сразу  ставят его перед учебной обязанностью, за которую он должен нести ответственность; потом наступает переход к  средней школе, где много новых  предметов и много учителей. Наконец  – поступление в вузы, где требуется  интеллектуальная автономия. Это как  бы концентрические круги, где переходы могут быть трудными, болезненными, что может затруднять процесс  адаптации – адаптация к группе сверстников, в которой есть не только дружба, но и соперничество; адаптация  к магистральному авторитету учителей и администрации; адаптация к  все усложняющимся предметам  и т. п.

Информация о работе Особенности познавательной сферы неуспевающих в учебе детей