Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:34, курсовая работа
Цель исследования – диагностика и коррекция познавальной сферы неуспевающих в учебе детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к определению трудностей в обучении.
2. Провести экспериментальную работу по диагностике познавальной сферы неуспевающих в учебе детей.
3. Разработать коррекционную работу по устранению трудностей в обучении детей младшего школьного возраста.
Введение
Глава1.Теоретические основы неуспеваемости детей в обучении
1.1.Понятие «неуспеваемости» в психологии.
1.2.Основная характеристика «неуспевающих в учебе детей».
1.3 Взаимозависимость трудностей в обучении и психического развития детей младшего школьного возраста
Глава 2. Экспериментальное изучение познавательной сферы неуспевающих в учебе детей
2.1. Описание диагностических методик экспериментального исследования.
2.2. Диагностика познавательной сферы неуспевающих в учебе детей.
2.3. Обработка полученных экспериментальных данных.
2.4. Выработка рекомендаций по коррекции познавательной сферы неуспевающих в учебе детей.
Заключение
Литература
Глоссарий
Тема: «Особенности познавательной сферы неуспевающих в учебе детей»
Научный руководитель: д.псих. н., проф.Шерьязданова Х.Т.
Содержание:
Введение
Глава1.Теоретические основы неуспеваемости детей в обучении
1.1.Понятие «неуспеваемости» в психологии.
1.2.Основная характеристика «неуспевающих в учебе детей».
1.3 Взаимозависимость трудностей
в обучении и психического
развития детей младшего
Глава 2. Экспериментальное изучение познавательной сферы неуспевающих в учебе детей
2.1. Описание диагностических
методик экспериментального
2.2. Диагностика познавательной сферы неуспевающих в учебе детей.
2.3. Обработка полученных экспериментальных данных.
2.4. Выработка рекомендаций по коррекции познавательной сферы неуспевающих в учебе детей.
Заключение
Литература
Глоссарий
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются ещё в начальных классах, существенно мешают овладению ребёнком обязательной школьной программой. В начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможно последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программы средних классов, в результате такие дети выпадают из процесса обучения, развивается стойкая неуспеваемость.
Подобного положения, можно было бы избежать, оказав ребёнку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае и уметь устранить и корригировать их последствия.
В психолого-педагогической литературе известны многочисленные подходы к пониманию сущности отставания в учении (Ю.К. Бабанский, А.А. Бударный, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.М. Гельмонт, С.М. Ривес, М.А. Данилов, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, И.А. Невский, Л.С. Славина, В.С. Цетлин и др.).
В качестве таких
назывались: неподготовленность к школьному
обучению, в крайней своей форме
выступающая как социальная и
педагогическая запущенность; соматическая
ослабленность ребёнка в
Многообразие этих причин, их весьма сложная взаимосвязь приводят к затруднениям при анализе учителем конкретных случаев трудностей в обучении. Это не позволяет оказывать наиболее эффективную и своевременную помощь учащимся, несмотря на достаточное количество педагогических и психологических рекомендаций, адресованных учителю.
Особую значимость она приобретает по отношению к педагогически запущенным, неподготовленным к школе детям, которые сталкиваются с трудностями на начальном этапе обучения. В психолого-педагогической практике важно учитывать не только уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и установить уровень обучаемости, чтобы своевременно наметить пути психолого-педагогического воздействия. Идея данного исследования заключается в том, чтобы изучить и проанализировать характер затруднений в обучении ребенка, наметить пути психолого-педагогического воздействия.
При этом становятся
актуальными теоретический
Цель исследования – диагностика и коррекция познавальной сферы неуспевающих в учебе детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать
основные теоретические
2. Провести экспериментальную работу по диагностике познавальной сферы неуспевающих в учебе детей.
3. Разработать коррекционную
Объект исследования – познавательная сфера неуспевающих в учебе детей.
Предмет исследования – причины возникновения и пути преодоления трудностей в познавательной сфере детей младшего школьного возраста.
Гипотеза иследования: мы предполагаем, что нарушения познавальной сферы неуспевающих в учебе детей обусловлены эмоциональными, личностными и поведенческими характеристиками психического развития ребенка.
Методологическую основу исследования составляют концепция культурно-исторического развития Л.С. Выготского, личностно-ориентированная модель развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, концепция С.М. Джакупова о «совместно-диалогической познавательной деятельности», теория поэтапного формирования умственной деятельности П.Я. Гальперина, теория развития личности в онтогенезе Л.И. Божович.
Проблемой неуспеваемости занимались такие исследователи как:
A. Binet , Н. Pieron , Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, Р.В. Овчарова и.др. В
Казахстане ученые-психологи Х.Т. Шерьязданова, Л.Х.Ермекбаева, Д.И.Намазбаева, С.М. Жакупов, А.К. Ерсарина, З.Т.Оспанбаева и.др.
Методики исследования.
Для исследования трудностей операциональной сферы
1. Методики «Графический
диктант» (Эльконина Д.Б., 1988) и
«Рисование по точкам» (
2. «Метод неоконченных
предложений» (Овчаровой Р.В., 2000), на
выявление эмоционального
4. Опросник для
родителей, направленный на
5. «Анкета для
определения школьной
Научная новизна: Углублены теоретические основы познавательной сферы неуспевающих в учебе детей.
Теоретическая значимость: Терминологически определены трудности в обучении и уточнены содержательные компоненты терминов «неуспеваемость», «педагогическая запущенность», «школьная дезадаптация», «интеллектуальная пассивность», «неподготовленность к школьному обучению».
Практическая значимость: составлена коррекционная программа по устранению нарушений в познавательной сфере детей младшего школьного возраста.
Экспериментальная площадка: СШ №80 г. Алматы, испытуемые в количестве 40 детей, 20 экспериментальная, 20 контрольная группы.
Термины и определения по теме дипломной работы
Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования
Интеллектуальная пассивность - это склонность к репродуктивной деятельности, «внешнему» обобщению, использованию обходных путей, попытка компенсировать логические затруднения излишней опорой на память
Школьная дезадаптация – совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным
Педагогическая запущенность – состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми и подростками
Задержка психического развития (ЗПР) – замедление темпа психического развития.
Обучаемость - эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей учащихся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности, в. т. ч. к запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля
Мотив избегания (мотив избегания неудач) – стремление во всякой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, - особенно если результаты деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми
Самооценка – общая оценка человеком своей компетентности и ценности
Чувство неполноценности – устойчивая форма переживания человеком своей реальной или воображаемой ущербности, формируемое, когда человек замечает, что нелюбимым
Агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния.
Я-концепция – чувство собственной идентичности.
Школьная тревожность - это сравнительно мягкая форма эмоционального неблагополучия, выражающаяся в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценке со стороны педагогов, сверстников
Психодиагностика – постановка психологического диагноза или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии клиента в целом или же о некоем отдельном психологическом свойстве
Психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности
В психолого-педагогической литературе известны многочисленные подходы к пониманию сущности отставания в учении, при изучении которых используются различные термины: педагогическая запущенность, интеллектуальная пассивность, общее отставание в учении, неуспеваемость, дезадаптация, нарушение, аномалия и др. Остановимся на высказываниях отдельных авторов по поводу терминов: «отставание» и «отклонение».
Отставание в
учении – это невыполнение требований,
которое имеет место на одном
из этапов того отрезка учебного процесса,
который служит временной рамкой
для определения
Сам термин неуспеваемость обозначает несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования [11, с. 12]. Распространены в различных модификациях психологические теории. И речь здесь идёт не о самом психологическом аспекте исследования, а о сведении самой проблемы неуспеваемости к влиянию только психологических факторов.
Ж. Бастин и А.
Розен (1990) выделяют три основных направления,
которые объясняют причины
Для биогенетического
направления в трактовке
Представители социо
– педагогического направления
считают, что успех зависит
Представители социо
– аффективного направления делают
акцент на разные конфликтные ситуации,
на периоды кризисов и т. д. Они
разделяют время учёбы на 4 этапа,
в конце каждого этапа
Информация о работе Особенности познавательной сферы неуспевающих в учебе детей