Интересные данные
о развитии внимания в I-IV классах
получены в исследовании Г.Н. Понарядовой
(1982) [241]. С помощью лонгитюдного метода
она изучила развитие таких характеристик
внимания, как его устойчивость, распределение
и переключение. Выявлено, что у детей
с различной успеваемостью внимание на
протяжении данного периода развивается
по-разному. У средне - и хорошо успевающих
школьников внимание развито средне, у
большинства неуспевающих школьников
исходно низкий уровень внимания. В дальнейшем
в группе успевающих на «4» и «5» от класса
к классу происходит интенсивное развитие
произвольного внимания, в группах средне-
и слабоуспевающих показатели 1 и 2 классов
оказываются приблизительно равными (а
по характеристикам переключения внимания
во 2 классе даже снижаются), и лишь в 3 классе
наблюдается некоторый рост.
Помимо внимания,
на эффективность процессов обучения
оказывает влияние и память. В
начальной школе причины неуспеваемости
часто связаны с низким уровнем
развития произвольной памяти. Особенно
типичны эти проблемы для импульсивных
и гиперактивных детей, а также
для детей с плохой непосредственной
памятью, недостатки которой не компенсируется
мышлением и волевой регуляцией.
Так, в исследованиях Н.В. Репкиной
(1983) [242] показано, что свойственный
многим младшим школьникам низкий уровень
развития памяти обусловлен несформированностью
основных компонентов учебной деятельности.
К концу III класса у всех учеников
складывается некоторый минимум умений,
связанных с запоминанием и воспроизведением
учебного материала, однако в этом проявляется
не столько развитие произвольной памяти,
сколько её приспособление к стандартным
заданиям начальной школы.
М.Н. Волокитин анализирует особенности
самостоятельной работы учащихся разной
успеваемости. Для школьников с низкой
успеваемостью характерна привычка к
механическому заучиванию. При решение
задач, как отмечает автор, им свойственны
манера невнимательно читать условие
задачи и стремление найти «облегчённый»
способ их решения, приступить к действию
того, как условие задачи будет осмыслено.
М.Н. Волокитина отмечает, что источником
равнодушного отношения этих детей к учебным
занятиям является и то, что у них сформировалась
убеждённость в их непосильности. С этим
и связаны такие особенности их мыслительных
процессов, как «инертность» или «неподвижность»,
проявляющаяся в том, что ученик обнаруживает
приверженность к одному и тому же способу
решения, неправомерно перенося его на
новые задачи, с трудом отказываясь от
стереотипного способа действия.
Таким образом,
память представляет собой один из
ведущих психических процессов,
имеющих особенно важное значение в
младших классах, где сохранение
полученной информации является основополагающим
для успешной учебной деятельности.
При этом важны не только объём
запоминаемой информации и быстрота
запоминания, но и точность запоминания,
а также время хранения информации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Бабанский Ю.К. Изучение причин неуспеваемости учащихся и возможностей её предупреждения // Формирование познавательной активности школьника. Сборник статей. - Ростов н/Д, 2001. – 192 с.
- Менчинская М.А. Вопросы умственного развития ребёнка. - М.: Знание, 1990. – 32 с.
- Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. Монография. – М. - Архангельск, 1996. - 306 с.
- Ананьев Б.Г. Познавательные интересы и потребности. Учебные записи. – Л.: ЛГУ, 1999. - 265 с.
- Эфрусси П.О. Школьная неуспеваемость и второгодничество. – М.-Л., 1928. - 48 с.
- Мусеридзе Т.Л. Некоторые причины снижения школьной успеваемости в переходном возрасте. – Тбилиси: Мецниереба, 1969. - 190 с.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика?: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
- Выготский Л.С. Педология подростка. – М.-Л., 1931. - С. 72.
- Ривес С.М. Какими методами педагогики – отличники добиваются высокой успеваемости // Советская педагогика. – 1937. - №1. - С. 84-99.
- Блонский П.П. Трудные школьники. - М.: Работник просвещения, 1930. - 210 с.
- Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих школьников // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. - М.: Педагогика, 1971. - С. 137-156.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников). - Ростов н/Д: Гос. пед. ин-т, 1972. - 347 с.
- Психические особенности слабоуспевающих школьников / Под ред. И. Ломпшера / Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1984. - С. 5.
- Борисов П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления. - Якутск: Якуткнигоиздат, 1980. - 95 с.
- Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. – 136 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. - М.: Сфера, 1996. - 240 с.
- Намазбаева Ж.И., Сарсенбаева Л.О. Специальная психология. Алматы: АГУ им. Абая, 1995. - С. 3.
- Эльконин Д.Б. Актуальные вопросы исследования периодизации психического развития в детстве // Тезисы всесоюзного симп. по проблемам периодизации развития психики в онтогенезе. 24-26 ноября 1978. – Тула, Москва, 1976. - С. 3-5.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М: Педагогика, 1991. - 152 с.
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. - М.: Просвещение, 1996. - 160 с.
- Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч.: В 6-ти т. - М.: Педагогика, 1984. - Т.4. - 432 с.
- Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - М.: Знание, 1994. - 158 с.
- Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избр. психологические исследования: Мышление и речь. - М.: АПН РСФСР, 1956. – 520 с.
- Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избр. психологические исследования: Мышление и речь. - М.: АПН РСФСР, 1956. – 520 с.
- Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. - М.: МГУ, 1976. – 98 с.
- Джакупов С.М. Психология познавательной деятельности. - Алма-Ата, 1992. - 195 с.
- Джакупов С.М. Управление познавательной деятельностью студентов в процессе обучения. - Алматы: Қазақ университеті, 2002. - 117 с.
- Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 - С. 342, 343.
- Иващенко Ф.И. Развитие уверенности в своих силах у слабоуспевающих школьников: Автореф. ... канд. психол. наук. - М., 1952. - 24 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск: Изд-во Белоруск. ун-та, 1976. - 352 с.
- Ваппер Э. Зависимость второгодничества от домашних условий и некоторых особенностей школьной среды // Советская педагогика и школа. – Тарту: ТГУ, 1968. - Т. 1. - С. 31-41.
- Лехестик П. В личных взаимоотношениях оттеснённые ученики и особенности их развития // Советская педагогика и школа. – Тарту: ТГУ, 1968. - Т. 1. – С. 65-72.
- Лехестик П. Путь развития в личных взаимоотношениях отверженных учащихся // Советская педагогика и школа. – Тарту: ТГУ, 1970. - Т. 3. - С. 76-80.
- Пясс Л. Неуспех в социальных отношениях и в учёбе – фактор, препятствующий успеваемости учащихся // Советская педагогика и школа. – Тарту: ТГУ, 1970. - Т.2. – С. 123-138.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976. – 64 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. вузов. - М.: Академия, 2000. – 456 с.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
- Волокитина М.Н. Очерки психологии младших школьников. - М.: АПН РСФСР, 1955. - 212 с.
- Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. - Минск: Народная асвета, 1977. - 80 с.
- Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе // Вопросы психологии личности школьника. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 407 с.
- Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения у детей и подростков. – М.: Педагогика, 1972. – 351 с.
- Голушко А.А. Соотношение результативности деятельности и уровня тревожности (на примере экзаменационной ситуации) // Вопросы прикладной психологии. - Новокузнецк: НГИУУ, 1995. – 121 с.
- Габдреева Г.Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности: Автореф. ... канд. психол. наук. - М., 1990. - 19 с.
- Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980. – 209 с.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. – 406 с.; Т. 2. – 392 с.
- Руководство практического психолога: Готовность к школе: Развивающие программы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 5-е изд. - М.: Академия, 1999. - 96 с.
- Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. - М.: Академия, 1997, 176 с.
- Овчарова Р.В.Технологии практического психолога образования. - М.: Сфера, 2000. - 448 с.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. - Л.: Медицина, 1988. – 246 с.
- Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Сб. научн. трудов / НИИ общ. и пед. психол. - М.: АПН СССР, 1987. - С. 4-18.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.
- Баерюнас З.В. Типичные ошибки семейного воспитания подростков // Проблемы быта, брака и семьи. – Вильнюс: Минтис, 1970. – С. 135-142.
- Алемаскин М.А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 1985. - С. 5-11.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Соц. здоровье России, 1994. - 221 с.
- Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. – Свердловск: СПИ, 1973. - 138 с.
- Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. - М.: Педагогика, 1972. - 120 с.
- Невский И.А. Трудный успех: Без «трудных» работать можно. - М.: Просвещение, 1981. - 128 с.
- Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей. - М. - Архангельск: Родина Ломоносова, 1994. - 226 с.
- Трушина И.П. Система работы школы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости младших школьников: Автореф. ... канд. пед наук. - М., 1978. - 18 с.
- Овчарова Р.В. Школьный психолог и семья ученика. - Архангельск, 1993. – 142 с.
- Шерьязданова Х.Т., Суркова Т.И. Педагогу о стиле общения с детьми. – Алматы: Рауан, 1996. - 145 с.
- .Шерьязданова Х.Т. Ермекбаева Л.Х. Коррекционная – тренинг программа по устранению трудностей в обучении. Алматы 2007г.