Особенности познавательной сферы неуспевающих в учебе детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – диагностика и коррекция познавальной сферы неуспевающих в учебе детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к определению трудностей в обучении.
2. Провести экспериментальную работу по диагностике познавальной сферы неуспевающих в учебе детей.
3. Разработать коррекционную работу по устранению трудностей в обучении детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение
Глава1.Теоретические основы неуспеваемости детей в обучении
1.1.Понятие «неуспеваемости» в психологии.
1.2.Основная характеристика «неуспевающих в учебе детей».
1.3 Взаимозависимость трудностей в обучении и психического развития детей младшего школьного возраста
Глава 2. Экспериментальное изучение познавательной сферы неуспевающих в учебе детей
2.1. Описание диагностических методик экспериментального исследования.
2.2. Диагностика познавательной сферы неуспевающих в учебе детей.
2.3. Обработка полученных экспериментальных данных.
2.4. Выработка рекомендаций по коррекции познавательной сферы неуспевающих в учебе детей.
Заключение
Литература
Глоссарий

Файлы: 1 файл

рабочее содержание д.р..docx

— 89.70 Кб (Скачать файл)

Интересные данные о развитии внимания в I-IV классах получены в исследовании Г.Н. Понарядовой (1982) [241]. С помощью лонгитюдного метода она изучила развитие таких характеристик внимания, как его устойчивость, распределение и переключение. Выявлено, что у детей с различной успеваемостью внимание на протяжении данного периода развивается по-разному. У средне - и хорошо успевающих школьников внимание развито средне, у большинства неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания. В дальнейшем в группе успевающих на «4» и «5» от класса к классу происходит интенсивное развитие произвольного внимания, в группах средне- и слабоуспевающих показатели 1 и 2 классов оказываются приблизительно равными (а по характеристикам переключения внимания во 2 классе даже снижаются), и лишь в 3 классе наблюдается некоторый рост.

Помимо внимания, на эффективность процессов обучения оказывает влияние и память. В  начальной школе причины неуспеваемости часто связаны с низким уровнем  развития произвольной памяти. Особенно типичны эти проблемы для импульсивных и гиперактивных детей, а также  для детей с плохой непосредственной памятью, недостатки которой не компенсируется мышлением и волевой регуляцией. Так, в исследованиях Н.В. Репкиной (1983) [242] показано, что свойственный многим младшим школьникам низкий уровень  развития памяти обусловлен несформированностью  основных компонентов учебной деятельности. К концу III класса у всех учеников складывается некоторый минимум умений, связанных с запоминанием и воспроизведением учебного материала, однако в этом проявляется не столько развитие произвольной памяти, сколько её приспособление к стандартным заданиям начальной школы.

М.Н. Волокитин анализирует особенности самостоятельной работы учащихся разной успеваемости. Для школьников с низкой успеваемостью характерна привычка к механическому заучиванию. При решение задач, как отмечает автор, им свойственны манера невнимательно читать условие задачи и стремление найти «облегчённый» способ их решения, приступить к действию того, как условие задачи будет осмыслено. М.Н. Волокитина отмечает, что источником равнодушного отношения этих детей к учебным занятиям является и то, что у них сформировалась убеждённость в их непосильности. С этим и связаны такие особенности их мыслительных процессов, как «инертность» или «неподвижность», проявляющаяся в том, что ученик обнаруживает приверженность к одному и тому же способу решения, неправомерно перенося его на новые задачи, с трудом отказываясь от стереотипного способа действия.

Таким образом, память представляет собой один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение в  младших классах, где сохранение полученной информации является основополагающим для успешной учебной деятельности. При этом важны не только объём  запоминаемой информации и быстрота запоминания, но и точность запоминания, а также время хранения информации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бабанский Ю.К. Изучение причин неуспеваемости учащихся и возможностей её предупреждения // Формирование познавательной активности школьника. Сборник статей. - Ростов н/Д, 2001. – 192 с.
  2. Менчинская М.А. Вопросы умственного развития ребёнка. - М.: Знание, 1990. – 32 с.
  3. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. Монография. – М. - Архангельск, 1996. - 306 с.
  4. Ананьев Б.Г. Познавательные интересы и потребности. Учебные записи. – Л.: ЛГУ, 1999. - 265 с.
  5. Эфрусси П.О. Школьная неуспеваемость и второгодничество. – М.-Л.,  1928. - 48 с.
  6. Мусеридзе Т.Л. Некоторые причины снижения школьной успеваемости в переходном возрасте. – Тбилиси: Мецниереба, 1969. - 190 с.
  7. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика?: Книга для учителя. - М.:  Просвещение, 1991. - 176 с.
  8. Выготский Л.С. Педология подростка. – М.-Л., 1931. - С. 72.
  9. Ривес С.М. Какими методами педагогики – отличники добиваются высокой успеваемости // Советская педагогика. – 1937. - №1. - С. 84-99.
  10. Блонский П.П. Трудные школьники. - М.: Работник просвещения, 1930. - 210 с.
  11. Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих школьников // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. - М.: Педагогика, 1971. - С. 137-156.
  12. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников). - Ростов н/Д: Гос. пед. ин-т, 1972. - 347 с.
  13. Психические особенности слабоуспевающих школьников / Под ред. И. Ломпшера / Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1984. - С. 5.
  14. Борисов П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления. - Якутск: Якуткнигоиздат, 1980. - 95 с.
  15. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. – 136 с.
  16. Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. - М.: Сфера, 1996. - 240 с.
  17. Намазбаева Ж.И., Сарсенбаева Л.О. Специальная психология. Алматы: АГУ им. Абая, 1995. - С. 3.
  18. Эльконин Д.Б. Актуальные вопросы исследования периодизации психического развития в детстве // Тезисы всесоюзного симп. по проблемам периодизации развития психики в онтогенезе. 24-26 ноября 1978. – Тула,  Москва, 1976. - С. 3-5.
  19. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М: Педагогика, 1991. - 152 с.
  20. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. - М.: Просвещение, 1996. - 160 с.
  21. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч.: В 6-ти т. - М.: Педагогика, 1984. - Т.4. - 432 с.
  22. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - М.: Знание, 1994. - 158 с.
  23. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избр. психологические исследования: Мышление и речь. - М.: АПН РСФСР, 1956. – 520 с.
  24. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избр. психологические исследования: Мышление и речь. - М.: АПН РСФСР, 1956. – 520 с.
  25. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. - М.: МГУ, 1976. – 98 с.
  26. Джакупов С.М. Психология познавательной деятельности. - Алма-Ата, 1992. - 195 с.
  27. Джакупов С.М. Управление познавательной деятельностью студентов в процессе обучения. - Алматы: Қазақ университеті, 2002. - 117 с.
  28. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 - С. 342, 343.
  29. Иващенко Ф.И. Развитие уверенности в своих силах у слабоуспевающих школьников: Автореф. ... канд. психол. наук. - М., 1952. - 24 с.
  30. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск: Изд-во Белоруск. ун-та, 1976. - 352 с.
  31. Ваппер Э. Зависимость второгодничества от домашних условий и некоторых особенностей школьной среды // Советская педагогика и школа. – Тарту: ТГУ, 1968. - Т. 1. - С. 31-41.
  32. Лехестик П. В личных взаимоотношениях оттеснённые ученики и особенности их развития // Советская педагогика и школа. – Тарту: ТГУ, 1968. - Т. 1. – С. 65-72.
  33. Лехестик П. Путь развития в личных взаимоотношениях отверженных учащихся // Советская педагогика и школа. – Тарту: ТГУ, 1970. - Т. 3. - С. 76-80.
  34. Пясс Л. Неуспех в социальных отношениях и в учёбе – фактор, препятствующий успеваемости учащихся // Советская педагогика и школа. – Тарту: ТГУ, 1970. - Т.2. – С. 123-138.
  35. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976. – 64 с.
  36. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. вузов. - М.: Академия, 2000. – 456 с.
  37. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
  38. Волокитина М.Н. Очерки психологии младших школьников. - М.: АПН РСФСР, 1955. - 212 с.
  39. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. - Минск: Народная асвета, 1977. - 80 с.
  40. Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе // Вопросы психологии личности школьника. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 407 с.
  41. Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения у детей и подростков. – М.: Педагогика, 1972. – 351 с.
  42. Голушко А.А. Соотношение результативности деятельности и уровня тревожности (на примере экзаменационной ситуации) // Вопросы прикладной психологии. - Новокузнецк: НГИУУ, 1995. – 121 с.
  43. Габдреева Г.Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности: Автореф. ... канд. психол. наук. - М., 1990. - 19 с.
  44. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980. – 209 с.
  45. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. – 406 с.; Т. 2. – 392 с.
  46. Руководство практического психолога: Готовность к школе: Развивающие программы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 5-е изд. - М.: Академия, 1999. -  96 с.
  47. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. - М.: Академия, 1997, 176 с.
  48. Овчарова Р.В.Технологии практического психолога образования. - М.: Сфера, 2000. - 448 с.
  49. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. -  Л.: Медицина, 1988. – 246 с.
  50. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Сб. научн. трудов / НИИ общ. и пед. психол. - М.: АПН СССР, 1987. - С. 4-18.
  51. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.
  52. Баерюнас З.В. Типичные ошибки семейного воспитания подростков // Проблемы быта, брака и семьи. – Вильнюс: Минтис, 1970. – С. 135-142.
  53. Алемаскин М.А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 1985. - С. 5-11.
  54. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Соц. здоровье России, 1994. - 221 с.
  55. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. – Свердловск: СПИ, 1973. - 138 с.
  56. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. - М.: Педагогика, 1972. -  120 с.
  57. Невский И.А. Трудный успех: Без «трудных» работать можно. - М.: Просвещение, 1981. - 128 с.
  58. Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей. - М. - Архангельск: Родина Ломоносова, 1994. - 226 с.
  59. Трушина И.П. Система работы школы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости младших школьников: Автореф. ... канд. пед наук. - М., 1978. - 18 с.
  60. Овчарова Р.В. Школьный психолог и семья ученика. - Архангельск, 1993. – 142 с.
  61. Шерьязданова Х.Т., Суркова Т.И. Педагогу о стиле общения с детьми. – Алматы: Рауан, 1996. - 145 с.
  62. .Шерьязданова Х.Т. Ермекбаева Л.Х. Коррекционная – тренинг программа по устранению трудностей в обучении. Алматы 2007г.



Информация о работе Особенности познавательной сферы неуспевающих в учебе детей