Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:19, диссертация

Описание работы

Цель работы: изучить онтогенез самосознания дошкольников с ЗПР и охарактеризовать психолого-педагогические условия, способствующие его формированию.

Содержание работы

Введение ............................................................................. 3
Глава 1. Проблема самосознания, его онтогенеза и условий формирования в норме и при задержке психического развития...................................................................................... 11
1.1. Система самосознания: структура, генезис, условия формирования .................................................................................... 11
1.2. Характеристика развития самосознания в дошкольном возрас-рас- 23 те......................................................................................
1.3. Проблема формирования самосознания при нарушениях интел- 35 лектуального развития...........................................................
Глава 2. Исследование самосознания у дошкольников в норме и 49 при задержке психического развития....................................
2.1. Организация исследования и методика изучения самосознания у 49 дошкольников....................................................................
2.2. Развитие самосознания дошкольников в норме и при ЗПР (ре- 62 зультаты констатирующего эксперимента)................................ 62
2.2.1. Становление образа «Я»............................................. 73
2.2.2. Становление психологического времени личности..........
2.2.3. Становление социального пространства личности и притя- 79 заний на социальное признание.........................................
2.2.4. Взаимосвязь элементов самосознания и системообразую- 82 щие факторы их формирования в норме и при ЗПР....................
Глава 3. Формирование самосознания дошкольников с ЗПР и 91 психолого-педагогические условия этого процесса.....................
3.1. Обоснование и организация формирующего эксперимента по 91 развитию самосознания........................................................... 93
3.2. Содержание формирующего эксперимента: общие сведения......
3.3. Психолого-педагогические условия формирования самосознания 98 детей с ЗПР в младшем дошкольном возрасте...............................
3.4. Психолого-педагогические условия формирования самосознания детей с ЗПР в среднем и старшем дошкольном возрас- 106 расте......................................................................................
3.5. Психолого-педагогические условия формирования самосознания 121 дошкольников с ЗПР в подготовительной группе детского сада....................................................................................... 133
139
Заключение......................................................................... 159
Использованная литература..................................................
Приложения........................................................................

Файлы: 1 файл

Диссертация Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития.doc

— 879.00 Кб (Скачать файл)

Проведенное исследование выводит нас на ряд актуальных проблем, требующих своего разрешения. Представляется, что разные потенциальные  возможности, обнаруживаемые у дошкольников с ЗПР, свидетельствуют о необходимости разработки специальных образовательных программ для определенной части детей, большей индивидуализации процесса их обучения. Выявленное преобладание «социального» Я над индивидуальным показывает, что требование личностно-ориентированного подхода к детям в школьном возрасте может не иметь достаточных предпосылок для его успешной реализации, поскольку личность ребенка приобретает «объектноориентированную» направленность раньше. Было бы весьма важно выяснить, каковы отсроченные эффекты работы над формированием структурных элементов самосознания. Это может быть основанием для проведения дальнейших исследований в этом направлении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 3 - 15.

2.    Аксенова Е.Б. Особенности формирования саморегуляции в сюжетноролевой игре у детей шестого года жизни // Психологические особенности шестилетних детей с нормальным и задержанным темпом развития. -Горький. - 1988. - С.81-87.

3.    Аксенова Е.Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР в сюжетно-ролевой игре и на учебных занятиях: Автореф. дис ... канд. психол. наук. Н.Новгород, 1992.

4.    Аксенова Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. - 189 с.

5.    Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской.- М.: - 1982. - 125 с.

6.    Алфеева Е.В. Технологии развития Я-концепции в работе психолога // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб, 2003. - Т.1. - С.90-94.

7.    Амосова Т.П. Создание в ДОУ условий для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР / Амосова Т.П., Остапенко Е.М., Пушкина Л.Д. // Развитие и коррекция.- 1999.- Выпуск 6.- С.18-23.

8.    Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика 1980. -т.1. - 232 с.

9.    Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер,

2001. - 688 с.

10.    Андреева К.В. Методологические проблемы изучения самосознания // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб, 2003. - Т.1.- С. 141-144.

11.    Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1978. - №4. -С. 147-151.

12.    Аронова Е.А. Взаимосвязь структур самосознания и стиля саморегуляции деятельности // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб, 2003. - Т.1. - С.204-208.

13.    Архиреева Т.В. Основные направления развития Я-концепции ребенка младшего возраста // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб, 2003. - Т.1. - С.225-228.

14.    Асмолов А.Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1990 - 367 с.

15.    Бабкина Н. В. Психологическая готовность к школьному обучению с задержкой психического развития у детей // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: АРКТИ. - 2004. - С.70-104.

16.    Бабкина Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. - 2002. - № 5.- С.40-45.

17.    Бахчеева Э.П. Проблема самосознания: методологический аспект // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб, 2003. - Т.1. - С.341-345.

18.    Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1994.- №1.- С. 11-15.

19.    Бгажнокова И.М. Рекомендации к планированию работы воспитателя в детском доме (интернате) // Дефектология. - 1996. - № 1. - С. 29 - 36.

20.    Бедер Я. Психологическая коррекция недостатков саморегуляции у детей с задержками развития // Вопросы психологии. - 1983. - № 4. - С.70-

71.

21.    Безруких М.М., Логинова Е.С. Возрастные особенности структуры саморегуляции деятельности у детей 4-5 лет // Мир психологии. - 2002. -№ 1. - С. 121-126.

22.    Белопольская Н. Л. Личностные особенности детей с задержкой в системе дифференциально-психологической диагностики: Дис. ... докт. психол. наук. М., 1996. - 278 с.

23.    Белопольская Н. Л. Психологическое исследование половозрастной идентификации у детей со снижением интеллекта // Дефектология.-

1992.- №1. - С 5-15.

24.    Белопольская Н.Л. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей со сниженным интеллектом. // Вопросы психологии.- 1992.- № 1-2. -С.33-42.

25.    Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с ЗПР // Вопросы психологии.- 1997.-№1. - С.19-26.

26.    Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания.- М.: Когито-Центр, 1998. - 24 с.

27.    Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития.- М.: -1999. - 147 с.

28.    Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс - 1986. -234 с.

29.    Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 352 с.

30.    Божович Л.И., Славина Л.Н., Ендовицкая Г.В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии -1976. -№4. - С.155-168.

31.    Болбочану А.В. Влияние общения с взрослыми на развитие действий во внутреннем плане у детей раннего возраста // Вопросы психологии. -

1983. - №2. - С.68-73.

32.    Борякова Н.Ю. Воспитание и обучение дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004.- №1.- С.10-17.

33.    Борякова Н.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития в условиях специального дошкольного учреждения // Тез. Участников Всероссийского съезда практических психологов образования 28-29 мая 2003 г. «Практическая психология в условиях модернизации образования». - М.: Полиграф-сервис, 2003. -С.134-136.

34.    Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР. - М.: - 2000. - 64 с.

35.    Боязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе // Психологический журнал. - 1998.- т.19. - №4. - С.27-40.

36.    Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.- 144 с.

37.    Брокане И.Н. Особенности вербально-ассоциативной и мыслительной деятельности шестилетних детей с разными уровнями умственного развития. Автореф. дис... канд. психол. наук. М., 1981 - 23 с.

38.    Василькова Ю.В. Особенности и условия формирования самосознания детей и подростков с разным уровнем психофизического развития. -Иркутск: Издательство Иркутского Пед. Университета, 2003.

39.    Вачков И.В. Самосознание учителей и учащихся: полисубъектный подход: Монография. - М.: Издательство СГИ, 2000. — 114 с.

40.    Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности. // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 17-26.

41.    Венгер А.Л., Шевченко Ю.С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка // Дефектология. - 2004. - № 1. - С.8-16.

42.    Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1996. - №3. - С. 14-26.

43.    Власова Т.А. Задержка психического развития и пути ее преодоления.-М.: - 1976. - 47с.

44.    Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С.15-22.

45.    Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.-Л.: Учпедгиз, 1935. - С.20-

32.

46.    Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах / Гл. ред. А.В. Запорожец. - Т. 4-5. - 367 с.

47.    Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна, примитив, ребенок. - М.: Педагогика-Пресс, - 1993. - 222 с.

48.    Гончарова Е.Л., Дмитриева Д.В. Фотолетопись жизни маленького человека: для него, для меня, для нас // Дошкольное воспитание. - 2006. - №

8. - С. 102-111

49.    Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения // Дефектология. - 1998. - № 3. - С.3-15.

50.    Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Дневник событий жизни ребенка: первая рабочая тетрадь к курсу “Внутренний мир человека” // Дефектология. - 1998. - № 5. - С.26-39.

51.    Гордеева Т.В., Мишина Г.А. Роль близкого взрослого в становлении «образа Я» у ребенка с задержкой психического развития // Дефектология. - 2005. - №1. - С.47-51.

52.    Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные образования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С.78-85.

53.    Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1986. - 230 с.

54.    Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.

55.    Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М: АРКТИ. - 2004. - 223 с.

56.    Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: Дис. ... д-ра психол. наук: Нижний Новгород, 2005. - 411 с.

57.    Дмитриева Е.Е. Роль общения со взрослым в социально-личностном развитии старших дошкольников с задержкой психического развития // Тез. Участников Всероссийского съезда практических психологов образования 28-29 мая 2003 г. «Практическая психология в условиях модернизации образования». - М.: Полиграф-сервис, 2003. - С.249-250.

58.    Домишкевич С.А. Функционально-уровневый подход к психодиагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии // Дефектология. - 2005. - № 4.- С. 47-53.

59.    Дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида как фактор развития и коррекции личности ребенка. Сб. научнопрактических статей. - Иркутск: Изд-во иркут. пед. ун-та, 2003 -145 с.

60.    Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольника. -М.: Педагогика, 1984. - 126 с.

61.    Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии // Дефектология. - 2003. - № 6.

- С. 51-54.

62.    Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционновоспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта (в соответствии с новой программой коррекционно-развивающего обучения) // Дефектология. - 2000. - № 3. - С. 66 - 77.

63.    Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М.: Просвещение, 2003. - 272 с.

64.    Ефремова Г.И. Формирование саморегуляции поведения у старших до школьников с ЗПР: Дис. ...канд. психол. наук: Н.Новгород, 1997.

65.    Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1986. Т. 1: Психологическое развитие ребенка. - 1986. - 316 с. Т. 2: Развитие произвольных движений. - 1886. - 297 с.

66.    Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Мн., 1993. - 99 с.

67.    Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии - М.: Тривола, 1994 - 304 с.

68.    Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. - 1991. - №2. - С.15-37.

69.    Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М. Изд-во МГУ, 1991. - 142 с.

70.    Кедярова Е.А. Самосознание дошкольников и роль воспитателей в его становлении // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб, 2003. - Т.4. - С.214-217.

71.    Кисова В.В. Формирование саморегуляции как общей способности к учению средствами продуктивных видов деятельности у дошкольников с задержкой психического развития. Автореф. дис... канд. психол. наук. Н.Новгород, 2000 - 24 с.

72.    Клементьева СВ. Психологические особенности формирования детей 67 лет как субъектов коммуникативной и учебной деятельности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000 - 24 с.

73.    Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. пособие для педагогов общего и спец. Образования. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 136 с.

74.    Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образа Я у умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста // Дефектология. 1995. № 1.

- С.42-46.

75.    Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. - / Л.И. Катаева. - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000. - 224 с.

76.    Козлова С.А. Я - человек: программа приобщения ребенка к социальному миру // Дошкольное воспитание. 1996. № 1. - С.59-66

77.    Козлова С.А., Князева О.А., Шукшина С.Е. Программа приобщения ребенка к социальному миру «Я - человек». Мой организм: Методические рекомендации. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 96 с.

78.    Кон И.С. В поисках себя: личность и се самосознание. - М: Политиздат,

1984. - 335 с.

79.    Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. -1981. - т.2 - № 3. - С.25-38.

Информация о работе Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития