Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:19, диссертация
Цель работы: изучить онтогенез самосознания дошкольников с ЗПР и охарактеризовать психолого-педагогические условия, способствующие его формированию.
Введение ............................................................................. 3
Глава 1. Проблема самосознания, его онтогенеза и условий формирования в норме и при задержке психического развития...................................................................................... 11
1.1. Система самосознания: структура, генезис, условия формирования .................................................................................... 11
1.2. Характеристика развития самосознания в дошкольном возрас-рас- 23 те......................................................................................
1.3. Проблема формирования самосознания при нарушениях интел- 35 лектуального развития...........................................................
Глава 2. Исследование самосознания у дошкольников в норме и 49 при задержке психического развития....................................
2.1. Организация исследования и методика изучения самосознания у 49 дошкольников....................................................................
2.2. Развитие самосознания дошкольников в норме и при ЗПР (ре- 62 зультаты констатирующего эксперимента)................................ 62
2.2.1. Становление образа «Я»............................................. 73
2.2.2. Становление психологического времени личности..........
2.2.3. Становление социального пространства личности и притя- 79 заний на социальное признание.........................................
2.2.4. Взаимосвязь элементов самосознания и системообразую- 82 щие факторы их формирования в норме и при ЗПР....................
Глава 3. Формирование самосознания дошкольников с ЗПР и 91 психолого-педагогические условия этого процесса.....................
3.1. Обоснование и организация формирующего эксперимента по 91 развитию самосознания........................................................... 93
3.2. Содержание формирующего эксперимента: общие сведения......
3.3. Психолого-педагогические условия формирования самосознания 98 детей с ЗПР в младшем дошкольном возрасте...............................
3.4. Психолого-педагогические условия формирования самосознания детей с ЗПР в среднем и старшем дошкольном возрас- 106 расте......................................................................................
3.5. Психолого-педагогические условия формирования самосознания 121 дошкольников с ЗПР в подготовительной группе детского сада....................................................................................... 133
139
Заключение......................................................................... 159
Использованная литература..................................................
Приложения........................................................................
Проведенное исследование
выводит нас на ряд актуальных
проблем, требующих своего разрешения.
Представляется, что разные потенциальные
возможности, обнаруживаемые у дошкольников
с ЗПР, свидетельствуют о
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 3 - 15.
2. Аксенова Е.Б. Особенности формирования саморегуляции в сюжетноролевой игре у детей шестого года жизни // Психологические особенности шестилетних детей с нормальным и задержанным темпом развития. -Горький. - 1988. - С.81-87.
3. Аксенова Е.Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР в сюжетно-ролевой игре и на учебных занятиях: Автореф. дис ... канд. психол. наук. Н.Новгород, 1992.
4. Аксенова Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. - 189 с.
5. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской.- М.: - 1982. - 125 с.
6. Алфеева Е.В. Технологии развития Я-концепции в работе психолога // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб, 2003. - Т.1. - С.90-94.
7. Амосова Т.П. Создание в ДОУ условий для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР / Амосова Т.П., Остапенко Е.М., Пушкина Л.Д. // Развитие и коррекция.- 1999.- Выпуск 6.- С.18-23.
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика 1980. -т.1. - 232 с.
9. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер,
2001. - 688 с.
10. Андреева К.В. Методологические проблемы изучения самосознания // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб, 2003. - Т.1.- С. 141-144.
11. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1978. - №4. -С. 147-151.
12. Аронова Е.А. Взаимосвязь структур самосознания и стиля саморегуляции деятельности // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб, 2003. - Т.1. - С.204-208.
13. Архиреева Т.В. Основные направления развития Я-концепции ребенка младшего возраста // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб, 2003. - Т.1. - С.225-228.
14. Асмолов А.Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1990 - 367 с.
15. Бабкина Н. В. Психологическая готовность к школьному обучению с задержкой психического развития у детей // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: АРКТИ. - 2004. - С.70-104.
16. Бабкина Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. - 2002. - № 5.- С.40-45.
17. Бахчеева Э.П. Проблема самосознания: методологический аспект // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб, 2003. - Т.1. - С.341-345.
18. Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1994.- №1.- С. 11-15.
19. Бгажнокова И.М. Рекомендации к планированию работы воспитателя в детском доме (интернате) // Дефектология. - 1996. - № 1. - С. 29 - 36.
20. Бедер Я. Психологическая коррекция недостатков саморегуляции у детей с задержками развития // Вопросы психологии. - 1983. - № 4. - С.70-
71.
21. Безруких М.М., Логинова Е.С. Возрастные особенности структуры саморегуляции деятельности у детей 4-5 лет // Мир психологии. - 2002. -№ 1. - С. 121-126.
22. Белопольская Н. Л. Личностные
особенности детей с задержкой в системе
дифференциально-психологическо
23. Белопольская Н. Л. Психологическое исследование половозрастной идентификации у детей со снижением интеллекта // Дефектология.-
1992.- №1. - С 5-15.
24. Белопольская Н.Л. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей со сниженным интеллектом. // Вопросы психологии.- 1992.- № 1-2. -С.33-42.
25. Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с ЗПР // Вопросы психологии.- 1997.-№1. - С.19-26.
26. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания.- М.: Когито-Центр, 1998. - 24 с.
27. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития.- М.: -1999. - 147 с.
28. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс - 1986. -234 с.
29. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 352 с.
30. Божович Л.И., Славина Л.Н., Ендовицкая Г.В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии -1976. -№4. - С.155-168.
31. Болбочану А.В. Влияние общения с взрослыми на развитие действий во внутреннем плане у детей раннего возраста // Вопросы психологии. -
1983. - №2. - С.68-73.
32. Борякова Н.Ю. Воспитание и обучение дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004.- №1.- С.10-17.
33. Борякова Н.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития в условиях специального дошкольного учреждения // Тез. Участников Всероссийского съезда практических психологов образования 28-29 мая 2003 г. «Практическая психология в условиях модернизации образования». - М.: Полиграф-сервис, 2003. -С.134-136.
34. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР. - М.: - 2000. - 64 с.
35. Боязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе // Психологический журнал. - 1998.- т.19. - №4. - С.27-40.
36. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
37. Брокане И.Н. Особенности вербально-ассоциативной и мыслительной деятельности шестилетних детей с разными уровнями умственного развития. Автореф. дис... канд. психол. наук. М., 1981 - 23 с.
38. Василькова Ю.В. Особенности и условия формирования самосознания детей и подростков с разным уровнем психофизического развития. -Иркутск: Издательство Иркутского Пед. Университета, 2003.
39. Вачков И.В. Самосознание учителей и учащихся: полисубъектный подход: Монография. - М.: Издательство СГИ, 2000. — 114 с.
40. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности. // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 17-26.
41. Венгер А.Л., Шевченко Ю.С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка // Дефектология. - 2004. - № 1. - С.8-16.
42. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1996. - №3. - С. 14-26.
43. Власова Т.А. Задержка психического развития и пути ее преодоления.-М.: - 1976. - 47с.
44. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С.15-22.
45. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.-Л.: Учпедгиз, 1935. - С.20-
32.
46. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах / Гл. ред. А.В. Запорожец. - Т. 4-5. - 367 с.
47. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна, примитив, ребенок. - М.: Педагогика-Пресс, - 1993. - 222 с.
48. Гончарова Е.Л., Дмитриева Д.В. Фотолетопись жизни маленького человека: для него, для меня, для нас // Дошкольное воспитание. - 2006. - №
8. - С. 102-111
49. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения // Дефектология. - 1998. - № 3. - С.3-15.
50. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Дневник событий жизни ребенка: первая рабочая тетрадь к курсу “Внутренний мир человека” // Дефектология. - 1998. - № 5. - С.26-39.
51. Гордеева Т.В., Мишина Г.А. Роль близкого взрослого в становлении «образа Я» у ребенка с задержкой психического развития // Дефектология. - 2005. - №1. - С.47-51.
52. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные образования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С.78-85.
53. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1986. - 230 с.
54. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.
55. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М: АРКТИ. - 2004. - 223 с.
56. Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: Дис. ... д-ра психол. наук: Нижний Новгород, 2005. - 411 с.
57. Дмитриева Е.Е. Роль общения со взрослым в социально-личностном развитии старших дошкольников с задержкой психического развития // Тез. Участников Всероссийского съезда практических психологов образования 28-29 мая 2003 г. «Практическая психология в условиях модернизации образования». - М.: Полиграф-сервис, 2003. - С.249-250.
58. Домишкевич С.А. Функционально-уровневый подход к психодиагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии // Дефектология. - 2005. - № 4.- С. 47-53.
59. Дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида как фактор развития и коррекции личности ребенка. Сб. научнопрактических статей. - Иркутск: Изд-во иркут. пед. ун-та, 2003 -145 с.
60. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольника. -М.: Педагогика, 1984. - 126 с.
61. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии // Дефектология. - 2003. - № 6.
- С. 51-54.
62. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционновоспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта (в соответствии с новой программой коррекционно-развивающего обучения) // Дефектология. - 2000. - № 3. - С. 66 - 77.
63. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М.: Просвещение, 2003. - 272 с.
64. Ефремова Г.И. Формирование саморегуляции поведения у старших до школьников с ЗПР: Дис. ...канд. психол. наук: Н.Новгород, 1997.
65. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1986. Т. 1: Психологическое развитие ребенка. - 1986. - 316 с. Т. 2: Развитие произвольных движений. - 1886. - 297 с.
66. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Мн., 1993. - 99 с.
67. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии - М.: Тривола, 1994 - 304 с.
68. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. - 1991. - №2. - С.15-37.
69. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М. Изд-во МГУ, 1991. - 142 с.
70. Кедярова Е.А. Самосознание дошкольников и роль воспитателей в его становлении // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб, 2003. - Т.4. - С.214-217.
71. Кисова В.В. Формирование саморегуляции как общей способности к учению средствами продуктивных видов деятельности у дошкольников с задержкой психического развития. Автореф. дис... канд. психол. наук. Н.Новгород, 2000 - 24 с.
72. Клементьева СВ. Психологические особенности формирования детей 67 лет как субъектов коммуникативной и учебной деятельности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000 - 24 с.
73. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. пособие для педагогов общего и спец. Образования. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 136 с.
74. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образа Я у умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста // Дефектология. 1995. № 1.
- С.42-46.
75. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. - / Л.И. Катаева. - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000. - 224 с.
76. Козлова С.А. Я - человек: программа приобщения ребенка к социальному миру // Дошкольное воспитание. 1996. № 1. - С.59-66
77. Козлова С.А., Князева О.А., Шукшина С.Е. Программа приобщения ребенка к социальному миру «Я - человек». Мой организм: Методические рекомендации. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 96 с.
78. Кон И.С. В поисках себя: личность и се самосознание. - М: Политиздат,
1984. - 335 с.
79. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. -1981. - т.2 - № 3. - С.25-38.