Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:19, диссертация

Описание работы

Цель работы: изучить онтогенез самосознания дошкольников с ЗПР и охарактеризовать психолого-педагогические условия, способствующие его формированию.

Содержание работы

Введение ............................................................................. 3
Глава 1. Проблема самосознания, его онтогенеза и условий формирования в норме и при задержке психического развития...................................................................................... 11
1.1. Система самосознания: структура, генезис, условия формирования .................................................................................... 11
1.2. Характеристика развития самосознания в дошкольном возрас-рас- 23 те......................................................................................
1.3. Проблема формирования самосознания при нарушениях интел- 35 лектуального развития...........................................................
Глава 2. Исследование самосознания у дошкольников в норме и 49 при задержке психического развития....................................
2.1. Организация исследования и методика изучения самосознания у 49 дошкольников....................................................................
2.2. Развитие самосознания дошкольников в норме и при ЗПР (ре- 62 зультаты констатирующего эксперимента)................................ 62
2.2.1. Становление образа «Я»............................................. 73
2.2.2. Становление психологического времени личности..........
2.2.3. Становление социального пространства личности и притя- 79 заний на социальное признание.........................................
2.2.4. Взаимосвязь элементов самосознания и системообразую- 82 щие факторы их формирования в норме и при ЗПР....................
Глава 3. Формирование самосознания дошкольников с ЗПР и 91 психолого-педагогические условия этого процесса.....................
3.1. Обоснование и организация формирующего эксперимента по 91 развитию самосознания........................................................... 93
3.2. Содержание формирующего эксперимента: общие сведения......
3.3. Психолого-педагогические условия формирования самосознания 98 детей с ЗПР в младшем дошкольном возрасте...............................
3.4. Психолого-педагогические условия формирования самосознания детей с ЗПР в среднем и старшем дошкольном возрас- 106 расте......................................................................................
3.5. Психолого-педагогические условия формирования самосознания 121 дошкольников с ЗПР в подготовительной группе детского сада....................................................................................... 133
139
Заключение......................................................................... 159
Использованная литература..................................................
Приложения........................................................................

Файлы: 1 файл

Диссертация Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития.doc

— 879.00 Кб (Скачать файл)

6.    Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7.    Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8.    Мой ребенок часто неприятен мне.

9.    Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10.    Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11.    Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12.    Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13.    Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14.    Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15.    Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16.    Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17.    Мой ребенок впитывает в себя все дурное как “губка”.

18.    Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19.    Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20.    Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21.    Я принимаю участие в своем ребенке.

22.    К моему ребенку “липнет” все дурное.

23.    Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24.    Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25.    Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю  своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и  по поведению, и по суждениям.

27.    Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28.    Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29.    Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30.    Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31.    Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32.    Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33.    При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34.    Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35.    В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36.    Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37.    Я всегда считаюсь с ребенком.

38.    Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39.    Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.

40.    Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41.    Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42.    Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43.    Я разделяю увлечения своего ребенка.

44.    Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45.    Я понимаю огорчения своего ребенка.

46.    Мой ребенок часто раздражает меня.

47.    Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.

48.    Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49.    Я не доверяю своему ребенку.

50.    За строгое воспитание дети благодарят потом.

51.    Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52.    В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53.    Я разделяю интересы своего ребенка.

54.    Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55.    Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56.    Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57.    Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка

58.    Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59.    Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60.    Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61.    Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

1.    Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42,

43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2.    Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25 31, 34, 35, 36.

3.    Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4.    Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5.    “Маленький неудачник”: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Опросник для воспитателей

Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы для оценки степени  адаптированно-сти ребенка в дошкольном учреждении

1.    Ребенок усваивает программный материал на занятиях: легко (5 баллов), иногда нестабильно из-за нежелания заниматься (4 балла), со стабильными затруднениями (3 балла), плохо (2 балла), не усваивает совсем (1 балл).

2.    Уровень воспитанности ребенка: высокий (5 баллов), знает, как себя вести, но не всегда соблюдает правила (4 балла), представления о культуре поведения неполные (3 балла), плохо воспитан (2 балла), не имеет представлений о культуре поведения (1 балл).

3.    Уровень развития игровой деятельности: легко организует игру, играет с удовольствием (5 баллов), включается в игры, понимая их правила (4 балла), необходимы усилия, чтобы включить ребенка в игру, легко выходит из нее, пассивен (3 балла), не умеет и не любит играть (2 балла), разрушает игру сверстников (1 балл).

4.    Характер взаимоотношений с окружающими: ребенок умеет строить конструктивные взаимоотношения (5 баллов), к окружающим относится в целом положительно (4 балла); относится безэмоционально (3 балла), относится отрицательно (2 балла), относится патологически (1 балл).

5.    Развитие самоконтроля в поведении: старается оценить результат своего поступка и вести себя правильно (5 баллов), может оценить результат своего поступка при обсуждении со взрослым, но ведет себя в соответствии со своим характером (4 балла), затрудняется прогнозировать и оценивать результаты своих поступков, но ведет себя упорядоченно (3 балла), не может оценивать результаты своих поступков, «глух» к замечаниям (2 балла), ведет себя очень плохо (1 балл).

Оценка 21-25 баллов - высокий уровень адаптации, 16-20 баллов - достаточный уровень адаптации, 11-15 баллов - недостаточный, 6-10 баллов - низкий, 1-5 баллов - дезадаптирован.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Количество детей по группам и возрастам на разных этапах эмпирического исследования

Возраст детей

Сроки проведения эмпирического исследования

2002-2003 уч. Год

2003-2004 уч. год.

2004-2005 Уч. год

2005-2006 уч. год

Формирующий этап Экспериментальные подгруппы

Возраст детей, на начало эксперимента

I этап

II этап

III этап

IV этап

1 экспер. подгр. (3-4 года)

12

13

12

12

2 экспер. подгр. (4-5 лет)

-

12

12

11

   

I этап

II этап

III этап

3 экспер. подгр.(3-4 года)

-

13

11

11

Контрольные подгруппы

 

I-IV этапы

   

1 подгруппа  (6-7 лет)

12

-

-

-

2 подгруппа  (5-6 лет)

12

13

-

-


ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Методика  “Черточки - палочки” (У.В.Ульенкова)

Цель: оценка сформированности возможности длительно следовать  инструкции взрослого, произвольности в деятельности.

Инструкция: На тетрадном листе в одну линейку простым карандашом в течение 10 - 15 минут надо писать системы черточек и палочек (НИМ- HHN-HHM т.д.), соблюдая при этом следующие четыре правила:

1)    писать палочки и черточки в определенной последовательности;

2)    не писать на полях;

3)    правильно переносить системы с одной строки на другую;

4)    писать не в каждой строке, а через одну.

Ход исследования: Перед ребенком кладется двойной  тетрадный лист в одну линейку. В  привлекательной для детей дошкольников форме ставится общая цель занятия: «Сейчас вы будете писать карандашом, как настоящие школьники палочки и черточки. При этом необходимо соблюдать четыре правила. Сейчас я вам покажу, как надо писать и какие правила при этом надо соблюдать».

Далее следовало  краткое (4-5 мин.) инструктирование детей, сопровождаемое показом. Потом, по написанному на доске, педагог еще раз повторяет все правила. Повторяет их вместе с ребенком, проверяет, нашел ли он первую строчку, поля, третью строчку. Затем убирался образец. «Старайся писать правильно, аккуратно, молча, если что-то непонятно, то спросите сейчас. Будешь писать, пока я не скажу: достаточно, проверьте написанное. А теперь пиши!». Засекается время начала работы. Помощь в процессе работы с методикой не предусматривается.

Результаты  анализировались по следующим оценочным критериям:

1.    Степень полноты принятия задания - ребенок принимает задание во всех компонентах; принимает частично; не принимает совсем.

2.    Степень полноты сохранения задания до конца занятия - ребенок сохраняет задание во всех компонентах; сохраняет лишь отдельные компоненты; полностью теряет.

3.    Качество самоконтроля по ходу выполнения задания - характер допускаемых ошибок, замечает ли свои ошибки; исправляет или не исправляет их.

4. Качество  самоконтроля при оценке результата  деятельности - старается еще раз  проверить и проверяет работу, ограничивается беглым просмотром; вообще не просматривает, а  сразу отдает взрослому.

Уровневая оценка выполнения ребенком методики « Черточки-палочки» (возможность действовать в соответствии с инструкцией взрослого, сформиро-

ванность произвольности в деятельности)

Высокий уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах сохраняет его до конца занятия. Работает сосредоточенно, не отвлекаясь на протяжении всего занятия; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки в соблюдении того или иного правила. При проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдать работу сразу, а еще раз проверяет написанное, исправляя ошибки если надо. Делает все необходимое, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой. Данный уровень саморегуляции ребенка оценивается в 5 баллов.

Достаточный уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет его полностью до конца занятия. По ходу работы допускает немногочисленные ошибки на те или иные правила, но не замечает их и не устраняет; не устраняет их и при проверке в конце занятия, лишь бегло просматривает написанное. Качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него есть. Этот уровень саморегуляции деятельности ребенка оценивается в 4 балла.

Недостаточный уровень. Ребенок принимает лишь часть инструкции, но до конца занятия может и не сохранить ее; в результате потери инструкции пишет палочки и черточки в беспорядке. В процессе работы допускает ошибки не только по невнимательности, но, прежде всего потому, что не запомнил или забыл правила; своих ошибок не замечает ни по ходу, ни в конце занятия. По окончании работы не проявляет желание улучшить ее качество; к результату работы индифферентен. Этот уровень оценивается в 3 балла.

Низкий уровень. Ребенок принимает лишь небольшую часть инструкции, но почти сразу ее теряет; пишет палочки и черточки в случайном порядке. Ошибок не замечает и не исправляет; не использует время для проверки в конце занятия; после сигнала об окончании сразу же оставляет работу без внимания. Этот уровень оценивается в 2 балла.

Крайне низкий уровень. Ребенок совсем не принимает задания, более того, он вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача. В лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать с карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист, как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек на листе. О самоконтроле на заключительном этапе занятия говорить не приходится. Данный уровень саморегуляции оценивается в 1 балл.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Уровни сформированности саморегуляции детей в интеллектуальной деятельности

Высокий уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах сохраняет его до конца занятия. Работает сосредоточенно, не отвлекаясь на протяжении всего занятия; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки в соблюдении того или иного правила. При проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдать работу сразу, а еще раз проверяет написанное, исправляя ошибки если надо. Делает все необходимое, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой. Данный уровень саморегуляции ребенка оценивается в 5 баллов.

Достаточный уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет его полностью до конца занятия. По ходу работы допускает немногочисленные ошибки на те или иные правила, но не замечает их и не устраняет; не устраняет их и при проверке в конце занятия, лишь бегло просматривает написанное. Качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него есть. Этот уровень саморегуляции деятельности ребенка оценивается в 4 балла.

Информация о работе Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития