Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:19, диссертация

Описание работы

Цель работы: изучить онтогенез самосознания дошкольников с ЗПР и охарактеризовать психолого-педагогические условия, способствующие его формированию.

Содержание работы

Введение ............................................................................. 3
Глава 1. Проблема самосознания, его онтогенеза и условий формирования в норме и при задержке психического развития...................................................................................... 11
1.1. Система самосознания: структура, генезис, условия формирования .................................................................................... 11
1.2. Характеристика развития самосознания в дошкольном возрас-рас- 23 те......................................................................................
1.3. Проблема формирования самосознания при нарушениях интел- 35 лектуального развития...........................................................
Глава 2. Исследование самосознания у дошкольников в норме и 49 при задержке психического развития....................................
2.1. Организация исследования и методика изучения самосознания у 49 дошкольников....................................................................
2.2. Развитие самосознания дошкольников в норме и при ЗПР (ре- 62 зультаты констатирующего эксперимента)................................ 62
2.2.1. Становление образа «Я»............................................. 73
2.2.2. Становление психологического времени личности..........
2.2.3. Становление социального пространства личности и притя- 79 заний на социальное признание.........................................
2.2.4. Взаимосвязь элементов самосознания и системообразую- 82 щие факторы их формирования в норме и при ЗПР....................
Глава 3. Формирование самосознания дошкольников с ЗПР и 91 психолого-педагогические условия этого процесса.....................
3.1. Обоснование и организация формирующего эксперимента по 91 развитию самосознания........................................................... 93
3.2. Содержание формирующего эксперимента: общие сведения......
3.3. Психолого-педагогические условия формирования самосознания 98 детей с ЗПР в младшем дошкольном возрасте...............................
3.4. Психолого-педагогические условия формирования самосознания детей с ЗПР в среднем и старшем дошкольном возрас- 106 расте......................................................................................
3.5. Психолого-педагогические условия формирования самосознания 121 дошкольников с ЗПР в подготовительной группе детского сада....................................................................................... 133
139
Заключение......................................................................... 159
Использованная литература..................................................
Приложения........................................................................

Файлы: 1 файл

Диссертация Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития.doc

— 879.00 Кб (Скачать файл)

80.    Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

81.    Конева И.А. Особенности образа Я младших подростков с задержкой психического развития. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н.Новгород, 2002. - 21 с.

82.    Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития // Вопросы психологии. - 2004. - N 2. - С.128-135.

83.    Конопкин О.А., Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности / Вопросы психологии. — 1989. - № 5. - С 18-26.

84.    Коробейников И. А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития: Дис. ... д-ра психол. наук: М., 1997. -323 с.

85.    Коробейников И. А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития: Дис. ... д-ра психол. наук: М., 1997. -323 с.

86.    Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.

87.    Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994 - 20 с.

88.    Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования.-Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1994. - 140 с.

89.    Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.

90.    Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.

91.    Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. - Иркутск: Институт информации и рекламы, иркутское отделение Российского фонда культуры. - 1993. -106 с.

92.    Кузнецова Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с ЗПР к школьному обучению // Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1986.-18 с.

93.    Кузнецова Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению // Дефектология. - 1981. - №6.- С.28-34.

94.    Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М., 1997. - 176 с.

95.    Кучерова Е.В. Проблемы развития самосознания в дошкольном возрасте // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. -М.: Педагогика, 1987. - С. 112-117.

96.    Кякинен Э.И. Нравственная самоидентификация детей с разным уровнем психического развития // Тез. Участников Всероссийского съезда практических психологов образования 28-29 мая 2003 г. «Практическая психология в условиях модернизации образования».- М.: Полиграф-сервис, 2003. - С.443-444.

97.    Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.

98.    Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:- 1975. - 345 с.

99.    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: - 1972. - 575 с.

100.    Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология" / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.

101.    Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности.- М.: Смысл 1997. - 64 с.

102.    Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смысл, 1999. - 332 с.

103.    Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Просвещение, 1976. - 64 с.

104.    Липкина А.Н. Психология самооценки школьника: Автореф. дис... д-ра психол. наук - М., 1974. - 35 с.

105.    Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской

А.Г. - М.: Изд-во Ин-т практ. психологии, Воронеж: НПО “МОДЭК“ 1997. - 383 с.

106.    Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. -144 с.

107.    Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития нормальных и аномальных детей // Дефектология. - 1971. - №6. - С. 15-19.

108.    Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М., 1978 - 224 с.

109.    Максименко Ю. Б. Особенности формирования самоконтроля в деятельности детей с задержкой психического развития: Автореф. дис... канд. психол. наук: М., 1986. - 16 с.

110.    Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) // Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 3 - 15.

111.    Малофеев Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 67 - 74.

112.    Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. - 1997.

- № 6. - С. 3-10.

113.    Малюкова Ф.Р. Социально-психологические причины нарушений процесса самосознания // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб, 2003. - Т.5. - С.269-274.

114.    Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - Спб.: Речь, 2003 - 400с.

115.    Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии.- 1990.- №10.- С.3-118.

116.    Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2005. - 160с.

117.    Махова В. М. Психическая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к условиям школьного обучения: Дис. ... канд. психол. наук: М., 2000. - 181 с.

118.    Мерлин В.С. Самосознание // Проблемы экспериментальной психологии личности: Уч. записки. - Т.77. - Вып.6. - Пермь, 1970. - С. 164-192.

119.    Метиева Л. А. Формирование саморегуляции в процессе учебной деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: Дис. ... канд. психол. наук: Н. Новгород, 2003. - 249 с.

120.    Морина Е. Ю. Особенности самооценки у детей с ЗПР дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2005.- № 5.-С. 53-59.

121.    Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - №4 -С.26-36.

122.    Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия». - 1998 - 456 с.

123.    Мухина В.С. Личность: мифы и реальность // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб, 2003. - Т.5. - С.518-523.

124.    Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6—7 лет /Науч. - ис-след. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.

— М.: Педагогика, 1992. — 160 с.

125.    Непомнящая Н.И. О методе системного изучения психического развития детей // Вопросы психологии. - 1973. - № 6. - С.86-95.

126.    Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к человеку // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб, 2003.-Т.6.

- С.30-33.

127.    Нодельман В.И. Индивидуально ориентированная программа развития самосознания как средство коррекции личности ребенка с нарушением интеллекта // Дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида как фактор развития и коррекции личности ребенка. - Иркутск, 2003. - С.5-16.

128.    Нухова М.В. Особенности самосознания личности детей 6-10 лет из полных и неполных семей. Автореф. дис... канд. психол. наук. - М.,

1996.-17 с.

129.    Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Три-вола, 1995. - 360 с.

130.    Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека// Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С.5-19.

131.    Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития / Под ред. З.И.Калмыковой, И.Ю.Кулагиной. - М.: Педагогика, 1986. -206 с.

132.    Павлий Т.Н. Исследование особенностей аффективной сферы детей с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1997.

133.    Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система (спецкурс). - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 108 с.

134.    Перегуда В. И. Особенности самоконтроля у гиперактивных детей в дошкольном возрасте: Дис. ... канд. психол. наук: М., 1994. -189 с.

135.    Переслени Л.И. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития) // Основы

специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой. - М.: Academia,

2002.    - С.90-144.

136.    Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/ Под общей ред. С.Г.Шевченко. - М.: школьная пресса, 2003. - 96 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 12).

137.    Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общ. ред. С.Г. Шевченко. -М.: Школьная Пресса, 2005. - 112 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 13»).

138.    Поддьяков Н. Ребенок- дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития // Дошкольное воспитание.- 1998. -№ 12.- С. 68-75.

139.    Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. -184 с.

140.    Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-352 с.

141.    Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

142.    Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция. Составитель О.В.Защиринская. - СПб: Речь,

2003.-    432 с.

143.    Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2000. - 672 с.

144.    Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5-6 лет с задержкой психического развития // Вестник Московского университета, 1995, №3.- С.

145.    Ратанова Т.А. Когнитивная дифференцированность как основа личностного развития // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб, 2003. - Т.6. - С.503-507.

146.    Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, Универс, 1994. - 480 с.

147.    Росина И.Л. Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук: Нижний Новгород, 1998. - 18 с.

148.    Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство "Питер", 2000 - 712 с.

149.    Рубцов В.В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний (к определению предмета экологической психологии) // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.) - М.: Экопсицентр РОСС. - С. 169-172.

150.    Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом “БАХРАХ-М”, 2003 - 656 с.

151.    Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаковосимволической деятельности дошкольника. Тула: Приокское кн. изд-во,

1993. - 264 с.

152.    Семаго Н. Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы // Дефектология. - 2000. - № 1. - С.27- 32.

153.    Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. -336 с.

154.    Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - М.: ООО “Речь”, 2004. - 350 с.

155.    Слепович Е. С, Харин С.С. Формирование у дошкольников с задержкой психического развития представлений о себе и других людях: Методические рекомендации. - Минск: НИИ педагогики MHO БССР. 1989. -21с.

156.    Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990.- 95 с.

157.    Слепович Е. С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте: Автореф. дис. д-ра психол. наук: М.,

1994. - 45 с.

158.    Слепович Е. С. Работа психолога в системе оказания помощи детям с задержкой психического развития от 1 до 7 лет. - Методические рекомендации. - Минск. 1992. - 37 с.

159.    Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000. — 416 с.

160.    Смирнова Е.О. Детская психология. Учеб. - М.: Владос, 2003. - 368 с.

161.    Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. - М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 256 с.

162.    Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. - 2000. - № 3.-С. 3-14.

163.    Смирнова Е.О., Калягина Е.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии. - 1998. - № 3.- С. 50 - 60.

164.    Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. -С. 17 - 26.

165.    Современный психологический словарь. / Под ред. Б.Г.Мещерякова,

В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.-490 с.

166.    Специальная психология: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2005. - 464 с.

167.    Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. — М.: Политиздат, 1972 - 303 с.

168.    Стеркина Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста. Автореф. дис... канд. психол. наук. М., 1977. - 18 с.

Информация о работе Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития