Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:19, диссертация
Цель работы: изучить онтогенез самосознания дошкольников с ЗПР и охарактеризовать психолого-педагогические условия, способствующие его формированию.
Введение ............................................................................. 3
Глава 1. Проблема самосознания, его онтогенеза и условий формирования в норме и при задержке психического развития...................................................................................... 11
1.1. Система самосознания: структура, генезис, условия формирования .................................................................................... 11
1.2. Характеристика развития самосознания в дошкольном возрас-рас- 23 те......................................................................................
1.3. Проблема формирования самосознания при нарушениях интел- 35 лектуального развития...........................................................
Глава 2. Исследование самосознания у дошкольников в норме и 49 при задержке психического развития....................................
2.1. Организация исследования и методика изучения самосознания у 49 дошкольников....................................................................
2.2. Развитие самосознания дошкольников в норме и при ЗПР (ре- 62 зультаты констатирующего эксперимента)................................ 62
2.2.1. Становление образа «Я»............................................. 73
2.2.2. Становление психологического времени личности..........
2.2.3. Становление социального пространства личности и притя- 79 заний на социальное признание.........................................
2.2.4. Взаимосвязь элементов самосознания и системообразую- 82 щие факторы их формирования в норме и при ЗПР....................
Глава 3. Формирование самосознания дошкольников с ЗПР и 91 психолого-педагогические условия этого процесса.....................
3.1. Обоснование и организация формирующего эксперимента по 91 развитию самосознания........................................................... 93
3.2. Содержание формирующего эксперимента: общие сведения......
3.3. Психолого-педагогические условия формирования самосознания 98 детей с ЗПР в младшем дошкольном возрасте...............................
3.4. Психолого-педагогические условия формирования самосознания детей с ЗПР в среднем и старшем дошкольном возрас- 106 расте......................................................................................
3.5. Психолого-педагогические условия формирования самосознания 121 дошкольников с ЗПР в подготовительной группе детского сада....................................................................................... 133
139
Заключение......................................................................... 159
Использованная литература..................................................
Приложения........................................................................
169. Стернина Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития // Дефектология. - 1988. -№ 3. - С.8-15
170. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Московского университета, 1983. — 284 с.
171. Стребелева Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1997. - № 2. - С.50-59.
172. Субботский Е.В. Генезис морального поведения у дошкольников // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. - 1978. - №3. -
С.13-26.
173. Ткачева В. В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: Дис. ... канд. психол. наук: М., 1999.- 204 с.
174. Тригер Р.Д. Некоторые особенности самооценки младших школьников с ЗПР в учебной деятельности // Вопросы воспитания детей с ЗПР в процессе обучения. - М.: - 1981. - С.71-78.
175. Троицкая И. Ю. Особенности внутреннего плана действий у 6-летних детей с задержкой психического развития: Дис. ... канд. психол. наук: Н. Новгород, 2000.- 201 с.
176. Тульвисте П.-Э. Культурно-историческое развитие вербального мышления. Таллинн: Валгус, 1988 - 341 с.
177. Ульенкова У. В. Психологические особенности дошкольников с ЗПР и коррекционно-педагогическая работа с ними: Автореф. дис.д-ра психол. наук: М., 1983.- 30 с.
178. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2002 -176с.
179. Ульенкова У.В. Об особенностях саморегуляции в интеллектуальной деятельности 6-летних детей с ЗПР // Дефектология. - 1982. - №4.- С.46-50.
180. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
181. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 512 с.
182. Филиппова Г.Г. Перспективы изучения зачатков самосознания у высших млекопитающих // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб, 2003. - Т.8. - С55-58.
183. Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2001.
- 76 с.
184. Фишман М.Н., Лукашевич И.П., Мачинская Р.И. Особенности функционального состояния мозга детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1998. - № 1. - С. 24-29.
185. Фопель К. Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005. - 143 с.
186. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 64с.
187. Формирование у дошкольников с ЗПР представлений о себе и других людях: Методические рекомендации / Сост. Е.С.Слепович. - Минск, 1989. - 16с.
188. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы - М: Педагогика, 1993 -144 с.
189. Хайтрдинова Е.Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушениями интеллекта // Дефектология. - 2002. -№ 1.- С. 81-89.
190. Хараш А.У. «Другой» и его функции в развитии «Я» // Общение и развитие психики. - М., 1986. - С.31-46.
191. Худобина Е.Ю. Соотношение эмоционального и когнитивного компонентов самооценки у младших школьников. Автореф. дис... канд. пси-хол.н. М., 1988.- 22 с.
192. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 1997.- 607 с.
193. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития - М.: Интерпракс, 1995. - 288 с.
194. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания. - М., 1966. - С.228-240.
195. Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности // Проблемы психологии личности: Советско-финский симпозиум. - М.: Наука, 1982. - С. 121-126.
196. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука,
1997. -144 с.
197. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. - М.: Столетие, 1994.- 480 с.
198. Шаповалова О.Е. Переживание умственно отсталыми школьниками своего отношения к страшному // Дефектология. - 1998. - № 1. - С. 37 - 42.
199. Шевченко С.Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов «начальная школа - детский сад» // Дефектология. - 2000. - №6. - С.37-39.
200. Шевченко С.Г. Особенности запаса знаний и представлений у младших школьников с трудностями в обучении // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - №2. - С.23-27.
201. Шевченко С.Г. Особенности знаний и представлений о ближайшем окружении у первоклассников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1974. - № 1. - С.12-19.
202. Шепко Е.Л. Психодиагностика нарушений развития у детей. - Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2000.- 144 с.
203. Шибицкая А.О. О саморегуляции поведения старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1978. - №6 - С.41-42.
204. Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания. -М.: - 1966. - С.217-228.
205. Шустов Е. А. Технология формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях: Дис... канд. пед. наук: Шадринск, 2000.175 с.
206. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - С.25-66.
207. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1973. - 304 с.
208. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - С. 101-142.
209. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Ленато, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996. - 592 с.
210. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. - М.: Наука, 1996. - 269 с.
211. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000. - 111 с.
212. Garro A. Understanding and Addressing the Needs of Children with Chronic Health Conditions: Implications for Counselors // New Jersey Journal of
Professional of Counseling. - Spring 2006. - Vol. 56. - p. 52 - 62.
213. Hoza B., Mrug S. and other What Aspects
of Peer Relationships Are Impaired in Children With Attention-Deficit/
214. Lindsay G., Dockrell J. The behavior and self-esteem of children with specific speech and language difficulties // British Journal of Educational Psychology.
- 2000. - Vol. 70. - p. 583-601.
215. Love J.M., Kisker E.E. and other The Effectiveness of Early Head Start for 3-Year-Old Children and Their Parents: Lessons for Policy and Programs // Developmental Psychology. - 2005. - Vol. 41, No. 6. - p. 885-901.
216. Starcher D. Biopsychosocial Aspects of
Attention-Deficit/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Возрастные нормативы выполнения методики Н.Л. Белопольской
Возраст |
Возрастные нормативы |
3 года |
идентифицируют себя с младенцем и не принимают других инструкций |
4 года |
дети способны идентифицировать себя с картинкой, на которой изображен дошкольник соответствующего пола. В качестве «образа будущего» дети выбирают разные картинки: от картинки с изображением школьника до картинки мужчины (женщины). |
5 лет |
дети не делают ошибок при идентификации своего половозрастного статуса, строят последовательность «младенец - дошкольник - школьник», в качестве привлекательного образа многие дети выбирают образы школьников. |
6-7 лет |
дети 6-7 лет
правильно устанавливают |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты оценки выполнения методики «Лесенка»
Уровень сформированности самооценки |
Способ выполнения задания |
Тип самооценки |
Высокий уровень |
Обдумав задание, ставит себя на вторую или третью ступеньку, объясняет свои действия, ссылается на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. |
Адекватная самооценка |
Достаточный уровень |
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной. |
Завышенная самооценка |
Средний уровень |
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама и воспитатель оценивают его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: "Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала". |
Неадекватно завышенная самооценка |
Уровень ниже -среднего |
Ставит себе на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: " Мама так сказала". |
Заниженная самооценка |
Низкий уровень |
Ребенок не принимает задания |
Самооценка не сформирована |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Функции специалистов в процессе реализации программы формирования самосознания дошкольников с ЗПР
Воспитатели организуют коррекционно-развивающую среду в группе, создавая обстановку взаимопринятия и уважения. На занятиях продуктивными видами деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, ручным трудом) используют задания по изображению человека, привлекают внимание к особенностям его внешнего облика, обсуждает с детьми возможное эмоциональное состояние, род занятий и т.п. Проводит работу над формированием адекватной оценки детьми своих индивидуальных возможностей. В играх (сюжетно-ролевых, по правилам, подвижных и т.д.) демонстрирует примеры нормативного социального, эмоционального и речевого поведения, направляет их внимание на моделирование разнообразных отношений между персонажами разыгрываемых сюжетов. Вызывает у детей потребность в межличностном взаимодействии, поддерживает их умение говорить, анализировать, поощряет речевое творчество.
Учитель-дефектолог на своих занятиях проводит специальную работу по формированию и обогащению представлений о себе. Обучает детей ролевому перевоплощению (по звуковому, световому сигналу, взмаху платком, изменять выражение лица, голос, движения; входить в роль и корректировать свою позицию). Для успешности выполнения требуемых действий дефектолог берет на себя функции демонстратора их образца, объективизирует детям цель выполняемого действия. В этом процессе широко используется работа с зеркалом (для наблюдения и контроля со стороны дошкольников за характером изменений, происходящих в их собственном облике). Детей перед зеркалом обучают придавать лицу определенное выражение. Использует приемы моделирования эмоциональных состояний: дети показывают и одновременно наблюдают, как радуются, смеются, плачут, кричат и пр.
Педагог по здоровьесберегающим
технологиям, работая со старшими дошкольниками,
формирует представления о
Логопед формирует осознанное отношение к языковой действительности (осознание процессов говорения и слушания), работает над семантикой слов, словосочетаний, фраз, отражающих оценку себя, другого; развивает коммуникативную функцию речи. На занятиях по развитию речи и логопедических занятиях учит детей самоконтролю в речевой деятельности. Особое внимание уделяет воспитанию привычки вслушиваться в содержание заданий, вычленять в них главное. На заключительных этапах занятий формирует умение вербально оценивать результат своей деятельности.
Музыкальный руководитель обеспечивает средствами музыки обогащение эмоционального мира ребенка. В процессе восприятия музыкальных произведений различного характера учит детей вербальному и невербальному выражению своих переживаний, что развивает их эмоциональную отзывчивость.
Социальный педагог, организуя взаимосвязь между ДОУ и семьей, посещает семьи, организует индивидуальное консультирование родителей, транслируя им в доступной форме цели и задачи проводимой с детьми работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Опросники для родителей и воспитателей
Опросник для родителей (А.Я. Варга, В.В. Столин)
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они
его травмируют.