Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:19, диссертация
Цель работы: изучить онтогенез самосознания дошкольников с ЗПР и охарактеризовать психолого-педагогические условия, способствующие его формированию.
Введение ............................................................................. 3
Глава 1. Проблема самосознания, его онтогенеза и условий формирования в норме и при задержке психического развития...................................................................................... 11
1.1. Система самосознания: структура, генезис, условия формирования .................................................................................... 11
1.2. Характеристика развития самосознания в дошкольном возрас-рас- 23 те......................................................................................
1.3. Проблема формирования самосознания при нарушениях интел- 35 лектуального развития...........................................................
Глава 2. Исследование самосознания у дошкольников в норме и 49 при задержке психического развития....................................
2.1. Организация исследования и методика изучения самосознания у 49 дошкольников....................................................................
2.2. Развитие самосознания дошкольников в норме и при ЗПР (ре- 62 зультаты констатирующего эксперимента)................................ 62
2.2.1. Становление образа «Я»............................................. 73
2.2.2. Становление психологического времени личности..........
2.2.3. Становление социального пространства личности и притя- 79 заний на социальное признание.........................................
2.2.4. Взаимосвязь элементов самосознания и системообразую- 82 щие факторы их формирования в норме и при ЗПР....................
Глава 3. Формирование самосознания дошкольников с ЗПР и 91 психолого-педагогические условия этого процесса.....................
3.1. Обоснование и организация формирующего эксперимента по 91 развитию самосознания........................................................... 93
3.2. Содержание формирующего эксперимента: общие сведения......
3.3. Психолого-педагогические условия формирования самосознания 98 детей с ЗПР в младшем дошкольном возрасте...............................
3.4. Психолого-педагогические условия формирования самосознания детей с ЗПР в среднем и старшем дошкольном возрас- 106 расте......................................................................................
3.5. Психолого-педагогические условия формирования самосознания 121 дошкольников с ЗПР в подготовительной группе детского сада....................................................................................... 133
139
Заключение......................................................................... 159
Использованная литература..................................................
Приложения........................................................................
Э.П. Бахчеевой (2003) было проанализировано 18 современных учебных пособий по психологии, выпущенных уже в XXI веке. Она констатировала наличие достаточно значимых противоречий в подходах не столько к определению этого понятия, сколько к различным его аспектам. Проведенный нами анализ литературы по вопросам самосознания позволяет во многом согласиться с данным автором.
С.Л. Рубинштейн определял самосознание как результат познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Анализируя проявления психического, он выделял две формы: объективная форма - деятельность и субъективная форма существования психического — это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе [148].
Согласно взглядам В.С. Мерлина самосознание детерминировано системой мотивов. Развитие самосознания происходит в результате преодоления разнообразных трудностей, поисков выхода из проблемных ситуаций, разрешения жизненных противоречий, совершения смыслоопределяющих выборов [118].
В.В. Столин определяет самосознание личности как совокупность психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира, выявляет свою сущность, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему [169]. По мнению автора, самосознание в его когнитивной и эмоциональной форме обусловиливает отношение к окружающим, а также стиль и характер общения с ними.
И.В. Вачков характеризует самосознание как динамическую систему представлений субъекта о самом себе, осознание и понимание им своих физических, интеллектуальных и других качеств, самооценку этих качеств и отношение к ним, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов [39].
Приведенные выше определения самосознания адекватны по отношению ко взрослому человеку, но практически не применимы к ребенку, так как характеризуют самосознание как высшую форму человеческого сознания.
Более универсальный
характер носит определение
Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать значимый для нашего исследования вывод о том, что самосознание - это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Самосознание характеризуется также своим продуктом - представлением о себе, «Я-образом» или «Я-концепцией». Различение процесса и продукта было введено в психологический обиход У.Джемсом в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого) [10].
Многие ученые отмечают, что понятия самосознания, образа «Я», Я-концепции должны быть разведены, но их нередко употребляют синонимично.
Так И.И. Чеснокова, опираясь на идеи С.Л. Рубинштейна, определяет самосознание как сложный процесс познания человеком себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через их интеграцию в целостное образование - понятие собственного «Я», субъекта, отличного от других, а при дальнейшем развитии - в обобщенный образ «Я», интегральное структурное образование [194].
А.В. Либин называет образ «Я» центральным образованием в структуре личности, считая его системой представлений человека о себе как отдельном и уникальном субъекте [102].
В современном психологическом словаре под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко самосознание определено следующим образом: «осознание человеком себя как индивидуальности» [164, с. 368]. При этом специально подчеркивается, что к осознанию ведет выражение представлений о себе в знаково-опосредствованной и социально-нормированной форме. Самосознание - это один из уровней (процессов и результатов) познания человеком самого себя, в том числе своего положения в мире и своего отношения к разнообразным объектам и явлениям. Самосознание частично включает содержание Я-концепции, но только в той степени, в которой Я-концепция потенциально осознается. Я-концепция - система обобщенных и относительно устойчивых представлений и переживаний человека, предметом которых является он сам [164, с. 478]. Условно в Я-концепции выделяют два компонента: когнитивный - «Образ Я» и эмоционально-оценочный - самооценку. Некоторые исследователи, как уже было сказано, выделяют поведенческий компонент - т.е. проявления когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов в поведении.
Таким образом, самосознание - это рефлексивный процесс осознания себя, в ходе которого человек пользуется имеющимися в культуре знаковыми (в первую очередь словесными) средствами. Я-концепция - результат этого осознания, целостное системное образование. Структурными компонентами Я-концепции являются Я-образ - когнитивная составляющая и самоотноше-ние - эмоциональная составляющая. В структуре самоотношения представлены обобщенное эмоциональное отношение к себе или самопринятие и дифференцированное отношение к своим успехам и достижениям в сравнении с некоторым идеальным образом - самооценка [13, 103, 104].
Исследователи выделяют помимо рефлексии еще один основной механизм развития самосознания - идентификацию [122]. В результате в образе Я складывается как минимум две структуры: одна - индивидуальная, вторая -социальная. Первая складывается из самоотождествления с внутренними ощущениями, личного восприятия, осмысления себя как биологического объекта и субъекта практической деятельности, осознания результатов своей деятельности, мотивов и потребностей.
Индивидуальное «Я» - структура, которая по мнению В.С. Мухиной, начинается с самоотождествления с данным ребенку именем, представляет собой тождественный во времени образ себя как физического, интеллектуального, характерологического, деятельного субъекта, имеющего персональную историю жизни. «Социальная» структура, развиваясь из идентификации с полом, в дальнейшем становится собирательным социальным образом личности в окружающем мире. Она представляет собой соединение в такой образ результатов опыта отождествления с разными социальными моделями (я
- ученик, я - сын, я - друг и т.п.), предлагаемыми обществом. [113]. Необходимо сказать и о том, что наша оценка поступков других людей также в наибольшей мере обусловлена «социальным», точнее, «социализированным» компонентом «Я», уже перешагнувшим границу «Я-образа».
Личностное развитие непосредственно связано с когнитивным. М. Розенберг связывает уровень развития самосознания со степенью когнитивной сложности и дифференцированности образа Я. Под дифференцированностью подразумевается количество осознаваемых личностных качеств и способность формировать объективное суждение о своих особенностях [145].
В отечественной психологии
в настоящее время стал весьма
популярным системно-структурный подход
к пониманию умственного
Проведенное на этой концептуальной основе исследование Т.А. Ратано-вой показало, что уже в дошкольном возрасте дети с более дифференцированной когнитивной структурой характеризуются более развитым самосознанием. Еще в большей степени это проявляется по мере взросления. Крайне значимо и то, что выявилась связь между условиями обучения детей (развивающие программы) и характеристиками самосознания [145]. Полученные автором результаты подтверждают, что самосознание имеет как внутренние, так и внешние детерминанты. Для нашего исследования этот вывод весьма значим. Он позволяет говорить о том, что формирование самосознания зависит от условий, в которых находится конкретный ребенок. Поскольку работ, посвященных анализу психологических условий становления самосознания относительно немного, можно полагать их специальный анализ весьма интересным, в первую очередь для реализации нужд практических психологов.
На основании вышеизложенного систему самосознания можно представить следующим образом: «Я» прошлое, настоящее и будущее, «Я» реальное и идеальное. Эти характеристики могут быть даны в приложении к «Я» физическому (внешний облик, пол) или «Я» моральному (нравственный облик, черты характера, ценностные ориентации). Исследователи выделяют также представление о силе своего характера («волевое Я»), представления о собственной компетентности («активное Я»), представления о своих коммуникативных возможностях и отношениях с другими людьми («социальное Я»)
[13].
Дифференцированность самосознания делает возможной ту работу над самоизменением, превращением в «субъекта саморазвития» о котором говорят как психологи «гуманистической» ориентации (А. Маслоу, К. Роджерс, И. Ялом и мн. др.), так и отечественные исследователи (А.Г. Асмолов, В.С. Мухина, Н.И. Непомнящая, Г.А. Цукерман и др.). Дифференцированное самосознание появляется в онтогенезе далеко не сразу, поэтому в ранние периоды развития необходимо активно формировать предпосылки для этого.
Следует также сказать о том, что с развитием самосознания непосредственно связаны процессы овладения собственным поведением. Регуляторная роль сознания, согласно мнению С.Л. Рубинштейна, проявляется во внутренней работе личности, в процессе которой она должна соотнести субъективные желания и возможности с объективными требованиями, и в конечном итоге прийти к самоопределению во все расширяющихся отношениях с миром. Современные исследователи полагают, что стиль саморегуляции человека опосредованно связан с его самосознанием [35, 82, 83, 121]. Более совершенное (дифференцированное, гибкое, но одновременно устойчивое), образно называемое «стержнем личности», самосознание обеспечивает более высокую стрессоустойчивость [150].
В работе В.И. Моросановой была высказана и подтверждена гипотеза о зависимости степени, индивидуального уровня и отдельных функций целостной системы саморегуляции от особенностей мотивационно-потребностной сферы человека [121]. И.И. Чеснокова под саморегуляцией понимает такую регуляцию поведения, которая предполагает включение в нее самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе [194]. Согласно взглядам В.В. Столина система саморегулирования выполняет контролирующую, мотивирующую и целеполагающую функции в которые органично вплетаются представления о себе и самооценка. В результате у субъекта формируется отношение к самому себе. Вопрос о регуляторной роли ценностных ориентаций личности был рассмотрен в отечественной литературе
Н.И.Непомнящей. Согласно ее взглядам, у детей (и у взрослых) на первый план могут выходить различные ценностности. В зависимости от этих цен-ностностей изменяются и характеристики самосознания [125].
Исходя из вышесказанного,
можно предположить, что формирование
возможностей саморегуляции и становление
самосознания - это в значительной
мере взаимосвязанные и
Проведенный анализ проблемы позволяет сделать вывод о том, что до появления рефлексивного понимания себя можно говорить лишь об элементах самосознания. Это согласуется и с положением, высказанным В.С. Мухиной: «Что касается личности ребенка, находящейся в процессе развития, то применительно к ней мы говорим лишь о формировании предпосылок, необходимых для достижения всестороннего развития» [122, с. 53.]
При этом элементы самосознания принадлежат двум разным структурам: индивидуальному «Я», рождающемуся из самоощущений, и социальному «Я», формирующемуся в результате идентификаций, в первую очередь с полом и возрастом. Развитие самосознания определяется комплексом внешних и внутренних условий. Вместе с появлением элементов самосознания возникают возможности регуляции своего поведения.
1.2. Характеристика развития
самосознания в дошкольном
В отечественной психологической литературе имеются фундаментальные труды детских психологов, уделявших значительное внимание различным аспектам развития личности ребенка-дошкольника. Многие из них уделяют внимание формированию самосознания (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина,
В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.)
В основе самосознания, по
мнению В.С.Мухиной, лежит способность
ребенка присваивать через
Обсуждая проблему формирования образа индивидуального «Я», Г.Г. Филиппова выделяет несколько последовательных ступеней: самоощущение, представление о схеме тела, самовосприятие, самооценка, выделение «Я» как внутреннего субъекта [181]. Низшие уровни структуры образа Я могут быть охарактеризованы с помощью специальных приемов, естественно, не отражающих самосознание полностью, а лишь его отдельные элементы. Количество таких исследований достаточно велико.
Исследование самосознания ребенка является весьма затруднительным, прежде всего с точки зрения методического арсенала. Изучать собственно Я-концепцию как рефлексивную оценку себя и своих возможностей путем са-моописаний можно только при достижении достаточно высокого уровня сформированности «Я».
Развитие начатков самосознания все
исследователи относят к