Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:19, диссертация

Описание работы

Цель работы: изучить онтогенез самосознания дошкольников с ЗПР и охарактеризовать психолого-педагогические условия, способствующие его формированию.

Содержание работы

Введение ............................................................................. 3
Глава 1. Проблема самосознания, его онтогенеза и условий формирования в норме и при задержке психического развития...................................................................................... 11
1.1. Система самосознания: структура, генезис, условия формирования .................................................................................... 11
1.2. Характеристика развития самосознания в дошкольном возрас-рас- 23 те......................................................................................
1.3. Проблема формирования самосознания при нарушениях интел- 35 лектуального развития...........................................................
Глава 2. Исследование самосознания у дошкольников в норме и 49 при задержке психического развития....................................
2.1. Организация исследования и методика изучения самосознания у 49 дошкольников....................................................................
2.2. Развитие самосознания дошкольников в норме и при ЗПР (ре- 62 зультаты констатирующего эксперимента)................................ 62
2.2.1. Становление образа «Я»............................................. 73
2.2.2. Становление психологического времени личности..........
2.2.3. Становление социального пространства личности и притя- 79 заний на социальное признание.........................................
2.2.4. Взаимосвязь элементов самосознания и системообразую- 82 щие факторы их формирования в норме и при ЗПР....................
Глава 3. Формирование самосознания дошкольников с ЗПР и 91 психолого-педагогические условия этого процесса.....................
3.1. Обоснование и организация формирующего эксперимента по 91 развитию самосознания........................................................... 93
3.2. Содержание формирующего эксперимента: общие сведения......
3.3. Психолого-педагогические условия формирования самосознания 98 детей с ЗПР в младшем дошкольном возрасте...............................
3.4. Психолого-педагогические условия формирования самосознания детей с ЗПР в среднем и старшем дошкольном возрас- 106 расте......................................................................................
3.5. Психолого-педагогические условия формирования самосознания 121 дошкольников с ЗПР в подготовительной группе детского сада....................................................................................... 133
139
Заключение......................................................................... 159
Использованная литература..................................................
Приложения........................................................................

Файлы: 1 файл

Диссертация Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития.doc

— 879.00 Кб (Скачать файл)

В нашем исследовании при предъявлении методики «Физическое  Я» нормально развивающиеся дошкольники в младшей группе детского сада всегда могли указать свою половую принадлежность и понимали ее постоянный характер. Следовательно, первичное «социальное Я» ребенка оказывалось сформированным, как это и обозначено в литературе [40, 54, 60, 65, 105, 122, 206].

Возможности же дифференцированного  восприятия себя были еще недостаточны (критерии его оценки приведены в  описании методики). При рассматривании себя в зеркале 43,75 % испытуемых либо совсем не называли «второстепенные» части лица, либо с помощью могли назвать две-три таких части. Лишь двое испытуемых (12,5 %) смогли указать на большинство второстепенных частей. При оценке знания функционального назначения основных частей тела 87,50 % детей этой группы отвечали на вопросы односложно, иногда не совсем точно.

Таким образом, мы выяснили, что в начале дошкольного возраста знания о себе у ребенка, относимого к «норме развития», еще отрывочны, неточны, их актуализация оказывается  затрудненной. Это может быть связано  и с трудностями контакта с экспериментатором, обусловленными возрастом детей, и с констатируемыми в последние годы явлениями несовершенного речевого развития дошкольников. Последний факт связывается со многими причинами биологического и социального характера, обсуждать которые здесь нецелесообразно. Мы установили, что когнитивный компонент «Я» у ребенка этого возраста еще далек от совершенства. Положительное же эмоциональное отношение к своему облику проявлялось практически у всех нормально развивающихся дошкольников этого возраста. Они улыбались, глядя в зеркало, некоторые испытуемые хвалили себя.

Возможности словесного отчета о восприятии себя были у  детей с ЗПР значительно хуже, чем при норме интеллектуального  развития. Двое испытуемых целевой  группы не могли рассказывать о себе, глядя в зеркало, пятеро (20 %) затруднялись в назывании даже основных частей лица. Только четверо детей (16 %) могли со стимуляцией назвать большинство второстепенных частей (различия с нормально развивающимися дошкольниками достоверны при p<0,026).

32 % испытуемых не могли отвечать на вопросы о функциональном назначении частей тела, остальные отвечали так же, как и большинство нормально развивающихся сверстников: одним словом, далеко не всегда точно подобранным. Различия по этому параметру достоверны при p<0,001. Следовательно, знания о себе младших дошкольников с ЗПР значительно менее полноценны, чем при нормальном интеллектуальном развитии.

Нормально развивающиеся  дошкольники уже в младшей  группе детского сада всегда могли  указать свою половую принадлежность и понимали ее постоянный характер. В сопоставимой по возрасту группе дошкольников с ЗПР все испытуемые знали свою половую принадлежность. Но при этом четверо детей не осознавали ее постоянства. Лишь в одном случае это свидетельствовало о недостаточном понимании обращенных к ребенку вопросов, в трех других дети давали ответы на следующие задания. Это позволяло думать о том, что половая идентификация этих испытуемых еще не носила завершенного характера.

Все исследователи детей  с ЗПР отмечали их значительное индивидуальное своеобразие, но чаще всего речь шла о более старших возрастах. Нами установлено, что уже в трехлетнем возрасте дети с ЗПР представляют собой неоднородную категорию: одни не отличаются по выделенным показателям от нормально развивающихся дошкольников, другие - существенно отстают от них.

Основные отличия у  детей с ЗПР были обнаружены по параметру эмоционального отношения  к своему облику. Отдельные испытуемые при рассматривании себя в зеркале  проявляли явно негативные эмоции. Одна девочка, увидев свое отражение, закрылась рукой, несколько детей хмурились, большинство не проявило никаких эмоций. Ни один ребенок не похвалил себя. Таким образом, мы установили, что «индивидуальное Я» в этом возрасте еще практически не сформировано, причем это относится и к когнитивному, и к аффективному его компонентам. Выявился интересный феномен преобладания «социального Я» над «индивидуальным Я».

Возможности самовосприятия в норме существенно улучшались с возрастом. В старшей группе детского сада нормально развивающиеся дошкольники уже не испытывали каких-либо трудностей при перечислении частей своего лица и давали полные и развернутые ответы о функциональном назначении частей своего тела. «Руки, чтобы все делать: рисовать, играть, лепить, ноги, чтобы ходить, бегать, танцевать, голова, чтобы думать» (Паша Б., 6 лет). Но необходимо отметить, что описать себя еще не мог ни один из испытуемых и этот факт может подтверждать, что выделение уникального в своем «Я» даже на уровне физического облика представляет для дошкольников определенную сложность. Эмоциональное отношение к своему облику оставалось у детей позитивным, они давали себе комплиментарную оценку, правда, практически в половине случаев при рассматривании фотографий она относилась к «периферии» самосознания, поскольку дети хвалили свою одежду. Лишь в отдельных случаях дети называли себя «красивыми».

У детей с ЗПР, хотя они находились в условиях детского сада компенсирующего вида, столь  явной динамики в успешности познания своего внешнего облика не обнаружилось. Большинство испытуемых (66,6 %) при рассматривании себя в зеркале продолжало называть лишь основные части лица. Практически все дети отвечали на вопросы о функциональном назначении частей тела односложно и неточно: «Руки - брать. Ноги - идти. Голо-ва...не знаю» (Юля С., 6 лет). Лишь один ребенок дал ответы, сходные с ответами дошкольников контрольной группы. Различия между группами в этом возрасте были высоко достоверными (таблица 1).

Таблица 1.

Сравнительная характеристика показателей представлений о  «физическом Я» детей старшей группы детского сада в норме и при задержке психического развития (баллы)

 

Дифференцированность

восприятия

себя

Знание функционального назначения частей тела

Эмоциональное отношение к себе

Контрольная группа «норма» (n=25)

4,00±0,00

4,96±0,04

2,86±0,04

Группа ЗПР (n=12)

2,42±0,19

3,17±0,17

0,96±0,1

Достоверность различий

Р<0,001

Р<0,001

Р<0,001



Из приведенных в  таблице данных следует, что тенденция  к замедленному темпу становления  возможностей самовосприятия была устойчивой. Это касалось как когнитивного, так и эмоционального компонента «Я-образа».

В подготовительной группе детского сада лишь 28 % детей с ЗПР  давали развернутые и содержательные ответы о функциональном назначении частей тела (в норме 100 %, p<0,001). Достаточно полное перечисление частей лица смогло дать 52 % обследованных. Эмоциональное отношение к себе обнаружило положительную динамику, однако дети с ЗПР при рассматривании себя обращали внимание преимущественно на одежду. Ни один ребенок себя не описывал.

Нормально развивающиеся дошкольники в 55,56 % случаев давали развернутые описания себя, включающие личностные характеристики. «Я веселая, у меня глазки смеются, волосы кудрявые и заколки красивые» (Оля Ш., 6,5 лет). Сопоставительные количественные данные, отражающие представления испытуемых подготовительных групп детского сада о физическом «Я», приведены в таблице 2.

Необходимо отметить, что аффективный компонент «Я»  у нормально развивающихся дошкольников был менее сформирован, чем когнитивный. При рассматривании себя на фотографиях многие дети в первую очередь обращали внимание на свою одежду, а не на черты индивидуального облика.

Они не указывали также  свои личностные характеристики.

Таблица 2.

Сравнительная характеристика показателей представлений о  «физическом Я» детей подготовительной группы детского сада в норме и при задержке психического развития (баллы)

 

Дифференцированность

восприятия

себя

Знание функционального назначения частей тела

Эмоциональное отношение к себе

Контрольная группа «норма» (n=18)

4,56±0,12

5,00±0,00

3,16±0,15

Группа ЗПР (n=25)

3,32±0,16

3,72±0,19

1,84±0,20

Достоверность

различий

Р<0,001

Р<0,001

Р<0,01



По-видимому, культурная норма, транслируемая в настоящее  время родителями, не предусматривает  фиксации внимания ребенка на выделении уникального в его личности, в том числе и во внешнем облике. Поскольку у испытуемых с ЗПР это проявлялось еще более отчетливо, мы сопоставили полученные результаты с характеристиками семейного воспитания. Сведения о семейной ситуации удалось получить от 50 родителей. Установлено, что у детей с ЗПР она была неоптимальной в значительном количестве случаев: 4 % детей росли в опекунских семьях, 20 % - в неполных. 18 % родителей использовали сверхтребовательный стиль воспитания, 10 % - непоследовательный, 26 % - попустительский. Лишь в 46 % семей стиль воспитания мог быть охарактеризован как принимающий.

В таблице 3 приведены  обобщенные характеристики уровня развития элементов самосознания детей, зависящие  от стиля семейного воспитания.

Таблица 3.

Зависимость уровня развития самосознания дошкольников с ЗПР от стиля семейного воспитания

Стиль воспитания

Сверх-

требовательный

Непоследовательный

Попустительский

Принимающий

Уровень самосознания

3,33±0,03

3,25±0,01

2,90±0,01

3,60±0,04


Напомним, что нами были выделены крайне низкий (1), низкий (2), недостаточный (3), достаточный (4) и высокий (5) уровни. Был подсчитан средний показатель уровня сформированности элементов самосознания внутри групп, различающихся по стилям семейного воспитания.

Полученные результаты оказались весьма близки, однако обнаружилась тенденция увеличения этого показателя у детей из семей с принимающим стилем воспитания. Самым неоптимальным для формирования элементов самосознания дошкольников с ЗПР оказался попустительский стиль семейного воспитания, при котором, по-видимому, родители редко фиксируют внимание ребенка на его внешнем облике и индивидуальных особенностях.

Предпринятое нами сопоставление  «поэлементных» оценок сформи-рованности самосознания со стилями семейного  воспитания позволяет констатировать некоторые достоверные различия (таблица 4).

Таблица 4.

Сопоставление уровней  развития элементов самосознания дошкольников с ЗПР из семей с различными стилями воспитания

Стиль

воспитания

Эмоц. отнош. к себе

Знания о себе

Психологическое время личности

Сверхтребовательный

3,78±0,97

3,00±1,73

2,33±1,00

Непоследовательный

3,83±0,98

2,66±1,97

2,17±1,32

Попустительский

3,07±0,27

1,62±0,96

1,46±0,88

Принимающий

3,79±0,97

3,22±1,86

2,11±1,05

Достоверность различий между стилями семейного воспитания

Р 1,2 < н.д. Р 1,3< 0,02 Р 1,4 < н.д. Р 2,3< 0,02 Р 2,4 < н.д. Р 3,4< 0,02

Р 1,2 < н.д. Р 1,3< 0,03 Р 1,4 < н.д. Р 2,3< н.д. Р 2,4 < н.д. Р 3,4< 0,01.

Р 1,2 < н.д. Р 1,3< 0,04

Р 1,4 < н.д. Р 2,3< н.д. Р 2,4 < н.д. Р 3,4< н.д.



Оказалось, что от стиля семейного воспитания в большей степени зависят такие элементы самосознания как эмоциональное отношение к себе и знания о себе. При попустительском стиле семейного воспитания именно эти элементы получают наименьшее развитие. В полученном распределении отмечается некоторое увеличение балльной оценки сформированности «психологического времени личности» (представлений о будущем) у испытуемых из семей, использующих сверхтребовательный стиль воспитания, по сравне

нию с данными испытуемых из семей с другими стилями воспитания. По-видимому, у сверхтребовательных родителей превалирующей является направленность на ближайшее будущее ребенка, которая не всегда может рассматриваться как оптимальная, поскольку снижает возможности центра-ции сознания ребенка на своем актуальном «Я».

В целом проведенный  нами сравнительный анализ сформированности одного из важнейших элементов самосознания (представлений о физическом Я) дошкольников с нормальными темпами интеллектуального развития и его задержкой позволяет констатировать, что при задержанном развитии замедляется становление как когнитивного, так и аффективного компонентов образа «Я».

Полученные результаты подтверждают выводы исследований Н.Л. Белопольской и Е.С. Слепович. Отметим, однако, что в психологопедагогической  литературе мы не встретили обсуждения вопроса о динамике становления представлений дошкольников с ЗПР о своем физическом облике. Наши данные позволяют представить эту динамику в виде графика балльных оценок сформированности знаний о себе (когнитивного компонента образа «Я») на разных возрастных этапах (рисунок 2).

 

Рис. 2. Динамика формирования знаний о себе у дошкольников в норме и

при ЗПР


Кривая балльных показателей в группе детей с ЗПР иллюстрирует отсутствие динамики между младшим и средним дошкольным возрастом (низкий уровень). Некоторое повышение показателей проявляется в старшей и

подготовительной группах, однако оценка сформированности когнитивного компонента образа «Я» остается в пределах недостаточного уровня.

Нами установлено, что  значительная доля детей с ЗПР (48 %) затрудняется в выделении частей своего лица даже при непосредственном рассматривании себя в зеркале на всем протяжении дошкольного детства. Это может объясняться несформированностью зрительно-пространственного гнозиса. Исследованиями Н.Я. Семаго показано, что нарушения пространственной ориентировки характерны для любых вариантов психического дизонтогенеза [152]. Вероятно, недостаточность внимания к своему облику наряду с незрелостью мозговой организации функций зрительно-пространственного восприятия замыкают порочный круг и составляют основу механизма трудностей формирования представлений дошкольника с ЗПР о физическом «Я».

Информация о работе Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития