Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:19, диссертация

Описание работы

Цель работы: изучить онтогенез самосознания дошкольников с ЗПР и охарактеризовать психолого-педагогические условия, способствующие его формированию.

Содержание работы

Введение ............................................................................. 3
Глава 1. Проблема самосознания, его онтогенеза и условий формирования в норме и при задержке психического развития...................................................................................... 11
1.1. Система самосознания: структура, генезис, условия формирования .................................................................................... 11
1.2. Характеристика развития самосознания в дошкольном возрас-рас- 23 те......................................................................................
1.3. Проблема формирования самосознания при нарушениях интел- 35 лектуального развития...........................................................
Глава 2. Исследование самосознания у дошкольников в норме и 49 при задержке психического развития....................................
2.1. Организация исследования и методика изучения самосознания у 49 дошкольников....................................................................
2.2. Развитие самосознания дошкольников в норме и при ЗПР (ре- 62 зультаты констатирующего эксперимента)................................ 62
2.2.1. Становление образа «Я»............................................. 73
2.2.2. Становление психологического времени личности..........
2.2.3. Становление социального пространства личности и притя- 79 заний на социальное признание.........................................
2.2.4. Взаимосвязь элементов самосознания и системообразую- 82 щие факторы их формирования в норме и при ЗПР....................
Глава 3. Формирование самосознания дошкольников с ЗПР и 91 психолого-педагогические условия этого процесса.....................
3.1. Обоснование и организация формирующего эксперимента по 91 развитию самосознания........................................................... 93
3.2. Содержание формирующего эксперимента: общие сведения......
3.3. Психолого-педагогические условия формирования самосознания 98 детей с ЗПР в младшем дошкольном возрасте...............................
3.4. Психолого-педагогические условия формирования самосознания детей с ЗПР в среднем и старшем дошкольном возрас- 106 расте......................................................................................
3.5. Психолого-педагогические условия формирования самосознания 121 дошкольников с ЗПР в подготовительной группе детского сада....................................................................................... 133
139
Заключение......................................................................... 159
Использованная литература..................................................
Приложения........................................................................

Файлы: 1 файл

Диссертация Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития.doc

— 879.00 Кб (Скачать файл)

В развитии образа физического «Я»  особое внимание уделяется работе с  зеркалом, фотографиями, наглядными моделями [23, 24, 25, 26, 49, 73]. Образ самого себя у детей имеет аффективно-когнитивную природу. Поэтому, развивая у них представления о собственной схеме тела, необходимо одновременно формировать и отношение к своему телу. Это достигается в том случае, когда одновременно с развитием представлений о человеке, формированием соответствующих понятий, взрослый дает яркую положительную оценку.

Таким образом, обобщенно можно  охарактеризовать необходимые условия  развития элементов самосознания как  организацию внешней среды. Мы предположили, что основным принципом ее организации  должна быть комплексность, включающая работу по формированию элементов самосознания во всех видах деятельности, предусмотренных в ДОУ компенсирующего вида.

Под элементами самосознания мы будем  понимать отдельные характеристики, касающиеся формирующегося у ребенка образа себя и половозрастной идентификации как начальных стадий формирования образа «Я»; притязание на социальное признание, самооценку как глобальную характеристику восприятия и оценивания себя; появление психологического времени личности (представлений о себе в прошлом и будущем); социальное пространство личности, в котором формируется и проявляется понимание моральных норм, возможности эмоциональной идентификации и децентрации, а также способность самостоятельно действовать по инструкции взрослого.

Под психолого-педагогическими условиями формирования элементов самосознания мы будем понимать нахождение ребенка с задержкой психического развития в коррекционно-развивающей среде ДОУ компенсирующего вида и реализацию специальной программы, направленной на развитие его самосознания. Основной принцип реализации программы заключается в органической включенности приемов, фиксирующих ребенка на разных аспектах начальных представлений о себе, в различные виды деятельности: занятия педагога-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, продуктивные виды деятельности, режимные моменты, свободную деятельность, игру, физкультурные и музыкальные занятия.

Специальные условия рассматриваются  нами в качестве независимой переменной первого порядка. В качестве независимых переменных второго порядка будут рассматриваться психологические характеристики ребенка, свидетельствующие о приобретении им определенного уровня личностной зрелости, позволяющего управлять своим поведением. Последнее должно находить отражение как в степени адаптированности ребенка к детскому коллективу, так и в появлении предпосылок для успешного включения в образовательное пространство школы.

Проверке предположения о том, что создание особых психологопедагогических  условий может качественно улучшить сформированность элементов самосознания дошкольников с ЗПР, было посвящено настоящее исследование.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2.1. Организация исследования и методика изучения самосознания у дошкольников

Сравнительное исследование сформированности элементов самосознания дошкольников с нормальным и задержанным  интеллектуальным развитием проводилось  в три этапа. На первом этапе (2002-2003 г.г.) был изучен онтогенез элементов  самосознания нормально развивающихся дошкольников (80 детей в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих, в соответствии с возрастом, младшую, среднюю, старшую и подготовительную группы детского сада) и дошкольников с ЗПР (62 ребенка в младшей, старшей и подготовительной группах). Базой этого исследования было МДОУ № 68 г. Иркутска. На втором и третьем этапах проводился формирующий и контрольный эксперимент в МДОУ № 100 «Берегиня» г. Иркутска, методика проведения и результаты которого будут представлены в третьей главе.

В соответствии с проведенным анализом литературы были выделены следующие элементы самосознания: образ «Я» (знания о своем физическом облике и отношение к нему), половозрастная идентификация, отношение к взрослению, психологическое время личности (наличие психологического прошлого и будущего), притязания на социальное признание, выражающееся в самооценке, социальное пространство личности (понимание норм социального взаимодействия). При разработке и подборе экспериментальных методик мы опирались на положение, высказанное в работах И.А. Коробейникова, В.И. Лубовского, Т.В. Розановой, о том, что исследовательская методика должна позволять давать ответам испытуемого как количественную, так и качественно-уровневую оценку, причем эти оценки должны допускать возможность сопоставления. Вторым основанием для разработки методик были исследования Н.Л. Белопольской, установившей, что для изучения самосознания детей дошкольного возраста необходим наглядно представленный материал.

Нами не найдено указаний на то, каким образом можно изучить знания о своем физическом облике (когнитивный компонент образа «Я») и эмоциональное отношение к нему (аффективный компонент образа «Я») у дошкольников с нарушениями интеллектуального развития. Для этой цели была разработана специальная методика.

Методика «Физическое Я»

Цель: охарактеризовать умение описывать свой внешний облик при его наглядном восприятии, знание о функциональном назначении основных частей тела, наличие первичной идентификации с полом, понимание постоянства половой принадлежности, возможность выразить вербально эмоциональное отношение к своему облику.

Материал: зеркало.

Проведение: Вопросы:

-    Ты мальчик или девочка?

-    А ты всегда был (а) мальчиком (девочкой)?

-    Зачем тебе нужны руки? Что умеют делать ноги (глаза, рот, уши, голова)?

-    Покажи (расскажи), что есть на лице у тебя (глядя в зеркало).

-    Расскажи, какой ты.

Критерии оценки:

1.    Знание половой принадлежности:

0-    не знает;

1-знает.

2.    Постоянство половой принадлежности:

0-не    понимает;

1-понимает.

3.    Дифференцированность восприятия себя:

0 - не отвечает на  вопросы;

1- называет основные  части лица (глаза, рот, нос)  с различной помощью, стимуляцией  или не все из них;

2    - называет основные части лица самостоятельно, дополнительных не

знает;

3    - помимо основных, с помощью называет две-три второстепенных части (уши, брови, лоб, подбородок, щеки);

4    - называет большинство второстепенных частей со стимуляцией;

5    - описывает себя.

4.    Эмоциональное отношение к своему облику:

0    - при взгляде на себя в зеркало выражает недовольство;

1    - не выражает никаких эмоций;

3 - радуется своему  отражению, любуется им;

5 - при описании использует  определения-похвалы (красивые).

5.    Знание функционального назначения частей тела:

0 - не отвечает на  вопросы;

1- отвечает неточно или неправильно, на ряд вопросов не отвечает совсем;

3 - отвечает на все  вопросы односложно и не совсем  точно;

5 - отвечает на все  вопросы развернуто.

Если фиксируемый дословно ответ ребенка трудно отнести  к какой-то определенной градации, могут быть выставлены промежуточные баллы.

По литературным данным при нормальном развитии у детей  в возрасте трех лет сформирована начальная половозрастная идентификация  и приблизительно в этом же возрасте или незначительно позже появляется возможность осознавать себя не только здесь и сейчас, но и во временной перспективе: «Я был...», «Я буду...». Это свидетельствует о появлении психологического прошлого и будущего. По аналогии с термином Г.М. Бреслава «эмоциональное смещение», для обозначения сформированной возможности отвечать на вопросы о себе в прошлом и будущем, мы используем термин «временное смещение».

В возрасте около 5 лет  дети начинают понимать почти полный цикл возрастного развития: младенчество, дошкольное детство, школьные годы, взрослость, а затем осознают наступление старости. Н.Л. Белопольская разработала специальную методику для оценки возможности ребенка осуществлять половозрастную идентификацию и устанавливать временную последовательность [26]. Мы сочли возможным дополнять ее результаты еще одной исследовательской методикой, с помощью которой можно получить более полные данные о возможности временного смещения, представлениях о взрослении и старении. В соответствии с рекомендациями Н.Л. Белопольской, Е.Л. Гончаровой и Д.В. Дмитриевой по организации коррекционной работы, мы стали использовать для оценки сформированности интересующих нас элементов самосознания фотографии ребенка и его сверстника. Основанием для разработки этой методики явилось то, что у детей с ЗПР мышление значительно более конкретно, чем у их нормально развивающихся сверстников, а возможность мысленного представления каких-либо ситуаций ограничена.

Методика «Фотозагадки»

Цель: установить наличие  у ребенка возможности осознания  себя, временного смещения, понимания  возрастной последовательности, отношения к взрослению.

Оборудование: фотоальбом.

Проведение: вопросы.

1.    Сравни две фотографии (со сверстником). Г де ты? Чем вы отличаетесь, а чем похожи (рост, волосы, цвет глаз).

2.    Ты на этой фотографии такой же, как сейчас, или более маленький? Сколько тебе на ней лет?

3.    Расскажи, какой ты был, когда был маленьким?

4.    А каким ты станешь, когда вырастешь? Что будешь делать?

5.    Кем лучше быть: взрослым или маленьким? Почему?

6.    Ты когда-нибудь будешь старым? Что с тобой будет, когда ты станешь старым?

Критерии оценки:

1.    Осознание себя:

0    - не может определить, где он;

1    - показывает себя правильно, сравнить с фотоизображением сверстника не может;

3 - с помощью находит  различия между фотоизображениями  себя и сверстника;

5 - сравнивает самостоятельно.

2.    Временное смещение:

0    - не понимает смысла вопроса;

1    - отвечает, но по несущественным признакам, содержание вопроса упускает;

3 - односложный правильный  ответ, сколько лет - определить  не может;

5 - приблизительно точно определяет свой возраст на фотографии.

3.    Психологическое прошлое:

0    - не может ответить;

1    - односложный ответ («маленький»);

3 - перечисляющий, малоразвернутый  ответ;

5 - полный развернутый  ответ.

4.    Психологическое будущее:

0    - не может ответить, каким он будет, когда подрастет (вырастет);

1    - односложный ответ («большим»);

3    - высказывания с элементами представлений о будущем по наводящим вопросам;

4    - высказывания самостоятельные, с ограничением представлений о будущем поступлением в школу;

5    - развернутая временная перспектива.

5.    Отношение к взрослению:

0    - не может ответить, каким лучше быть - маленьким или большим;

1    - односложный ответ без аргументации;

2    - в ответах по наводящим вопросам обнаруживает желание быть маленьким;

3    - аргументированные высказывания о желании вырасти после наводящих вопросов;

4    - самостоятельные развернутые высказывания о желании быть маленьким;

5    - самостоятельные развернутые высказывания о желании быть большим.

6.    Понимание полной возрастной последовательности:

0    - не понимает;

1    - отрицает старение;

2    - соглашается, что будет стареньким (односложный правильный ответ);

3    - по наводящим вопросам описывает старого человека, но себя таким не представляет;

5 - самостоятельные развернутые  высказывания, отражающие понимание  полной возрастной последовательности.

7.    Эмоциональное отношение к себе:

0    - критические высказывания в свой адрес;

1    - в высказываниях не определяется эмоциональное отношение;

3 - в высказываниях  имеются комплиментарные определения,  относящиеся к внешнему виду (платье  красивое, бантики, шляпа и т.д.);

5 - в высказываниях  звучит общее эмоциональное отношение  к себе как к личности (умный,  красивый и т.п.).

Аналогично предыдущей методике, ответы детей фиксировались дословно, и при сложностях точной оценки могли быть выставлены промежуточные баллы.

Наряду с этой экспериментальной  методикой, использовалась диагностическая  методика Н.Л. Белопольской, позволяющая  оценить нормальность темпов становления такого важного компонента индивидуального самосознания как половозрастная идентификация. Предложенные автором возрастные нормативы выполнения методики приводятся в приложении 1.

"Половозрастная идентификация" (Н.Л. Белопольская)

Цель: установить возможности  ребенка идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на предъявленном ему изобразительном  материале, охарактеризовать отношение  к своему возрасту и взрослению.

Материал: стандартные  картинки к авторской методике.

Информация о работе Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития