Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:19, диссертация
Цель работы: изучить онтогенез самосознания дошкольников с ЗПР и охарактеризовать психолого-педагогические условия, способствующие его формированию.
Введение ............................................................................. 3
Глава 1. Проблема самосознания, его онтогенеза и условий формирования в норме и при задержке психического развития...................................................................................... 11
1.1. Система самосознания: структура, генезис, условия формирования .................................................................................... 11
1.2. Характеристика развития самосознания в дошкольном возрас-рас- 23 те......................................................................................
1.3. Проблема формирования самосознания при нарушениях интел- 35 лектуального развития...........................................................
Глава 2. Исследование самосознания у дошкольников в норме и 49 при задержке психического развития....................................
2.1. Организация исследования и методика изучения самосознания у 49 дошкольников....................................................................
2.2. Развитие самосознания дошкольников в норме и при ЗПР (ре- 62 зультаты констатирующего эксперимента)................................ 62
2.2.1. Становление образа «Я»............................................. 73
2.2.2. Становление психологического времени личности..........
2.2.3. Становление социального пространства личности и притя- 79 заний на социальное признание.........................................
2.2.4. Взаимосвязь элементов самосознания и системообразую- 82 щие факторы их формирования в норме и при ЗПР....................
Глава 3. Формирование самосознания дошкольников с ЗПР и 91 психолого-педагогические условия этого процесса.....................
3.1. Обоснование и организация формирующего эксперимента по 91 развитию самосознания........................................................... 93
3.2. Содержание формирующего эксперимента: общие сведения......
3.3. Психолого-педагогические условия формирования самосознания 98 детей с ЗПР в младшем дошкольном возрасте...............................
3.4. Психолого-педагогические условия формирования самосознания детей с ЗПР в среднем и старшем дошкольном возрас- 106 расте......................................................................................
3.5. Психолого-педагогические условия формирования самосознания 121 дошкольников с ЗПР в подготовительной группе детского сада....................................................................................... 133
139
Заключение......................................................................... 159
Использованная литература..................................................
Приложения........................................................................
У дошкольников с нормальным интеллектуальным развитием уровень сформированности обсуждаемого элемента самосознания (когнитивный и аффективный компоненты образа «Я») повышается с возрастом более существенно, чем у их сверстников с ЗПР. Однако это происходит преимущественно благодаря улучшению возможности анализировать свое лицо и репродуцировать знания о функциональном назначении различных частей своего тела, а не за счет попыток вербализовать эмоциональное отношение к себе.
Самоописание, включающее указания на индивидуальные особенности внешнего облика и личностные черты, которое можно рассматривать как показатель сформированности эмоционального отношения к себе, почти для половины испытуемых с нормальным интеллектуальным развитием недоступно и в подготовительной группе детского сада.
Можно процитировать многих современных
исследователей, заявляющих, что современные
социокультурные условия
Мы установили, что собственный физический облик вызывает у дошкольников с ЗПР еще меньше положительных эмоций, чем у их сверстников с нормальным интеллектуальным развитием. Напомним, что даже в подготовительной группе детского сада ни один испытуемый не обнаружил возможности эмоционально описать свой внешний облик при рассматривании себя в зеркале, а дети младшей группы проявляли негативные эмоции или безразличие к своему отражению. Этому феномену могут быть предложены разные варианты объяснения: ребенок переживает недостаточность эмоционального принятия в семье, не удовлетворены его притязания на социальное признание и т.д. Одной из вероятных гипотез является и та, что родители не приучают ребенка рассматривать свое отражение в зеркале и не поощряют стремление любоваться собой.
Поскольку задержку психического развития, по мнению Е.Л. Инден-баум, можно описывать как биосоциокультурный феномен [201], то, вероятно, дети, обнаруживающие ее, как в зеркале отражают общие тенденции, отмечаемые в детской популяции, не все из которых связаны с биологическими причинами.
В соответствии с задачами нашего исследования мы установили, что у детей с ЗПР к завершению дошкольного возраста не формируется возможность полноценного восприятия своего физического облика. Это может рассматриваться как дополнительное свидетельство недостатков когнитивного и речевого развития этой категории дошкольников и специфичности их эмоциональной сферы [4, 32, 33, 37, 57, 116, 120, 135, 155, 176, 198].
Методика «Фотозагадки» предполагала, как уже указывалось, оценку нескольких важных элементов самосознания. Сравнение себя со сверстником могло обнаруживать ценностность отношения к себе и к другому. Задание сравнить на фотографиях себя и сверстника в младшей группе детского сада было доступным для 25 % нормально развивающихся детей, но при сравнении дети обращали внимание лишь на внешние признаки (в первую очередь, одежду). Дети с ЗПР того же возраста с этим заданием не справлялись. Однако необходимо отметить, что ни в одном случае не было обнаружено не узнававших себя на фотографии испытуемых. Из этого можно сделать вывод, что обобщенный образ себя у наших испытуемых был сформирован уже в младшем дошкольном возрасте, т.е. разделение «Я» и не «Я» происходит и при задержке психического развития.
В группе нормально развивающихся детей прослеживается выраженная динамика развития данного элемента самосознания, и дети достигают достаточного уровня сформированности ценностного отношения к себе и другому в старшем дошкольном возрасте (рис. 3).
1--
О -I--1-1-1-1
Младшая Средняя Старшая Подготовительная
Возрастные группы
Рис 3. Динамика формирования ценностного отношения к себе и другому
у дошкольников в норме и при ЗПР
При ЗПР значимых изменений не выявлено, хотя виден некоторый подъем кривой к завершению дошкольного возраста, но при этом показатели испытуемых подготовительной группы не поднялись выше недостаточного уровня.
Так же, как и в описанной выше методике «Физическое Я», обнаружилось, что на протяжении всего дошкольного возраста дети группы ЗПР при рассматривании своих фотографий недостаточно обращают внимание даже на особенности внешнего облика, не говоря уже об индивидуальных качествах, затрудняются в сравнении себя со сверстником. В старшей группе 88,00 % нормально развивающихся дошкольников могли провести такое сравнение самостоятельно, а при ЗПР - лишь 16,67 % (p<0,001). Тенденция ориентироваться при сравнении лишь на перцептивно воспринимаемые признаки сохранялась в обеих группах детей. Трудности сравнения у детей с ЗПР были очень устойчивы, 44 % из них и в подготовительной группе могли лишь найти свою фотографию, но описать ее, сравнить с фотографией сверстника не умели.
Бесспорно, в генезисе обнаруженных трудностей у испытуемых с ЗПР недостатки когнитивного и речевого развития тоже имеют очень большое значение. Недостаточность мыслительных операций анализа и сравнения у детей с ЗПР в младшем школьном возрасте была описана еще Т.В. Егоровой и многократно подтверждена в последующих исследованиях. В этой связи, факт неполноценного восприятия себя можно рассматривать и как проявление этих недостатков, и как следствие аморфного и мало осознанного отношения к себе.
2.2.2. Становление психологического времени личности
Возможность осознавать себя во временной перспективе (появление психологического прошлого и психологического будущего) является важным элементом формирующегося самосознания. В норме в подготовительной к школе группе психологическое время личности сформировано, у детей проявляются временные представления и временное смещение. У дошкольников с ЗПР возможность временного смещения, по-видимому, спонтанно не возникает.
При задании сравнить фотопортрет себя в настоящем с фотографией, сделанной в более младшем возрасте (в методике «Фотозагадки»), оказалось, что в младшей группе 60 %, а в старшей и подготовительной более 40 % детей не улавливают суть вопроса, указывают на несущественные признаки или отвечают не в плане заданного: «Мы с мамой ходили», «Зайчик» (показывая на аппликацию на рубашке) и т.п. У детей с нормальным развитием это обнаруживалось лишь в младшем возрасте (31,5 %).
Нормально развивающиеся дошкольники в старшей группе приблизительно точно определяют свой возраст на предъявленной фотографии в 48 %, а в подготовительной - в 88,89 % случаев (p<0,001).
На рисунке 4 графиками
проиллюстрированы изменения в
средних балльных оценках успешности
определения своего возраста по фотографии
у испытуемых сравниваемых групп. Кривая
показателей нормально
Рис. 4. Динамика формирования способности к определению своего возрастного статуса у дошкольников в норме и при ЗПР |
1--
о -I-1-1-1-1
Младшая Средняя Старшая Подготовительная
Возрастные группы
Появление временного смещения
свидетельствует о наличии
ленький был, в машинки играл, а теперь играю в стрелялки». В старшей группе ответы подавляющего большинства детей (88 %) еще носили малоразвернутый характер (“Маленький был”. “Плакал”.).
У дошкольников с ЗПР
возможность рассказать о себе маленьком
проявлялась в единичных
Графики на рисунке 5 отражают динамику формирования психологического прошлого у дошкольников исследуемых групп. При нормальном развитии отмечается подъем кривой к концу дошкольного возраста: в подготовительной группе зафиксирован достаточный уровень представлений о своем прошлом. В то же время у испытуемых с ЗПР не выявлено тенденций положительной динамики в формировании психологического прошлого.
1--
О -1-1-1-1-1
Младшая Средняя Старшая Подготовительная
Возрастные группы
Рис 5. Динамика формирования психологического прошлого у дошкольников в норме и при ЗПР
При выполнении задания в методике Н.Л. Белопольской дети с ЗПР правильно идентифицировали себя по возрасту. Даже в младшей группе детского сада всего 12 % испытуемых выбрало неадекватную картинку, а в старшей и подготовительной группе таких случаев не было. Следовательно, ребенок с ЗПР в определенной мере осознает свой возраст, и первичная половозрастная идентификация уже состоялась. Это вновь подтверждает, что первичное «социальное Я» у ребенка с ЗПР складывается. Возможно, это происходит благодаря постоянному пребыванию в группе сверстников.
Элементы представлений о будущем появляются у дошкольников с ЗПР достаточно рано (они знают, что вырастут большими), но спонтанно эти представления не актуализируются, выявить их содержание достаточно сложно, поскольку при наводящих вопросах («Ты будешь большим?») дети соглашаются с экспериментатором. Лишь один ребенок из подготовительной группы самостоятельно высказался о том, что он пойдет в школу. Представления о будущем, согласно мнению многих исследователей, следует рассматривать как мотивирующие. Можно предполагать, что дефицит таких представлений базируется на недостаточной дифференциации элементов самосознания. Проведенный корреляционный анализ показал, что представления о будущем достаточно тесно связаны с возможностью установления правильной возрастной последовательности в методике Н.Л. Белопольской лишь у нормально развивающихся дошкольников (г=0,76 при p<0,05). В группе дошкольников с ЗПР эта связь значительно слабее (г=0,37 при p<0,05).
Нормально развивающиеся дошкольники в старшей группе в 88 % случаев связывают свои представления о будущем со школой. «Я скоро в школу пойду, в садик ходить не буду, я здесь спать не люблю, я не лялечка». «Мне рюкзак купят, и я в школу пойду, а сюда ходить не буду». В подготовительной группе 44,44 % испытуемых рассматривали и более удаленную временную перспективу: «Я пойду в школу, а потом в институт, выйду замуж за принца». Полученные различия качественно-количественной оценки между разными возрастными группами нормально развивающихся дошкольников высоко достоверны (p<0,001).
Большинство психологов
подчеркивают, что в дошкольном возрасте
ребенок активно стремится
В нашем исследовании нормально развивающиеся дети из старшей и подготовительной групп выбирали картинку с изображением ребенка, старшего по возрасту, или взрослого в 72,77 % случаев (различия с группой ЗПР достоверны при p<0,01). Ни один ребенок не обнаружил желания вновь стать маленьким.
Испытуемые с ЗПР и в пятилетнем, и в шестилетнем возрасте выбирали в качестве желательной картинки образ более старшего человека приблизительно в половине случаев. Почти также часто они были вполне удовлетворены своим возрастом. Некоторые дети хотели стать младше. Интересно, что в подготовительной группе количество дошкольников, желающих стать опять маленькими, составило 15,38 %.
Н.Л. Белопольская констатировала, что наличие выбора картинки с изображением человека более старшего возраста прогностично для возможности компенсации задержки в первые годы обучения. Распределение выборов картинки «Я идеальное» среди детей сопоставляемых групп приводится на рисунке 6.
Рис. 6. Распределение испытуемых подготовительной группы по выборам картинки «Я-идеальное» Приведенный рисунок иллюстрирует существенные отличия между сопоставляемыми группами детей: дошкольники с ЗПР реже обнаруживают по- |
ложительное отношение к взрослению (p<0,001).
В процессе формирования элементов самосознания у дошкольников появляется возможность понимания полного возрастного цикла. Напомним, что методика «Фотозагадки» включала вопрос, направленный на понимание обязательности старения как естественного этапа человеческой жизни. Известно, что, выполняя методику Н.Л. Белопольской, испытуемые с ЗПР достаточно часто затрудняются установить полную возрастную последовательность, опуская старость.
Ответ на вопрос «Ты когда-нибудь будешь старым? Что с тобой будет, когда ты станешь старым?» показал, что при нормальном интеллектуальном развитии в подготовительной группе уже все дети понимают, что они будут старыми, но представить себя такими могут лишь в отдельных случаях (11,11 %). «Буду старенькой, как все старенькие, в морщинках. Не хочу.» Дети шестого года жизни в ряде случаев отрицают свою возможность состариться (12 %). «Я старым не буду». «Почему?» «Не буду, и все». Таким образом, по мере взросления нормально развивающиеся дошкольники начинают признавать неизбежность старения.