Особенности усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяюшими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Возрастные особенности сенсомоторного развития
детей дошкольного возраста 5
1.2. Значение сенсорного развития ребенка
в дошкольном возрасте 13
1.3. Формирование у дошкольников знаний
о сенсорных эталонах 19
Выводы 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты исследования и их анализ 29
Выводы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Recoverd_docx_file(44).docx

— 152.57 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ          3

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СЕНСОРНОГО

РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ       5

1.1. Возрастные особенности  сенсомоторного развития

детей дошкольного возраста       5

1.2. Значение сенсорного развития ребенка

в дошкольном возрасте        13

1.3. Формирование у дошкольников знаний

о сенсорных эталонах        19

Выводы          27

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА      28

2.1. Организация и методы  исследования     28

2.2. Результаты исследования  и их анализ    29

Выводы          37

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          38

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    40

 

ПРИЛОЖЕНИЯ          43

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Период дошкольного детства  является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи – слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направления пространства, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени.

Сенсорное развитие дошкольника  включает две взаимосвязанные стороны  – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяюшими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.

Сенсорное развитие – это  развитие у ребенка процессов  восприятия и представлений о  предметах и явлениях окружающего  мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и  т. п. Это лишь предпосылки для  восприятия окружающего мира. Чтобы  сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное  воспитание.

Ребенка следует научить  рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п., т.е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает.

Общепринятыми мерками, так  называемыми «эталонами», которые  сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный  ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т.д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком.

Цель курсовой работы: изучить  особенности усвоения сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: уровень усвоения сенсорных эталонов дошкольниками можно повысить с помощью специально организованных занятий.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические аспекты сенсорного развития дошкольников.

2. Провести исследование сенсорного развития у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности усвоения сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; систематизация, научная интерпретация и описание психолого-педагогического материала, методики, направленные на изучение сенсорного развития дошкольников.

База исследования: ГУО «Детский сад «Светлячок» г. Буда-Кошелёво.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО

РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1. Возрастные  особенности сенсомоторного развития 

детей дошкольного  возраста

 

В каждом возрасте перед  сенсорным воспитанием стоят  свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до шести лет.

На первом году жизни это  обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися  яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления  об основных разновидностях цвета и  формы и об отношении между  двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные  эталоны: устойчивые, закрепленные в  речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее  следует знакомить с оттенками  цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием  эталонов необходимо учить детей  способам обследования предметов: их группировке  по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и  описанию формы, выполнению все более  сложных глазомерных действий [16, с. 34].

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость  развивать у детей аналитическое  восприятие: умение разбираться в  сочетаниях цветов, расчленять форму  предметов, выделять отдельные измерения  величины.

Недостаточное сенсомоторное  развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных  трудностей в ходе начального обучения. Рассмотрим, как взаимосвязаны указанные  процессы и что подразумевается  под сенсомоторным развитием.

       На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет в его жизни чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания [26, с. 28].

       У большинства детей раннего возраста, имеющих нарушения интеллектуального развития, слабо выражен интерес к окружающему, почти отсутствует реакция на новизну. Сенсорное восприятие крайне обеднено. Внимание неустойчивое и носит формальный характер. Моторная активность снижена, координация движений нарушена. Отмечается слабость или недостаточность совместного взаимодействия руки и глаза. Игровая деятельность не развита.

       Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении, т.е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А.В. Запорожец, А.П. Усова). Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат      [9, с. 114].

       Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально – в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В.Н. Аванесова, Л.А. Венгер, А.Н. Лебедева, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина и др.).

       Как отмечалось выше, важнейшими моментами сенсорного развития детей являются усвоение сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Их относительно немного, и человечество сумело их упорядочить, свести к нескольким разновидностям. Усвоение представлений об этих разновидностях дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.

       Для того чтобы ребенок начал усваивать сенсорные эталоны и способы обследования, он должен быть к этому соответствующим образом подготовлен. Сам процесс усвоения эталонов и овладения способами обследования длительный, растянутый на несколько лет и включает постепенный переход ко все более сложным формам восприятия [24, с. 68].

       Известно, что восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво. Ребенок различает некоторые цвета, формы, величины, но ориентируется на наиболее яркий, бросающийся в глаза один признак, вовсе не замечая другие, и по нему отличает предмет от других предметов. Восприятие маленького ребенка носит предметный характер, т.е. все свойства предмета не отделяются у ребенка от предмета, он видит их слитно с предметом. Характерные особенности предмета еще не приобрели в его глазах жизненное значение, не стали признаками, на которые следует ориентироваться. Поскольку возникший образ предмета не расчленен, он очень приблизительно отражает сам предмет. На данном этапе важно в целом максимально обогатить восприятие, накопить разнообразные представления для того, чтобы создать фундамент для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов.

       Какие же действия ведут к первоначальному выделению свойств, образованию элементарных представлений о предметах? Многочисленные исследования (Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и др.) показывают, что, прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары и др.), продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др.), упражнения и дидактические игры [3, с. 51].

       В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. Программой воспитания в дошкольном учреждении четко определен тот объем сенсорных знаний и умений, которым должны овладеть дети каждой возрастной ступени. Мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе, лишь отметим, что на данном этапе происходит ознакомление как с основными образцами (эталонами), так и с их разновидностями.

       Сенсорное воспитание здесь тесно переплетается с развитием мышления ребенка, так как усвоение отдельных тем (например, системы форм) выходит за рамки сенсорного воспитания, что значительно усложняет эту работу. При этом важно, чтобы ознакомление с эталонами не просто проходило путем их показа и называния, а включало действия детей, направленные на сопоставление разных эталонов, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от детей требуется запоминание и использование этих названий, что в итоге ведет к закреплению представлений о каждом эталоне и к возможности выполнения действий на их основе по словесной инструкции [20, с. 49].

       Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Так, при ознакомлении с цветами спектра и, особенно с их оттенками большое значение имеет самостоятельное получение их детьми (например, получение промежуточных цветов).

В ознакомлении с геометрическими  формами и их разновидностями  существенную роль имеет обучение детей  приему обведения контура с одновременным  зрительным контролем за движением  руки, а также сопоставление фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов (и их изображений) в ряды убывающей или нарастающей  величины, иными словами – создание сериационных рядов, а также освоение действий с условными и общепринятыми мерками. В процессе музыкальной деятельности усваиваются образцы звуковысотных и ритмических отношений и т.д. [1, с. 84].

       На протяжении всего дошкольного возраста происходит знакомство детей со все более тонкими разновидностями эталонных свойств. Так, наблюдается переход от ознакомления с соотношениями предметов по общей величине к ознакомлению с соотношениями по отдельным протяженностям; от ознакомления с цветами спектра к ознакомлению с их оттенками. Постепенно дети усваивают связи и отношения между эталонами – порядок расположения цветов в спектре, группировка цветовых тонов на теплые и холодные; деление фигур на округлые и прямолинейные; объединение объектов по отдельным протяженностям и др.

       Одновременно с формированием эталонов происходит совершенствование действий восприятия. Обучение детей способам обследования предметов проходит несколько стадий: от внешних ориентировочных действий (обхватывание, ощупывание, наложение, обведение контура и др.) к действиям собственно восприятия: сопоставлению, сравнению свойств разнообразных предметов с сенсорными эталонами, группировке по выделенному признаку вокруг образцов-эталонов, а далее – к выполнению все более сложных глазомерных и глазодвигательных действий, последовательному рассмотрению (т.е. зрительному обследованию) и подробному словесному описанию свойств предмета [15, с. 221].

На начальном этапе  очень важно объяснять способы  действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать и т.д. – и направлять деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию.

       Дети, с которыми последовательно проводится работа по обследованию, выделяют и называют большое количество признаков каждого предмета. Это и есть та аналитическая мыслительная деятельность ребенка, которая в дальнейшем позволит ему глубже вглядываться в предметы и явления, замечать в них существенные и несущественные стороны, видоизменять их в нужном направлении. В результате систематического ознакомления с предметами и их изображениями у детей начинает формироваться наблюдательность [7, с. 81].

Информация о работе Особенности усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста