Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:27, курсовая работа
Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяюшими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Возрастные особенности сенсомоторного развития
детей дошкольного возраста 5
1.2. Значение сенсорного развития ребенка
в дошкольном возрасте 13
1.3. Формирование у дошкольников знаний
о сенсорных эталонах 19
Выводы 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты исследования и их анализ 29
Выводы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Результаты исследования занесены в таблицы.
Таблица 5
Уровень усвоения эталонов размера (экспериментальная группа)
№ п/п |
Испытуемые |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
Катя В. |
3 |
С |
2 |
Даниил К. |
3 |
С |
3 |
Кирилл К. |
3 |
С |
4 |
Женя Л. |
2 |
Н |
5 |
Даша М. |
5 |
В |
6 |
Лиза П. |
2 |
Н |
7 |
Глеб Р. |
5 |
В |
8 |
Андрей Щ. |
2 |
Н |
Таким образом, 2 (25%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 3 (37,5%) – средний уровень; 3 (37,5%) – низкий уровень.
Таблица 6
Уровень усвоения эталонов размера (контрольная группа)
№ п/п |
Испытуемые |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
Дима Г. |
2 |
Н |
2 |
Лиза Д. |
2 |
Н |
3 |
Дима К. |
4 |
С |
4 |
Рома К. |
5 |
В |
5 |
Марина Л. |
3 |
С |
6 |
Даниил М. |
2 |
Н |
7 |
Марина О. |
3 |
С |
8 |
Лера Р. |
3 |
С |
Таким образом, 1 (12,5%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 4 (50%) – средний уровень; 3 (37,5%) – низкий уровень.
После проведения констатирующего эксперимента с детьми из экспериментальной группы был проведен цикл игр-занятий, разработанный ЛА. Венгером (Приложение 1).
По окончании формирующего
эксперимента была проведена
повторная диагностика
«Спрячь мышку»
Таблица 7
Уровень усвоения эталонов цвета (экспериментальная группа)
№ п/п |
Испытуемые |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
Катя В. |
4 |
С |
2 |
Даниил К. |
6 |
В |
3 |
Кирилл К. |
6 |
В |
4 |
Женя Л. |
3 |
С |
5 |
Даша М. |
6 |
В |
6 |
Лиза П. |
4 |
С |
7 |
Глеб Р. |
6 |
В |
8 |
Андрей Щ. |
4 |
С |
Таким образом, 4 (50%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 4 (50%) – средний уровень.
Таблица 8
Уровень усвоения эталонов цвета (контрольная группа)
№ п/п |
Испытуемые |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
Дима Г. |
4 |
С |
2 |
Лиза Д. |
3 |
С |
3 |
Дима К. |
4 |
С |
4 |
Рома К. |
6 |
В |
5 |
Марина Л. |
3 |
С |
6 |
Даниил М. |
2 |
Н |
7 |
Марина О. |
6 |
В |
8 |
Лера Р. |
4 |
С |
Таким образом, 2 (25%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 5 (62,5%) – средний уровень; 1 (12,5%) – низкий уровень.
«Подбери фигуру»
Таблица 9
Уровень усвоения эталонов формы (экспериментальная группа)
№ п/п |
Испытуемые |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
Катя В. |
5 |
В |
2 |
Даниил К. |
5 |
В |
3 |
Кирилл К. |
5 |
В |
4 |
Женя Л. |
4 |
С |
5 |
Даша М. |
5 |
В |
6 |
Лиза П. |
3 |
С |
7 |
Глеб Р. |
5 |
В |
8 |
Андрей Щ. |
4 |
С |
Таким образом, 5 (62,5%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 3 (37,5%) – средний уровень.
Таблица 10
Уровень усвоения эталонов формы (контрольная группа)
№ п/п |
Испытуемые |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
Дима Г. |
2 |
Н |
2 |
Лиза Д. |
3 |
С |
3 |
Дима К. |
4 |
С |
4 |
Рома К. |
5 |
В |
5 |
Марина Л. |
5 |
В |
6 |
Даниил М. |
3 |
С |
7 |
Марина О. |
5 |
В |
8 |
Лера Р. |
4 |
С |
Таким образом, 3 (37,5%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 4 (50%) – средний уровень; 1 (12,5%) – низкий уровень.
«Собери пирамидку»
Таблица 11
Уровень усвоения эталонов размера (экспериментальная группа)
№ п/п |
Испытуемые |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
Катя В. |
5 |
В |
2 |
Даниил К. |
5 |
В |
3 |
Кирилл К. |
5 |
В |
4 |
Женя Л. |
3 |
С |
5 |
Даша М. |
5 |
В |
6 |
Лиза П. |
4 |
С |
7 |
Глеб Р. |
5 |
В |
8 |
Андрей Щ. |
3 |
С |
Таким образом, 5 (62,5%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 3 (37,5%) – средний уровень.
Таблица 12
Уровень усвоения эталонов размера (контрольная группа)
№ п/п |
Испытуемые |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
Дима Г. |
3 |
С |
2 |
Лиза Д. |
2 |
Н |
3 |
Дима К. |
5 |
В |
4 |
Рома К. |
5 |
В |
5 |
Марина Л. |
4 |
С |
6 |
Даниил М. |
2 |
Н |
7 |
Марина О. |
3 |
С |
8 |
Лера Р. |
4 |
С |
Таким образом, 2 (25%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 4 (50%) – средний уровень; 2 (25%) – низкий уровень.
Выводы
Таким образом, подводя итоги второй главы, можно сделать следующие выводы:
Для определения уровня усвоения сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста использовалась методики, направленные на изучение уровня усвоения дошкольниками эталонов цвета, формы и величины.
В ходе констатирующего эксперимента обе группы (экспериментальная и контрольная) показали примерно одинаковые результаты.
После контрольного эксперимента ситуация несколько изменилась, были получены следующие результаты:
- усвоение эталонов цвета
– 50% дошкольников из
- усвоение эталонов формы
– 62,5% дошкольников из
- усвоение эталонов величины
– 62,5% дошкольников из
Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования: уровень усвоения сенсорных эталонов дошкольниками можно повысить с помощью специально организованных занятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итоги курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии, и нуждается в помощи воспитателя (взрослого). Воспитатель организует чувственный опыт ребенка, используя определенный общественный опыт.
В процессе общественно-исторического развития человечество систематизировало все многообразие свойств предметов. Были выделены основные формы предметов (шар, круг, квадрат), основные цвета. Овладевая этими основными формами, цветами и т. д. и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире.
Информация о работе Особенности усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста