Особенности усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяюшими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Возрастные особенности сенсомоторного развития
детей дошкольного возраста 5
1.2. Значение сенсорного развития ребенка
в дошкольном возрасте 13
1.3. Формирование у дошкольников знаний
о сенсорных эталонах 19
Выводы 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты исследования и их анализ 29
Выводы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Recoverd_docx_file(44).docx

— 152.57 Кб (Скачать файл)

Результаты исследования занесены в таблицы.

Таблица 5

Уровень усвоения эталонов размера (экспериментальная группа)

№ п/п

Испытуемые

Кол-во баллов

Уровень

1

Катя В.

3

С

2

Даниил К.

3

С

3

Кирилл К.

3

С

4

Женя Л.

2

Н

5

Даша М.

5

В

6

Лиза П.

2

Н

7

Глеб Р.

5

В

8

Андрей Щ.

2

Н


Таким образом, 2 (25%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 3 (37,5%) – средний  уровень; 3 (37,5%) – низкий уровень.

Таблица 6

Уровень усвоения эталонов размера (контрольная группа)

№ п/п

Испытуемые

Кол-во баллов

Уровень

1

Дима Г.

2

Н

2

Лиза Д.

2

Н

3

Дима К.

4

С

4

Рома К.

5

В

5

Марина Л.

3

С

6

Даниил М.

2

Н

7

Марина О.

3

С

8

Лера Р.

3

С


Таким образом, 1 (12,5%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 4 (50%) – средний уровень; 3 (37,5%) – низкий уровень.

После проведения констатирующего  эксперимента с детьми из экспериментальной группы был проведен цикл игр-занятий, разработанный ЛА. Венгером (Приложение 1).

 По окончании формирующего  эксперимента была проведена  повторная диагностика дошкольников.

«Спрячь мышку»

Таблица 7

Уровень усвоения эталонов цвета (экспериментальная группа)

№ п/п

Испытуемые

Кол-во баллов

Уровень

1

Катя В.

4

С

2

Даниил К.

6

В

3

Кирилл К.

6

В

4

Женя Л.

3

С

5

Даша М.

6

В

6

Лиза П.

4

С

7

Глеб Р.

6

В

8

Андрей Щ.

4

С


Таким образом, 4 (50%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 4 (50%) – средний уровень.

Таблица 8

Уровень усвоения эталонов цвета (контрольная группа)

№ п/п

Испытуемые

Кол-во баллов

Уровень

1

Дима Г.

4

С

2

Лиза Д.

3

С

3

Дима К.

4

С

4

Рома К.

6

В

5

Марина Л.

3

С

6

Даниил М.

2

Н

7

Марина О.

6

В

8

Лера Р.

4

С


Таким образом, 2 (25%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 5 (62,5%) – средний уровень; 1 (12,5%) – низкий уровень.

«Подбери фигуру» 

Таблица 9

Уровень усвоения эталонов формы (экспериментальная группа)

№ п/п

Испытуемые

Кол-во баллов

Уровень

1

Катя В.

5

В

2

Даниил К.

5

В

3

Кирилл К.

5

В

4

Женя Л.

4

С

5

Даша М.

5

В

6

Лиза П.

3

С

7

Глеб Р.

5

В

8

Андрей Щ.

4

С


Таким образом, 5 (62,5%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 3 (37,5%) – средний уровень.

Таблица 10

Уровень усвоения эталонов формы (контрольная группа)

№ п/п

Испытуемые

Кол-во баллов

Уровень

1

Дима Г.

2

Н

2

Лиза Д.

3

С

3

Дима К.

4

С

4

Рома К.

5

В

5

Марина Л.

5

В

6

Даниил М.

3

С

7

Марина О.

5

В

8

Лера Р.

4

С


Таким образом, 3 (37,5%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 4 (50%) – средний уровень; 1 (12,5%) – низкий уровень.

 

«Собери пирамидку»

Таблица 11

Уровень усвоения эталонов размера (экспериментальная группа)

№ п/п

Испытуемые

Кол-во баллов

Уровень

1

Катя В.

5

В

2

Даниил К.

5

В

3

Кирилл К.

5

В

4

Женя Л.

3

С

5

Даша М.

5

В

6

Лиза П.

4

С

7

Глеб Р.

5

В

8

Андрей Щ.

3

С


Таким образом, 5 (62,5%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 3 (37,5%) – средний уровень.

Таблица 12

Уровень усвоения эталонов размера (контрольная группа)

№ п/п

Испытуемые

Кол-во баллов

Уровень

1

Дима Г.

3

С

2

Лиза Д.

2

Н

3

Дима К.

5

В

4

Рома К.

5

В

5

Марина Л.

4

С

6

Даниил М.

2

Н

7

Марина О.

3

С

8

Лера Р.

4

С


Таким образом, 2 (25%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 4 (50%) – средний уровень; 2 (25%) – низкий уровень.

 

 

 

 

Выводы

 

Таким образом, подводя итоги  второй главы, можно сделать следующие  выводы:

Для определения уровня усвоения сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста использовалась методики, направленные на изучение уровня усвоения дошкольниками эталонов цвета, формы и величины.

В ходе констатирующего эксперимента обе группы (экспериментальная и  контрольная) показали примерно одинаковые результаты.

После контрольного эксперимента ситуация несколько изменилась, были получены следующие результаты:

- усвоение эталонов цвета  – 50% дошкольников из экспериментальной  группы показали высокий уровень  усвоения сенсорных эталонов, 50% – средний уровень; у дошкольников  контрольной группы результаты  следующие – 25% показали высокий  уровень усвоения сенсорных эталонов, 62,5% – средний уровень, 12,5% – низкий  уровень (Приложение 2).

- усвоение эталонов формы  – 62,5% дошкольников из экспериментальной  группы показали высокий уровень, 37,5% – средний уровень; у дошкольников  контрольной группы результаты  следующие – 37,5% показали высокий  уровень усвоения сенсорных эталонов, 50% – средний уровень, 12,5% – низкий  уровень (Приложение 3).

- усвоение эталонов величины  – 62,5% дошкольников из экспериментальной  группы показали высокий уровень, 37,5% – средний уровень; у дошкольников  контрольной группы результаты  следующие – 25% показали высокий  уровень усвоения сенсорных эталонов, 50% – средний уровень, 25% – низкий  уровень (Приложение 4).

Таким образом, подтвердилась  гипотеза исследования: уровень усвоения сенсорных эталонов дошкольниками  можно повысить с помощью специально организованных занятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, подводя итоги  курсовой работы, можно сделать следующие  выводы:

Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Ему  самому еще очень трудно разобраться  во всем этом многообразии, и нуждается  в помощи воспитателя (взрослого). Воспитатель  организует чувственный опыт ребенка, используя определенный общественный опыт.

В процессе общественно-исторического развития человечество систематизировало все многообразие свойств предметов. Были выделены основные формы предметов (шар, круг, квадрат), основные цвета. Овладевая этими основными формами, цветами и т. д. и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире.

Информация о работе Особенности усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста