Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:27, курсовая работа
Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяюшими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Возрастные особенности сенсомоторного развития
детей дошкольного возраста 5
1.2. Значение сенсорного развития ребенка
в дошкольном возрасте 13
1.3. Формирование у дошкольников знаний
о сенсорных эталонах 19
Выводы 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты исследования и их анализ 29
Выводы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы. Эти основные формы, основные цвета выступают как эталоны, образцы, которые помогают детям разобраться во всем многообразии. Причем эта часть чрезвычайно существенна: овладение ею в значительной степени определяет общий успех в сенсорном воспитании детей.
Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
С трех лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Важной задачей является обогащение, уточнение и закрепление представлений о цвете, форме предметов, о различных параметрах величины и некоторых пространственных ориентирах, а так же активизация соответствующего словаря.
Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу и т.д.
Результаты нашего исследования показали, что усвоение сенсорных эталонов наиболее продуктивно происходит в процессе специально организованных занятий, построенных в виде игр.
Если при первичной диагностике дошкольники из экспериментальной и контрольной групп показали примерно одинаковые результаты, то в ходе контрольного эксперимента выяснилось, что результаты дошкольников из экспериментальной группы значительно выше, чем у их ровесников из контрольной группы.
Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования: уровень усвоения сенсорных эталонов дошкольниками можно повысить с помощью специально организованных занятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977. – 303 с.
2. Богуславская, З.М, Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение , 1991 . – 207 с.
3. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
4. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1969. – 132 с.
5. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение , 1985 . – 96 с.
6. Година, Г.Н. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада / Г.Н. Година, Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение , 1987 . – 160 с.
7. Ильина, М.В. Чувствуем – познаём – размышляем / М.В. Ильина. – М.: Инфра-М, 1992. – 168 с.
8. Качуренко, С.Б. Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте / С.Б. Качуренко. – СПб: Питер, 2003. – 112 с.
9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М., Издательский центр «Академия», 1998. – 422 с.
10. Кочергина, Е.С. Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредствам использования интегрированных пособий / Е.С. Кочергина. – М.: Спектр, 2008. – 68 с.
11. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие / Л.В. Кузнецов, Л.И. Пересленя, Л.И. Солнцева. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
12. Линькова, Н.П. Способности ваших детей. Пособие для родителей и воспитателей / Н.П. Линькова, Е.А. Шумилин, – М., Просвещение,1969. – 174 с.
13. Матвеева, Л.Г. Что я могу узнать о своем ребенке: психологические тесты, задания и игры / Л.Г. Матвеева, И.В. Выбойщик, Д.Е. Мякушина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 124 с.
14. Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 1996. – 218 с.
15. Мухина, В.С. Сенсорное развитие дошкольника Детская психология: Учеб. пособие // В.С. Мухина / под ред. Л.А. Венгер.– М.: Просвещение, 1985. – С. 213-238.
16. Нечаева, И.Ю. Система сенсорного развития детей / И.Ю. Нечаева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. – №1 – С. 34-36.
17. Никулина, Ф.Х. Игры на развитие восприятие цвета / Ф.Х. Никулина // Игра и дети. – 2009. – № 2. – С. 8 – 9.
18. Никулина, Ф.Х. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста / Ф.Х. Никулина. – М.: Инфра-М, 2008. – 108 с.
19. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 143 с.
20. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада / Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
21. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей / Э.Г. Пилюгина, – М.: Учебная литература, 1996. – 252 с.
22. Поддьякова, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Метод.указание. / Н.Н. Поддьякова, А.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1969. – 228 с.
23. Таштемирова, Ф.Х. Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста / Ф.Х. Таштемирова. – СПб.: Спектр, 2008. – 116 с.
24. Усова, А.П. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / А.П. Усова, А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1969. – 284 с.
25. Шабанова, Т.С. Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте / Т.С. Шабанова. – М.: Знание, 1994. – 122 с.
26. Щелованов, Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / Н.М. Щелованов. – М.: Просвещение, 1970. – 154 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Комплекс игр, направленных на освоение сенсорных эталонов
ЦВЕТ
Воздушные шары
Дидактическая задача. Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра – «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона (15х0,5 см) шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см). Это ниточки и шарики. Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками – ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.
Руководство. Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру «Воздушные шары»: «Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое-трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, хвалит: «Вот как у Тани хорошо получилось – синий шарик привязан к синей ниточке» и т.п.
Затем быстро раскладывается раздаточный материал (кружочки на подносиках), и ребята самостоятельно проделывают ту же работу. Воспитатель проходит по рядам и предлагает исправить допущенные ошибки.
Подбери по цвету
Дидактическая задача. Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).
Материал. У каждого ребенка карточка (30х20 см), разделенная на шесть клеток (10х10 см) разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек – по одному каждого цвета.
Руководство. Воспитатель: «Дети, мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Что это? (Показывает синюю машину.) Правильно, машина. А это — что? (Показывает красную.) Правильно, тоже машина. А чем они отличаются? (Держит машины рядом.)» Если дети затрудняются в ответах, воспитатель помогает. «Они совсем одинаковые? А в чем разница? Правильно, одна из них синяя, а другая – красная, они отличаются по цвету». Так же выясняются цвета остальных игрушек.
«А теперь подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна». Прикладывает поочередно красную машину к красной и синей клеточке и спрашивает детей, на какой из них машина «спряталась». То же проделывает с синей машиной.
Дети выполняют задание,
воспитатель проверяет и
Лебедушка
Дидактическая задача. Дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. Закреплять названия цветов спектра.
Материал. Разноцветные кружки (диаметр 2 см), черный лист бумаги, кисточка, салфетка для клея на каждого ребенка. Баночка с клеем на каждый стол.
Руководство. Воспитатель раздает детям материалы для аппликации. Затем читает народную песенку «Лебедушка»:
Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет,
Белым крылышком помахивает,
На траву водичку стряхивает.
Прослушав песенку, дети выполняют аппликацию: наклеивают кружки синего, белого, зеленого цветов на бумагу черного цвета.
Воспитатель объясняет, что лебедушка белая, реченька синяя, травка зеленая, показывает детям рисунок, иллюстрирующий прочитанный поэтический текст. «Мы сейчас с вами тоже сделаем интересную картинку, – говорит воспитатель, – будем наклеивать кружки такого цвета, о котором говорится в песенке (показывает образец). Речка, травушка, лебедушка обозначены у нас кружками разного цвета. Подумайте и скажите, какого цвета бывает речка. Правильно, синяя. Поэтому мы сделаем ее из кружков синего цвета. Посмотрите (показывает образец), кружочки наклеены в ряд, получилась дорожка из синих кружочков – это речка, «по реченьке лебедушка плывет». Кто скажет, какого она цвета? Правильно, белая – «белым крылышком помахивает». Белый кружочек положим над дорожкой-речкой вот так (показывает). Кто скажет, какого цвета надо взять кружочки для травки? Правильно, зеленые (показывает, что кружочки зеленого цвета надо положить под кружочками синего цвета)».
После объяснения воспитателя дети самостоятельно выполняют задание. Взрослый предлагает еще раз посмотреть на образец, правильно разложить все кружки на бумаге и наклеить их.
Примечание. Чтобы у детей не закреплялась однозначная связь цвета с определенным предметом, при повторном проведении упражнения необходимо менять предметы. Так, если синий цвет обозначает в данном случае речку, то в другом он может обозначать василек и т.п.
Живое домино
Дидактическая задача. Продолжать знакомство детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.
Материал. Ленты шести цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый).
Руководство. Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребенка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпадал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.
Игра может быть повторена два-три раза со сменой лент.
Окраска воды
Дидактическая задача. Формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте. Словарь: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».
Материал. Две большие банки – на одной светло-красная наклейка, на второй – темно-красная. У каждого ребенка по две баночки, наполненные до половины водой, красная гуашь, кисть, банка с водой для полоскания кисти, тряпочка.
Руководство. Воспитатель: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы ее сделаем цветной. На каждом столике есть красная краска, и все вы сможете покрасить воду в баночках. Смотрите, как я буду красить воду: я беру на кисть краску, макаю кисть до половины, теперь прополаскиваю ее в одной баночке. У меня получилась светло-красная водичка. А в другую баночку я положу побольше краски: обмакну кисть полностью в краску, промою, еще раз наберу краску и снова промою в той же баночке. Видите, получилась тоже красная вода, но уже темная. Теперь я прополощу кисть в чистой воде и промокну ее о тряпочку.
Все возьмите кисточки, макните их в краску до половины и промойте в первой баночке. Какая вода у вас получилась? Правильно, светло-красная». Так же последовательно диктуется способ получения темно-красной воды.
Затем дети по двое подходят
с баночками к столу
Информация о работе Особенности усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста