Особенности усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяюшими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Возрастные особенности сенсомоторного развития
детей дошкольного возраста 5
1.2. Значение сенсорного развития ребенка
в дошкольном возрасте 13
1.3. Формирование у дошкольников знаний
о сенсорных эталонах 19
Выводы 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты исследования и их анализ 29
Выводы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Recoverd_docx_file(44).docx

— 152.57 Кб (Скачать файл)

На прогулке зимой вода переливается в металлические формочки и в дальнейшем цветной лед  используется для украшения участка.

Украсим елочку

Дидактическая задача. Учить  детей группировать оттенки (по два  оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему  цвет.

Материал. Планшет (30х50 см) с графическим изображением елочки, силуэтные изображения игрушек (по два оттенка каждого цвета спектра) из цветной бумаги.

Руководство. Детям раздают  силуэтные изображения елочных  игрушек. На мольберт ставится планшет  с изображением елочки. «Дети, – говорит воспитатель, – совсем недавно, на новогоднем празднике в детском саду, все вы весело танцевали вокруг красивой, нарядной елки, украшенной разноцветными игрушками.

Деду Морозу, который был  на нашем празднике, очень понравилось, как вы рассказывали стихи, пели песни. Когда Дед Мороз уходил, он просил передать вам эту маленькую елочку. Давайте украсим ее разноцветными  игрушками. У каждого из вас – игрушки определенных цветов. Я буду называть какой-нибудь цвет, и те из вас, у кого есть игрушка такого цвета, подойдет к елочке и повесит на нее. Сначала повесим на елочку красные игрушки». Дети, у которых есть красные игрушки, украшают ими елку. Остальные ребята наблюдают, правильно ли выполняется задание. За красными игрушками на елочку вешаются оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые.

Затем все вместе любуются нарядной елочкой и по просьбе  воспитателя называют цвета игрушек, висящих на ней.

У кого какое платье?

Дидактическая задача. Учить  детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

Материал. Демонстрационный: куклы, одетые в платья разных цветов (могут быть использованы все имеющиеся  в группе куклы, одетые в однотонные платья).

Руководство. Воспитатель: «Сегодня мы посмотрим, какого цвета платья у  наших кукол. Я буду показывать вам куклу, а выговорить, какого цвета у нее платье». Воспитатель показывает по одной кукле и поочередно опрашивает детей, уточняя и исправляя их ответы. Обращает внимание детей на то, что один и тот же цвет имеет разные оттенки.

ФОРМА

Какие бывают фигуры!

Дидактическая задача. Познакомить  детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать  геометрические фигуры (обводить пальцем  контуры, называть их).

Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные круги и  квадраты. Раздаточный: круги и квадраты из картона разных цветов по три фигуры каждой формы для каждого ребенка (в конвертах).

Руководство. Воспитатель: «К нам в гости пришла кукла Таня. Она что-то принесла. Давайте посмотрим, что у нее в корзиночке. (Взрослый достает из корзиночки пакет, а из пакета вынимает красные и синие круги и квадраты.) Оказывается, она принесла нам разные фигуры. Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. А теперь ко мне подойдет Лена и покажет кукле Тане, как надо обводить пальчиком круг. Правильно, Лена, садись. Давайте все вместе нарисуем пальчиками в воздухе кружок». Все делают нужное движение. При необходимости воспитатель вызывает ребенка, не справившегося с заданием, и предлагает выполнить движение одновременно с остальными детьми, помогает ребенку.

«Как называется эта фигура? Правильно, это круг. А вот это  – квадрат. Я тоже обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом угол, – палец повернул вниз, снова повернул, и снова угол – палец пошел вверх. Теперь все вместе покажем пальчиком в воздухе квадрат». Далее воспитатель попеременно показывает картонные фигуры (круги и квадраты) и спрашивает их название у отдельных детей.

«А теперь достаньте фигурки  из своих конвертов и разложите  их на две группы: в одной квадраты, в другой круги». Если кто-нибудь ошибается, воспитатель предлагает обвести фигуру пальцем по контуру.

Кукла Таня хвалит детей, правильно  выполнивших задание.

Подбери по форме

Дидактическая задача. Учить  детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.

Материал. Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм. Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур – по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).

Руководство. Дошкольникам раздают на подносах фигуры и карточки. Воспитатель: «Дети, мы сейчас будем  играть в игру «Подбери по форме». Для  этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура?» (Показывает круг, вызывает отдельных детей для ответа.) Далее этот вопрос повторяется с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала  большие фигуры, а потом на них  поменьше». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести фигуры пальцем, найти и исправить ошибку.

Кому какая форма!

Дидактическая задача. Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Материал. Большие мишка  и матрешка. Раздаточный: по три круга  и овала разных цветов и размеров, по два небольших подноса для  каждого ребенка.

Руководство. Воспитатель  демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры фигур  пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос – матрешке, все овалы на другой – мишке», – говорит педагог. Взрослый наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.

В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка – заберет круги домой. Принесите подносы с кругами и отдайте их матрешке-маме. Теперь вернитесь к своим столикам и принесите подносы с овалами, отдадим их мише-папе. Молодцы, теперь мишка и матрешка с вами прощаются».

Найди предмет такой же формы

Дидактическая задача. Учить  детей сопоставлять формы предметов  с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), по три-четыре предмета каждой из этих форм, обруч.

Руководство. Дети сидят  на стульчиках полукругом. В центре расположены два столика: на одном  – геометрические фигуры, на втором – предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой формы, какую я покажу, а название этой формы скажет тот ребенок, которого он выберет».

Педагог катит обруч к  ребенку (первым следует выбирать наиболее смышленого воспитанника). Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается; если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Вызванный ребенок выбирает кого-либо из сидящих, который говорит, что этот предмет круглой формы. Предмет перекладывают рядом с кругом. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.

Что лежит в мешочке!

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о форме, упражнять  в соотнесении нескольких предметов  с одним и тем же геометрическим образцом.

Материал. Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал); мешочек с предметами разной формы: деревянные шарики, яйца, бочонки, мячики, желуди, шишки; ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы); пуговицы (квадратной и треугольной формы).

Руководство. Дети сидят  полукругом перед столом воспитателя. На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Мешочек находится у воспитателя. Дошкольники по очереди вынимают по одному предмету из мешочка, называют его, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с плоскостной геометрической фигурой, обводя пальцем поочередно то и другое: «Это яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой – овалом. Постепенно дети располагают все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить их количество.

Игра заканчивается после  того, как все предметы раскладываются на столе против соответствующей формы.

Геометрическое лото

Дидактическая задача. Учить  детей сравнивать форму изображенного  предмета с геометрической фигурой  и подбирать предметы по геометрическому  образцу. Игра отличается от предыдущей тем, что на этот раз дети действуют не с реальными предметами, а с их изображениями, подбирая рисунки к соответствующим образцам на глаз, без внешних приемов обследования.

Материал. Пять карточек с  изображением геометрических фигур: по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по пять карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратной (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, картина).

Руководство. В игре принимает участие пять детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.

ВЕЛИЧИНА

Три квадрата

Дидактическая задача. Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький».

Материал. Демонстрационный: три квадрата разной величины, фланелеграф. Раздаточный: у каждого ребенка  три квадрата разной величины, фланелеграф.

Руководство. Воспитатель: «Дети, у меня есть квадраты, вот такие (показывает). Этот – самый большой, этот – поменьше, а этот – самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите свои самые большие квадраты (дети поднимают и показывают их), положите. Теперь поднимите средние. Теперь самые маленькие». (Если кто-либо из воспитанников ошибается, педагог предлагает исправить ошибку, привлекая к этому и других детей.) Чтобы нагляднее представить различия в величине квадратов, взрослый прикладывает их один к другому.

Далее воспитатель предлагает детям построить из квадратов  башню. Показывает, как это делается, – помещает на фланелеграф снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте и вы такую башню на своих фланелеграфах», – говорит воспитатель. У ребенка, который плохо справляется с заданием, спрашивает: «Какой квадрат нужно положить первым? Правильно, большой, потом какой?» и т.д.

Воспитатель оценивает несколько  работ. Башни остаются на фланелеграфах.

Башня

Дидактическая задача. Закреплять представления об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.

Материал. Демонстрационный: три куба разной величины. Раздаточный: на каждого ребенка три квадрата разной величины, фланелеграф.

Руководство. «Дети, – говорит воспитатель, – сейчас мы будем строить башню. Кто хочет построить башню? (Вызывает одного из желающих.) Какой ты возьмешь кубик, чтобы начать постройку? (Добивается ответа: «большой».) Правильно, чтобы башня была устойчивой, нужно сначала взять самый большой кубик. А теперь какой? (Ответ: «поменьше» или «средний». Если ребенок не отвечает, вызывается другой.) Правильно, положи сверху средний. А самый верхний какой величины? Правильно, самый маленький кубик». Если ребенок положил кубики не в том порядке, надо показать группе, насколько неустойчивой получилась постройка, нажав на край верхнего куба. Только после этого следует вызывать другого ребенка для постройки новой башни. К работе привлекается вся группа.

Далее воспитатель обращает внимание детей на раздаточный материал: «А у вас вместо кубиков – квадраты. Мы будем играть, как будто квадрат – это кубик. Квадраты тоже разной величины: большой, средний и маленький. На своих фланелеграфах сложите из них башенку. Только квадраты надо класть не один на другой, а один над другим. Какой мы возьмем квадрат? Правильно, самый большой. Положите его у нижнего края фланелеграфа (показывает нижний край на горизонтальной поверхности). А какой квадрат мы положим над ним? Правильно, средний. А вверх? Да, самый ма¬ленький». Если ребенок не справляется с заданием, взрослый предлагает ему сложить башенку на большом фланелеграфе. Работы остаются на фланелеграфах. Воспитатель внимательно просматривает их, оценивает.  Подводит итог.

Что там?

Дидактическая задача. Учить детей устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении  матрешки.

Материал. Раздаточный: деревянные трехместные матрешки.

Руководство. Воспитатель предлагает детям загадку: «Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка». Дети отгадывают загадку.

Информация о работе Особенности усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста