Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:27, курсовая работа
Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяюшими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Возрастные особенности сенсомоторного развития
детей дошкольного возраста 5
1.2. Значение сенсорного развития ребенка
в дошкольном возрасте 13
1.3. Формирование у дошкольников знаний
о сенсорных эталонах 19
Выводы 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты исследования и их анализ 29
Выводы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Во-вторых, детей знакомят со связями и отношениями между эталонами – порядком расположения цветов в спектре, последовательностью изменения оттенков по светлоте, группировкой цветовых тонов на теплые и холодные, мягкими и контрастными сочетаниями цветов; делением фигур на округлые и прямолинейные, возможностью преобразования одних фигур в другие, последовательностью их изменения по пропорциям; объединением объектов в порядке убывания или нарастания их общей величины и отдельных протяженностей и т.д. [18, с. 84].
Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию.
Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Выводы
Таким образом, подводя итоги первой главы, можно сделать следующие выводы:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
Начиная, с четвертого года
жизни у детей формируют
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Усвоение сенсорных эталонов
– длительный и сложный процесс,
не ограничивающийся рамками дошкольного
детства и имеющий свою предысторию.
Усвоить сенсорный эталон – это
вовсе не значит научиться правильно
называть то или иное свойство объекта.
Необходимо иметь четкие представления
о разновидностях каждого свойства
и, главное, уметь пользоваться такими
представлениями для анализа
и выделения свойств самых
разнообразных предметов в
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования
Для определения уровня усвоения сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста была проведена диагностика.
Гипотеза исследования: уровень усвоения сенсорных эталонов дошкольниками можно повысить с помощью специально организованных занятий.
База исследования: ГУО «Детский сад «Светлячок» г. Буда-Кошелёво.
Цель эксперимента – провести сравнительный анализ усвоения сенсорных эталонов дошкольниками до и после формирующего эксперимента.
Задачи исследования:
1. Выбор методов исследования
2. Диагностика и коррекция уровня сенсорного развития у младших дошкольников.
3. Анализ полученных результатов.
Испытуемые лица: 16 воспитанников группы «Малыши».
Возраст испытуемых – 3 года.
Испытуемые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную.
Исследование сенсорного развития младших дошкольников состояло из трех этапов.
На первом этапе исследования использовалась методики, направленные на изучение уровня усвоения дошкольниками эталонов цвета, формы и величины: «Спрячь мышку», «Подбери фигуру», «Собери пирамидку» (Л.А. Венгер).
После проведения констатирующего эксперимента с детьми проводился формирующий эксперимент в течение 1 месяца.
По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент с применением тех же методик, которые использовались в констатирующем эксперименте.
2.2. Результаты исследования и их анализ
«Спрячь мышку»
Материал:
Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20х15 см), посередине белый квадрат (8х8 см), на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10 см), большая мягкая игрушка – кошка.
Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы 10х8 см, белые квадраты на них 5х5 см, цветные квадраты 6х6 см.
Руководство: Воспитатель говорит детям, что они будут играть в игру «Спрячь мышку»: «Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики (расставляет три домика на демонстрационной доске, рядом кладет шесть квадратов всех цветов). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку».
Показывает детям, как нужно закрывать окошки.
Интерпретация результатов:
Высокий уровень – правильно закрыты все 6 окошек;
Средний уровень – правильно закрыто 3-5 окошек;
Низкий уровень – правильно закрыто 0-2 окошка.
Результаты исследования занесены в таблицы.
Таблица 1
Уровень усвоения эталонов цвета (экспериментальная группа)
№ п/п |
Испытуемые |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
Катя В. |
3 |
С |
2 |
Даниил К. |
4 |
С |
3 |
Кирилл К. |
6 |
В |
4 |
Женя Л. |
2 |
Н |
5 |
Даша М. |
4 |
С |
6 |
Лиза П. |
2 |
Н |
7 |
Глеб Р. |
4 |
С |
8 |
Андрей Щ. |
2 |
Н |
Таким образом, 1 (12,5%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 4 (50%) – средний уровень; 3 (37,5%) – низкий уровень.
Таблица 2
Уровень усвоения эталонов цвета (контрольная группа)
№ п/п |
Испытуемые |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
Дима Г. |
2 |
Н |
2 |
Лиза Д. |
2 |
Н |
3 |
Дима К. |
4 |
С |
4 |
Рома К. |
6 |
В |
5 |
Марина Л. |
3 |
С |
6 |
Даниил М. |
2 |
Н |
7 |
Марина О. |
6 |
В |
8 |
Лера Р. |
4 |
С |
Таким образом, 2 (25%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 3 (37,5%) – средний уровень; 3 (37,5%) – низкий уровень.
«Подбери фигуру»
Материал:
Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.
Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.
Руководство: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными». Педагог просит детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на начерченную фигуру и только при полном совпадении – класть.
Интерпретация результатов:
Высокий уровень – правильно наложены все 5 фигур;
Средний уровень – правильно закрыто 3-4 фигуры;
Низкий уровень – правильно закрыто 0-2 фигуры.
Результаты исследования занесены в таблицы.
Таблица 3
Уровень усвоения эталонов формы (экспериментальная группа)
№ п/п |
Испытуемые |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
Катя В. |
3 |
С |
2 |
Даниил К. |
3 |
С |
3 |
Кирилл К. |
5 |
В |
4 |
Женя Л. |
2 |
Н |
5 |
Даша М. |
5 |
В |
6 |
Лиза П. |
2 |
Н |
7 |
Глеб Р. |
4 |
С |
8 |
Андрей Щ. |
2 |
Н |
Таким образом, 2 (25%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 3 (37,5%) – средний уровень; 3 (37,5%) – низкий уровень.
Таблица 4
Уровень усвоения эталонов формы (контрольная группа)
№ п/п |
Испытуемые |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
Дима Г. |
2 |
Н |
2 |
Лиза Д. |
2 |
Н |
3 |
Дима К. |
4 |
С |
4 |
Рома К. |
5 |
В |
5 |
Марина Л. |
3 |
С |
6 |
Даниил М. |
2 |
Н |
7 |
Марина О. |
5 |
В |
8 |
Лера Р. |
3 |
С |
Таким образом, 2 (25%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 3 (37,5%) – средний уровень; 3 (37,5%) – низкий уровень.
«Собери пирамидку»
Материал: Пирамидка-образец из пяти равномерно уменьшающихся колец и такая же для каждого ребенка (желательно одноцветная).
Руководство: Воспитатель показывает пирамидку: «Давайте рассмотрим пирамидку. Снимем колпачок, на стержне осталось много колечек. Вот – самое маленькое, снимем его, осталось побольше, которое тоже снимем (прикладывает одно к другому, чтобы убедиться, что второе побольше)». Так, последовательно снимаются и сравниваются по величине все колечки.
«А теперь я соберу пирамидку.
Когда я разбирала ее, я снимала
сверху самое маленькое колечко,
а теперь я собираю пирамидку
снизу, значит, надо выбрать самое
большое колечко и надеть его
на стержень. А теперь из тех, что
остались, опять самое большое (прикладывает
один элемент к другому, попутно
объясняя свои действия)... Посмотрите,
какая гладкая пирамидка
Интерпретация результатов:
Высокий уровень – правильно сложены все 5 колечек;
Средний уровень – правильно сложены 3-4 колечка;
Низкий уровень – правильно сложены 0-2 колечка.
Информация о работе Особенности усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста