Особенности усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяюшими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Возрастные особенности сенсомоторного развития
детей дошкольного возраста 5
1.2. Значение сенсорного развития ребенка
в дошкольном возрасте 13
1.3. Формирование у дошкольников знаний
о сенсорных эталонах 19
Выводы 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты исследования и их анализ 29
Выводы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Recoverd_docx_file(44).docx

— 152.57 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, детей знакомят со связями и отношениями между  эталонами – порядком расположения цветов в спектре, последовательностью изменения оттенков по светлоте, группировкой цветовых тонов на теплые и холодные, мягкими и контрастными сочетаниями цветов; делением фигур на округлые и прямолинейные, возможностью преобразования одних фигур в другие, последовательностью их изменения по пропорциям; объединением объектов в порядке убывания или нарастания их общей величины и отдельных протяженностей и т.д. [18, с. 84].

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию.

Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Таким образом, подводя итоги  первой главы, можно сделать следующие  выводы:

Сенсорное развитие ребенка  – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно.

Сенсорное развитие, с одной  стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с  другой стороны, имеет самостоятельное  значение, так как полноценное  восприятие необходимо и для успешного  обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов  трудовой деятельности.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные  эталоны: устойчивые, закрепленные в  речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее  следует знакомить с оттенками  цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием  эталонов необходимо учить детей  способам обследования предметов: их группировке  по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и  описанию формы, выполнению все более  сложных глазомерных действий.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного  детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это  вовсе не значит научиться правильно  называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления  о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа  и выделения свойств самых  разнообразных предметов в самых  различных ситуациях.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

2.1. Организация  и методы исследования

 

Для определения уровня усвоения сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста была проведена диагностика.

Гипотеза исследования: уровень усвоения сенсорных эталонов дошкольниками можно повысить с помощью специально организованных занятий.

База исследования: ГУО «Детский сад «Светлячок» г. Буда-Кошелёво.

Цель эксперимента – провести сравнительный анализ усвоения сенсорных эталонов дошкольниками до и после формирующего эксперимента.

Задачи исследования:

1. Выбор методов исследования

2. Диагностика и коррекция  уровня сенсорного развития у младших дошкольников.

3. Анализ полученных результатов.

Испытуемые лица: 16 воспитанников группы «Малыши».

Возраст испытуемых – 3 года.

Испытуемые были разделены  на две группы: экспериментальную  и контрольную.

Исследование сенсорного развития младших дошкольников состояло из трех этапов.

На первом этапе исследования использовалась методики, направленные на изучение уровня усвоения дошкольниками эталонов цвета, формы и величины: «Спрячь мышку», «Подбери фигуру», «Собери пирамидку» (Л.А. Венгер).

После проведения констатирующего  эксперимента с детьми проводился формирующий  эксперимент в течение 1 месяца.

По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент с применением тех же методик, которые использовались в констатирующем эксперименте.

 

 

2.2. Результаты  исследования и их анализ

 

«Спрячь мышку»

Материал:

Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20х15 см), посередине белый квадрат (8х8 см), на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10 см), большая мягкая игрушка – кошка.

Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы 10х8 см, белые квадраты на них 5х5 см, цветные квадраты 6х6 см.

Руководство: Воспитатель говорит детям, что они будут играть в игру «Спрячь мышку»: «Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики (расставляет три домика на демонстрационной доске, рядом кладет шесть квадратов всех цветов). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку».

Показывает детям, как нужно закрывать окошки.

Интерпретация результатов:

Высокий уровень – правильно закрыты все 6 окошек;

Средний уровень – правильно  закрыто 3-5 окошек;

Низкий уровень – правильно  закрыто 0-2 окошка.

Результаты исследования занесены в таблицы.

Таблица 1

Уровень усвоения эталонов цвета (экспериментальная группа)

№ п/п

Испытуемые

Кол-во баллов

Уровень

1

Катя В.

3

С

2

Даниил К.

4

С

3

Кирилл К.

6

В

4

Женя Л.

2

Н

5

Даша М.

4

С

6

Лиза П.

2

Н

7

Глеб Р.

4

С

8

Андрей Щ.

2

Н


Таким образом, 1 (12,5%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 4 (50%) – средний уровень; 3 (37,5%) – низкий уровень.

Таблица 2

Уровень усвоения эталонов цвета (контрольная группа)

№ п/п

Испытуемые

Кол-во баллов

Уровень

1

Дима Г.

2

Н

2

Лиза Д.

2

Н

3

Дима К.

4

С

4

Рома К.

6

В

5

Марина Л.

3

С

6

Даниил М.

2

Н

7

Марина О.

6

В

8

Лера Р.

4

С


Таким образом, 2 (25%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 3 (37,5%) – средний уровень; 3 (37,5%) – низкий уровень.

«Подбери фигуру» 

Материал:

Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.

Раздаточный: карточки с  контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Руководство: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными». Педагог просит детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на начерченную фигуру и только при полном совпадении – класть.

Интерпретация результатов:

Высокий уровень – правильно  наложены все 5 фигур;

Средний уровень – правильно  закрыто 3-4 фигуры;

Низкий уровень – правильно  закрыто 0-2 фигуры.

Результаты исследования занесены в таблицы.

Таблица 3

Уровень усвоения эталонов формы (экспериментальная группа)

№ п/п

Испытуемые

Кол-во баллов

Уровень

1

Катя В.

3

С

2

Даниил К.

3

С

3

Кирилл К.

5

В

4

Женя Л.

2

Н

5

Даша М.

5

В

6

Лиза П.

2

Н

7

Глеб Р.

4

С

8

Андрей Щ.

2

Н


Таким образом, 2 (25%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 3 (37,5%) – средний уровень; 3 (37,5%) – низкий уровень.

Таблица 4

Уровень усвоения эталонов формы (контрольная группа)

№ п/п

Испытуемые

Кол-во баллов

Уровень

1

Дима Г.

2

Н

2

Лиза Д.

2

Н

3

Дима К.

4

С

4

Рома К.

5

В

5

Марина Л.

3

С

6

Даниил М.

2

Н

7

Марина О.

5

В

8

Лера Р.

3

С


Таким образом, 2 (25%) дошкольников показали высокий уровень усвоения сенсорных эталонов; 3 (37,5%) – средний  уровень; 3 (37,5%) – низкий уровень.

«Собери пирамидку»

Материал: Пирамидка-образец из пяти равномерно уменьшающихся колец и такая же для каждого ребенка (желательно одноцветная).

Руководство: Воспитатель показывает пирамидку: «Давайте рассмотрим пирамидку. Снимем колпачок, на стержне осталось много колечек. Вот – самое маленькое, снимем его, осталось побольше, которое тоже снимем (прикладывает одно к другому, чтобы убедиться, что второе побольше)». Так, последовательно снимаются и сравниваются по величине все колечки.

«А теперь я соберу пирамидку. Когда я разбирала ее, я снимала  сверху самое маленькое колечко, а теперь я собираю пирамидку  снизу, значит, надо выбрать самое  большое колечко и надеть его  на стержень. А теперь из тех, что  остались, опять самое большое (прикладывает один элемент к другому, попутно  объясняя свои действия)... Посмотрите, какая гладкая пирамидка получилась: я провожу по ней пальцами, нигде не торчит ни одно колечко.  Проведите по своим пирамидкам пальчиками. Гладко? Разберите свои пирамидки и соберите их снова. Проверяйте, правильно ли выбрали колечко, прикладывайте его к другим».

Интерпретация результатов:

Высокий уровень – правильно  сложены все 5 колечек;

Средний уровень – правильно  сложены 3-4 колечка;

Низкий уровень – правильно  сложены 0-2 колечка.

Информация о работе Особенности усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста