Особенности усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяюшими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Возрастные особенности сенсомоторного развития
детей дошкольного возраста 5
1.2. Значение сенсорного развития ребенка
в дошкольном возрасте 13
1.3. Формирование у дошкольников знаний
о сенсорных эталонах 19
Выводы 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты исследования и их анализ 29
Выводы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Recoverd_docx_file(44).docx

— 152.57 Кб (Скачать файл)

       Названные задачи решаются на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей. Наиболее эффективными являются те виды деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов.

       Практика показывает, что к концу дошкольного возраста действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, чтобы дать сравнительно полное представление о предмете. Образ предмета все более дифференцируется, приближается к реальному предмету, обогащается названием его свойств и качеств, информацией о возможных разновидностях предмета.

       Отметим, что ребенок начинает быстро узнавать знакомые предметы, замечает их различия и сходство, выполняя при этом основные перцептивные действия в уме. Это значит, что восприятие стало внутренним психическим процессом. Перцептивные действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления.

Мышление, в свою очередь, направлено не на познание внешних  особенностей и свойств объектов, как при восприятии, а на познание скрытых связей между предметами и явлениями, на установление причинно-следственных отношений, родовых, видовых и некоторых  других внутренних взаимозависимостей. Восприятие также способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.

В младшем школьном возрасте эти психические процессы начнут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление; восприятие будет  выполнять сопутствующую функцию, но при этом продолжать совершенствоваться, оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением, речью [11, с. 187].

       Если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Рассмотрим, какими знаниями и умениями, приобретенными в процессе восприятия, должны овладеть дети к концу дошкольного возраста:

  • различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную, многоугольную;
  • измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки;
  • различать основные цвета и оттенки;
  • выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам (слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом);
  • ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине);
  • знать дни недели, последовательность частей суток и дней недели      [6, с. 138].

Основываясь на требованиях, которые предъявляет современная  школа к ребенку, поступающему в  первый класс, становится ясно, что  этих знаний и умений недостаточно. Более полному представлению  о предметах, объектах и явлениях окружающего мира способствуют знания так называемых «особых свойств» предметов; сюда относятся понятия  веса, вкуса, запаха. Без развития тактильных ощущений многие качества и свойства предмета (например, фактура материала) просто не могут быть познаны, а отсутствие умения ориентироваться на листе  бумаги (и другой ограниченной поверхности) может вызвать определенные школьные трудности.

       Как показывает опыт практической деятельности, сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение.

       Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия [10, с. 37].

       Известно, что точность движений при обследовании предметов достигается путем развития мелкой моторики кисти руки, формированием глазодвигательных (зрительно-моторных) координаций; для полноценной пространственной ориентировки следует владеть своим телом, осознавать расположение отдельных его частей (головы, рук, ног и др.) в статическом и динамическом режимах – таких примеров можно привести множество.

       Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей. Становится возможным расширить круг задач сенсорного воспитания и определить основные следующим образом.

       1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков).

       2. Тактильно-двигательное восприятие.

      3. Развитие слухового восприятия.

       4. Развитие зрительного восприятия.

       5. Восприятие формы, величины, цвета.

       6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).

       7. Восприятие пространства и времени [23, с. 84].

       Итак, в каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, и решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.

 

 

1.2. Значение сенсорного развития ребенка

в дошкольном возрасте

 

Сенсорное развитие ребенка  – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители  отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Вен-гер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной  стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с  другой стороны, имеет самостоятельное  значение, так как полноценное  восприятие необходимо и для успешного  обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов  трудовой деятельности.

С восприятия предметов и  явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Прежде чем мыслить  ребёнок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств (зрение, слух, осязание и др.) Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия, т.е. чувственного отражения в мозге ребёнка  предметов и явлений окружающей действительности. Отдельные ощущения, полученные от того или иного предмета, на основе предыдущего опыта суммируются  в целостное восприятие данного  предмета.

В раннем возрасте восприятие совершенствуется и к трем годам достигает высокого уровня развития: ребёнок тонко дифференцирует звуки и тембр человеческого голоса, различает предметы по цвету, величине, узнаёт знакомые мелодии, различает темп музыки, получает первые числовые представления (много, мало) и др. У него развиваются различные сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, подражать видимым действиям и т.д. [19, с. 94].

Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, пении, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами

Впечатление, полученное при  наблюдении за действиями взрослых, лучше  закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в  своей игре.

Поэтому нужны пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически  знакомится со свойствами предметов  – величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным [2, с. 21].

Очень рано (на 3-м-4-м месяце) игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая  перед глазами ребёнка.

Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий  и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему  восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать  ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.

В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок  в том или ином возрасте, а уровень  развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как  внимание, память, мышление. Поэтому  важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

В этом возрасте еще нет  возможности и необходимости  знакомить детей с общепринятыми  сенсорными эталонами, сообщать им систематические  знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву  для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы  дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко  усвоить общепринятые понятия и  группировку свойств.

В раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок  не может последовательно осмотреть  предмет и выделить разные его  стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием  рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение изображенных предметов, например, когда книжка лежит вверх  ногами. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в  необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет [25, с. 82].

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка  перед необходимостью выделять и  учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые  имеют практическую значимость для  выполнения действий. Например, малыш  легко отличает маленькую ложку, которой ест сам, от большой, которой  пользуются взрослые. Форма и величина предметов при необходимости  выполнить практическое действие выделяются правильно. Ведь если палка слишком  коротка, с ее помощью не удается  достать мяч. В других ситуациях  воcприятие остается расплывчатым и  неточным. Цвет ребенком воспринимается труднее, поскольку, в отличие от формы и величины, не оказывает  большого влияния на выполнение действий [22, с. 129].

Ответ на вопрос, какой признак  в первую очередь выделяет в предмете ребенок, неоднозначен. Предпочтения малыша зависят от его подготовленности к различению признаков, оттого, знаком или не знаком ему предмет, назван или не назван в слове. Так, подбирая пару к незнакомому предмету, малыши ориентируются на цвет, а к знакомому  – на форму.

Выполнение ребенком орудийных  и соотносящих действий создает  условия для освоения им перспективных  действий, которые, в свою очередь, делают восприятие более точным и правильным. Собирая пирамидку, матрешку, закрывая коробочку, застегивая пуговицы, кнопки, завязывая шнурки, ребенок подбирает  и соединяет предметы и их части  в соответствии с признаками – цветом, формой, величиной. Результат таких действий достигается только при соблюдении определенных неизменных условий.

В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы  в соответствующие гнезда. Ребенок  подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш  в маленькое отверстие и т.д. Постепенно от многократных хаотических  действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными  гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное  примеривание свидетельствует о  новом этапе сенсорного развития малыша.

В конечном счете, дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно  переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку  необходимой величины [12, с. 79].

Возраст двух лет – это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.

Информация о работе Особенности усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста