Особенности усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяюшими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Возрастные особенности сенсомоторного развития
детей дошкольного возраста 5
1.2. Значение сенсорного развития ребенка
в дошкольном возрасте 13
1.3. Формирование у дошкольников знаний
о сенсорных эталонах 19
Выводы 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты исследования и их анализ 29
Выводы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Recoverd_docx_file(44).docx

— 152.57 Кб (Скачать файл)

Характер ориентировочных  действий ребенка изменяется, когда  он начинает использовать мерку для  выделения необходимого соотношения  предметов по признаку. Например, меркой становится самое маленькое кольцо пирамидки, с которым ребенок  сравнивает все остальные. Такое  сравнение первоначально требует  от малыша развернутых ориентировочных  действий. Так, он прикладывает все  кольца пирамидки к мерке и  устанавливает их соотношение по величине. Постепенно сопоставление  свойств предметов с меркой начинает протекать на основе зрения без практических действий [8, с. 44].

В детском саду ребенок  обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и  умениями во всех этих областях требует  постоянного внимания к внешним  и внутренним свойствам предметов.

Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его  формы, цвета, материала.

Конструирование требует  тщательного исследования формы  предмета (образца), его структуры  и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение  частей в пространстве и соотносит  свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов  невозможно получить объективные представления  о явлениях живой и неживой  природы, в частности об их сезонных изменениях.

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами  и их разновидностями, сравнение  объектов по величине.

При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков – и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень [14, с. 98].

1.3. Формирование  у дошкольников знаний о сенсорных  эталонах

 

Уже в раннем детстве у  ребенка накапливается определенный запас представлений о разнообразных  свойствах предметов, и некоторые  из этих представлений начинают играть роль образцов, с которыми ребенок  сравнивает свойства новых предметов  в процессе их восприятия. В дошкольном детстве происходит переход от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственного сенсорного опыта ребенка, к использованию  общепринятых сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений — цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т.д. Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения [4, с. 36].

Так, например, при восприятии формы эталонами служат представления  о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике и др.), при восприятии цвета – представления о семи цветах спектра, белом и черном цветах. В природе существует бесконечное разнообразие красок и форм. Человечество сумело их упорядочить, свести к немногим типичным разновидностям, что дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта. Любой цвет можно определить либо как оттенок одного из цветов спектра (темно-красный), либо как результат их сочетания (желто-зеленый), либо, наконец, как промежуточный между черным и белым (серый). Точно так же форму любого предмета можно либо свести к определенной геометрической фигуре (овальная, прямоугольная), либо обозначить как сочетание нескольких таких фигур, определенным образом расположенных в пространстве (например, снеговика можно изобразить с помощью окружностей, расположенных одна над другой). И дело тут не только в словесных обозначениях: мы именно воспринимаем свойства предметов как разновидности и сочетания знакомых нам образцов.

Каждый вид эталонов представляет собой не просто набор отдельных  образцов, а систему, в которой  разновидности данного свойства расположены в той или иной последовательности, так или иначе  сгруппированы и различаются  по строго определенным признакам.

Усвоение дошкольниками  сенсорных эталонов начинается с  того, что дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами и цветами  в соответствии с программой детского сада. Такое ознакомление происходит главным образом в процессе овладения  разными видами продуктивной деятельности [18, с. 30].

Даже если ребенка специально не обучают выделять разновидности  свойств, соответствующие общепринятым эталонам, то сам материал, с которым  дошкольник действует при рисовании, конструировании, выкладывании мозаики, аппликации, содержит необходимые образцы.

Так, рисуя, ребенок пользуется красками, цвета которых подобраны  в соответствии с цветами солнечного спектра; конструируя из кубиков, он пользуется треугольными, прямоугольными, квадратными элементами разной величины, в мозаиках, материалах для аппликации представлены разноцветные кружки, треугольники, квадратики и т. д. Когда взрослые помогают ребенку в выполнении рисунков, построек, они неизбежно называют основные формы и цвета.

Усвоение сенсорных эталонов, так же как и формирование любых  представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил  те основные разновидности свойств, которые применяют в качестве эталонов, из всех остальных, начал  бы сравнивать с ними свойства разнообразных  предметов [21, с. 116].

Необходимые условия для  овладения общепринятыми эталонами  создаются впервые в продуктивных видах деятельности. Когда перед  ребенком ставят задачу воспроизвести  в рисунке, конструкции, аппликации тот или иной предмет, он старается  соотнести особенности этого  предмета с особенностями имеющегося материала. Это заставляет ребенка  по многу раз обследовать материал, ведет к запоминанию цвета  красок, формы кубиков, элементов  мозаики. Поскольку, строя изображения  разных предметов, дети каждый раз используют одни и те же краски, кубики, элементы мозаики, их свойства соотносятся со свойствами многих предметов, постепенно приобретая значение образцов, эталонов.

Без специально организованного  сенсорного воспитания дети обычно вначале  усваивают только некоторые эталоны, например формы круга и квадрата, красный, желтый, зеленый и синий  цвета, так как эти формы и  цвета встречаются чаще других [5, с. 21].

Значительно позднее усваивают  дошкольники представления о  треугольнике, прямоугольнике, овале, оранжевом, голубом, фиолетовом цветах. Когда усвоены только некоторые  эталоны, ребенок очень четко  и точно воспринимает свойства предметов, которые с этими эталонами  совпадают, но зато другие разновидности  свойств, для которых эталоны  еще не усвоены, воспринимает неточно, а часто ошибочно. Малоизвестные  свойства как бы подтягиваются к  усвоенным эталонам, приравниваются к ним, происходит своеобразная генерализация  свойств предметов.

Так, ребенок, имеющий представление  о квадрате, но не имеющий представлений  о трапеции и прямоугольнике, воспринимает трапеции и прямоугольники как квадраты, если их отличие от квадрата не слишком  велико. Точно так же, имея представление  о желтом и красном цветах, но, не имея представления об оранжевом, дети склонны оранжевые предметы воспринимать как желтые или красные.

То, что усвоенные эталоны  влияют не просто на называние, но, прежде всего, на само восприятие свойств, обнаруживают в опытах, когда детям предлагают молча подбирать к образцу  объекты точно такого же цвета.

Трехлетние дошкольники  во многих случаях по желтому образцу  подбирают только желтые объекты, а  по оранжевому – и оранжевые, и желтые; по синему образцу они подбирают только синие, по голубому – и голубые и синие. Особенно ярко это обнаруживается в случае, если образец сначала показывают детям, потом прячут и выбор надо производить по памяти.

Эти факты нельзя объяснить  тем, что дети не различают между  собой желтый и оранжевый, синий  и голубой цвета. По образцу знакомого  цвета выбор производится правильно, по образцу малознакомого цвета  – ошибочно. Причина заключается в том, что, получив, например, желтый образец, дети сразу же соотносят его с имеющимся у них эталоном и узнают как желтый. После этого они отбирают желтые объекты, а остальные без детального обследования их цвета просто отбрасывают, как «не такие». Оранжевый образец ставит ребенка в затруднительное положение. У него нет представления об оранжевом цвете, и он использует вместо него наиболее подходящий из имеющихся эталонов – желтый. Поэтому ребенок выбирает и совпадающие с образцом оранжевые и не совпадающие с ним, но совпадающие со знакомым эталоном желтые объекты [13, с. 75].

Усложнение продуктивных видов деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно усваивает  все новые эталоны формы и  цвета и примерно к четырем-пяти годам овладевает сравнительно полным их набором. С большим трудом усваивают  дети представления о величине предметов.

Общепринятые эталоны  величины в отличие от эталонов формы  и цвета имеют условный характер. Это меры, сознательно устанавливаемые  людьми (сантиметр, метр). Система мер  и способы их использования, как  правило, не усваиваются в дошкольном детстве.

Восприятие величины развивается  у дошкольников на другой основе – они усваивают представления об отношениях по величине между предметами. Эти отношения обозначают словами, которые указывают, какое место занимает предмет в ряду других (большой, маленький, самый большой и др.).

Обычно к началу дошкольного  возраста дети имеют только представление  об отношении по величине между двумя  одновременно воспринимаемыми предметами (больше – меньше). Определить величину изолированного предмета ребенок не может, так как для этого нужно восстановить в памяти его место среди других [17, с. 8].

В младшем и среднем  дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношении  по величине между тремя предметами (большой, меньше, самый маленький). Они начинают определять как большие  или маленькие некоторые знакомые им предметы независимо от того, сравниваются ли эти предметы с другими («слон  большой», «муха маленькая»).

От усвоения отдельных  эталонов формы, цвета ребенок пяти-, шестилетнего возраста переходит к  усвоению связей и отношений между  ними, представлений о признаках, по которым свойства предметов могут  изменяться.

При помощи взрослых, в специально организованной деятельности дети усваивают, что одна и та же форма может  варьировать по величине углов, соотношению  осей или сторон, что формы можно  сгруппировать, отделив прямолинейные  от криволинейных. При этом система  сенсорных эталонов формы отличается от научной классификации геометрических фигур, которую дает математика [7, с. 134].

Так, если в геометрии  круг выступает как частный случай овала, а квадрат – частный случай прямоугольника, то в качестве сенсорных эталонов все эти фигуры «равноправны», так как все они в равной мере дают представление о форме определенной группы предметов.

Совершенствование представлений  о цветах приводит к усвоению цветовых тонов спектра. Ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по светлоте, о том, что цвета группируются на теплые и холодные, знакомится с  мягкими, пастельными и резкими, контрастными сочетаниями цветов.

Представления о величине обогащаются, когда ребенок сопоставляет предмет с другими предметами разной величины. Кроме общих эталонов величины, у детей складываются представления  об отдельных ее измерениях – длине, ширине, высоте.

Все эти представления  дети усваивают в процессе практической деятельности, повседневной ориентировки в окружающем и далеко не всегда могут быть осознаны и выражены словесно.

Усвоение сенсорных эталонов происходит не только по отношению  к цвету, форме предметов, но и  по отношению ко всем другим свойствам  предметов и явлений. Так, в процессе речевого общения дошкольники усваивают  образцы, соответствующие системе  звуков родного языка, в процессе музыкальной деятельности – образцы звуковысотных и ритмических отношений и т.д. [20, с. 53].

Последовательное ознакомление детей с разными видами сенсорных  эталонов и их систематизацией – одна из основных задач сенсорного воспитания дошкольников. В основе такого ознакомления лежит организация действий детей по обследованию и запоминанию основных разновидностей каждого свойства. Эти разновидности должны приобрести значение эталонов.

Выработка представлений  об эталонных разновидностях свойств  происходит в тесной связи с обучением  детей рисованию, лепке, конструированию, музыкальными занятиями, т.е. с теми видами деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов [15, с. 223].

Ознакомить детей с  сенсорными эталонами – значит и организовать запоминание ребенком слов, обозначающих основные разновидности свойств предметов. Слово-название фиксирует сенсорный эталон, закрепляет его в памяти ребенка, делает его применение более осознанным и точным. Но это происходит только в том случае, если названия эталонов вводят на основе собственных действий ребенка по обследованию и применению соответствующих эталонов.

В условиях, когда ребенку  лишь показывают разновидности геометрических форм, цветов, отношения величин  и добиваются запоминания их названий, слово, даже правильно употребляемое, не способствует совершенствованию  представлений и восприятий ребенка-дошкольника. Ознакомление детей с сенсорными эталонами на протяжении дошкольного  возраста постепенно углубляется.

Во-первых, детей знакомят со все более тонкими разновидностями  эталонных свойств. Так, происходит переход от ознакомления с цветами  спектра к ознакомлению с их оттенками; от ознакомления с основными геометрическими  фигурами к ознакомлению с их вариациями по соотношению осей и сторон, величине углов и др.; от ознакомления с  соотношениями предметов по общей  величине к ознакомлению с соотношениями  по отдельным протяженностям.

Информация о работе Особенности усвоения сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста