Особенности внимания, памяти и восприятия в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

По мере того, как происходит развитие человека, изменяется уровень его мыслительных действий. Расширяются возможности познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления.
Развитие личности тесно связано с ее мыслительными способностями, такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности.
Развитие мыслительных способностей, в том числе внимания, памяти, восприятия, определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии.

Содержание работы

Введение……………………………………………… ………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей внимания, памяти и восприятия как психических процессов у младших школьников
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного
возраста………………………………………………………………….5
1.2 Особенности внимания в младшем школьном возрасте………….8
1.3Особенности памяти в младшем школьном возрасте…………….14
1.4Особенности восприятия в младшем школьном возрасте……….17
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию внимания, памяти и восприятия у младших школьников
2.1 Методы организации исследования………………………………24
2.2 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия у младших школьников. Получение результатов конечных исследования и их анализ.…………………………………………………………………………...27
2. 3 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия у младших школьников……………………………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………45
Список литературы………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 250.59 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Курский государственный  университет

Факультет педагогики и психологии

Направление подготовки: __________________

Профессионально-образовательный  профиль: _______________________

Кафедра ___________________________

Заочная форма обучения

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Особенности внимания, памяти и восприятия в младшем школьном возрасте»

 

 

Выполнила

                                                 Студентка _ _ курса __группы

                                                          ______________________

                                         Научный руководитель                                                               доктор педагогических наук, профессор

Кафедры педагогики и психологии развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск 2013 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………… ………………………..3

Глава 1. Теоретический  анализ особенностей внимания, памяти и восприятия  как психических  процессов у младших школьников

    1. Психологические особенности детей младшего школьного

возраста………………………………………………………………….5

1.2 Особенности внимания в младшем школьном возрасте………….8

1.3Особенности  памяти  в младшем школьном возрасте…………….14

1.4Особенности  восприятия  в  младшем школьном возрасте……….17

Глава 2. Организация и  проведение опытно-экспериментальной  работы по развитию внимания, памяти и  восприятия у младших школьников

           2.1   Методы организации исследования………………………………24

   2.2 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия  у младших школьников. Получение результатов конечных исследования и их анализ.…………………………………………………………………………...27             

          2. 3 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия  у младших школьников……………………………………………………………………..38

 

Заключение……………………………………………………………………45

Список литературы………………………………………………………….47

Приложение 1. Дидактические игры на развитие зрительного восприятия

Приложение 2. Упражнения по развитию произвольного внимания и памяти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           По мере того, как происходит развитие человека, изменяется уровень его мыслительных действий. Расширяются возможности познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления.

Развитие личности тесно связано  с ее мыслительными способностями, такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые  обеспечивают высокие достижения в  деятельности, определяют пригодность  человека к тому или иному виду деятельности.

Развитие мыслительных способностей, в том числе внимания, памяти, восприятия, определяется единством  внешних и внутренних условий  в их взаимодействии.

           Внимание, память и мышление  во многом определяет успех любой деятельности. Именно от особенностей внимания зависит, может ли ребёнок достаточно быстро перейти от одной деятельности к другой, как долго он может работать с одним и тем же материалом, насколько четко ему удается вычленять объект и рассматривать, изучать его достаточно длительное время. Следствием недостаточного развития внимания, восприятия  и памяти могут быть следующие трудности: пропуск букв в письменных работах, непонимание объяснения учителя с первого раза, грязь в тетради, плохое знание таблицы умножения (сложения), постоянное переспрашивание учителя и т.д.

          Большую роль в развитии внимания детей младшего школьного возраста играют взрослые - родители, педагоги.

Главная цель работы взрослых заключается  в том, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в развитии внимания, памяти и восприятия.  При этом можно  использовать как традиционные психолого-педагогические методы, так и инновационные.

Взрослый должен знать и помнить  о возрастных особенностях ребенка, учет возможностей которых поможет  эффективно развивать мыслительные процессы воспитанников.

           Поэтому развитие внимания, памяти и восприятия у младших школьников должно быть первостепенной задачей.

          Актуальность темы позволила поставить основную цель курсовой работы «Изучение особенностей внимания, памяти и восприятия младших школьников».

Объектом исследования является внимания, памяти и восприятия у младших школьников.

Предмет исследования – особенности внимания, памяти и восприятия детей младшего школьного возраста

Задачи исследования:

1. Изучить особенности внимания, памяти и восприятия  младших  школьников в психолого-педагогической  литературе;

2.      на основе анализа психолого-педагогических источников подобрать надежные тесты для осуществления диагностических мероприятий;

3.   диагностическим путем выявить уровень развития внимания, памяти  и восприятия у детей младшего школьного возраста;

4.      проанализировать полученные результаты.

Базой исследования является Средняя  общеобразовательная школа №_ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический  анализ особенностей внимания как психического процесса у младших школьников

1.1 Психологические  особенности детей младшего школьного  возраста

 

             Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Увеличение роста и  веса, выносливости, жизненной ёмкости  лёгких идёт довольно равномерно и  пропорционально.

             Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования - окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани.

Процесс окостенения кисти  и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается  полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.

            Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны [Мухина 1998: 116].

            Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

           Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе [Мухина 1998: 117].

Разумеется, далеко не сразу  у младших школьников формируется  правильное отношение к учению. Они  пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение - труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок  к этому не привык, то у него наступает  разочарование, возникает отрицательное  отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель  должен внушать ребёнку мысль, что учение - не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

            На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

           Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям [Немов 2002: 142].

         Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

         Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

        Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий, а также внимания и памяти.

             Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

           Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов [Мухина 1998: 119].

            Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности.

            Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику [Мухина 1998: 121].

           Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

           В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

           Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

            Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их - недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство - своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо [Мухина 1998: 123].

            Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления [Мухина 1998: 124].

        Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

         Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

         Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Информация о работе Особенности внимания, памяти и восприятия в младшем школьном возрасте