Особенности внимания, памяти и восприятия в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

По мере того, как происходит развитие человека, изменяется уровень его мыслительных действий. Расширяются возможности познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления.
Развитие личности тесно связано с ее мыслительными способностями, такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности.
Развитие мыслительных способностей, в том числе внимания, памяти, восприятия, определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии.

Содержание работы

Введение……………………………………………… ………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей внимания, памяти и восприятия как психических процессов у младших школьников
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного
возраста………………………………………………………………….5
1.2 Особенности внимания в младшем школьном возрасте………….8
1.3Особенности памяти в младшем школьном возрасте…………….14
1.4Особенности восприятия в младшем школьном возрасте……….17
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию внимания, памяти и восприятия у младших школьников
2.1 Методы организации исследования………………………………24
2.2 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия у младших школьников. Получение результатов конечных исследования и их анализ.…………………………………………………………………………...27
2. 3 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия у младших школьников……………………………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………45
Список литературы………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 250.59 Кб (Скачать файл)

Детям предлагается короткое время посидеть тихо и постараться  услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли: кто больше услышит шумов и угадает их происхождение.

Распределение цифр в определенном порядке

В левой таблице расположены 25 цифр из промежутка от 1 до 40. Нужно  переписать их в порядке возрастания  в таблицу слева, начиная ее заполнение с пустого верхнего левого квадрата.

12

4

34

11

20

7

31

21

37

2

28

1

16

25

33

40

19

20

39

9

13

35

6

17

24

         
         
         
         
         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Упражнения  по развитию произвольного внимания и памяти

Игра «Заметь  все»

Раскладываются в ряд 7—10 предметов (картинки), которые затем  закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили, какого цвета каждый из них.

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10—15 с увидеть  вокруг себя как можно больше предметов  одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок  начинает перечисление, другие его  дополняют.

Письмо инопланетянина.

«Инопланетянин учит русский  язык, чтобы прилететь к нам  в гости. Это его письма. Они  написаны чернилами, которые исчезают на нашей планете через несколько  секунд. Вы должны успеть прочесть, запомнить, а потом записать их. » По сигналу  «внимание» детям показывают карточки, в течение 2 сек. дети должны прочесть и записать:

  1. Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв.

Рбвл ктмц

Жкпрч дзнтк

Кптнсц пртк

Лда сказ

Баолари мртьо

Тмить торг

Мкет маез

Пролб прпннео

Апкенепкиа апврерпар

Рогнор пгюолг 

б) стол ваза 

чашка плита 

машина солнце 

конфета чернила 

карандаш пистолет 

телевизор спектакль 

магнитофон автомобиль 

мотоциклист кондуктор 

командировка велосипедист  

в) я бегу что ты?

Дай мне я плыву

Дым идет лень мне

Двор чист один – воин

Что делать? Птица поет

Учение свет делу – время

Все по колено вода в решете

Работа не волк слово –  серебро

Счастье в труде всем не угодишь

( карточки рекомендуется  показывать в количестве возрастания  букв)

Тренировка распределения  внимания

Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное  выполнение двух разнонаправленных  заданий. По окончании упражнения (через 10—15 мин) определяется эффективность  выполнения каждого задания. Чтение текста до заданного выражения

Детям предлагается читать текст до заранее указанного учителем выражения 

Методика Мюнстерберга 

Б. Ребенку дается бланк  с напечатанными на нем 5 строчками  случайно набранных букв, следующих  друг за другом без пробелов. Среди  этих букв ребенок должен отыскать 10 слов и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем  успешности может служить число  правильно найденных букв и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

«Перепутанные линии»

Для выполнения этого задания  необходимы карточки размером 12×7 см с  нарисованными перепутанными линиями  одного цвета. Игра проводится с детьми 6—7 лет по 3—5 мин ежедневно в  течение 3—4 недель.

Каждый ребенок получает карточку с такой инструкцией: «Посмотри  на карточку. По краям карточки проведены  вертикальные линии с черточками, рядом с которыми стоят цифры. Эти цифры соединены путаными линиями (дорожками). В течение нескольких минут нужно только глазами без  помощи рук найти дорожку («пройти  по ней»), ведущую от одной цифры  к другой. На обратной стороне записывают пары соединяющихся цифр.

Игра «Муха»

Эта игра также направлена на развитие концентрации внимания. Для  ее проведения потребуются листы  бумаги с расчерченным девятиклеточным  игровым полем 3×3, фишки (фишками  могут быть пуговицы, монетки, камешки).

Игра проводится в течение 5—10 мин, 2—3 раза в неделю, в течение 1—2 месяцев. В нее могут играть дети от 7 до 17 лет.

Задание выполняется в  парах. Каждой паре играющих дается по листу с расчерченным игровым  полем и по одной фишке.

Играющим дается такая  инструкция: «Посмотрите на лист бумаги с расчерченными клетками. Это  игровое поле. А вот эта фишка  — «муха». «Муха» села на середину листа  в среднюю клетку. Отсюда она может  двинуться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового поля. Один из вас, тот, кто сидит  слева, отвернется и, не глядя на поле, будет подавать команды, другой будет  передвигать «муху». Нужно постараться  продержать «муху» на поле в течение 5 мин и не дать ей «улететь» (покинуть пределы игрового поля). Затем партнеры меняются ролями. Если «муха» «улетит» раньше, значит, обмен ролями произойдет раньше. Все понятно?»

 

«Каждой руке —  свое дело»

Детей просят левой рукой  медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая  их), а правой чертить геометрические фигуры или записывать решения несложных  примеров.

Счет с помехой

Учащийся называет цифры  от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в  обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д. Подсчитывается время выполнения задания и количество ошибок.

Чтение с помехой

Учащиеся читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети ищут ответы на вопросы.

Упражнение на тренировку распределения внимания

Ребенку предлагают следующее  задание: вычеркивать в тексте одну или две буквы, и в это же время ставят детскую пластинку  с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил  при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого  достаточно трудного задания могут  вызвать у ребенка протесты и  отказы, но в то же время первые успехи окрыляют. Достоинством подобного задания  является возможность его игрового и соревновательного оформления.

Формирование  «внимательного письма» 

Занятия по формированию внимания проводятся как обучение «внимательному письму» и строятся на материале  работы с текстами, содержащими разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или пропуск слов в  предложении, букв в слове, слитное  написание слова с предлогом  и др.

Важным моментом является работа со специальной карточкой, на которой выписаны «правила» проверки текста.

1 слоги разделить вертикальной  карандашной чертой, затем слоги  произносить с четким разделением  (голосом) и проверять.

2После этого слово  прочитывалось и проверялось  по слогам про себя («первый  — правильно, второй — нет,  здесь пропущено... переставлено»). 3прочитывал все слово про себя и давал ему общую оценку (правильно — неправильно; если неправильно, то разъяснял почему). 

 

1.     Для расширения объема и распределения внимания.

Подчеркнуть в ряду буквы:  

 

м – а/  м с а ы у м а м а у ы с у о у н о с а м и у о;

у – ы/  м с а у с ы п а м л е ы и у ы а о д т ж  и р. 

 

 

Найти ошибки в  тексте.

Я вчера буду купаться.

Мы завтра были на даче. 

 

Найти пары цифр и  букв, отличающихся друг от друга.

78 86 32 76 90 73                      уд вд ыж зы ха ал

78 86 32 76 80 73                       уж вд ых щи бв ба 

 

 

                      Игра «Внимание»! 

Учитель берет в руки «гармошку» из бумаги, на каждой стороне которой  изображены фигуры, буквы, числа, предметы, и объясняется детям, что они  должны запомнить и как можно  точнее нарисовать показанные им картинки. Дли кинестетиков можно порекомендовать  предварительно изобразить очертания  в воздухе и только потом перенести  изображение на бумагу.

Сначала в течении 3 секунды  учитель показывает первую фигуру. Дети «рисуют» ее в воздухе, а затем  на бумаге. Проверка. Учитель просит взять красную ручку и исправить  ошибки. 

 

 

              

        Упражнение «Ладонь – кулак».

Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую – в кулак.

При этом одновременно спрашивается таблица сложения или умножения.  

 

 

 

Игра «Ищи безостановочно».

В течение 15 – 20 секунд найти  вокруг как можно больше предметов одной формы, цвета, размера и. т. д. 

 

 

 

Тренировка  зрительной памяти.

Посмотрите на слова, записанные на доске, в течение 20 секунд.

Затем попытайтесь составить  и записать предложения, состоящие  из слов первой и второй колонки.

Лучший подарок                          самая лучшая

В вазе                                            как тебя зовут

Мы живем                                      книга

Моя мама                                       нет цветов

Я не знаю                                         дружно 

 

 

 

Игра «Посмотри  и запомни» 

На столе раскладываются карточки с написанными на них  словами. Дается время для запоминания  этих слов.

Дети  отворачиваются, а учитель меняет карточки или убирает несколько из них. Затем просит сказать, что изменилось.  

 

Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей.

Игра «Слова».

Записать как можно  больше слов, относящихся к темам:  

«Школа, книга, город, осень» на уроке русского языка.

«Лес, животные, приборы и  оборудование» - на уроках окружающего  мира. «Искусство, живопись» - на уроке  изобразительного  искусства.

2) Игра «Кто больше  запомнит?»    

 Первый участник называет  любое слово. Следующий участник  игры повторяет названное слово  и произносит свое и т. д.  Перед началом обговаривается  тема. 

 

 

     Игра «Запоминаем  рисуя»

Ведущий готовит список из 20 слов. Последовательно называет слова, после каждого названного слова  считает до трех. За это время  участники знаком зарисовывают названное  слово. В конце игры они должны назвать все слова по порядку, опираясь на свои рисунки. 

 

Игра «Запоминаем  слова».

Игра проводится в парах.

Каждый из партнеров берет  лист бумаги и пишет на листе 20 слов.

Пока дети пишут, оно должны запомнить эти слова. Через одну минуту участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные слова. 

 

Какого предмета не хватает? 

 

На одной странице расположено  несколько рядов самых разных предметов (овощи, фрукты, игрушки, транспорт, мебель). На другой странице в каждом из рядов какого-либо предмета не хватает. Ребенок должен запомнить предметы на первой странице, а затем ответить на вопрос, «Какого предмета не хватает на  второй странице. 

 

Методика отыскивание  числа по таблицам Шульте.

Инструкция: испытуемому  поочередно предлагается 5 таблиц, в  которых в произвольном порядке  расположены числа от 1 до 25. Ребенок  должен отыскать числа по порядку, показывая  и называя вслух. Время выполнения задания регистрируется. Для учащихся среднего звена норма – 45 – 60 секунд на 1 таблицу. 

 

 

 

5

14

12

23

2

16

25

7

24

13

11

3

20

4

18

8

10

19

22

1

21

15

9

17

6


 

  

 

14

18

7

24

21

22

1

10

9

6

16

5

8

20

11

23

2

25

3

15

19

13

17

12

4

Информация о работе Особенности внимания, памяти и восприятия в младшем школьном возрасте