Особенности внимания, памяти и восприятия в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

По мере того, как происходит развитие человека, изменяется уровень его мыслительных действий. Расширяются возможности познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления.
Развитие личности тесно связано с ее мыслительными способностями, такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности.
Развитие мыслительных способностей, в том числе внимания, памяти, восприятия, определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии.

Содержание работы

Введение……………………………………………… ………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей внимания, памяти и восприятия как психических процессов у младших школьников
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного
возраста………………………………………………………………….5
1.2 Особенности внимания в младшем школьном возрасте………….8
1.3Особенности памяти в младшем школьном возрасте…………….14
1.4Особенности восприятия в младшем школьном возрасте……….17
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию внимания, памяти и восприятия у младших школьников
2.1 Методы организации исследования………………………………24
2.2 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия у младших школьников. Получение результатов конечных исследования и их анализ.…………………………………………………………………………...27
2. 3 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия у младших школьников……………………………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………45
Список литературы………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 250.59 Кб (Скачать файл)

Анализ результатов исследования памяти у младших школьников 
       Результаты    исследования    по    методике    «Узнавание    фигур»

Представлены в таблице 1

                                                                                              Таблица 1

п/п

Ф.И. обучающегося

Результат

Уровень

1.

Анастасия Я.

9

норма

2.

Даниил Б.

6

низкий

3.

Полина Р.

9

норма

4.

Арсений К.

9

норма

5.

Алексей Т.

7

Низкий

6.

Ольга С.

9

Норма

7

Полина Р.

8

норма

8

Виктория Л.

8

норма

9

Алина А.

8

норма

10

Сережа Б.

6

низкий


              Тестирование показало, что из всей группы трое  имеет коэффициент 1 или ближе к единице, то есть уровень зрительной памяти довольно высок. Остальные дети выполнили задание на уровне низкой нормы, то есть они узнавали 7 и меньше фигур. 
            Таким образом, полученные в ходе проведения методики данные свидетельствуют, что большинство школьников находятся на высоком и среднем уровне развития зрительной памяти. 
Результаты исследования по методике «Образная память» представлены в таблице 2. 
Результаты методики № 2 «Образная память» у младших школьников 
 
                                                                                                                                         Таблица 2

№ п/п

Ф.И.обучающегося

Количество баллов

1.

Анастасия Я.

15

2.

Даниил Б.

13

3.

Полина Р.

11

4.

Арсений К.

15

5.

Алексей Т.

16

6.

Ольга С.

17

7

Полина Р.

15

8

Виктория Л.

16

9

Алина А.

13

10

Сережа Б.

10


 

Результаты   исследования   по  методике   «Как   выбрать   нужную информацию» представлены в таблице З

                                                                       Таблица 3

№ п/п

Ф.И.обучающегося

Количество баллов

   

1.

Анастасия Я.

5

   

2.

Даниил Б.

4

   

3.

Полина Р.

3

   

4.

Арсений К.

5

   

5.

Алексей Т.

5

   

6.

Ольга С.

5

   

7

Полина Р.

5

   

8

Виктория Л.

5

   

9

Алина А.

4

   

10

Сережа Б.

3

   

       Исследование обнаруживает нормальное развитие кратковременной и зрительной памяти. Однако показатели памяти у девочек были выше, чем у мальчиков. Наиболее высокий показатель наблюдается у девочек. 
Результаты   исследования   по    методике   «Узелок   на   память» представлены в таблице 4. 
                                                                                                             Таблица 4                                                                       

№ п/п

Ф.И. обучающихся

Количество баллов

1.

Анастасия Я.

5

2.

Даниил Б.

5

3.

Полина Р.

3

4.

Арсений К.

5

5.

Алексей Т.

4

6.

Ольга С.

5

7

Полина Р.

4

8

Виктория Л.

5

9

Алина А.

4

10

Сережа Б.

3


      Исследование обнаруживает нормальное состояние функции логической памяти. В группе показатели памяти у девочек по-прежнему были выше, чем у мальчиков. Все данные подтверждают результаты исследований в предыдущих методиках. 
       Результаты исследования показывают, что у 100% испытуемых отмечается нормальное развитие памяти. 
      Наиболее высокие результаты исследования памяти наблюдались у девочек. 
      Полученные результаты позволяют выделить сделать выводы, что у младших школьников память развита достаточно хорошо.

 

       Для изучения особенностей внимания младших школьников была проведено исследование.

      В качестве цели исследования было определено изучение особенностей внимания младших школьников.

Задачи изучения:

1. Разработать программу  исследования (проведение организационной  работы по выбору испытуемых, выбор методики исследования, подготовка  стимульного материала)

2. Выявить особенности  внимания младших школьников (продуктивность  и устойчивость).

Для решения поставленных задач использовали методику «Корректурная проба» (тест Бурдона).

«Корректурная проба» Тест Бурдона (буквенный вариант) [Гиппенрейтер,2000:36].

   Цель: определение уровня мобилизуемости, утомляемости, истощаемости, продуктивности, точности, устойчивости внимания.

   Материал: бланк теста, на котором в случайном порядке напечатаны буквы алфавита, всего 2000 знаков, 65 букв в каждом ряду, секундомер.

   Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно. Работать начинайте по моей команде. Время работы 10 минут. По прошествии каждой минуты по моему сигналу нужно ставить в тексте - там, где вы «находитесь»,- вертикальную черту».

Способ обработки: учитель заранее заготавливает «ключ» теста, для этого подсчитывает количество букв, подлежащих вычеркиванию по каждой строчке («к» и «р»), а результат выписывается на полях бланков. С помощью ключа подсчитывается количество «корректур» - ошибок в каждой строчке. Ошибки, допущенные испытуемым, подсчитываются по формуле:

Q = S:m,

где Q - показатель устойчивости внимания, S - количество просмотренных  строк, m - общее количество ошибок, по результатам строится график устойчивости внимания.

Протокол исследования устойчивости внимания

Дата _____________________-

Класс _____________________

Учащийся _________________

Возраст _____________________

Пол ________________________

 

Количество просмотренных  за 10 минут букв

   

Количество правильно  вычеркнутых букв

   

Количество букв, которые  необходимо было вычеркнуть

   

Точность выполнения задания, %

   

Оценка точности, баллы

   

Оценка продуктивности, баллы

   

Оценка устойчивости, мобилизуемости, баллы

   
     

 

 

 

             Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и точность вычисления по формуле:

К = m:n * 100%,

Где К - точность, n - количество букв, которые необходимо вычеркнуть, m -количество правильно вычеркнутых  букв во время работы.

                                                                                                                Таблица 5

Уровни

Продуктивность 

Точность 

Знаки,%

Баллы

низкий

Менее 1010

1

Менее 40

1

1010-1175

3

40-59

3

средний

117601340

5

60-69

5

1341-1505

7

70-79

7

1506-1670

8

80-89

8

высокий

1671-1835

9

90-99

9

1836-2000

10

100

10




 

 
           

            Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле: А=В+С, где В и С - балльные оценки продуктивности и точности соответственно.

     

Анализ  результатов изучения особенностей внимания младших школьников. Испытуемые адекватно отреагировали на поставленную перед ними задачу, но необходимо отметить, что в начале эксперимента у детей наблюдалась напряженность, а далее у них повышался интерес к выполнению заданий, подключалось речевое сопровождение.

Подсчитаем результаты обследования:

          При обработке результатов экспериментатор определяет количество знаков, просмотренных ребенком за все 10 минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы. Точность внимания ребенка определяются по формуле:

К=m:n* 100%

где К - точность, ;

n - количество букв , которые  необходимо вычеркнуть , m - количество  правильно вычеркнутых во время  работы букв.

Устойчивость (А) внимания определяется по формуле: А=В+С, где В и С - балльные оценки продуктивности и точности соответственно.

Показатели устойчивости, продуктивности, точности внимания

                                                                                           Таблица 6

Имя, фамилия

Продуктивность

знаки

Точность (К)

Баллы

Устойчивость

Знаки,%

баллы

баллы

1

Алексей Т.

1168

3

87.3

8

12

2

Даниил Б.

1235

5

86.1

8

13

3

Андрей К.

1040

3

68.2

5

8

4

Арсений К.

1700

9

82.4

8

17

5

Анастасия Я.

1300

5

93.8

9

14

6

Ольга С.

1625

8

84.2

8

16

7

Полина Р.

1495

7

71.2

7

17

8

Виктория Л.

1755

9

93.5

9

18

9

Алина А.

1950

10

82.6

8

18

10

Сережа Б.

1495

7

64.3

5

12


 

               
               
               
               
               
               
               
               
               

Информация о работе Особенности внимания, памяти и восприятия в младшем школьном возрасте