Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:58, курсовая работа
По мере того, как происходит развитие человека, изменяется уровень его мыслительных действий. Расширяются возможности познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления.
Развитие личности тесно связано с ее мыслительными способностями, такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности.
Развитие мыслительных способностей, в том числе внимания, памяти, восприятия, определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии.
Введение……………………………………………… ………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей внимания, памяти и восприятия как психических процессов у младших школьников
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного
возраста………………………………………………………………….5
1.2 Особенности внимания в младшем школьном возрасте………….8
1.3Особенности памяти в младшем школьном возрасте…………….14
1.4Особенности восприятия в младшем школьном возрасте……….17
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию внимания, памяти и восприятия у младших школьников
2.1 Методы организации исследования………………………………24
2.2 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия у младших школьников. Получение результатов конечных исследования и их анализ.…………………………………………………………………………...27
2. 3 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия у младших школьников……………………………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………45
Список литературы………………………………………………………….
Анализ результатов
Результаты исследования
Представлены в таблице 1
№ п/п |
Ф.И. обучающегося |
Результат |
Уровень |
1. |
Анастасия Я. |
9 |
норма |
2. |
Даниил Б. |
6 |
низкий |
3. |
Полина Р. |
9 |
норма |
4. |
Арсений К. |
9 |
норма |
5. |
Алексей Т. |
7 |
Низкий |
6. |
Ольга С. |
9 |
Норма |
7 |
Полина Р. |
8 |
норма |
8 |
Виктория Л. |
8 |
норма |
9 |
Алина А. |
8 |
норма |
10 |
Сережа Б. |
6 |
низкий |
Тестирование показало, что из всей группы
трое имеет коэффициент 1 или ближе
к единице, то есть уровень зрительной
памяти довольно высок. Остальные дети
выполнили задание на уровне низкой нормы,
то есть они узнавали 7 и меньше фигур.
Таким
образом, полученные в ходе проведения
методики данные свидетельствуют, что
большинство школьников находятся на
высоком и среднем уровне развития зрительной
памяти.
Результаты исследования по методике
«Образная память» представлены в таблице
2.
Результаты методики № 2 «Образная память»
у младших школьников
№ п/п |
Ф.И.обучающегося |
Количество баллов |
1. |
Анастасия Я. |
15 |
2. |
Даниил Б. |
13 |
3. |
Полина Р. |
11 |
4. |
Арсений К. |
15 |
5. |
Алексей Т. |
16 |
6. |
Ольга С. |
17 |
7 |
Полина Р. |
15 |
8 |
Виктория Л. |
16 |
9 |
Алина А. |
13 |
10 |
Сережа Б. |
10 |
Результаты исследования
№ п/п |
Ф.И.обучающегося |
Количество баллов |
||
1. |
Анастасия Я. |
5 |
||
2. |
Даниил Б. |
4 |
||
3. |
Полина Р. |
3 |
||
4. |
Арсений К. |
5 |
||
5. |
Алексей Т. |
5 |
||
6. |
Ольга С. |
5 |
||
7 |
Полина Р. |
5 |
||
8 |
Виктория Л. |
5 |
||
9 |
Алина А. |
4 |
||
10 |
Сережа Б. |
3 |
Исследование
обнаруживает нормальное развитие кратковременной
и зрительной памяти. Однако показатели
памяти у девочек были выше, чем у мальчиков.
Наиболее высокий показатель наблюдается
у девочек.
Результаты исследования
№ п/п |
Ф.И. обучающихся |
Количество баллов |
1. |
Анастасия Я. |
5 |
2. |
Даниил Б. |
5 |
3. |
Полина Р. |
3 |
4. |
Арсений К. |
5 |
5. |
Алексей Т. |
4 |
6. |
Ольга С. |
5 |
7 |
Полина Р. |
4 |
8 |
Виктория Л. |
5 |
9 |
Алина А. |
4 |
10 |
Сережа Б. |
3 |
Исследование
обнаруживает нормальное состояние функции
логической памяти. В группе показатели
памяти у девочек по-прежнему были выше,
чем у мальчиков. Все данные подтверждают
результаты исследований в предыдущих
методиках.
Результаты исследования
показывают, что у 100% испытуемых отмечается
нормальное развитие памяти.
Наиболее высокие результаты
исследования памяти наблюдались у девочек.
Полученные результаты
позволяют выделить сделать выводы, что
у младших школьников память развита достаточно
хорошо.
Для изучения особенностей внимания младших школьников была проведено исследование.
В качестве цели исследования было определено изучение особенностей внимания младших школьников.
Задачи изучения:
1. Разработать программу исследования (проведение организационной работы по выбору испытуемых, выбор методики исследования, подготовка стимульного материала)
2. Выявить особенности внимания младших школьников (продуктивность и устойчивость).
Для решения поставленных задач использовали методику «Корректурная проба» (тест Бурдона).
«Корректурная проба» Тест Бурдона (буквенный вариант) [Гиппенрейтер,2000:36].
Цель: определение уровня мобилизуемости, утомляемости, истощаемости, продуктивности, точности, устойчивости внимания.
Материал: бланк теста, на котором в случайном порядке напечатаны буквы алфавита, всего 2000 знаков, 65 букв в каждом ряду, секундомер.
Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно. Работать начинайте по моей команде. Время работы 10 минут. По прошествии каждой минуты по моему сигналу нужно ставить в тексте - там, где вы «находитесь»,- вертикальную черту».
Способ обработки: учитель заранее заготавливает «ключ» теста, для этого подсчитывает количество букв, подлежащих вычеркиванию по каждой строчке («к» и «р»), а результат выписывается на полях бланков. С помощью ключа подсчитывается количество «корректур» - ошибок в каждой строчке. Ошибки, допущенные испытуемым, подсчитываются по формуле:
Q = S:m,
где Q - показатель устойчивости внимания, S - количество просмотренных строк, m - общее количество ошибок, по результатам строится график устойчивости внимания.
Протокол исследования устойчивости внимания
Дата _____________________-
Класс _____________________
Учащийся _________________
Возраст _____________________
Пол ________________________
Количество просмотренных за 10 минут букв |
||
Количество правильно вычеркнутых букв |
||
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть |
||
Точность выполнения задания, % |
||
Оценка точности, баллы |
||
Оценка продуктивности, баллы |
||
Оценка устойчивости, мобилизуемости, баллы |
||
Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и точность вычисления по формуле:
К = m:n * 100%,
Где К - точность, n - количество букв, которые необходимо вычеркнуть, m -количество правильно вычеркнутых букв во время работы.
Уровни |
Продуктивность |
Точность |
Знаки,% |
Баллы |
низкий |
Менее 1010 |
1 |
Менее 40 |
1 |
1010-1175 |
3 |
40-59 |
3 | |
средний |
117601340 |
5 |
60-69 |
5 |
1341-1505 |
7 |
70-79 |
7 | |
1506-1670 |
8 |
80-89 |
8 | |
высокий |
1671-1835 |
9 |
90-99 |
9 |
1836-2000 |
10 |
100 |
10 |
Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле: А=В+С, где В и С - балльные оценки продуктивности и точности соответственно.
Анализ результатов изучения особенностей внимания младших школьников. Испытуемые адекватно отреагировали на поставленную перед ними задачу, но необходимо отметить, что в начале эксперимента у детей наблюдалась напряженность, а далее у них повышался интерес к выполнению заданий, подключалось речевое сопровождение.
Подсчитаем результаты обследования:
При обработке результатов экспериментатор определяет количество знаков, просмотренных ребенком за все 10 минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы. Точность внимания ребенка определяются по формуле:
К=m:n* 100%
где К - точность, ;
n - количество букв , которые
необходимо вычеркнуть , m - количество
правильно вычеркнутых во
Устойчивость (А) внимания определяется по формуле: А=В+С, где В и С - балльные оценки продуктивности и точности соответственно.
Показатели устойчивости, продуктивности, точности внимания
№ |
Имя, фамилия |
Продуктивность знаки |
Точность (К) Баллы |
Устойчивость Знаки,% |
баллы |
баллы |
1 |
Алексей Т. |
1168 |
3 |
87.3 |
8 |
12 |
2 |
Даниил Б. |
1235 |
5 |
86.1 |
8 |
13 |
3 |
Андрей К. |
1040 |
3 |
68.2 |
5 |
8 |
4 |
Арсений К. |
1700 |
9 |
82.4 |
8 |
17 |
5 |
Анастасия Я. |
1300 |
5 |
93.8 |
9 |
14 |
6 |
Ольга С. |
1625 |
8 |
84.2 |
8 |
16 |
7 |
Полина Р. |
1495 |
7 |
71.2 |
7 |
17 |
8 |
Виктория Л. |
1755 |
9 |
93.5 |
9 |
18 |
9 |
Алина А. |
1950 |
10 |
82.6 |
8 |
18 |
10 |
Сережа Б. |
1495 |
7 |
64.3 |
5 |
12 |
Информация о работе Особенности внимания, памяти и восприятия в младшем школьном возрасте