Особенности внимания, памяти и восприятия в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

По мере того, как происходит развитие человека, изменяется уровень его мыслительных действий. Расширяются возможности познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления.
Развитие личности тесно связано с ее мыслительными способностями, такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности.
Развитие мыслительных способностей, в том числе внимания, памяти, восприятия, определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии.

Содержание работы

Введение……………………………………………… ………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей внимания, памяти и восприятия как психических процессов у младших школьников
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного
возраста………………………………………………………………….5
1.2 Особенности внимания в младшем школьном возрасте………….8
1.3Особенности памяти в младшем школьном возрасте…………….14
1.4Особенности восприятия в младшем школьном возрасте……….17
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию внимания, памяти и восприятия у младших школьников
2.1 Методы организации исследования………………………………24
2.2 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия у младших школьников. Получение результатов конечных исследования и их анализ.…………………………………………………………………………...27
2. 3 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия у младших школьников……………………………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………45
Список литературы………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 250.59 Кб (Скачать файл)

           По полученным результатам представлены следующие показатели устойчивости и продуктивности внимания:

Алексей Т.: низкий уровень продуктивности, средний уровень точности внимания, устойчивость - 17 баллов.

Даниил Б..: низкий уровень продуктивности, средний уровень точности, устойчивость внимания - 8 баллов. По характеру кривой, изображенной на графике видно, что внимание испытуемого было неустойчивым. С 1 минуты к 3 , с 7 к 8 внимание мобилизуется (на это указывают крутые спуски). Однако на протяжении всего выполнения работы наблюдаются подъем и спад графика (то увеличивается, то уменьшается количество ошибок).

Андрей К.: средний уровень развития точности, устойчивости и продуктивности внимания. График носит плавный характер.

Анастасия Я.: высокий уровень развития продуктивности и устойчивости внимания (линия графика неизменна), но много ошибок при выполнении задания.

Арсений К.: высокий уровень развития устойчивости (наблюдается практически прямая построения графика, с 6 минуты идет снижение ошибок), продуктивности внимания и точность выполнения задания на высоком уровне.

Ольга С.: Высокий уровень развития продуктивности и устойчивости внимания (график плавный, лишь в середине выполнения задания наблюдается небольшое увеличение ошибок), точность - 8 баллов, что соответствует среднему уровню.

Полина Р.: средний уровень продуктивности и устойчивости внимания (кривая имеет характерные подъемы и спады), на высоком уровне точность выполнения задания.

Алина А.: средние показатели развития продуктивности и устойчивости внимания. Ошибок немного, однако, наблюдается неустойчивость внимания на протяжении выполнения работы.

Виктория Л. и Сергей Б. : средние показатели развития устойчивости и продуктивности внимания. Графики устойчивости внимания имеют характерные спады и подъемы, что указывает на не достаточную устойчивость внимания испытуемых во время выполнения задания.

По показателю устойчивости внимания всех учащихся можно разделить  на 3 группы: 1 группа с высоким уровнем  развития устойчивости внимания - выше 17 баллов, 2 группа - средний уровень  развития устойчивости внимания - 11-16 баллов, 3 группа - низкий уровень развития внимания - до 10 баллов. Группу с высоким уровнем  развития устойчивости внимания составило 3 человека ( Арсений, Ольга, Анастасия) во 2 группу вошло 6 человек (Даниил Б., Алексей Т., Полина Р., Виктория Л, Алина А., Сережа Б.) и низкий показатель устойчивости внимания у 1 учащегося.

Была проведена беседа с педагогами, и они отметили, что высокие показатели успеваемости у Арсения К., Ольги С., Анастасии Я., эти дети всегда внимательны на занятиях к педагогу и излагаемому материалу, они много запоминают, у них высокий познавательный интерес.  
Было отмечено, что Андрей К. на занятиях невнимателен, у него плохая усидчивость, часто на занятиях он не примечает даже самого главного, успеваемость у этого ребенка средняя. Полина Р.  и Виктория Л. довольно неплохо успевают на занятиях, они могут охватить много предметов, очень любознательны, но им тяжело сосредотачиваться долгое время на одном предмете, довольно неусидчивы. Даниил Б., Алексей Т., Алина А. и  Сережа Б. характеризуются как дети со средней успеваемостью, они любят познавать окружающий мир, без труда сосредотачиваются на предмете и легко выполняют монотонную работу, которая у других детей вызывает раздражение.

             Таким образом, мы видим, что действительно существуют особенности внимания: внимание младших школьников отличается в пределах группы, есть индивидуальные особенности. И вместе с тем, в основном средние показатели устойчивости и продуктивности внимания, отмечены случаи низких показателей данных характеристик. 

                       Для того чтобы выявить у учащихся уровень развития восприятия мы провели тренировочный срез по оценке показателей скорости и точности восприятия, разработанный Л.Ф. Тихомировой.  
Тренировочный срез по оценке показателей скорости и точности 

II 

II 

II 

II 

II 

II 

II 

II 

II 


Задания школьнику.  
Перекопируй графические изображения с 100-клеточную таблицу и сосчитай:  
a)  Сколько раз встречается знак «плюс» (+)?  
b)  Сколько раз встречается знак «минус» (-)?  
c)   Сколько раз встречается знак деления (:)?  
d)  Сколько раз встречается знак «равно» (=)?  
e)   Сколько раз встречается знак умножения (x)?  
f)    Сколько раз встречается знак точка (.)?  
Правильный ответ:  
a)  12  
b)  12  
c)   8  
d)  9  
e)   9  
f)    12  
Математическое определение уровней.  
Сумма точно воспроизведенных графических изображений за определенное время (3 минуты) равна:  
0-21- низкий уровень,  
22-42 - средний уровень,  
42-62- хороший уровень.

 

Результаты методики рассмотрены  в таблице

                                                                                                      Таблица 6

Имя, фамилия

Количество баллов

1

Алексей Т.

30

2

Даниил Б.

35

3

Андрей К.

40

4

Арсений К.

45

5

Анастасия Я.

55

6

Ольга С.

50

7

Полина Р.

42

8

Виктория Л.

43

9

Алина А.

34

10

Сережа Б.

33


          Проанализировав полученные данные хочется отметить, что в большинстве случаев дети имеют средний уровень восприятия. К группу высокого уровня восприятия относятся: Арсений К., Анастасия Я., Ольга С.и Виктория Л. 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Общие рекомендации по развитию внимания, памяти и  восприятия младших школьников

        Обучение ребенка  в начальной школе – первая  и очень значимая ступень в  его школьной жизни. Как уже отмечалось ранее, учебная деятельность становится ведущей в младшем школьном возрасте.  От степени освоения им новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка и формирования его отношения к школе. 
         Учебная деятельность способствует развитию познавательных способностей ребенка. В детском саду деятельность ребенка ограничена ознакомлением с окружающим миром, ребенку не дается система научных понятий. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий- основных наук. Система научных понятий создавалась в течение многих тысячелетий. То, что человечество создавало в течение многих столетий, ребенок должен усвоить за небольшое количество лет. Процесс усвоения системы понятий, системы наук не может рассматриваться как дело лишь памяти. От ребенка требуется развитие мыслительных операций (анализ, синтез рассуждение, сравнение.и т.д.) В процессе  школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе

            Работа над развитием познавательных способностей ребенка необходима в отношении каждого, независимо от его природной одаренности. Просто результаты этой работы будут выражаться в разной степени развития этих способностей: для одних детей это будет значительное продвижение в уровне развития способностей, для других – коррекция природной недостаточности в их развитии.

         Таким образом, возникла необходимость в развитии познавательных способностей  (внимания и памяти) младших школьников.

В частности внимание младших  школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером.

Естественно, что каждый учитель в своем педагогическом арсенале имеет запас методов  привлечения внимания детей к  учебному материалу. Программы  обучения содержат в своих учебниках упражнения, развивающие этот психологический процесс.  Новизна идеи состоит в том, что, она должна быть систематической и планомерной. Учащиеся с хорошо развитыми психическими процессами более успешны в освоении школьной программы по сравнению со своими сверстниками, чей уровень развития памяти, внимания, восприятия, мышления и речи имеют средний и ниже среднего уровни развития.

По мнению известного психолога  П. Я. Гальперина внимание необходимо рассматривать  лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде, т. к. оно не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Именно поэтому в первую очередь работу по развитию необходимо вести в этом направлении. Да и сами развивающие упражнения зачастую обеспечивают развитие и других психических процессов. Следовательно, развивая различные свойства внимания в процессе учебной деятельности, удачно сочетая развивающие упражнения с учебным материалом, мы можем добиться достижения следующих целей:

·        повышение качества и прочности знаний учащихся;

·        создание определённых стимулов для положительной мотивации к обучению;

·        преодоление трудностей адаптационного периода при поступлении детей в школу и при их переходе из начального звена в среднее.

          Внимание – многомерное психическое явление, и его уровень во многом зависит от слаженности работы всех его составляющих: концентрированности, объёма, устойчивости, распределяемости и переключаемости. И если хотя бы одно из перечисленных свойств внимания ослаблено, это неминуемо скажется на работоспособности учащегося. Из всего выше сказанного следует, что в своей работе важно решать следующие задачи:

- развивать интеллектуальные  способности на основе развития  внимания; 
- научиться использовать и перенаправлять непроизвольное внимание; 
- содействовать развитию произвольного внимания; 
- углублять и расширять концентрированность внимания, его объём и устойчивость; 
- учить ребёнка управлять своим вниманием, полноценно распределять его во время учебного процесса.

            Решение поставленных задач будет особенно эффективным только при постоянной систематической работе педагогов, направленной на внедрение в учебный материал упражнений развивающих отдельные свойства внимания.

         Такая работа должна вестись по двум направлениям:

-использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.

-использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

            Методика развития внимания опирается на следующие принципы:

деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;

психологической комфортности - ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;

сотрудничества  педагога со школьной психологической службой и родителями;

индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его внимание лишь в определённых пределах;

последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;

поэтапности - необходимо сначала  включать в учебную деятельность упражнения для развития объёма и  концентрированности внимания, затем  устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и интенсивности (варианты распределения упражнений для тренировки различных свойств  внимания могут быть различными, т. к. психологическая диагностика  детей поможет выявить те свойства внимания, развивать которые необходимо в первую очередь);

цикличности - включать развивающие упражнения в уроки необходимо определёнными циклами, продолжительность которых составляет в среднем примерно два месяца. Повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно 2-3 раза.

           Из всего предложенного психологами, мы отбирали наиболее интересные, эффективные и приемлемые упражнения и задания для работы с младшими школьниками. Продолжительность упражнений колеблется от 2 до 10 минут на различных уроках. Форма организации работы по развитию внимания может быть различной: групповая, работа в парах, индивидуальная. В зависимости от типа упражнения оно должно соответственно занимать своё место в определённой части урока: в организационном моменте, на этапе повторения и закрепления знаний, физминутке или итоге урока. Эти упражнения не только играют развивающую роль, но и помогают введению в урок нового материала; повторению, закреплению и даже проверке уже изученного; а также помогут разнообразить необходимые перерывы для отдыха детей между этапами урока. Всё зависит от общих целей конкретного урока. Приведу лишь несколько примеров (хотя их может быть очень много) для того чтобы не ограничивать ими возможности учителей проявить свою фантазию и мастерство.

Информация о работе Особенности внимания, памяти и восприятия в младшем школьном возрасте