Особенности внимания, памяти и восприятия в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

По мере того, как происходит развитие человека, изменяется уровень его мыслительных действий. Расширяются возможности познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления.
Развитие личности тесно связано с ее мыслительными способностями, такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности.
Развитие мыслительных способностей, в том числе внимания, памяти, восприятия, определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии.

Содержание работы

Введение……………………………………………… ………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей внимания, памяти и восприятия как психических процессов у младших школьников
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного
возраста………………………………………………………………….5
1.2 Особенности внимания в младшем школьном возрасте………….8
1.3Особенности памяти в младшем школьном возрасте…………….14
1.4Особенности восприятия в младшем школьном возрасте……….17
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию внимания, памяти и восприятия у младших школьников
2.1 Методы организации исследования………………………………24
2.2 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия у младших школьников. Получение результатов конечных исследования и их анализ.…………………………………………………………………………...27
2. 3 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия у младших школьников……………………………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………45
Список литературы………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 250.59 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Особенности внимания младших школьников

В младшем школьном возрасте у ребенка возникает  множество позитивных изменений  и преобразований. Это сенситивный  период для формирования познавательного  отношения к миру, навыков учебной  деятельности, организованности и саморегуляции.

В процессе обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы. Согласно положениям Л.С. Выготского о системном характере развития высших психических функций, в младшем школьном возрасте «системообразующей» функцией является мышление, и это сказывается на других психических функциях, которые интеллектуализируются, осознаются и становятся произвольными.

  В отличие  от ребенка дошкольника, при  решении задач опирающегося на  стихийно сложившиеся представления  о чувственно воспринимаемых  свойствах вещей или на усвоенные в общении со взрослыми «житейские понятия», школьнику приходится учитывать такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме подлинно научных понятий.

Помимо мышления в процессе обучения изменяются и  другие познавательные процессы - внимание, восприятие, память. На первом плане – формирование произвольности этих психических функций, что может происходить либо стихийно, в виде стереотипного приспособления к условиям деятельности учения, либо целенаправленно ,как интериоризация особых действий контроля.

С первых дней школьного  обучения  предъявляются чрезвычайно  высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости [ Шаповаленко 2007:235].

Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.)

Внимание в жизни и  деятельности человека выполняет много  различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент патологические и физиологические  процессы, способствует организованному  и целенаправленному отбору поступающей  в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической  активности на одном и том же объеме или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности.

Таким образом, за вниманием  всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения  к объекту. А изменение отношения  к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становиться  более ясным и отчетливым, как  бы более выпуклым.

  К.Д. Ушинский  писал: «Внимание есть та единственная дверь нашей души, через которую все из внешнего мира, что только входит в сознание, непременно происходит; следовательно, этой двери не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в души детей. Понятно, что приучить дитя держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения».

Как известно, основными видами внимания  являются непроизвольное и произвольное. Они тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга. Например, по телевидению идет любимая передача - «Клуб путешественников». Но к завтрашнему дню необходимо дописать домашнее сочинение. Вы заставляете себя выключить телевизор, нехотя раскрываете тетрадь, с напряжением вчитываетесь в написанные накануне строки... «Нет, не то... А что если попробовать так... А ведь на самом деле - эти «лишние люди» напоминают некоторых наших современников - говорят красиво, а толку от них никакого...». И уже исчезло все вокруг, вы увлечены работой, и в усилиях для поддержания внимания уже нет надобности. Как назвать это новое состояние? По происхождению и по сохранившейся сознательной цели оно напоминает произвольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому, что оно не утомляет человека, - непроизвольное внимание. Советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал этот вид внимания послепроизвольным.

У детей внимание начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании. С возрастом ребенка оно развивается, увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание. Само это внимание становится более сильным и более устойчивым. 

На основе непроизвольного  внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школьного ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием.

Возрастными особенностями  внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

Значительно лучше  у младших школьников развито  непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают своими интересными деталями.

Перед учителем начальной  школы в учебном процессе стоит  сложнейшая задача - продумывать специальную  работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Безусловно, самый  процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание - как непроизвольное, так и произвольное - интенсивно развивается.

Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно, да и невозможно. Педагогический процесс  предполагает умение: 1) использовать непроизвольное внимание; 2) содействовать развитию произвольного.

Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его раскрытия и изложения. Очень важно для организации внимания умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, - возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность.

Детский интерес  приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчеркивал Л. С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

«С этой точки  зрения, - писал Л. С. Выготский, - всякое обучение возможно только постольку, поскольку  оно опирается на собственный  интерес ребенка. Другого обучения не существует. Весь вопрос только в  том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонними для него влияниями наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Но признание всесилия детского интереса отнюдь не обрекает педагога на бессильное следование за ним. Организуя среду и жизнь ребенка в этой среде, педагог активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на них таким же способом, каким он влияет и на все поведение детей. Однако его правилом всегда будет: прежде чем объяснять - заинтересовать; прежде чем заставить действовать - подготовить к действию; прежде чем сообщить что-нибудь новое - вызвать ожидание нового»'.

Л. С. Выготский высказал интересную мысль о том, что педагогу следует проявлять заботу как  к вниманию, так и к рассеянности, и что глубоко ошибается тот  учитель, который в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает истины, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе. «Секрет превращения рассеянности во внимание есть, в сущности говоря, секрет перевода стрелки внимания с одного направления на другое и достигается он общим воспитательным приемом переноса интереса с одного предмета на другой, путем связывания их обоих. В этом и заключается основная работа по развитию внимания и по превращению непроизвольного внешнего внимания во внимание произвольное» [Выготский 1991.159].

Развитие произвольного  внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.

Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л. С. Выготский указывал на его интегральный целостный характер. От работы внимания зависит вся картина  воспринимаемого нами мира и самих себя. «Управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ к образованию, формированию личности и характера» [Выготский 1991:167].

В первые месяцы обучения в  школе ребёнок одинаково внимателен к разным видам работы, так как  его больше интересует не содержание учебного материала, а процесс учения.

Но постепенно его внимание становится более сосредоточенным  при занятиях определённым учебным  предметом или видом учебной  работы. Это зависит от развития интересов ученика.

Таким образом, хотя у детей  большую роль играет непроизвольное внимание, уже в дошкольном возрасте у них начинает развиваться произвольное внимание. Оно - результат воспитания, совместной с ними деятельности.

Рассматривая особенности  развития отдельных свойств внимания можно заметить, что сосредоточенность  и концентрация внимания у ученика  может быть достаточно интенсивной, особенно при выполнении интересной работы. В эти моменты он не будет  замечать того, что делается вокруг. Однако устойчивость внимания недостаточно развита. Иногда незначительный факт или  малозаметный для других предмет  вызывает у детей отвлечение внимания.

Бывает, что сам учебный  материал вызывает у детей ненужные ассоциации, из-за чего происходит отвлечение внимания.

Учителю, занимающемуся с  первоклассниками, особенно важно следить  за тем, чтобы какой-нибудь предмет  или факт не дал неверное направление  мысли учащихся, не отвлек их от работы.

Объём внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта  человека. У младшего школьника его  очень немного. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения несколько  объектов. Так, первоклассник знает, что переходить улицу можно только при зелёном свете светофора  и обязательно надо смотреть, не идёт ли машина. Однако ребёнок не всегда выполняет это, так как объём  его внимания мал.

Узость внимания, особенно заметная у семилетних детей, начинает быстро исчезать в школе, когда ориентировка расширяется.

Распределение внимания у  школьников 1класса развито ещё недостаточно. Если ученик находит ответ на вопрос задачи, то он уже не в состоянии  следить за своим поведением, вскакивает с места, поднимает высоко руку, забывая, что этого не следует делать

Иногда неумение ученика  распределить своё внимание педагог  ошибочно принимает за рассеянность и недисциплинированность школьника. Так, если ученик, вызванный продолжать чтение рассказа, не находит то место, на котором остановился читающий перед ним товарищ, учитель думает, что ребёнок занимался чем-то посторонним. На самом же деле школьнику  трудно читать про себя и следить  за чтением товарища. Это требует  некоторого распределения внимания.

Из сказанного не следует, что распределение внимания вообще недоступно младшим школьникам. Учебная  работа в классе и дома быстро развивает  это свойство, и дети привыкают  работать, следить за собой, слушать  учителя и видеть, что пишет  товарищ на доске.

О переключении внимания с  одного предмета на другой можно сказать  то же самое. В начале года первоклассники после звонка на урок не сразу могут  сосредоточиться на занятиях, и учителю  приходиться их успокаивать, настраивать  на работу. Смена занятий тоже бывает связана с некоторой потерей  времени. Но затем (уже в 1 классе) дети привыкают быстрее переключать  своё внимание с отдыха во время  перемены на работу или с одного вида занятий на другой.

Для младшего школьника характерна рассеянность. Она связана с общей  неустойчивостью внимания.

Нередко рассеянность ученика  бывает вызвана утомлением. В этом случае ребёнку необходимо отдохнуть, отвлечься.

Одной из причин рассеянности младшего школьника является такое  его состояние, когда он как бы находится « в плену» у какой - то предвзятой мысли. Это происходит из-за недостатка жизненного опыта и отсутствия необходимых знаний. Так, один школьник, списывая текст, написал фразу: «Волга течёт в степь», между тем в книге было напечатано: «Волга течёт вспять». Мальчика заставили несколько раз проверить, сличить написанное им с книгой, но он никак не находил ошибки, так как слово «вспять» ему было незнакомо и он не мог прочитать его правильно.

Таким образом, оба вида внимания в младшем школьном возрасте нуждаются  в развитии. При правильно организованной работе учитель использует и непроизвольное, и произвольное внимание.

Попытаемся теперь в виде своеобразного «хронологического» резюме представить последовательность основных этапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по данным соответствующих наблюдений и экспериментальных исследований.

Таким образом, особенности  внимания младшего школьника можно  выделить следующие:

· внимание слабо организовано;

· имеет небольшой объём;

· плохо распределено;

· неустойчиво;

· преобладает непроизвольное внимание;

· дети упускают важные моменты  в учёбе.

Информация о работе Особенности внимания, памяти и восприятия в младшем школьном возрасте