Особенности внимания, памяти и восприятия в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

По мере того, как происходит развитие человека, изменяется уровень его мыслительных действий. Расширяются возможности познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления.
Развитие личности тесно связано с ее мыслительными способностями, такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности.
Развитие мыслительных способностей, в том числе внимания, памяти, восприятия, определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии.

Содержание работы

Введение……………………………………………… ………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей внимания, памяти и восприятия как психических процессов у младших школьников
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного
возраста………………………………………………………………….5
1.2 Особенности внимания в младшем школьном возрасте………….8
1.3Особенности памяти в младшем школьном возрасте…………….14
1.4Особенности восприятия в младшем школьном возрасте……….17
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию внимания, памяти и восприятия у младших школьников
2.1 Методы организации исследования………………………………24
2.2 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия у младших школьников. Получение результатов конечных исследования и их анализ.…………………………………………………………………………...27
2. 3 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия у младших школьников……………………………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………45
Список литературы………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 250.59 Кб (Скачать файл)

 

 

21

12

7

8

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16


 

  

 

 

 

21

12

7

8

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16


 

 

Игра «Повторяем движения».

Участники игры стоят в  кругу. Ведущий в центре. Условия  игры: ведущий показывает какие-либо движения, а участники должны их повторять, кроме одного, двух. Например, если ведущий поднимает руки вверх, хлопать в ладоши; а при положении  «руки в стороны» - топать ногами. Тот, кто ошибается, сам становится ведущим. 

 

Для тренировки внимания можно использовать методику поиска информации. Подростку предлагается стоклеточная таблица, заполненная цифрами; буквами и т.д.

А) матрица с набором  букв.

Задания для учащихся:

1.     сколько раз встречается буква «А»?

2.     сколько раз встречается буква «Б»?

3.     сколько раз встречается буква «В»?

4.     сколько раз встречается буква «И»?

5.     сколько раз встречается буква «К»?

6.     сколько раз встречается буква «Л»?

7.     сколько раз встречается буква «М»?

8.     сколько раз встречается буква «Н»? И т. д. 

 

Д

К

Л

Ф

В

Ч

Ш

Ц

Я

К

И

Э

А

О

Я

У

Б

Е

Ж

Ш

У

У

Ш

А

Н

Б

Ю

Г

Я

Т

И

С

С

А

П

И

Л

П

Т

Х

Х

Д

З

М

Л

З

Г

К

Б

О

В

Л

Т

Л

Г

Ж

В

Л

К

З

Г

В

З

Ж

Ж

Г

Д

М

Ж

К

Д

Ч

Д

Ф

Б

Р

С

К

Л

Ц

М

Щ

З

Л

В

К

З

Б

Н

Р

С

Ч

Ф

Т

Ч

Р

Т

Х

Р

Н


 

  

Б) матрица с графическими изображениями.

1.     сколько раз встречается знак « + »?

2.     сколько раз встречается знак « - »?

3.     сколько раз встречается знак « / »?

4.     сколько раз встречается знак « : »?

5.     сколько раз встречается знак « * »?

6.     сколько раз встречается знак « ? »?

7.     сколько раз встречается знак « ! »?

8.     сколько раз встречается знак « = »? 

 

 

  

 

:

!

/

?

*

=

*

:

!

/

/

+

=

*

+

+

*

-

:

/

-

/

:

*

?

!

=

/

=

-

+

=

?

-

/

+

?

!

=

:

/

-

+

*

!

?

=

:

/

+

=

:

/

+

-

*

!

?

:

-

+

?

!

/

*

-

=

:

-

?

!

?

=

:

-

+

*

:

=

*

-

+

*

=

?

!

-

:

/

=

:

=

-

+

*

?

!

/

=

+


 

  

В) матрица, содержащая геометрические фигуры разной формы, разного размера  и двух цветов.

1.     сколько раз встречаются белые квадраты?

2. сколько раз встречаются  синие квадраты?

3. сколько раз встречаются  белые круги?

4. сколько раз встречаются  синие круги?

5. сколько раз встречаются  белые прямоугольники?

6. сколько раз встречаются  синие прямоугольники?

7. сколько раз встречаются  белые треугольники?

9.     сколько раз встречаются синие треугольники? 

 

ٱ

ٱ

ٱ

ٱ

ٱ

ٱ

ٱ

ٱ

ٱ

ٱ

ٱ

ٱ

ٱ

ٱ

ٱ

ٱ


 

                           

Игра «Определи  длину отрезка»

Участники делятся на две  команды. Условия игры: каждая команда  чертит для другой на доске отрезок  любой длины. Команды должны дать ответ на вопрос: «Какой длины изображен  отрезок на доске. Ведущий определяет правильность ответов с помощью  линейки. За полное совпадение команда  получает пять баллов. За небольшое  отклонение – два балла. 

 

 

  

 

 

                   

 Упражнение  № 1. "Кто быстрее?"

Цель: выработка  привычных, доведённых до автоматизма  действий, подчиненных определённой, чётко осознаваемой цели. Время заданий  варьируется от возраста.

Учащимся предлагается как  можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-нибудь букву. Успешность выполнения оценивается  по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных  букв: чем величина этих показателей  меньше, тем выше успешность.

При этом необходимо поощрять успехи и стимулировать интерес.                   

 Упражнение № 2. « Корректура»

Цель: развитие концентрации внимания.

Ведущий пишет на листе  бумаги несколько предложений с  пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается  прочесть этот текст только 1 раз, сразу  исправляя ошибки цветным карандашом. Затем лист передаётся другому ученику, который исправляет остальные ошибки карандашом другого цвета. Возможен вариант соревнования.

Игра № 3. «Зеваки»

Цель: развитие волевого внимания.

Дети идут по кругу, друг за другом держась за руки. По сигналу  ведущего ("Постоим!") останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180 и  начинают движение в обратную сторону. Направление меняется после каждого  сигнала. Если ребёнок сбился, он выходит  из игры.

Игра № 4. «Буквы алфавита»

Цель: развитие внимания.

Каждому ребёнку присваивается  определённая буква алфавита. Ведущий  называет букву, тот ребёнок, которому присвоена буква, делает один хлопок.  

 

 

      1.   Пересчитай слонов. Раскрась из них десяток.

2. Сосчитай сколько на  рисунке пятиугольников.

3. Найди двух одинаковых  котов. 

 

 

 

3. Покажи путь кита  к острову.

 

 

4. Сравнить два  рисунка и найти отличия

 

 
  

 

 

 

5. Корректурная  проба.  Кто на чем летает?

 

 

6. Найди ошибки  в рисунке 

 

 

  

 

 

 

 

  

 

 

                  

 Игры и упражнения  на развитие памяти.

Память  – высшая психическая функция. Это  запоминание, сохранени


Информация о работе Особенности внимания, памяти и восприятия в младшем школьном возрасте