Особенности внимания, памяти и восприятия в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

По мере того, как происходит развитие человека, изменяется уровень его мыслительных действий. Расширяются возможности познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления.
Развитие личности тесно связано с ее мыслительными способностями, такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности.
Развитие мыслительных способностей, в том числе внимания, памяти, восприятия, определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии.

Содержание работы

Введение……………………………………………… ………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей внимания, памяти и восприятия как психических процессов у младших школьников
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного
возраста………………………………………………………………….5
1.2 Особенности внимания в младшем школьном возрасте………….8
1.3Особенности памяти в младшем школьном возрасте…………….14
1.4Особенности восприятия в младшем школьном возрасте……….17
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию внимания, памяти и восприятия у младших школьников
2.1 Методы организации исследования………………………………24
2.2 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия у младших школьников. Получение результатов конечных исследования и их анализ.…………………………………………………………………………...27
2. 3 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия у младших школьников……………………………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………45
Список литературы………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 250.59 Кб (Скачать файл)

           Следует выполнять задания и упражнения на развитие переключаемости и распределения внимания, т.к. все свойства внимания значительно развиваются в результате тренировки и в самоуправлении деятельности ребенка. Чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Поэтому и рекомендуется любую учебную информацию давать ребенку в игровой форме. Эта особенность внимания шестилеток является одним из оснований, по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных, волевых усилий. В то же время у ребенка нужно постепенно развивать способность делать такие усилия, и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач. При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечеткими.

         Что же касается памяти, то многочисленные  исследования  ведущих  психологов  и  педагогов показали, что продуктивность запоминания зависит от осознания цели и создания соответствующих установок запоминания. Мотивы деятельности, в которую включено запоминание, оказывают прямое влияние на его продуктивность. Если ученик запоминает один материал с установкой, что этот материал не понадобится ему в дальнейшем обучении, а другой материал с установкой что он понадобится в скором времени, то во втором случае материал запомнится быстрее, помнится дольше и будет воспроизведен точнее (работа Г.Б. Баларич). Аналогично сказывается и установка на длительное запоминание (работа Л.В. Занкова). 
              Задача учителя формировать у учащихся определённые установки запоминания, Учителю необходимо обучать младших школьников приёмам и средствам запоминания, смысловой группировке материала. Исследования и наблюдения А.И. Леонтьев, М.П. Блонского и особенно А.А. Смирнова и Зинченко показали, что эффективным приёмом запоминания является чередование чтения и попыток воспроизвести запоминаемый материал с элементами самоконтроля, самопроверки. Наблюдения свидетельствуют, что более или менее самостоятельно младший школьник использует один простейший приём запоминания - повторение. Именно в младших классах учитель должен решать основную задачу начального обучения составленную К.Д. Ушинским, - " научить детей учиться". 
        Учебная деятельность постоянно требует от ученика волевых усилий, чтобы удержать в памяти определенный учебный материал. 
        Способы, которые можно использовать на уроках для развития запоминания:

1.     Использование наглядности. Наглядность обогащает впечатления учащихся, расширяет чувственный опыт. Поэтому для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал. Например: разные пособия макеты, картины. 
2.     Повторение. Многие учителя считают самым главным средством прочного запоминания любого материала его повторение. Но как практика показывает большое количество повторений у детей вызывает скуку. Совсем иной эффект получается тогда, когда учитель делает повторения разнообразными, ставит какую-то новую задачу перед учениками. Для заучивания правила, определения надо соответствующие формулировки повторять, однако повторение нельзя сводить к дрессировке. Например: для усвоения детьми корня слова можно выполнить ряд упражнений. Сначала дети подчеркивают корень в разных словах, написанных на доске, подбирают пары однокоренных слов, находят лишнее слово в ряду данных, дают пояснение своей работе, придумывают сами новые слова с заданным корнем. Воспроизведение одной и той же буквы много-много раз не ведет к улучшению ее начертания. Качество написания знака даже снижается. Поэтому можно требовать сначала выделить и красиво написать разные элементы буквенного знака, а затем написать всю букву. 
3.    Самоконтроль. Для того чтобы закрепить производимое действие, ученик должен знать полученный им результат. Когда предлагают первокласснику только написать заданную букву и ограничиваются общей оценкой "хорошо", "неважно", "очень плохо" - это ничему не учит ребёнка. Ученику неизвестно, что у него плохо, что хорошо и совсем неясно, почему одна буква получилась красивой, а другая не очень. Когда вводится элементарный самоконтроль, повторение написание той же буквы даёт заметное улучшение. Например, "Напишите 5 раз букву Н. Теперь пусть каждый посмотрит на то, что он написал, и найдёт ту букву, которая получилась самой красивой. Подчеркните эту букву. Теперь найдите ту букву, которая оказалась самой неудачной. Обведите её кружочком. Почему она получилась некрасивой? Кто нашёл причину? Самоконтроль для младших школьников имеет особое значение, потому что у детей воспитывает умение работать и чувство ответственности за выполнение задания. 
4.    Мотивы и установка. Для запоминания материала ребёнок должен знать, для чего он должен запомнить предлагаемый материал, и хотеть этого добиться. Среди мотивов, побуждающих учеников приложить усилие овладеть учебными материалами, являются познавательные интересы. Это стремление детей к узнаванию нового делает всю их учебную деятельность привлекательной и продуктивной. 
5. Осмысливание запоминания. Продуктивность запоминания повышает осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысливания запоминаемого различны. Для удержания в памяти какого-либо текста, рассказа, Сказки большое значение имеет составление плана.

        Применение технических средств обучения, как аудиовизуальных средств обучения также приводит к повышению качества концентрации внимания, улучшению памяти и восприятия, повышают интерес к учебному материалу. Возможность использования игровой деятельности позволяет обеспечивать естественную мотивацию знаний, сделать интересным и осмысленным даже самый элементарный материал. Именно использование игровых приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Выводы по 2 главе

        Вторая глава посвящена организации и проведению опытно-экспериментальной работы по выявлению особенностей внимания, памяти и восприятия у младших школьников. Были подобраны адекватные данному возрасту методики. В ходе проведения исследования мы выяснили, что

 что действительно  существуют особенности внимания: внимание младших школьников  отличается в пределах группы, есть индивидуальные особенности.  И вместе с тем, в основном  средние показатели устойчивости  и продуктивности внимания, отмечены  случаи низких показателей данных  характеристик.

        Работа над развитием памяти учащихся доказывает, что сложный и объемный материал дети усваивают быстрее и легче. Обучение, построенное на понимании заучиваемого материала, на умственной активности детей, обеспечивает осмысливание того, что они воспринимают, ведет к большей полноте запоминания материала, длительности его сохранения, и большей точности его воспроизведения, и к более свободному и разнообразному использованию.

     Что же касается восприятия, то у большинства испытуемым средний уровень.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        Высокая сенситивность младшего школьного возраста определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Первостепенной задачей педагогов в занятиях с детьми младшего школьного возраста является организация наилучших условий с целью выявления и реализации потенциалов детей с учетом индивидуальности каждого ученика.

       Для учителя начальной школы проблема развития внимания, памяти и восприятия детей является традиционной. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников. Наиболее характерны «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» первоклассников. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.

          Память младшего школьника характеризуется непроизвольностью. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. Но, как и другие познавательные процессы, память начинает изменяться. Сущность этих изменений состоит в том, что появляются черты произвольности и постепенно память становится сознательно регулируемой и опосредованной.

         Таким образом, в данной работе был исследован вопрос особенностей внимания, памяти и восприятия младших школьников.

         В процессе работы удалось решить поставленные задачи:

- изучить особенности внимания, памяти и восприятия младших  школьников в психолого-педагогической  литературе;

-практически изучить особенности  вышеперечисленных психических  функций младших школьников. 

         Вся проделанная работа позволяет сделать следующие основные выводы:

1.   младшие школьники еще не могут самостоятельно развивать восприятие, произвольное внимание и  память, им необходима помощь взрослых;

2.   помощь взрослых должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы и методы, в том числе и игры;

3.   благоприятную почву для этого создает наличие программы, разработанной на основе наблюдений за детьми и проведенных экспресс-диагностик;

4.   ведя наблюдения за детьми, можно получить точную картину возможностей каждого, и это сделает работу по развитию детей более эффективной.

          В заключение хочется отметить, что в задачу формирования внимания, памяти и восприятия входит не только их развитие как отдельных психологических процессов, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное, улучшили память и восприятие. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий для активной самостоятельной работы. То есть благодаря целенаправленной систематичной работе можно гораздо улучшить внимание, память и восприятие, что в свою очередь благотворно скажется на учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Венгер Л.А. Развитие сенсорного восприятия в процессе воспитания / Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 2001. - 152 с
  2. Ветер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.
  3. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. М., 1981.
  4. способностей».  Тетрадь с математическими заданиями.Волкова С. И., Столярова Н. Н. «Развитие познавательных 
  5. Выготский Л. С. Педагогическая психология, - М., 1991.159
  6. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. Психология внимания. Хрестоматия по психологии - М., 2000
  7. Дубровинова И. В. Практическая психология образования. М.., 2000.
  8. Ермолов О.Ю. Внимание школьника - М., 1987.]
  9. Жукова Е. А. Острота зрения, зрительное восприятие и факторы, влияющие на них у младших школьников / Е.А. Жукова. Диссертация - М.: Киров. 2006 - 189 с
  10. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2002.-415с.
  11. Матюгин И. Зрительная память / И. Матюгин. - М.:2004 - 128 с
  12. Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников.- М.: Педагогика, 1971.- с.254.
  13. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы младших школьников [Электронный ресурс]
  14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М.: Академия, 1997. - 428 с..
  15. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений./ В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2002. - с.181-190
  16.   Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М., 1996. - С. 281\
  17. Рабочая книга школьного психолога, - М.; Просвещение, 1991 
  18. Рибо Т. Хрестоматия по вниманию. - М., 2005.- С.66-102.
  19. Рогов Б.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1996.
  20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2001.-376с.
  21. Слободняк Н. Психологические основы успешности учебно- воспитательного процесса в школе // «Воспитание школьников», 2005. № 6. - 48с.
  22. Страхов И.В. Внимание и структура личности. - М., 1999.-394с.
  23. Тихомирова.  Л. Ф. «Познавательные способности».
  24. Шаповаленко И.В. Возрастная психология, Москва, Гардарики, 2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Дадиктические игры для развития зрительного восприятия

  • Пять слов. Вызванный ученик по сигналу учителя делает пять шагов вперед, называя на каждый шаг слово, которое начинается с нового звука.
  • “Наоборотки”. Учитель произносит двухбуквенный слог и предлагает детям стать “наоборотками”, т.е. произнести слог, поменяв местами звуки, которые его составляют: ам–ма, су–ус и т.д.
  • Глаз – “фотограф”. На наборном полотне устанавливаются буквы (слоги). Учитель на протяжении 2–3 секунд показывает их детям. Затем убирает. Вызванный ученик должен назвать буквы, которые запомнил, желательно в том же порядке.
  • Сосчитай буквы. Каждый ученик получает карточку с текстом (желательно, чтобы текст был одинаков). По сигналу учителя дети, не читая текст, отыскивают в нем определенную букву и подсчитывают, сколько раз она встречается в тексте.
  • Читатель – “молния”. На доске написаны в столбик 4–5 слов. Учитель на 4–5 секунд открывает ширму и снова закрывает ее. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.
  • Буквенные пирамиды. На доске буквы, слоги, которые отделены вертикальной чертой. Расстояние между ними постепенно увеличивается. Чтение должно быть ритмичным, без длительных остановок (читают индивидуально или хором).

  • Чего не хватает. На доске 4–5 слов. Вызванный ученик читает их и поворачивается спиной к доске. Учитель убирает одно из слов, а ученик, осмотрев оставшиеся слова, должен сказать, какое слово исчезло.
  • “Помощник – карандашик”, метод – “письмо с подсказкой”. Учитель диктую предложение и вместе с ребятами пишет на доске не слова, а их обозначение с указанием орфограмм. Например:
  • Хвост пушистый, мех золотистый. 
    В лесу живет, кур крадет.
  • Дети отгадывают загадки. На доске рисуют:

.

«Найди отличия»

Для сравнения детям могут  быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся  определенным числом деталей.

Информация о работе Особенности внимания, памяти и восприятия в младшем школьном возрасте