Особенности внимания, памяти и восприятия в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

По мере того, как происходит развитие человека, изменяется уровень его мыслительных действий. Расширяются возможности познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления.
Развитие личности тесно связано с ее мыслительными способностями, такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности.
Развитие мыслительных способностей, в том числе внимания, памяти, восприятия, определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии.

Содержание работы

Введение……………………………………………… ………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей внимания, памяти и восприятия как психических процессов у младших школьников
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного
возраста………………………………………………………………….5
1.2 Особенности внимания в младшем школьном возрасте………….8
1.3Особенности памяти в младшем школьном возрасте…………….14
1.4Особенности восприятия в младшем школьном возрасте……….17
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию внимания, памяти и восприятия у младших школьников
2.1 Методы организации исследования………………………………24
2.2 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия у младших школьников. Получение результатов конечных исследования и их анализ.…………………………………………………………………………...27
2. 3 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия у младших школьников……………………………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………45
Список литературы………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 250.59 Кб (Скачать файл)

Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Ребенок начинает осознавать мнемическую  задачу. Он отделяет ее от всякой задачи. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов  запоминания. От наиболее примитивных  приемов в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала.

В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка дошкольника к целенаправленному  произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация и  проведение опытно-экспериментальной  работы по развитию внимания у младших  школьников

2.1 Методы организации  исследования

           Нам уже известно, что в младшем школьном возрасте в центр психологического развития ребёнка выдвигается формирование произвольности; развиваются произвольная память, внимание, мышление, зрительное восприятие. На протяжении всего младшего школьного возраста ребёнок учится управлять своим поведением, в том числе и вниманием, памятью, восприятием. Происходит это медленно и постепенно.

Зачастую произвольность развивается стихийно, причём ребёнок  не редко приспосабливается к  условиям учёбы.

       Выбор метода обследования уровня развития внимания, памяти и восприятия - один из наиболее сложных этапов диагностической работы.

        Для научно-практической психодиагностики важным является быстрота и акцент обследования на конкретной проблеме.

        В психологии существуют два основных подхода к диагностике индивидуальных особенностей: количественный, основанный на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статических закономерностей, и качественный, ориентирующийся на индивида, основанный на предпосылке и множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого психологического факта

         Очень важно сочетание этих подходов, но главным является качественная характеристика полученных данных.

Тестовые методики  обладают целым рядом достоинств: хороший  тест аккумулирует в себе богатый  клинический опыт, накопленный в  психологии и смежных дисциплинах.

        Однако принципиально недопустимо использовать тесты для жёсткого отбора, селекции учащихся. Эти методы помогать выявить психологические особенности, причины отдельных нарушений или недостатков с целью их коррекции и содействия развитию учащихся.

        Опыт работы педагогов и школьных психологов показывает, что они должен владеть самыми разнообразными методами - как высоко формализованными (техниками типа теста Векслера, опросника Кэттлера, теста Алетхадора), так и низко формализованными (наблюдение, беседа, проективные методы). Лишь разнообразие методов может дать новое знание.

Очень эффективен метод так  называемого «интенсивного наблюдения» [Рабочая книга:39]. Он даёт тонкое психологическое значение ребёнка.

Применяя различные методические средства, психолог получает всё более  и более точную картину индивидуальных особенностей ребёнка, в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки решающего фактора развития.

          В целом ряде случаев необходимо получить быструю и оперативную информацию о ребёнке. Отсюда острая потребность в методиках, не связанных с громоздкой процедурой обработки и позволяющих осуществить экспресс-диагностику.

            Экспресс-методики большей частью основаны на качественном анализе высказываний, продуктов деятельности, способов выполнения заданий. В качестве таких психодиагностических средств могут быть использованы так называемые функциональные пробы.

           Роль функциональной пробы могут играть экспериментальные задания, способные актуализировать умственные операции, которыми пользуется ребёнок в своей жизнедеятельности.

           Центральный момент диагностической работы -психологический диагноз.

           Формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз -предсказание на основе проделанных этапов исследования. Прогноз фиксируется в двух направлениях: при условии, если с ребёнком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если с ребёнком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет.

       Диагностическая  работа  обязательно должна приводить к выработке конкретных рекомендаций.

       Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части.

       Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется психологом.

        Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем и выполняется педагогом с помощью и под постоянным наблюдением психолога.

         Для составления программы, прежде всего, необходимо определить предмет программы (внимания младших школьников). Ставиться цель, определяются задачи; объект исследования.

         Далее ставиться психологический диагноз и составляются соответствующие рекомендации.

         В ходе работы для определения уровня развития внимания, памяти и восприятия младших школьников (учащиеся 3 класса) можно использовать конкретные экспресс-методики «Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки» «Домик», «Да и нет», «Определение продуктивности и устойчивости внимания», «Оценка распределения внимания», «Оценка переключения внимания», «Определение объема внимания».

        Для определения уровня внимания исследуемой группы детей на констатирующем этапе эксперимента мы использовали методику «Корректурная проба» [Рогов1996: 17 -21]

С целью диагностики  зрительной памяти использовали методику

 «Узнавание  фигур»; Для изучения кратковременной памяти - 
методику «Образная память». Для диагностики логической памяти-«Узелок на память» .   Для того чтобы выявить у учащихся уровень развития восприятия мы провели тренировочный срез по оценке показателей скорости и точности восприятия, разработанный Л.Ф. Тихомировой

           Таким образом , прежде чем  перейти к диагностике, важно  подобрать такие методики, были  понятны и интересны детям,  а главное соответствовали возрасту, могли дать  максимально точные  данные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Диагностика развития памяти, внимания и восприятия у младших школьников

            Исследование особенностей внимания, памяти и восприятия младших школьников проводилось на базе средней школы №__ . Школа по материально-технической базе и условиям обучения соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Школа укомплектована опытными и квалифицированными учителями. Для проведения исследования была определена группа учащихся 2 класса в количестве 10 человек

           Перед проведением исследования был проведен анализ состава группы

учащихся. Дети, участвовавшие  в эксперименте, примерно одного возраста

Список учащихся

 

№ п/п

                 Имя, фамилия учащихся

 

1

Анастасия Я.

 

2

Даниил Б.

 

3

Полина Р.

 

4

Арсений К.

 

5

Алексей Т.

 

6

Ольга С.

 

7

Полина Р.

 

8

Виктория Л.

 

9

Алина А.

 

10

                     Сережа Б.

 

 
     Целью исследования является изучение особенностей памяти, внимания и восприятия детей младшего школьного возраста. 
          Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач: 
-         на основании существующих исследований по проблеме разработать методики изучения памяти детей младшего школьного возраста; 
-          в ходе экспериментального исследования изучить особенности памяти детей. 
          Предполагалось использовать следующие методы исследования: методы изучения научных источников: изучение общих и специальных психологических, педагогических работ; организационные методы: изучение развития мышления детей. 
Были использованы следующие методики: 
-   Методика «Узнавание фигур» 
-   Методика «Образная память» 
-   Методика «Как выбрать нужную информацию» 
-   Методика «Узелок на память» 
-   Методика «Как надолго запомнить все хорошее» 
          Методики исследования памяти, разработанных как в общей психологии, так и в области прикладной психологии. Исследование памяти имеет важное значение, так как разные по своей структуре расстройства памяти наблюдаются при многих психических заболеваниях, особенно обусловленных органическим поражением головного мозга. Особенности нарушений памяти могут помочь не только высказать предположение о характере заболевания, его нозологической принадлежности, но и о стадии течения процесса. Результаты, получаемые с помощью этих методик, свидетельствуют не только о состоянии функции памяти. В пробах на память отражаются состояние активного внимания, явления повышенной истощаемости психических процессов. Осуществление мнестической функции зависит и от течения мыслительных процессов. Особенно велика роль мышления в методах исследования опосредованного запоминания. Из многочисленных когда - либо предлагавшихся способов исследования памяти отобраны наиболее простые по своему осуществлению, не требующие для проведения опыта специальной аппаратуры и в то же время позволяющие достаточно полно судить о характере имеющихся у испытуемых. 
 
Методика № 1 «Узнавание фигур» 
Цель: оценки зрительной памяти. 
      Детям предлагаем таблицу размером 50 х 50 см. с 9 геометрическими фигурами, время экспозиции - 15 секунд. Им необходимо запомнить фигуры. Сразу после показа им надо в ответном бланке вычеркнуть увиденные на таблице 9 фигур, находящихся среди других 24 фигур ( 10 х 10 см.). 
     При оценке используем новую классификацию уровней кратковременной зрительной памяти. 
          Отмечаем и подсчитываем число правильно и неправильно узнанных фигур. Для того чтобы охарактеризовать уровень узнавания, подсчитываем коэффициент узнавания Е: 
Е = (М: 9) + N 
Где М - число правильно узнанных фигур; N - число неправильно узнанных фигур. 
          Наиболее оптимальный коэффициент узнавания равен единице, поэтому чем ближе результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше функционируют у него процессы узнавания наглядного материала. 
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 
Очень высокий результат - узнаны 9 фигур верно 
Норма 7-8 фигур 
Низкая норма - 6 фигур 
Низкий результат - меньше 6 фигур 

Методика  №2 «Образная память» 
Цель: Изучение кратковременной образной памяти. 
Описание. В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать). 
Инструкция. «Сейчас я покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить. Время предъявления таблицы - 20 секунд. 
Оценка.  Подсчитывается количество правильно  воспроизведенных образов. В норме - это 6 и более правильных ответов.

Оценка, баллы



7

6

5

4

Количество воспроизведенных образов

15-16

13-14

10-12

7-9

6

5


 

                   
                   

Методика №3. «Как выбрать нужную информацию» 
Цель. Определить объем кратковременной зрительной памяти.

Описание. Испытуемый должен запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы. 
Инструкция. «Сейчас вам будет предъявлена таблица с числами. Вы должны постараться за 20 секунд запомнить и потом записать как можно большее количество чисел. Внимание, начали!» 
Оценка.    По    количеству    правильно    воспроизведенных    чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может хранится в кратковременной памяти, - 10 единиц материала. Средний уровень 6-7 единиц.

- 5 баллов - все задание выполнено, верно;

-4  балла - часть  задания  выполнено  с  ошибкой,  но  ошибка исправляется самостоятельно; 
-3 балла - ошибки исправляются после повторного воспроизведения;

- 2 балла - часть задания недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение; 
-1 балл - невыполнение. 
Методик 4. «Узелок на память»  
Цель. Исследование логической памяти. 
Материал. Набор из 30 карточек с изображением предметов и набор из 15 слов. 
Ход выполнения. На столе перед испытуемым раскладывают все карточки в любом порядке так, чтобы они были хорошо ему видны. 
Инструкция. «Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть слова, а ты к каждому слову выбери и отложи такую карточку, которая поможет потом тебе припомнить его. Например, слово для запоминания -лес. Здесь лес нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет потом вспомнить это слово». 
         После того как карточка выбрана и отложена, испытуемому задают вопрос: «Как эта карточка напомнит про лес?» 
         Таким образом испытуемый подбирает к каждому слову какую-нибудь карточку. Когда все отобранные карточки отложены, испытуемого предупреждают о том, что он должен будет вспомнить слова позже, через некоторое время. Через 40 - 60 минут исследователь показывает в произвольном порядке каждую карточку и просит испытуемого вспомнить, для какого слова она выбрана. При этом обязательно задают вопрос: «Чем тебе данная карточка напоминает это слово?» - или: «Как ты смог вспомнить это слово?». 
          В протокол записываются: какая карточка к какому слову выбрана, как это испытуемый объяснил, воспроизведение слов и объяснение по этому поводу, а также другие высказывания испытуемого и исследователя. 
       Слова для запоминания. Свет, обед, лес, учение, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, дорого, ночь, мышь, молоко, стул. 
Оценка: 
5 баллов - все задание выполнено, верно; 
4 балла - часть задания выполнено с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно; 
3 балла - ошибки исправляются после повторного воспроизведения; 
2 балла - часть задания недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение; 
1 балл - невыполнение. 

Информация о работе Особенности внимания, памяти и восприятия в младшем школьном возрасте