Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:24, дипломная работа
Цель исследования – изучить особенности асоциального поведения подростков в школе.
Задачи исследования:
1) провести анализ основных теоретических подходов к пониманию проблемы асоциального поведения;
2) изучить особенности отклоняющегося поведения в подростковый период и методы его профилактики;
Глава 1 Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие асоциального поведения в трудах отечественных и зарубежных авторов 7
1.2 Психологические особенности асоциального поведения подростков 18
Вывод по первой главе…………………………………………………...……36
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей асоциального поведения подростков в школе
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 37
2.2 Сравнительный анализ полученных результатов 42
2.3 Психологическая работа по снижению асоциального поведения у подростков в экспериментальной группе 47
Вывод по второй главе………………………………………………………..54
Заключение 55
Список литературы 59
Содержание
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Детская преступность, наркомания, тенденция к увеличению числа подростков с асоциальным поведением – это проблема, которая волнует школьных педагогов уже достаточно долгое время. Рост асоциального поведения детей связан, в первую очередь, с политической, социально-экономической и экологической нестабильностью общества, усилением влияния псевдокультуры, изменением в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. В этой связи необходимо наиболее внимательно относиться к проблеме асоциального поведения подростков, т.к. именно эта возрастная группа является наиболее сложной и чувствительной к различного рода переменам и влияниям. Подростковый возраст сложный, нестабильный, трудный период в развитии детей, требующий поддержки, внимания и понимания взрослых. Асоциальное поведение подростка может быть формой протеста, бунта, самовыражения, и при этом завести его на путь преступности, разрушений.
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия и право с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося асоциального поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) — психологии девиантного поведения.
В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики асоциального поведения, поиска более эффективных мер социального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др.
Нередко отношения государства с трудными подростками сводятся к запретительным мерам и не устраняют причины, вызывающие отклоняющееся поведение подростка и его психологическую дезориентацию. Это способствует возникновению у подростков аффективных состояний, приводящих к общественно-отрицательным формам поведения, которые при длительном сохранении становятся устойчивыми качествами личности. В некоторых случаях подростки преждевременно уходят из школы. Плохо образованные и слабо подготовленные к жизни, они сталкиваются с непреодолимыми трудностями при включении в трудовую жизнь, становятся потенциальной группой риска, что и порождает целый ряд новых проблем.
Ученые и практики различных областей знаний всегда уделяли повышенное внимание вопросам выявления, коррекции и профилактики асоциального поведения в различных его аспектах.
В отечественной педагогике XX века асоциальное поведение исследовали такие выдающиеся ученые, как В.М. Бехтерев, 1918; П.П. Блонский, 1929; Л.С. Выготский, 1929; С.Т. Шацкий, 1930; А.С. Макаренко,1932; и многие другие. Однако, начиная с 30-х годов снизилась возможность исследований по данной проблеме в силу гонений на педологию.
В последние десятилетия значительный вклад в разработку социально-педагогических основ воспитательно-образовательного процесса, превентивной профилактики внесли труды таких ученых, как С.А. Беличевой, 1993; В.Г. Бочаровой, 1995; Б.З. Вульфова,1997; С.И. Григорьева, 1997; В.И. Загвязинского, 1997; Г.Ф. Кумариной, 1998; В.Т. А.В. Мудрика, 1999, В.Д. Семенова, 2000; Е.В.Змановской, 2003; и другие.
Непосредственно проблемам деятельности школы по профилактике асоциального поведения подростков посвящены труды таких ученых, как М.А. Алесмакин, 1968, 1985; Б.Н. Алмазов, 1978; И.А. Невский, 1981; Н.А. Закатова, 1989; И.А. Клейсберг, 2001; Н.А. Катаева, 2002; А.Ф. Никитин, Р.В., 2003; Овчарова, 2003; и другие.
Проблема асоциального
поведения рассматривалась
Объект исследования – асоциальное поведение подростков.
Предмет исследования – особенности асоциального поведения подростка в связи с его положением в классе.
Цель исследования – изучить особенности асоциального поведения подростков в школе.
Гипотеза исследования исходила из предположения о том, что снижение или нивелирование проявлений асоциального поведения у подростков 13-14 летнего возраста будет эффективным при условии организации направленной психокоррекционной работы с ними.
Задачи исследования:
Теоретическая значимость исследования заключается в обстоятельном анализе научной литературы по проблеме асоциального поведения, позволяющем конкретнее представить себе природу девиаций в подростковый период.
Практическая значимость исследований заключается в изучении особенностей асоциального поведения подростков в школе, как одного из видов отклоняющегося поведения и составлении рекомендаций по профилактике девиаций у подростков. Результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами, работающими с трудными подростками в учреждениях образовательного и дополнительного уровня.
Структура и объем. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа изложена на 62 страницах машинописного текста. Список литературы содержит 60 наименований.
В зарубежной науке психология асоциального (отклоняющегося) поведения сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина. В России эта наука не имеет такого теоретического и эмпирического опыта: она на пути становления и развития. В целом под асоциальным поведением принято считать систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Но ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «асоциальное поведение». Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушения правовых норм, третьи — различные виды социальной патологии (убийство, наркомания, алкоголизм и т.п.), четвертые — социальное творчество.
Дело в том, что асоциальное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.
Так, например, по мнению А. Коэна, асоциальное поведение — это «такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы» [27, с. 520—521].
Асоциальным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. При этом одни ученые предпочитают в качестве точки отсчета («нормы») использовать экспектаци (ожидания) соответствующего поведения, а другие — аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Некоторые полагают, что асоциальными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды). Асоциальное поведение нередко связывают с реакцией общества на него и тогда определяют как «отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя» (Л. Урванцев, 1991).
Ученые давно обратили внимание на то, что словами «асоциально поведение» называют и конкретные действия конкретного человека, и относительно массовое и устойчивое социальное явление.
Поскольку асоциальным признается поведение, не соответствующее социальным нормам и ожиданиям, а нормы и ожидания различны не только в разных обществах и в разное время, но и у различных групп в одном и том же обществе в одно и то же время (правовые нормы и «воровской закон», нормы взрослых и молодежные нормы, правила поведения истеблишмента» и «богемы» и т.п.), постольку понятие «общепринятая норма» весьма относительно, а следовательно, относительно (релятивно) и асоциальное поведение. Исходя из этих первых, самых общих представлений асоциального поведения, определим его как: 1) поступок, действия человека и 2) социальное явление [23, C.8].
Психологические традиции изучения этого сложнейшего и интереснейшего явления, каким является асоциальное поведение, складывались в основном в психоаналитических и социологических школах и использовали большой арсенал методов распознавания, описания и исследования.
Для того чтобы найти адекватные подходы к современной постановке проблемы асоциальности в контексте психологической науки, полезно проанализировать основания и опыт западных традиций, ориентированных на теории социокультурной динамики, социальной мобильности и социальной стратификации (П. Сорокин, 1927, 1959); аномию, теорию и методы структурного и функционального анализа социальных явлений, анализ дисфункциональных явлений в обществе, дезинтеграций культурных целей и средств их достижения (Р. Мертон, 1969); концепцию социальной системы, основанной на функциональных императивах: адаптация к среде, достижение цели, общие нормы и управление напряженностью, интеграция (Т. Парсонс, 1952); теорию аномии, распада социальных норм (Э. Дюркгейм, 1912); теорию социальных детерминант коллективного поведения, девиации и социального контроля (Н. Дж. Смелзер, 1952); концепцию «отклонение и система устойчивости», необходимость для общества девиантов, помогающих понять и сохранить нормы (Э. Эриксон, 1988); теорию фрустрации как один из путей проявления агрессии (3. Фрейд, 1923; и др.), и многие другие теории.
Зарубежные психологи
и социологи имели некоторую
степень свободы в выборе методологических
оснований и перспективных
Современные знания о асоциальном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: медицине, биологии, психологии, социологии, праве. Более того, в некоторых отраслях знании выделяются специальные подразделы, изучающие девиации. В социологии, например, это девиантология, предметом исследования которой являются социальные отклонения.
Отдельные подходы, уделяя внимание преимущественно какому-то одному аспекту проблемы, закономерно дополняют друг друга. Например, клинический подход изучает психопатологическую природу девиантности, социологические теории рассматривают ее социальные детерминанты, психологические концепции делают основной акцент на внутриличностных механизмах данного явления [21, С.40].
В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия «правонарушения», «противоправные действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение».
Девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым, нравственным или нормам психического здоровья [17, С.173].
Оценка любого поведения всегда предпочитает его сравнение с какой-то нормой [27, 1989]. Существует несколько аспектов понимания понятия «норма» - это: а) оптимальное состояние объекта, предполагающее наиболее устойчивое его существование, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования; б) исходное начало для сравнения (оценки) данных; в) отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий); г) норма как описательная характеристика (положительный логический критерий) [11, С.104].
Социальная норма – предписание общепринятой формы, способа поведения людей в социально значимых ситуациях и для различных социальных ролей. Психическая норма – общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявлений психической активности человека [11, С.105].
Какое же поведение следует считать нормальным? От ответа на этот вопрос зависит то, как следует определять отклонение, какой смысл нужно вкладывать в это понятие и, главное, в каких случаях поведение человека можно расценивать как асоциальное.
Необходимо также различать
критерии, которыми пользуются другие
люди, определяя поведение
Наиболее общие критерии,
характеризующие норму
– соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности, а также соразмерность и соответствие характра реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий;
Информация о работе Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе