Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:24, дипломная работа
Цель исследования – изучить особенности асоциального поведения подростков в школе.
Задачи исследования:
1) провести анализ основных теоретических подходов к пониманию проблемы асоциального поведения;
2) изучить особенности отклоняющегося поведения в подростковый период и методы его профилактики;
Глава 1 Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие асоциального поведения в трудах отечественных и зарубежных авторов 7
1.2 Психологические особенности асоциального поведения подростков 18
Вывод по первой главе…………………………………………………...……36
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей асоциального поведения подростков в школе
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 37
2.2 Сравнительный анализ полученных результатов 42
2.3 Психологическая работа по снижению асоциального поведения у подростков в экспериментальной группе 47
Вывод по второй главе………………………………………………………..54
Заключение 55
Список литературы 59
К подростковому возрасту в основном сформирована готовность ко всем видам учебной деятельности, но возможности реализации этой готовности имеются не у всех подростков.
До сих пор не изжито
мнение, что причина кризиса
При этом тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в различного рода компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе строящихся и на почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, является следствием не какой-либо генетической предрасположенности, изначальной агрессивности и пр., а выступает, в большинстве случаев, лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими.
Характерно, что потребность в стихийно-групповом общении отмечается только у 14,5 % подростков, в то время как реальное наличие этой формы зафиксировано у 56 % 11-15-летних. По мнению Д.И.Фельдштейна [54, С. 33-42] данное обстоятельство связано с тем, что если потребность подростка в интимно-личном общении в основном удовлетворяется, то его потребность в социально-ориентированной форме в 38,5 % случаев остается неудовлетворительной, обусловливая преобладание стихийно-группового общения.
В современной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным и хвастливым, атеистом или религиозным. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты.
В этом убеждает и исследование, проведенное Д. И. Фельдштейном по изучению подростков-правонарушителей (объектом, которого были психически и физически здоровые дети). Оно показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности этих детей, являются не биологические свойства, а недостатки семейного и школьного воспитания, у этих подростков, в частности, утрачен интерес к учебе, фактически утеряны связи со школой. В результате они, как правило, отстают на 2-4 года по своему образованию от сверстников [54]. Однако оказалось, что это отставание, как и деформация познавательной и других духовных потребностей, ни в коей мере не определяется психическим развитием данных детей. Они обладают нормальными умственными возможностями, и целенаправленное включение их в заданную систему многоплановой деятельности помогает преодолеть запущенность и пассивность.
К сожалению, сложившаяся ныне в обществе система воспитания детей, принятые к ним требования, отношение взрослых к растущим людям не учитывает особенностей их личностного становления, приводя к конфликту с подростками, самореализации, избавления от опеки.
Между тем, существенным признаком отклоняющегося поведения является конфликт, противоречие между существующими нормами морали и права и неумением, нежеланием или неспособностью подростка их соответствующим образом выполнять.
А.А. Гонеев (1999) в основе причин асоциального поведения подростков видит, с одной стороны, поступки, обусловленные причинами социально-педагогического характера, наиболее заметные для окружающих. Например, неумение себя вести в общественном месте, затруднения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, нежелание выполнять требования учителей, воспитателей. Они могут быть обусловлены низким уровнем общей культуры семейных взаимоотношений, ошибками семейного воспитания, издержками учебно-воспитательного процесса, недостатками внимания со стороны учителей к ребенку, безразличием к его интересам, запросам и потребностям как со стороны школы, так и со стороны семьи.
С другой стороны, это могут быть поступки, в основе которых лежат причины психофизиологического или психобиологического характера, которые возникают в определенный период возрастного развития или проявляются как следствие каких-либо нарушений в физическом или психическом развитии ребенка [17, С.186], [43, С.290-295].
Многочисленные исследования
отечественных ученых свидетельствуют,
что психобиологические факторы, определяющие
развитие психики ребенка, взаимосвязаны
с индивидуально-
Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения подростков, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, какой воспитательный потенциал имеет семья (а он определяется структурой семьи, общим образовательным и культурным уровнем родителей, социально-бытовыми условиями жизни семьи, психологическим микроклиматом, распределением функциональных обязанностей между членами семьи, трудовыми и семейными обязанностями, организацией свободного времени и др.), формируется личность ребенка.
Таким образом, асоцильное поведение подростков, так же как и поведение подростков в норме, зависит как от психобиологических, так и от социально-педагогических причин.
Как отмечают специалисты [31; 32; 33], акцентуации характера необязательно связаны с асоциальным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Так, у 70% подростков с отклоняющимся поведением обнаруживаются изначальные нарушения характера, у 60% - установлены различные типы акцентуаций, у 21-28% беспризорников поставлен диагноз психопатии, у 40% госпитализированных в психиатрическую клинику с непсихическими нарушениями были отмечены прогулы уроков, воровство, драки со сверстниками.
Детские поведенческие реакции: реакция отказа (от пищи, деятельности); реакция оппозиции (сопротивление, невосприятие требований); реакция имитации - стремление подражать кому-нибудь, имитируя его поведение, манеру одеваться; реакция компенсации - желание (стремление) восполнить неудачи, недостатки в одной области успехами в другой (неуспеваемость - физической силой, бравадой); реакция гиперкомпенсации - отчаянные, безрассудные действия, направленные на замещение недостатка (при физическом недостатке - занятие борьбой, при заикании - художественным чтением, пением) [17, С.195-196].
В подростковом возрасте эти реакции могут сохраниться, и к ним прибавляется так называемый подростковый комплекс - специфически подростковые поведенческие модели как реакция на воздействия окружающей социальной среды:
Итак, за каждым действием
и поступком подростка
Д.Коннор (2005) приводит данные зарубежных исследователей (Фрик с коллегами (Frick et al., 1993)), охвативших в совокупности 28 401 ребенка и подростка в возрасте от 2 до 18 лет. В этом метаапалитическом исследовании факторный анализ выявил второе независимое измерение, получившее название «деструктивное/недеструктивнос (поведение)». При его пересечении с измерением «открытое-закрытое» эмпирически определяются четыре квадранта (рис. 2).
Рис. 2 Результаты метаанализа мешающего (нарушающего нормы и правила) поведения детей (Frick et al., 1993)
За относительным понятием
«асоциальное поведение» скрываются вполне
реальные и различимые социальные явления,
проявляющиеся в различных
Даже далеко не полный их анализ позволяет лучше понять эти очень сложные элементы общественной жизни, конкретнее представить себе природу асоциального поведения в целом, а может быть, и избавиться от некоторых привычных иллюзий и мифов. Рассмотрим некоторые из них
1) Побеги из дома и бродяжничество. В отечественной литературе под термином «бродяжничество» принято понимать «систематическое пере-мещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы» [49, с. 258]. Есть и другое определение: «...скитание лица, не имеющего постоянного места жительства, из одного населенного пункта в другой в пределах одного города или района при условии проживания на нетрудовые доходы и уклонения от общественно полезного труда» (Ш.Х. Иногамов, 1990).
Отдельную группу бомжей соствляют «уличные дети», т.е. дети и подростки, по разным причинам бежавшие из дома. Их число постоянно растет (по последним данным в России более 2 млн. детей нигде не работающих и не учащихся) [23, 2001, С.69]. Эта группа еще недостаточно изучена, но результаты некоторых исследований указывают на следующие причины побегов подростков из дома: 86% у юношей — это эмансипационные побеги, около 30% у девушек — демонстративные побеги; анализ показывает, что многие подростки потеряли семейные и родственные связи, а также связи со школой.
Как показывают некоторые исследования (С.А. Бадмаев, 1997; А.Л. Гройсман, 1999; В.Ф. Матвеев, 2001; и др.), повторяющиеся побеги из дома и бродяжничество, преимущественно бывают в период от 7 до 16 лет в основном у мальчиков. Чаще в период от 7 до 13 лет. Начиная с 14—15 лет, уходы и бродяжничество проявляются реже, а затем постепенно прекращаются. Это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей. Иногда подобные побеги обусловлены страхом перед возможным физическим наказанием за совершенный неблаговидный поступок или за плохую отметку. Значительно реже уходы из дома и бродяжничество возникают без очевидных мотивов. В основе их может лежать внезапно изменившееся настроение, отрицательно влияющее на критическую оценку подростком ситуации. Как правило, такие дети не могут объяснить, почему сбежали из дома, почему поехали, в тот или иной город (чаще всего потому, что легче оказалось проникнуть в стоящий у платформы поезд). Возникающее несколько позже раскаяние в совершенном поступке подавляется страхом наказания со стороны родителей.
Важно отметить, что уходы из дома осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя. Стремление к бродяжничеству, как правило, возникает периодически и может быть связано с сезонными факторами (весенне-летние, летне-осенние циклы); нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию и начинает употреблять алкоголь или наркотики (С.А. Бадмаев, 1997).
2) Страхи и навязчивости. Возникновение различных страхов (фобий) довольно характерно для детского и подросткового возраста. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение внимания к своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны (10—20 минут), довольно редки и обычно обусловлены какими-либо эмоционально значимыми ситуациями. Они легко проходят после успокаивающей беседы. В других случаях страхи могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих относительно длительный период времени (1—2 месяца). Нередко приступ страха сопровождается неприятными телесными ощущениями («останавливается сердце», «не хватает воздуха», «ком в горле»), двигательной суетливостью, плаксивостью и раздражительностью [4].
При своевременном выявлении и принятии адекватных мер страхи постепенно проходят. В противном случае они могут принять затяжное течение, и тогда даже лечебные мероприятия не всегда дают желаемые результаты.
У старших детей и подростков навязчивые страхи усложняются, а действия принимают вид болезненных защитных, порой довольно сложных ритуалов. Навязчивый страх заразиться инфекционной болезнью сопровождается частым мытьем рук, навязчивый страх получить плохую отметку приводит к целому ряду запретов. Нередко у подростков появляются ритуалы (на контрольные работы или экзамены ходить в «счастливых» рубашках, носках и т.п.) и ритуальные предметы («счастливый» карандаш или ручка и т.п.). Возможны и навязчивые мысли, и навязчивый счет (окон в домах, машин и др.), навязчивое повторение одних и тех же слов. Как правило, навязчивости возникают на фоне различных тяжелых для ребенка переживаний, а также у детей, имеющих определенные черты характера; боязливость, тревожность, мнительность и т.д. [4, с. 58—59].
Для устранения страха у детей и подростков могут использоваться игровые психокоррекционные технологии и методики.
В старшем подростковом возрасте могут появляться иные страхи — дисморфобии. Под этим понимается необоснованная убежденность в наличии у себя физического недостатка, неприятного для окружающих. Этот феномен встречается преимущественно у девочек.
Информация о работе Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе