Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:24, дипломная работа
Цель исследования – изучить особенности асоциального поведения подростков в школе.
Задачи исследования:
1) провести анализ основных теоретических подходов к пониманию проблемы асоциального поведения;
2) изучить особенности отклоняющегося поведения в подростковый период и методы его профилактики;
Глава 1 Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие асоциального поведения в трудах отечественных и зарубежных авторов 7
1.2 Психологические особенности асоциального поведения подростков 18
Вывод по первой главе…………………………………………………...……36
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей асоциального поведения подростков в школе
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 37
2.2 Сравнительный анализ полученных результатов 42
2.3 Психологическая работа по снижению асоциального поведения у подростков в экспериментальной группе 47
Вывод по второй главе………………………………………………………..54
Заключение 55
Список литературы 59
Профилактика отклоняющегося
поведения предполагает систему
общих и специальных
В случае противоправного и антиобщественного поведения основной стратегией социально-психологического воздействия является организация условий общественного наказания (преимущественно в тюрьмах и исправительно-трудовых колониях). В ряде стран к лицам, совершившим правонарушения, применяется система общественного порицания и ограничения прав нарушителя (без или после отбывания наказания), например ограничения в выборе профессии, в приеме на работу или в усыновлении детей.
Основными формами психолого-социальной работы в случае асоциального поведения являются консультирование, психотерапия, судебно-психологическая экспертиза (особенно в отношении несовершеннолетних), социально-психологический тренинг (СПТ) и организация саногенной (целостной, оздоравливающей) среды.
Вывод по первой главе
Итак, асоциальное поведение – это поведение индивида или группы лиц, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Такое поведение – следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное – терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен.
Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?) удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно.
Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными.
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей асоциального поведения подростков в школе
Опытно-экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей асоциального поведения подростков в школе, проводилось в январе - марте 2012 г. Весь эксперимент проводился в три этапа: констатирующий этап, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап заключался в проведении диагностического исследования, на котором выявлялись особенности развития асоциального поведения в связи с самооценкой подростка и его положением в классе.
В диагностическом исследовании, которое осуществлялось в сравнительном плане, в качестве респондентов приняли участие 40 подростков 13-14 лет, из которых:
- экспериментальная группа – 20 человек из коррекционного класса (7 кл.) – дети с отклоняющимся от нормы поведением;
- контрольная группа – 20 человек из обычного класса (7 «А») – дети с нормальным поведением.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии и психологические переменные асоциального поведения подростков в школе;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику особеннос
Характеристика испытуемых подростков из обоих групп представлена в Приложении 1.
При определении критериев диагност
В условиях констатирующего этапа эксперимента представляется важным выявить различия в психологических особенностях асоциального поведения подростков у детей с нормальным и отклоняющимся поведением.
Таким образом, важными критериями выступают:
- самооценка как внутренний фактор и регулятор поведения подростков. В подростковом возрасте повышается значимость «Я-концепции», системы представлений о себе, формируется сложная система самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими.
- социометрический статус подростка в классе как внешний поведенческий фактор. Ведущей деятельностью подростка является общение, в процессе которого происходит социализация ребенка в общество. Значимым в этом возрасте становится положение в группе сверстников. Социометрический статус – это один из основных факторов положения личности в системе отношений;
- формы агрессивных реакций как особенности асоциального поведения подростков. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.
Констатирующий этап исследования состоял из трех серий, каждая из которых включала задание по одной из методик.
1 серия. Определение самооценки подростков по методике «Самооценка (СО) и уровень притязаний (УП) (авторы Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн)»
Материалом для исследования служит ряд шкал (100 мм), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и т.д.)
Таблица 1. Оценка и интерпретация параметров.
Пара-метр |
Баллы |
Оценка |
Интерпретация | |
Уровень притязаний |
100 |
Завышенный |
Нереалистический УП. Испытуемый не умеет ставить перед собой цели. Личностная незрелость. | |
90 – 100 |
Завышенный |
Нереалистическое, некритическое
отношение испытуемого к | ||
75 – 89 |
Высокий |
Реалистический УП. Оптимистическое представление о своих возможностях. Благоприятный вариант для развития личности. | ||
60 – 74 |
Средний |
Реалистический УП. Норма. | ||
менее 60 |
Низкий |
Индикатор неблагоприятного развития личности. | ||
Уровень самооценки |
100 и более |
Очень высокая, нереалистичная, неадекватная |
Указывает на существенные искажения в формировании личности. «Закрытость» для опыта, нечувствительность к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих. | |
75 – 100 |
Завышенная |
Переоценка себя, личностная незрелость, неумение правильно оценивать результат своей деятельности, сравнивать себя с другими. | ||
60 – 74 |
Высокая |
Реалистичная, адекватная СО, оптимальная для личностного развития. | ||
45 – 59 |
Средняя |
Реалистичная, адекватная СО | ||
менее 45 |
Заниженная |
Свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. | ||
Степень расхождения между УП и СО |
более 22 |
Резкий разрыв между УП и СО |
Индикатор конфликта между тем, к чему испытуемый стремится и тем, что он считает для себя возможным. | |
8 – 22 |
Умеренная |
Испытуемый ставит перед собой такие задачи, которые он действительно стремится достичь. | ||
0 – 7 |
Слабая |
Притязания не служат стимулом личностного развития. | ||
верхняя часть шкалы |
Завышенная СО. | |||
средняя часть шкалы |
Отношение к себе не носит конструктивного характера. | |||
нижняя часть шкалы |
Показатель предельно заниженного представления о себе. |
Подростку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и инструкция, которая предлагает на первом этапе оценить степень развития у себя данного качества в настоящий момент (отметить чёрточкой), на втором этапе – отметить уровень развития которого хотелось бы достичь (отметить крестиком).
При обработке полученных результатов определяются следующие параметры:
Особое внимание обращается на случаи, когда притязание оказывается ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются не полностью, ответы выходят за пределы шкалы, используются знаки, не предусмотренные инструкцией, комментируются ответы.
2 серия. Определение социометрического статуса подростка по методике «Диагностики межличностных отношений Дж. Морено» (в настоящее время имеет множество модификаций)
Цель - диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые).
Социометрические индексы
(СИ) позволяют представить
К персональным относят:
1. Индекс социометрического статуса (Ист) – определяет положение, место конкретного человека в коллективе по выделенному критерию. Вычисляется по формуле:
Ист = |
(К+) – (К-) |
N – 1 |
где (К+) и (К-) – количество полученных положительных и отрицательных выборов; N – число испытуемых.
2. Индекс потребности
в общении (Ипо) – показывает
степень потребности в общении
по отношению к теоретически
возможной. Вычисляется по
Ипо = |
(К+) – (К-) |
N – 1 |
где (К+) и (К-) – количество сделанных испытуемым положительных и отрицательных выборов; N – число испытуемых.
3. Индекс психологической совместимости (Ипсм). Вычисляется по формуле:
Ипсм = |
(К++) – (К--) | |
N – 1 |
где (К++) и (К--) – количество взаимных положительных и отрицательных выборов; N – число испытуемых.
3 серия. Определение форм агрессивных реакций у подростков по методике Басса-Дарки (2005).
Цель методики - выявить виды агрессивности и враждебных реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, склонность к раздражению (коротко – раздражение) – готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости; негативизм; обида; подозрительность – вербальная агрессия; угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства (этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки).
Диагностические возможности: Данная методика была выбрана по высокой степени надежности, валидности и простоте обработки. Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций, которые непосредственным образом влияют на конфликтность в поведении людей и выявляет причины конфликтности:
Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена – взрывы ярости, топанье ногами и т. д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.
Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости грубости.
Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства.
Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, ругань).
Угрызения совести, чувство вины – ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются. Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызения совести.
Информация о работе Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе