Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности асоциального поведения подростков в школе.
Задачи исследования:
1) провести анализ основных теоретических подходов к пониманию проблемы асоциального поведения;
2) изучить особенности отклоняющегося поведения в подростковый период и методы его профилактики;

Содержание работы

Глава 1 Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие асоциального поведения в трудах отечественных и зарубежных авторов 7
1.2 Психологические особенности асоциального поведения подростков 18
Вывод по первой главе…………………………………………………...……36
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей асоциального поведения подростков в школе
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 37
2.2 Сравнительный анализ полученных результатов 42
2.3 Психологическая работа по снижению асоциального поведения у подростков в экспериментальной группе 47
Вывод по второй главе………………………………………………………..54
Заключение 55
Список литературы 59

Файлы: 1 файл

Проблема асоциального поведения подростков в школе.doc

— 545.00 Кб (Скачать файл)

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему  общих и специальных мероприятий  на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью - с подростками.

В случае противоправного  и антиобщественного поведения  основной стратегией социально-психологического воздействия является организация условий общественного наказания (преимущественно в тюрьмах и исправительно-трудовых колониях). В ряде стран к лицам, совершившим правонарушения, применяется система общественного порицания и ограничения прав нарушителя (без или после отбывания наказания), например ограничения в выборе профессии, в приеме на работу или в усыновлении детей.

Основными формами психолого-социальной работы в случае асоциального поведения являются консультирование, психотерапия, судебно-психологическая экспертиза (особенно в отношении несовершеннолетних), социально-психологический тренинг (СПТ) и организация саногенной (целостной, оздоравливающей) среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по первой главе

 

                  Итак, асоциальное поведение – это поведение индивида или группы лиц, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Такое поведение – следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное – терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен.

                Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?) удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно.

               Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными.

 

 

Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей асоциального поведения подростков в школе

2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента

 

Опытно-экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей асоциального поведения подростков в школе, проводилось в январе - марте 2012 г. Весь эксперимент проводился в три этапа: констатирующий этап, формирующий и контрольный.

Констатирующий этап заключался в проведении диагностического исследования, на котором выявлялись особенности развития асоциального поведения в связи с самооценкой подростка и его положением в классе.

В диагностическом исследовании, которое осуществлялось в сравнительном плане, в качестве респондентов приняли участие 40 подростков 13-14 лет, из которых:

- экспериментальная группа – 20 человек из коррекционного класса (7 кл.) – дети с отклоняющимся от нормы поведением;

- контрольная группа  – 20 человек из обычного класса (7 «А») – дети с нормальным поведением.

Задачи констатирующего  эксперимента:

1) определить критерии и психологические переменные асоциального поведения подростков в школе;

2) подобрать диагностический  материал и оборудование;

3) провести диагностику особенностей асоциального поведения детей в школе в экспериментальной и контрольной группах.

Характеристика испытуемых подростков из обоих групп представлена в Приложении 1.

При определении критериев диагностики мы исходили из возрастных особенностей подростков (ведущий тип деятельности, новообразования возраста) и форм асоциального поведения, связанного с агрессивными тенденциями (А.Басс, А.Дарки, 2005).

В условиях констатирующего  этапа эксперимента представляется важным выявить различия в психологических особенностях асоциального поведения подростков у детей с нормальным и отклоняющимся поведением.

Таким образом, важными  критериями выступают:

- самооценка как внутренний фактор и регулятор поведения подростков. В подростковом возрасте повышается значимость «Я-концепции», системы представлений о себе, формируется сложная система самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими.

- социометрический статус подростка в классе как внешний поведенческий фактор. Ведущей деятельностью подростка является общение, в процессе которого происходит социализация ребенка в общество. Значимым в этом возрасте становится положение в группе сверстников. Социометрический статус – это один из основных факторов положения личности в системе отношений;

- формы агрессивных реакций как особенности асоциального поведения подростков. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.

Констатирующий этап исследования состоял из трех серий, каждая из которых включала задание  по одной из методик.

1 серия. Определение самооценки подростков по методике «Самооценка (СО) и уровень притязаний (УП) (авторы Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн)»

Материалом для исследования служит ряд шкал (100 мм), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность  и т.д.)

Таблица 1.   Оценка и интерпретация параметров.

Пара-метр

Баллы

Оценка

Интерпретация

Уровень притязаний

100

Завышенный

Нереалистический УП. Испытуемый не умеет ставить перед  собой цели. Личностная незрелость.

90 – 100

Завышенный

Нереалистическое, некритическое  отношение испытуемого к собственным  возможностям.

75 – 89

Высокий

Реалистический УП. Оптимистическое представление о своих возможностях. Благоприятный вариант для развития личности.

60 – 74

Средний

Реалистический УП. Норма.

менее 60

Низкий

Индикатор неблагоприятного развития личности.

Уровень самооценки

100 и более

Очень высокая, нереалистичная, неадекватная

Указывает на существенные искажения в формировании личности. «Закрытость» для опыта, нечувствительность к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих.

75 – 100

Завышенная

Переоценка себя, личностная незрелость, неумение правильно оценивать результат своей деятельности, сравнивать себя с другими.

60 – 74

Высокая

Реалистичная, адекватная СО, оптимальная для личностного  развития.

45 – 59

Средняя

Реалистичная, адекватная СО

менее 45

Заниженная

Свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.

Степень расхождения  между УП и СО

более 22

Резкий разрыв между  УП и СО

Индикатор конфликта  между тем, к чему испытуемый стремится  и тем, что он считает для себя возможным.

8 – 22

Умеренная

Испытуемый ставит перед собой такие задачи, которые он действительно стремится достичь.

0 – 7

Слабая

Притязания не служат стимулом личностного развития.

верхняя часть шкалы

Завышенная СО.

средняя часть шкалы

Отношение к себе не носит  конструктивного характера.

нижняя часть шкалы

Показатель предельно  заниженного представления о  себе.


 

Подростку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и инструкция, которая предлагает на первом этапе оценить степень развития у себя данного качества в настоящий момент (отметить чёрточкой), на втором этапе – отметить уровень развития которого хотелось бы достичь (отметить крестиком).

При обработке полученных результатов определяются следующие  параметры:

  1. Количественные показатели уровней самооценки, притязаний, расхождения между самооценкой и уровнем притязаний в баллах по каждой шкале.
  2. Средняя мера каждого из показателей по всем шкалам.
  3. Степень дифференцированности уровней притязания и самооценки.

Особое внимание обращается на случаи, когда притязание оказывается ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются не полностью, ответы выходят за пределы шкалы, используются знаки, не предусмотренные инструкцией, комментируются ответы.

2 серия. Определение социометрического статуса подростка по методике «Диагностики межличностных отношений Дж. Морено» (в настоящее время имеет множество модификаций)

Цель - диагностика эмоциональных  связей, т.е. взаимных симпатий между  членами группы и выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые).

Социометрические индексы (СИ) позволяют представить результаты опроса в количественной форме. Различают  персональные и групповые СИ.

К персональным относят:

1. Индекс социометрического  статуса (Ист) – определяет положение, место конкретного человека в коллективе по выделенному критерию. Вычисляется по формуле:

Ист =

(К+) – (К-)

N – 1


где (К+) и (К-) – количество полученных положительных и отрицательных  выборов; N – число испытуемых.

2. Индекс потребности  в общении (Ипо) – показывает  степень потребности в общении  по отношению к теоретически  возможной. Вычисляется по формуле:

Ипо =

(К+) – (К-)

N – 1


где (К+) и (К-) – количество сделанных  испытуемым положительных и отрицательных  выборов; N – число испытуемых.

3. Индекс психологической  совместимости (Ипсм). Вычисляется  по формуле:

Ипсм =

(К++) – (К--)

N – 1


где (К++) и (К--) – количество взаимных положительных и отрицательных выборов; N – число испытуемых.

3 серия. Определение  форм агрессивных реакций у подростков по методике Басса-Дарки (2005).

Цель методики - выявить виды агрессивности и враждебных реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, склонность к раздражению (коротко – раздражение) – готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости; негативизм; обида; подозрительность – вербальная агрессия; угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства (этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки).

Диагностические возможности: Данная методика была выбрана по высокой степени надежности, валидности и простоте обработки. Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций, которые непосредственным образом влияют на конфликтность в поведении людей и выявляет причины конфликтности:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена – взрывы ярости, топанье ногами и т. д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

Склонность к раздражению  – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости грубости.

Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства.

Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, ругань).

Угрызения совести, чувство  вины – ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются. Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызения совести.

Информация о работе Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе