Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности асоциального поведения подростков в школе.
Задачи исследования:
1) провести анализ основных теоретических подходов к пониманию проблемы асоциального поведения;
2) изучить особенности отклоняющегося поведения в подростковый период и методы его профилактики;

Содержание работы

Глава 1 Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие асоциального поведения в трудах отечественных и зарубежных авторов 7
1.2 Психологические особенности асоциального поведения подростков 18
Вывод по первой главе…………………………………………………...……36
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей асоциального поведения подростков в школе
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 37
2.2 Сравнительный анализ полученных результатов 42
2.3 Психологическая работа по снижению асоциального поведения у подростков в экспериментальной группе 47
Вывод по второй главе………………………………………………………..54
Заключение 55
Список литературы 59

Файлы: 1 файл

Проблема асоциального поведения подростков в школе.doc

— 545.00 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из полученных данных, что после проведенных занятий улучшились показатели самооценки подростков, у большинства подростков она стала адекватная; улучшилась обстановка в классе, больше детей стало со статусом «принятый», и меньше со статусом «непринятый», «изолированный», также в классе появилась еще одна «звезда». После проведения занятий улчшились показатели по проявлению агрессивных реакций снизился, в среднем показатель снизился на 15%.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод о результативности подобранных занятий по снижению асоциального поведения детей подросткового возраста.

В качестве рекомендаций по предупреждению асоциального поведения  подростков можно порекомендовать  психогигиенические и психопрофилактические формы работы, которые должны включать в себя [14, С.162]:

- обучение детей правилам и нормам гигиены с учетом половозрастных особенностей;

- изучение особенностей физического и психического развития детей в период пребывания в детском учреждении;

- анализ социально-культурных условий воспитания детей в конкретном микросоциальном окружении - в семье, в кругу сверстников и т. д.

Эта работа позволяет  своевременно выявить группу детей  с повышенным риском формирования различных  вредных привычек и девиаций поведения, а также особенности аномального  развития детей.

Наряду с этим психопрофилактическая  работа включает комплекс активных воспитательно-педагогических и коррекционных мероприятий, которые, к сожалению, до сих пор недостаточно внедрены в практику.

При разработке психогигиенических и психопрофилактических мероприятий  педагогу-психологу необходимо учитывать:

- особенности проявления той или иной вредной привычки у ребенка, социально-культурные условия, при которых она сформировалась;

- уровень общей осведомленности ребенка о проявлении данной привычки или девиации, возможностях самостоятельного избавления от нее;

- степень выраженности аномально-личностных новообразований, сформировавшихся под влиянием той или иной вредной привычки;

- наличие достаточно сохранных характеристик познавательной и личностной сфер в целях их актуализации для дальнейшего развития.

Для лиц подросткового  возраста психогигиенические и психопрофилактические  мероприятия сводятся в первую очередь  к выявлению в их среде лиц, склонных к алкоголизму, наркомании и токсикомании, различным сексуальным  девиациям. В случае выявления таких  лиц педагогу необходимо уведомить об этом администрацию школы и родителей для принятия необходимых мер по лечению и реабилитации.

Диагностика склонности к различного рода наркотическим  веществам проводится с привлечением психологов и медиков. Задача педагога состоит в координации их усилий и осуществлении связи с семьей ребенка.

Состояние психического и физического здоровья детей  во многом зависит от условий, в которых  происходит процесс их обучения и  воспитания. Школьная неуспеваемость, социальная дезадаптация по-разному сказываются на состоянии психического здоровья детей и могут привести к неврозам, астении, психопатическим реакциям.

  Подобные состояния развиваются у детей вследствие умственных и физических перегрузок, нарушения микросоциальных контактов в кругу сверстников, со взрослыми - родителями, учителями. Нередки случаи травли детей со стороны педагогов, навешивания ярлыков, необъективного отношения к их личности и поведению. Причина тому - слабая психолого-педагогическая подготовленность учителей, грубое и пренебрежительное отношение к учащимся.

В практике учебно-воспитательной работы педагоги чаще всего ограничиваются общепринятыми мерами воздействия - поощрением и наказанием.

Поэтому отношения, которые  устанавливаются между взрослым и ребенком, учителем и учеником, следует рассматривать как недостаточно естественные, так как ребенок постоянно «должен» быть исполнительным, послушным. К сожалению, многие педагоги не всегда задумываются над тем, что в неравных отношениях с ребенком они способствуют порождению психотравмирующих факторов, вызывающих отклонения от нормального физического и психического развития личности ребенка [14, C.163].

С нашей точки зрения, изначально правильный подход к воспитанию и обучению ребенка в семье  и детских учреждениях уже непосредственно включает в себя комплекс профилактических и оздоровительных мер по предупреждению аномального поведения.

В работе с детьми необходимо прежде всего следовать принципам  индивидуального подхода к воспитанию. Однако в педагогической практике индивидуальный подход понимается в узком смысле, когда меры учебно-воспитательного воздействия направлены главным образом на тех детей, кто плохо учится, нарушает дисциплину.

В более широком смысле индивидуальный подход должен быть применим в равной степени ко всем детям, предполагая знание педагогом/ психологом личности каждого ребенка.

Психическое развитие детей  протекает неравномерно, и педагог/психолог в этом смысле должен быть постоянно  начеку, он должен своевременно заметить отклонения в психическом развитии ребенка, чутко реагировать на изменения его потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Только следуя этим принциам, педагог сумеет избрать правильную тактику и определить те индивидуальные меры воздействия, которые наиболее эффективны по отношению именно к этому ребенку.

Вывод по второй главе

 

    Результаты эксперимента показали значительные качественные изменения в поведении. При переходе от этапа к этапу происходит развитие личности в позитивном направлении, что выражается в возможности креативности, укрепление самостоятельности и ответственности. Тем самым происходит реализация и самореализация личности в ходе воспитательно-коррекционной программы, что подтверждает ее эффективность.

Асоциальные установки, асоциальное поведение, возникшие в процессе развития личности, взаимосвязаны и подвержены взаимному влиянию, так что при отсутствии полноценной воспитательно-коррекционной работы усугубляется «трудность» подростка, приводя к возникновению новых признаков асоциальности в развитии личности или повышая уровень запущенности уже имеющихся. Поэтому на начальном этапе предупреждения и преодоления асоциального поведения было очень важно разорвать такие отрицательные связи, задавая новый тон в развитии подростка. Наблюдая лишь небольшие сдвиги в снижении уровня асоциальности, мы в действительности получили разрыв отрицательных взаимозависимостей между данными видами асоциального поведения и направили развитие личности подростка в положительное русло.

Наше исследование не исчерпывается содержанием рассматриваемой темы. Дальнейшие развитие может быть продолжено в следующих направлениях: разработка целостной воспитательной системы, направленной на предупреждение и преодоление асоциального поведения и асоциальных установок в развитии личности; на поиск, определение и внедрение новых методов и условий как предупреждения, так и преодоления асоциального поведения подростка, а также анализ предпосылок такого поведения в дошкольном и школьном возрасте; разработка диагностических программ, позволяющих определять уровень асоциальности на ранней и последующих стадиях «трудности» подростка.

 

Заключение

 

Современные знания об асоциальном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. Отдельные подходы, уделяя внимание преимущественно какому-то одному аспекту проблемы, закономерно дополняют друг друга. Например, клинический подход изучает психопатологическую природу девиантности, социологические теории рассматривают ее социальные детерминанты, психологические концепции делают основной акцент на внутриличностных механизмах данного явления.

Понятие нормы поведения весьма неоднозначно, и если вдуматься, то можно прийти к выводу, что четкой границы между «приемлемым» и «неприемлемым» нет. Не существует и «идеальной» нормы. Всякий человек в той или иной степени ненормален. Просто у отдельных людей некоторые свойства выражены сильнее, чем у остальных, и поэтому такие люди нуждаются в дополнительной поддержке и помощи в адаптации.

Многочисленные исследования отечественных ученых свидетельствуют, что психобиологические факторы, определяющие развитие психики ребенка, взаимосвязаны с индивидуально-психологическими особенностями формирования характера подростка, его эмоционально-волевой и мотивационной сферами. Они, в свою очередь, испытывают влияние со стороны социально-педагогических факторов: семьи, ближайшего окружения школьников.

Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения подростков, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы.

Существуют различные  классификации асоциального поведения, например, по своей направленности отклоняющееся поведение может быть направлено на себя (например, суицидальные действия, наркомания, токсикомания, алкоголизация и т.п.), на других людей (неуставные взаимоотношения), на частную и государственную собственность и т.п.

Даже далеко не полный анализ форм и проявлений асоциальности позволяет, тем не менее, лучше понять сложные элементы общественной жизни, конкретнее представить себе природу девиантного поведения в целом, а может быть, и избавиться от некоторых привычных иллюзий и мифов.

Отклоняющееся поведение  личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.

Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой  системы играет в ней связующую  роль и отличается выраженной гуманистической  направленностью. Этот факт получил  отражение в таких принципах  психологической работы, как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение личности и индивидуальности.

Психологическая помощь имеет два ведущих направления. Это психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация). Психодиагностика, как правило, не является самостоятельным направлением работы и не должна быть целью психологической помощи. Это вспомогательный вид деятельности, важный, но не обязательный, как правило, решающий промежуточные практические задачи.

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему  общих и специальных мероприятий  на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью - с подростками.

Стремление подростка  к самостоятельности, к признанию  его новой социальной роли, встречая противодействие взрослых, ведет  к появлению «зоны отчуждения», психологического барьера, преодолевая который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения.

Агрессия и родственные  формы поведения у детей и  подростков являются в наше время  важнейшими проблемами. Агрессивность  в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем, на развитие агрессивности подростка могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и др. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защиты себя или удовлетворить свои потребности в ситуациях, в которых растущий человек не видит иного выхода

Исследование агрессивного поведения подростков в экспериментальном  и контрольном классах показало, что специальные занятия по коррекции  отклоняющегося поведения способны нивелировать острые углы агрессии в  подростковый период.

Таким образом, гипотеза исследования, исходившая из предположения о том, что снижение проявлений асоциального поведения у подростков 14-15 летнего возраста будет эффективным при условии организации направленной психокоррекционной работы с ними, подтвердилась.

Информация о работе Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе