Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности асоциального поведения подростков в школе.
Задачи исследования:
1) провести анализ основных теоретических подходов к пониманию проблемы асоциального поведения;
2) изучить особенности отклоняющегося поведения в подростковый период и методы его профилактики;

Содержание работы

Глава 1 Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие асоциального поведения в трудах отечественных и зарубежных авторов 7
1.2 Психологические особенности асоциального поведения подростков 18
Вывод по первой главе…………………………………………………...……36
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей асоциального поведения подростков в школе
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 37
2.2 Сравнительный анализ полученных результатов 42
2.3 Психологическая работа по снижению асоциального поведения у подростков в экспериментальной группе 47
Вывод по второй главе………………………………………………………..54
Заключение 55
Список литературы 59

Файлы: 1 файл

Проблема асоциального поведения подростков в школе.doc

— 545.00 Кб (Скачать файл)

- адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;

- способность к адаптации в микросоциальных отношениях;

- способность к самоуправлению собственным поведением, его изменению в зависимости от смены ситуаций, разумному планированию жизненных целей и поддержанию активности в их достижении;

- критический подход к обстоятельствам жизни, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи и пр. [28, С.7-8].

Другими словами, «нормальный» человек – это человек, соответствующий в своих психических проявлениях основным тенденциям половозрастного развития и социальным нормам на данном этапе развития общества. Отклонения от этой нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности – от более «заостренных» отдельных черт характера (акцентуация) до различного рода невротических состояний и деформаций личности. Данные психологические особенности конкретного человека находят выражение в его поведении, отличающемся, как правило, от общепринятых взглядов. В сочетании с нарушением социальных (правовых и нравственных) норм такое поведение характеризуется как асоциальное (отклоняющееся).

«Нормальность» поведения  оценивается также с точки  зрения его типичности для представителей данного общества, группы. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как  аномальную. Речь здесь идет о статистическом критерии, позволяющем утверждать, что от 2% до 3% людей по обе стороны от того большинства, которое ведет себя более или менее «нормально», окажутся люди соответственно «слишком» или «недостаточно» общительные, беспокойные, организованные и т.д.

Чаще всего, однако, «ненормальным» считают человека, «вышедшего из всех нормальных рамок», все поведение  которого идет вразрез с ценностями, привычками или установками других людей.

Основными свойствами социальной нормы являются:

  • объективность отражения действительности;
  • однозначность (непротиворечивость);
  • историчность (преемственность);
  • обязательность воспроизводства;
  • относительная устойчивость (стабильность);
  • динамичность (изменчивость);
  • формальная определенность (внешняя завершенность);
  • степень распространенности, обращенность в будущее;
  • оптимальность;
  • возможность ее измерения;
  • организующая, регулирующая способность;
  • превентивность;
  • коррекционно-воспитательная способность [23, С.32]

Данная классификация  свойств нормы, разумеется, не претендует на совершенство, однако в ней более адекватно, чем в других работах, отражена сущность, свойства социальной нормы.

Таким образом, понятие  нормы весьма неоднозначно, и если вдуматься, то можно прийти к выводу, что четкой границы между «приемлемым» и «неприемлемым» нет. Не существует и «идеальной» нормы. Всякий человек в той или иной степени ненормален. Просто у отдельных людей некоторые свойства выражены сильнее, чем у остальных, и поэтому такие люди нуждаются в дополнительной поддержке и помощи в адаптации.

Споры начинаются тогда, когда нужно решить, какой должна быть эта поддержка – социальной, психологической или медицинской. Выбор, который в этих случаях  необходимо сделать, по существу, зависит  от того подхода, к которому прибегают в попытках объяснить аномальное поведение [28, С.9].

Также для этого необходимо разграничивать собственно отклоняющееся поведение (связанное с нарушением социальных норм) и поведение аномальное, характеристика которого зачастую связана с мозговой патологией (см. схему 1).


 

 



 





 

 

Рис. 1 Схема «Детерминация аномального и асоциального поведения»

 

Асоциальность можно определить как поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм и установленных стандартов (юридических, моральных или социальных). Асоциальность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным нормам (ожиданиям), которые могут быть спорными (даже убийство не абсолютно - на войне оно поощряемо). Асоциальное поведение включает 3 основных компонента:  а) человека, которому свойственно определенное поведение;

б) норму / ожидание, являющиеся критерием оценки поведения как асоциального;

в) другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение [18, 2004].

Рассмотрим некоторые концепции объясняющие асоциальное поведение:

1. Биологическое объяснение отклонений в поведении представлено в теории У.Шелдона, согласно которой характер поведения людей обусловлен особенностями их телослоения (наиболее склонны к асоциальному поведению мезоморфы, чье тело отличается силой и стройностью); взглядах Ч.Ламброзо о том, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции и потому он обладает характерной внешностью (выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли); биологической концепцией о том, что мужчины, обладающие дополнительными половыми хромосомами Y (XXY, XYY), в большей степени склонны к агрессивности и преступности; однако многие факты противоречат этим подходам.

2. Психологические объяснения: например, концепция агрессивного поведения подростков как формы «самоутверждения» [5, 7, 29], но в этом случае не низкое самоуважение обуславливает отклоняющееся поведение, а делинквентные действия снижают самооценку; за нарушением правил следует осуждение, которое, в свою очередь также обуславливает более низкую самооценку; представления З.Фрейда о «преступниках с чувством вины» (которые хотят быть наказаны). Психологические факторы везде рассматриваются в совокупностями с другими.

В отечественной психологии (М. А. Алемаскин, 1968; Л. М. Зюбин, 1974; К. Е. Игошев, 1976; А. Н. Леонтьев, 1979; и многие др.) и криминологии (В. Н. Кудрявцев, 1976; Г. М. Миньковский,1980; А. Р. Ратинов, 1989; А. М. Яковлев, 19991; и др.) убедительно показано, что отклоняющееся поведение не определяется «прирожденными механизмами», обусловливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды, групповых взаимоотношений, недостатками воспитания и т.п. Именно под их воздействием возникают и развиваются такие виды отклоняющегося поведения, как агрессия, аномия, фрустрация.

3. Социологические объяснения:

а) Теория аномии Э.Дюркейма подчеркивает роль нормативной неопределенности и дезориентации, вследствие чего жизненный  опыт людей перестает соответствовать социальным нормам общества. С другой стороны, предложена концепция необходимости для общества людей с асоциальным поведением, помогающих понять и сохранить нормы [60, 344с.]

б) Теория аномии Р.Мертона  опирается на анализ фактов, способствующих принятию или отрицанию людьми целей общества, социально одобряемых средств достижения или того и другого вместе. Типология девиаций: инновация (согласие с одобряемыми целями, но отрицание одобряемых способов их достижения), ритуализм (отрицание целей, но использование одобряемых средств), ретреатизм (бегство от действительности) и бунт.

в) Культурологические объяснения (Т.Селли, У.Миллер, 1978) сосредоточены  на анализе культурных ценностей (типы отклонений возникают при усвоении норм субкультуры, которые притиворечат правилам культуры господствующей).

г) Теория стигматизации  или наклеивания ярлыков (Г.Беккер, 1979) объясняет девиантное поведение  тем, что влиятельные группы обладают возможностью наклеивать ярлыки «девиатов» на представителей менее влиятельных групп.

д) Конфликтологический  подход (А.Турк, Р.Квинни, 1978) придает  основное значение сущности самого общества и его законодательной системы (девианты чаще бунтовщики).

Причинами асоциального поведения можно считать противоречия социально-экономического и политического развития, с одной стороны, и индивидуальную социально-психологическую дезадаптацию с кризисом духовности, с другой.

Отклонение нередко рассматривается как процесс развития (Н.Смелзер, 1982), в ходе которого можно выделить несколько стадий: формирование норм – совершение асоциального поступка – признание поступка асоциальным – признание человека асоциальным – стигматизация – следствия стигматизации – коллективные формы асоциального поведения.

Социальный контроль выражается в стремлении других (большинства) воспрепятствовать асоциальному поведению, наказать или «вернуть в строй». Методы социального контроля: изоляция, обособление и реабилитация. Типы неформального социального контроля: социальное поощрение, наказание, убеждение и переоценка норм.

Наиболее податлива  к асоциальности молодежь, особенно лишенная благоприятных условий социализации. Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Модели асоциального поведения могут быть на ситуационном, средовом и персональном (индивидуальном) уровнях.

Основные типы асоциального поведения: преступность, пьянство и алкоголизм; явления «наркотизма», «наркомании» и «токсикомании»; сексуальные девиации и сексуальные перверсии (извращения), суицид, бродяжничество, страхи и навязчивости, агрессия и пр.). Относительно специфическими формами асоциального поведения детей и молодежи являются «черный юмор» и подростковый вандализм (гаффити).

Асоциальное поведение часто характеризуется агрессией и фрустрацией личности.

Агрессия (от лат. aggresio –  приступ, нападение) – отклоняющееся  поведение человека, причиняющее  моральный, физический и материальный ущерб другим людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние страха, подавленности и т.д.).

Фрустрация – отклоняющееся  поведение человека, вызванное непреодолимым  препятствием, преградой (физической и  нравственной), мешающей достижению цели и удовлетворению потребности, что сопровождается переживаниями разочарования, раздражения. (Разумеется, фрустрация не обязательно порождает отклоняющееся поведение) [41, С.78].

В последнее время  доминирующим фактором асоциального поведения является системный кризис государства и общества. Свое выражение он получил в виде достаточно высокого уровня социальной напряженности, правовом нигилизме граждан, снижении культурного уровня, снижении психологического здоровья нации из-за невозможности адаптироваться отдельных слоев населения к низкому уровню жизни и социальным изменениям.

Таким образом, асоциальное поведение представляет собой довольно сложный феномен, понимание которого требует разностороннего изучения различных плоскостей научного знания. Как всякое действие, отклоняющееся поведение имеет внутренний механизм, своеобразную пружину (цель, мотив), которые обусловлены психобиологическими особенностями личности, ее возрастными особенностями, социальным опытом и общим развитием.

1.2 Психологические особенности асоциального поведения подростков

 

Границы подросткового  периода примерно совпадают с  обучением детей в V-IX классах средней школы и охватывают возраст от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в V класс и происходить на год раньше или позже.

Особое положение подросткового  периода в цикле детского развития отражено в других его названиях  – «переходный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность  и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения [15, С.137].

В подростковый период не только происходит коренная перестройка  ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. [11, 141 с.].

Появление психических  новообразований в подростковом возрасте сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подросток уже не ребенок и еще не взрослый. И вот это «уже» и «еще» создает массу проблем для подростка. Стремление к взрослости проявляется у подростка как потребность приобщения к миру взрослых, к их жизни и деятельности. На вооружение берутся чисто внешние стороны взрослости: внешний облик, манеры поведения, кажущаяся свобода в принятии решений. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют родители, учителя. Но малый жизненный опыт, неоднозначное восприятие социальной ситуации, приводят к разногласиям со взрослыми, порождают конфликты между ними. Однако конфликтных ситуаций можно избежать, если при их возникновении учитывать особенности психического развития подростка.

Потребность в общении является одной из ведущих, определяющих в подростковом возрасте. Наряду с общением в процессе социализации у подростков-школьников главным видом деятельности остается учеба. От того, как учится подросток, во многом зависят его интеллектуальное развитие, формирование мировоззрения [18, С.116].

Информация о работе Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе