Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности асоциального поведения подростков в школе.
Задачи исследования:
1) провести анализ основных теоретических подходов к пониманию проблемы асоциального поведения;
2) изучить особенности отклоняющегося поведения в подростковый период и методы его профилактики;

Содержание работы

Глава 1 Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие асоциального поведения в трудах отечественных и зарубежных авторов 7
1.2 Психологические особенности асоциального поведения подростков 18
Вывод по первой главе…………………………………………………...……36
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей асоциального поведения подростков в школе
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 37
2.2 Сравнительный анализ полученных результатов 42
2.3 Психологическая работа по снижению асоциального поведения у подростков в экспериментальной группе 47
Вывод по второй главе………………………………………………………..54
Заключение 55
Список литературы 59

Файлы: 1 файл

Проблема асоциального поведения подростков в школе.doc

— 545.00 Кб (Скачать файл)

Нередко подросток находит  дефекты в лице (крупный или  тонкий нос, горбинка, слишком полные губы, некрасивая форма ушей, наличие прыщей или угрей, недостатки фигуры, строения тела и т.п.). Мысли о своей воображаемой дефективности занимают центральное место в переживаниях подростка и определяют весь стереотип его поведения и мышления.

3) Наркотизм или аддиктивное поведение. В научной литературе понятие «наркотизм» (наркомания) понимается как относительно распространенное статистически устойчивое социальное явление, разновидность асоциального поведения, выражающееся в потреблении определенной частью населения наркотических или иных токсических средств с соответствующими последствиями. Наркотизм характеризуется степенью распространенности употребления наркотиков, их ассортиментом и наличием социальных проблем, связанных со злоупотреблением наркотиками или иными токсическими веществами [23, С.72].

Аддиктивное поведение  чаще связывают только со злоупотреблением психоактивными веществами. Аддиктивное  поведение – злоупотребление  одним или несколькими химическими  веществами, протекающими на фоне измененного  сознания [43, С.289].

Аддиктивная личность - характеризуется склонностью к поиску эмоциональных запредельных переживаний и неспособностью проявлять ответственность. Поведение аддиктивной личности определяется стремлением к уходу от реальности (Н.Д.Менделевич, 2001).

У аддиктивной личности появляется «двойная жизнь», состоящая из прежней «нормальной» жизни и жизни с аддиктивными реализациями. Реализация, раздумья, фантазии на аддиктивную тему занимают большое количество времени и энергии. Сосуществование двух стилей жизни в одном человеке приводит к изменению установок, мотивации и системы ценностей [43, С.296].

Ведя двойную жизнь, подросток стремится скрыть ее. Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных  ошибках и промахах вытекает из структуры аддиктивной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами. Из-за плохой переносимости трудностей повседневной жизни, постоянных упреков в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких и окружающих у аддиктивных личностей формируются скрытый «комплекс неполноценности», гиперкомпенсаторная реакция. От заниженной самооценки под влиянием внешней оценки окружающих индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствует поддержанию самоуважения в неблагоприятных условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Чувство превосходства опирается на сравнение «серого обывательского болота», в котором находятся все окружающие и «настоящей свободной от обязательств жизни» аддиктивного человека (В.Д.Менделевич, 2001) [43, С.297].

Переход аддиктивного поведения в зависимое определяется рядом факторов, которые в соответствии с природой самого человека традиционно делятся на социальные, психологические и биологические.

4) Вандализм: граффити. Вандализм — одна из форм разрушительного поведения человека. Говоря о вандализме, исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парков и вытаптывания газонов до разгромов магазинов во время массовых беспорядков.

Многочисленные исследования и  статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11 — 13 лет (Д. Эллиот, М. Лебланк, М. Фрешетт, Р. Мейби, Д. Визенталь и др.). Вандализм занимает заметное место в структуре криминальной активности подростков 13—17 лет [23].

Часто упоминается в психологической  литературе типология С. Коэна (1965). В зависимости от доминирующего  мотива разрушения С. Коэн выделяет шесть  типов вандализма [27]: вандализм как способ приобретения; тактический вандализм; идеологический вандализм; вандализм как мщение; вандализм как игра; злобный вандализм.

Однако существует оригинальная форма  проявления девиантного поведения  среди подростков и молодежи —  граффити (отечественные исследователи: А.С. Скороходова (1998, 1999); В. Седнев (1993); В.Н. Руденко(1997); Ю. Борисов (1995); Т.Б. Щепанская (1993).

Граффити составляют неотъемлемую часть пейзажа современных городов  и сел, а также внутренне обстановки общественных зданий. Их можно обнаружить на стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, лифтах, на лестницах, в общественных туалетах, на столах и даже на памятниках культуры. В современном мире граффити является одной из распространенных форм вандализма и наносит значительный финансовый и социальный ущерб городской среде во многих странах.

Вандализм в целом и граффити как один из видов вандализма рассматриваются  как разновидность подростково-молодежной девиантности и делинквентности.

5) Самоубийство (суицид) — одна из вечных проблем человека, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек.

Самоубийство следует рассматривать  в рамках комплексной проблемы суицидального  поведения, которое включает в себя суицидальные мысли, суицидальные приготовления, суицидальные попытки, суицидально намерения и собственно акт суицида. Эта концепция получила широкое распространение на Западе и по не зависящим от отечественных ученых причинам относительно недавно разрабатывается в нашей стране.

Неверное представление о том, что к суицидальному поведению склонны люди с нарушениями функционирования психики, опровергается данными науки. Исследования показывают, что более 80% лиц из числа лишивших себя жизни — это практически здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации [61, С.79]. По данным Московского НИИ психиатрии, на учете в психоневрологических диспансерах состояли около 20% суицидентов и только 8—9% нуждались в специализированной медицинской помощи.

Люди с пугающей частотой добровольно уходят из жизни. В России в 1997 и 1998 гг. зафиксировано соответственно около 53 тыс. и более 50 тыс. самоубийств, что в 2—3 раза больше числа погибших от насильственных преступлений. Соотношение «суицид — попытка» составляет 1:10, т. е. 1 завершенный суицид приходится примерно на 10 попыток. Следовательно, у нас в стране ежегодно около полумиллиона человек пытаются покончить жизнь самоубийством. В США доля самоубийств среди молодежи в возрасте 15-24 лет за последние 20 лет увеличилось вдвое [43, С.40-41].

Суицидоопасные реакции  проявляются на нескольких уровнях  личностного функционирования. В аффективной сфере это интенсивные отрицательные эмоции (тревога, одиночество, отчаяние, тоска, обида). В когнитивной области возникает неадаптивная концепция ситуации с пессимистической оценкой настоящего и будущего, с искаженным восприятием времени. Нарушения личностной идентификации затрагивают самооценку, снижают способность принимать решения, нарушают уверенность в переносимости аффективного напряжения. Поведение часто бывает импульсивным, непродуктивным. Считается, что период острых суицидальных реакций в среднем длится около месяца. Главная цель неотложной помощи — предотвратить дальнейшее развитие реакции и покушение на самоубийство.

6) Агрессия. «Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда, либо даже на уничтожение другого человека или группы» [49, С.12]

«Агрессивность –  устойчивая черта личности – готовность к поведению агрессивному» [49, С.12].

По мнению Р.Бэрона и  Д.Ричардсон (1997) однозначно определить внутреннюю агрессивную тенденцию  конкретной личности сложно, но можно  оценить степень и характер ее внешних проявлений, т. е. агрессивного поведения. Таким образом, агрессивное  поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы: ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо); активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий). [12, 336с.]

Многие авторы разводят понятия агрессии и агрессивности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий  специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается  как некоторая специфическая форма поведения и агрессивности как психического свойства, структура психических свойств человека.

Агрессия (и агрессоры) всегда оцениваются резко отрицательно как выражение антигуманизма, насилия, культа грубой силы. В то же время  имеются случаи, когда об агрессивных действиях говорят как об энергично наступательных и дают им положительную оценку. Это делается, если речь идет о спортивных состязаниях: отсутствие у команды спортивной «злости» или агрессивности оценивается как существенный недостаток. Однако, «положительная агрессия» является, скорее, исключением, имеющим место в узко специальной сфере.

Агрессивность это не вызванная объективными обстоятельствами (как необходимая ответная реакция), неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру; свойство или черта личности, проявляющаяся в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Согласно А.Басс (А.Buss, 1961), враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия «агрессора». Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

В содержательном плане  ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как: выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях; тенденцию к разрушению; направленность на причинение вреда окружающим людям; склонность к насилию (причинение боли).

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего, те формы  агрессивного поведения, которые «нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». Такое агрессивно-социальное поведение непременно включает насилие – вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется агрессивными мотивами – разрушить, устранить, использовать, навредить.

Очевидно, что насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением  и нежелательным следствием агрессивного поведения.

Данные современной  науки убеждают, что агрессивный  подросток – это прежде всего  обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.

Таким образом, агрессивность  в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем, на развитие агрессивности подростка могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и др. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защиты себя или удовлетворить свои потребности в ситуациях, в которых растущий человек не видит иного выхода. [37, с.137].

В русле рассматриваемых  проявлений асоциального поведения  подростков возникает проблема его  профилактики и коррекции. Отклоняющееся поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.

Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой  системы играет в ней связующую  роль и отличается выраженной гуманистической  направленностью. Этот факт получил  отражение в таких принципах  психологической работы, как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение личности и индивидуальности.

Психологическая помощь имеет два ведущих направления. Это психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация). Психодиагностика, как правило, не является самостоятельным направлением работы и не должна быть целью психологической помощи. Это вспомогательный вид деятельности, важный, но не обязательный, как правило, решающий промежуточные практические задачи [20, С.160].

Информация о работе Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе