Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:24, дипломная работа
Цель исследования – изучить особенности асоциального поведения подростков в школе.
Задачи исследования:
1) провести анализ основных теоретических подходов к пониманию проблемы асоциального поведения;
2) изучить особенности отклоняющегося поведения в подростковый период и методы его профилактики;
Глава 1 Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие асоциального поведения в трудах отечественных и зарубежных авторов 7
1.2 Психологические особенности асоциального поведения подростков 18
Вывод по первой главе…………………………………………………...……36
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей асоциального поведения подростков в школе
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 37
2.2 Сравнительный анализ полученных результатов 42
2.3 Психологическая работа по снижению асоциального поведения у подростков в экспериментальной группе 47
Вывод по второй главе………………………………………………………..54
Заключение 55
Список литературы 59
Организация работы: Исследования проводились в двух классах: экспериментальном и контрольном. Групповые исследования проводились в равных условиях и привычной обстановке.
Количественно-качественный анализ данных, полученных при проведении 3-х серий заданий, позволил сделать выводы об особенностях самооценки подростков, их социометрическом статусе и формах агрессивных и враждебных реакций как предпосылок асоциального поведения.
Проведение 1-ой серии позволило выявить уровень самооценки и притязаний детей подросткового возраста.
Таблица 2.
Количественно-качественный анализ исследования самооценки подростков
Уровень самооценки |
Уровень притязаний | |||||
Завышенная |
Адекватная |
Заниженная |
Завышенный |
Адекватный |
Заниженный | |
Экспериментальная группа |
25% (5 чел.) |
45% (9 чел.) |
30% (6 чел.) |
10% (2 чел.) |
70% (16 чел.) |
20% (4 чел.) |
Контрольная группа |
30% (6 чел.) |
60% (12 чел.) |
10% (2 чел.) |
10% (2 чел.) |
85% (17 чел.) |
5% (1 чел.) |
По результатам количественно-
Таким образом, завышенный уровень самооценки выявлен у 25% подростков экспериментальной группы и 30% контрольной группы. Такие дети склонны переоценивать себя, что говорит о личностной незрелости, неумении правильно оценивать свой результат. Адекватный уровень самооценки (реалистичной) выявлен у 45% детей из экспериментальной группы и 60% - из контрольной. Низкий уровень самооценки показали в своих ответах 30% подростков из экспериментальной группы и 10% - из контрольной.
Завышенный уровень притязаний выявлен у 10% в каждой группе, что говорит о нереалистичности представлений о своем будущем, личностной незрелости, о некритичности испытуемых к собственным возможностям. Адекватный уровень притязаний показали в своих ответах 70% и 85% подростков (из экспериментальной и контрольной групп соответственно) – такие данные свидетельствуют об оптимистичном представлении о своих способностях, реалистичности восприятия и благоприятном развитии личности. Низкий уровень притязаний выявлен у 20% испытуемых из экспериментальной группы и 5% - из контрольной, что является индикатором неблагоприятного развития личности.
При обработке результатов по методике Т. Дембо - С.Я. Рубинштейна определяются такие параметры как количественные показатели расхождения между самооценкой и уровнем притязаний в баллах.
Таблица 3. Степень расхождения между уровнем притязаний
и уровнем самооценки, %
Высокая степень расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки выявлена у 30% детей из экспериментальной группы и 10% из контрольной, что говорит о конфликте между тем, к чему стремиться подросток и тем, что он считает для себя возможным.
Умеренная (средняя) степень
расхождения между уровнем
Низкая степень расхождения у 25% детей из экспериментальной группы и 15% -контрольной. Данные свидетельствуют о том, что для таких подростков притязания не служат стимулом личностного развития, а отношение к себе не носит конструктивного характера. В целом для таких детей характерна завышенная самооценка,
Проведение 2-ой серии заданий позволило выявить социометрический статус подростков из экспериментальной и контрольной групп
Таблица 4.
Результаты количественно-
Статус Группа |
Изолированный |
Непринятый |
Предпочитаемый |
Звезда |
Экспериментал-ьная группа |
5% (1 чел.) |
15% (3 чел.) |
70% (14 чел.) |
10% (2 чел.) |
Контрольная группа |
15% (3 чел.) |
70% (14 чел.) |
15% (3 чел.) |
0% (0 чел.) |
В результате проведения
количественно-качественного
В контрольной группе большинство детей отнесены к статусу «принятые», что свидетельствует о достаточно сплоченном коллективе, где существуют взаимные симпатии, а общение протекает в достаточной благоприятной атмосфере.
Проведение 3 серии позволило выявить формы агрессивных и враждебных реакций у подростков.
Результаты исследований по методике А.Баса-Б.Дарки
Из данных, представленных на диаграмме (рис.3.), можно сделать вывод о более сильных агрессивных и враждебных тенденциях в поведении подростков в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной.
Сводные таблицы результатов обследования по 40 подросткам представлены в Приложениях 4 и 5 (таблицы 1, 2, 3,4).
Расчет индекса враждебности (ИВ) и индекса агрессивности (ИА) рассчитываются по формулам:
По результатам тестирования в экспериментальной группе:
Из итоговых показателей
можно выделить преобладающую форму
агрессивности в
По результатам тестирования в контрольной группе:
Из итоговых показателей можно выделить три преобладающие формы агрессивности – вербальная агрессия (40%) и негативизм (35%). Кроме того, необходимо индекса враждебности в группе – 22,5%, индекс агрессивности – 25%.
Формирующий этап исследования строился на основе выявленных психологических особенностей подростков и тенденций агрессивного поведения в экспериментальной группе. Исследование убедительно доказало необходимость коррекционно-развивающей работы по нивелированию (сглаживанию) проявлений асоциального поведения в школе.
Группа была набрана из испытуемых экспериментальной группы. Посещение занятий было добровольным и проводилось с согласия учащихся и их родителей. Занятия проводились 2 раза в неделю по 40-45 минут.
Программа занятий психологической коррекции асоциального поведения подростков была составлена на основе рекомендаций и упражнений Смирновой Т. П., 2003; Змановской Е. В., 2003; Овчаровой Р. В., 2003.
Цель: помочь подросткам овладеть приемами бесконфликтного взаимодействия друг с другом, откорректировать агрессивные поведенческие реакции, научиться принимать себя и других, развивать позитивную адекватную самооценку.
В соответствии с поставленной целью коррекционная программа должна решить следующие задачи:
Намеченные в данной программе цели и задачи работы с детьми с агрессивным поведением реализуются в следствии:
На занятиях использовались следующие методы и формы работы:
В программе занятий можно выделить следующие тематические блоки:
1) Подготовительный блок.
Занятия направлены на снижение эмоционального напряжения и отреагирование своего поведения.
2) Основной блок
Занятия направлены на обучение навыкам по отреагированию на негативную ситуацию и собственный гнев, обучение подростков конструктивным поведенческим реакциям, снижение уровня личностной тревожности, развитие эмпатии, позитивной самооценки и др
3) Заключительный блок
На данном этапе подводились итоги и проходила оценка состояния.
Данные коррекционно-развивающие занятия предусматривают работу с подростками, склонными к асоциальным поведенческим реакциям. В работе с детьми соблюдались принципы индивидуального подхода к воспитанию. Индивидуальный подход был применим в равной степени ко всем детям, при этом использовались данные о детях, предоставленные классным руководителем (состав семьи, личные особенности подростка и др.).
Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому в рамках школы протекало сотрудничество с родителями детей и педагогами. На классном собрании были представлены рекомендации по работе и воспитанию детей с отклоняющимся поведением.
Контрольный этап эксперимента. По окончании занятий была проведена повторная диагностика подростков из экспериментальной группы с целью определения действенности коррекционной программы по нивелированию асоциального поведения подростков.
Таблица 5.
Сравнительный анализ данных исследования по изучению влияния формирующего эксперимента на психологические особенности
подростков с асоциальным поведением
Самооценка | ||
До проведения занятий |
После проведения занятий | |
Завышенная |
25 |
30 |
Адекватная |
45 |
60 |
Заниженная |
30 |
10 |
Социометрический статус | ||
Звезда |
5 |
10 |
Предпочитаемый |
15 |
50 |
Непринятый |
70 |
35 |
Изолированный |
10 |
5 |
Формы агрессивных и враждебных реакций | ||
Физическая агрессия |
50 |
30 |
Косвенная агрессия |
45 |
35 |
Раздражение |
35 |
30 |
Негативизм |
45 |
35 |
Обида |
65 |
40 |
Подозрительность |
50 |
35 |
Вербальная агрессия |
60 |
40 |
Угрызения совести |
55 |
40 |
Средний показатель |
50,6 |
35,6 |
Информация о работе Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе