Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности асоциального поведения подростков в школе.
Задачи исследования:
1) провести анализ основных теоретических подходов к пониманию проблемы асоциального поведения;
2) изучить особенности отклоняющегося поведения в подростковый период и методы его профилактики;

Содержание работы

Глава 1 Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие асоциального поведения в трудах отечественных и зарубежных авторов 7
1.2 Психологические особенности асоциального поведения подростков 18
Вывод по первой главе…………………………………………………...……36
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей асоциального поведения подростков в школе
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 37
2.2 Сравнительный анализ полученных результатов 42
2.3 Психологическая работа по снижению асоциального поведения у подростков в экспериментальной группе 47
Вывод по второй главе………………………………………………………..54
Заключение 55
Список литературы 59

Файлы: 1 файл

Проблема асоциального поведения подростков в школе.doc

— 545.00 Кб (Скачать файл)

2.2 Сравнительный анализ полученных результатов

Организация работы: Исследования проводились в двух классах: экспериментальном и контрольном. Групповые исследования проводились в равных условиях и привычной обстановке.

Количественно-качественный анализ данных, полученных при проведении 3-х серий заданий, позволил сделать выводы об особенностях самооценки подростков, их социометрическом статусе и формах агрессивных и враждебных реакций как предпосылок асоциального поведения.

Проведение 1-ой серии позволило выявить уровень самооценки и притязаний детей подросткового возраста.

Таблица 2.

Количественно-качественный анализ исследования самооценки подростков

 

Уровень самооценки

Уровень притязаний

Завышенная

Адекватная

Заниженная

Завышенный

Адекватный

Заниженный

Экспериментальная группа

25%

(5 чел.)

45%

(9 чел.)

30%

(6 чел.)

10%

(2 чел.)

70%

(16 чел.)

20%

(4 чел.)

Контрольная группа

30%

(6 чел.)

60%

(12 чел.)

10%

(2 чел.)

10%

(2 чел.)

85%

(17 чел.)

5%

(1 чел.)


 

По результатам количественно-качественного  анализа (табл.2.1.) можно сказать, что в экспериментальной группе больше детей с заниженной самооценкой, чем в контрольной, для которой более характерна адекватная самооценка.

Таким образом, завышенный уровень самооценки выявлен у 25% подростков экспериментальной группы и 30% контрольной группы. Такие дети склонны переоценивать себя, что говорит о личностной незрелости, неумении правильно оценивать свой результат. Адекватный уровень самооценки (реалистичной) выявлен у 45% детей из экспериментальной группы и 60% - из контрольной. Низкий уровень самооценки показали в своих ответах 30% подростков из экспериментальной группы и 10% - из контрольной.

Завышенный уровень  притязаний выявлен у 10% в каждой группе, что говорит о нереалистичности представлений о своем будущем, личностной незрелости, о некритичности испытуемых к собственным возможностям. Адекватный уровень притязаний показали в своих ответах 70% и 85% подростков (из экспериментальной и контрольной групп соответственно) – такие данные свидетельствуют об оптимистичном представлении о своих способностях, реалистичности восприятия и благоприятном развитии личности. Низкий уровень притязаний выявлен у 20% испытуемых из экспериментальной группы и 5% - из контрольной, что является индикатором неблагоприятного развития личности.

При обработке результатов по методике Т. Дембо - С.Я. Рубинштейна определяются такие параметры как количественные показатели расхождения между самооценкой и уровнем притязаний в баллах.

 

Таблица  3. Степень расхождения между уровнем притязаний

и уровнем самооценки, %

 

Высокая степень расхождения  между уровнем притязаний и уровнем  самооценки выявлена у 30% детей из экспериментальной группы и 10% из контрольной, что говорит о конфликте между тем, к чему стремиться подросток и тем, что он считает для себя возможным.

Умеренная (средняя) степень  расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки выявлена у 45% подростков из экспериментальной группы и 75% - из контрольной. Такие показатели говорят о реалистичности задач, которые ставят перед собой испытуемые.

Низкая степень расхождения  у 25% детей из экспериментальной группы и 15% -контрольной. Данные свидетельствуют о том, что для таких подростков притязания не служат стимулом личностного развития, а отношение к себе не носит конструктивного характера. В целом для таких детей характерна завышенная самооценка,

Проведение 2-ой серии заданий позволило выявить социометрический статус подростков из экспериментальной и контрольной групп

Таблица 4.

Результаты количественно-качественного анализа социометрического статуса подростков

Статус

Группа 

Изолированный

Непринятый

Предпочитаемый 

Звезда

Экспериментал-ьная группа

5%

(1 чел.)

15%

(3 чел.)

70%

(14 чел.)

10%

(2 чел.)

Контрольная группа

15%

(3 чел.)

70%

(14 чел.)

15%

(3 чел.)

0%

(0 чел.)


 

В результате проведения количественно-качественного анализа  можно сделать вывод, что в  группе подростков из экспериментальной  группы преобладают подростки со статусом «непринятый», что говорит об узком круге их общения и ограниченных взаимных симпатиях. В этой группе также выявлены изолированные подростки, с которыми никто не хочет общаться.

В контрольной группе большинство детей отнесены к  статусу «принятые», что свидетельствует  о достаточно сплоченном коллективе, где существуют взаимные симпатии, а общение протекает в достаточной благоприятной атмосфере.

Проведение 3 серии позволило  выявить формы агрессивных и  враждебных реакций у подростков.

Результаты  исследований по методике А.Баса-Б.Дарки

Рис. 3. Высокие показатели агрессивности по методике Баса-Дарки у подростков 13-14 лет, % (1-физич.агрессия, 2- косв.агрессия, 3-раздражение, 4-негативизм, 5-обида, 6-подозрительность, 7-вербальная агрессия, 8-угрызения совести)

Из данных, представленных на диаграмме (рис.3.), можно сделать вывод о более сильных агрессивных и враждебных тенденциях в поведении подростков в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной.

Сводные таблицы результатов  обследования по 40 подросткам представлены в Приложениях 4 и 5 (таблицы 1, 2, 3,4).

Расчет индекса враждебности (ИВ) и индекса агрессивности (ИА) рассчитываются по формулам:

;

По результатам тестирования в экспериментальной группе:

  • Индекс враждебности отмечен у 58% испытуемых;
  • Индекс агрессивности наблюдается у 53% подростков.

Из итоговых показателей  можно выделить преобладающую форму  агрессивности в экспериментальном  классе – обида (65%), вербальная агрессия (60%), которые присутствуют у большинства  членов этого класса. Показатель индекса  враждебности 57,5% (исходя из того, что весь класс-100%), индекса агрессивности – 47,5%.

По результатам тестирования в контрольной группе:

  • Индекс враждебности наблюдается 36% подростков;
  • Индекс агрессивности выявлен у 27% испытуемых.

Из итоговых показателей  можно выделить три преобладающие формы агрессивности – вербальная агрессия (40%) и негативизм (35%). Кроме того, необходимо индекса враждебности в группе – 22,5%, индекс агрессивности – 25%.

2.3 Психологическая работа по снижению асоциального поведения у подростков в экспериментальной группе

 

Формирующий этап исследования строился на основе выявленных психологических особенностей подростков и тенденций агрессивного поведения в экспериментальной группе. Исследование убедительно доказало необходимость коррекционно-развивающей работы по нивелированию (сглаживанию) проявлений асоциального поведения в школе.

Группа была набрана  из испытуемых экспериментальной группы. Посещение занятий было добровольным и проводилось с согласия учащихся и их родителей. Занятия проводились 2 раза в неделю по 40-45 минут.

Программа занятий психологической  коррекции асоциального поведения  подростков была составлена на основе рекомендаций и упражнений Смирновой Т. П., 2003; Змановской Е. В., 2003; Овчаровой Р. В., 2003.

Цель: помочь подросткам овладеть приемами бесконфликтного взаимодействия друг с другом, откорректировать агрессивные поведенческие реакции, научиться принимать себя и других, развивать позитивную адекватную самооценку.

В соответствии с поставленной целью коррекционная программа должна решить следующие задачи:

    1. содействовать обучению приемам по отреагированию на негативную ситуацию и собственный гнев;
    2. обучить подростков конструктивным поведенческим реакциям;
    3. развить эмпатию, позитивную адекватную самооценку и др.

Намеченные в данной программе цели и задачи работы с детьми с агрессивным поведением реализуются в следствии:

    1. Целенаправленных систематических психологических занятий, направленных на нивелиованией асоциального поведения у детей подросткового возраста.
    2. Системой упражнений.
    3. Консультирование.

На занятиях использовались следующие методы и формы работы:

    • Ролевые группы
    • Беседа
    • Сказкотерапия
    • Психогимнастика
    • Арт-терапия

В программе занятий можно выделить следующие тематические блоки:

1) Подготовительный блок.

Занятия направлены на снижение эмоционального напряжения и отреагирование своего поведения.

2) Основной блок

Занятия направлены на обучение навыкам по отреагированию на негативную ситуацию и собственный  гнев, обучение подростков конструктивным поведенческим реакциям, снижение уровня личностной тревожности, развитие эмпатии, позитивной самооценки и др

3) Заключительный блок

На данном этапе подводились итоги и проходила оценка состояния.

          Данные коррекционно-развивающие занятия предусматривают работу с подростками, склонными к асоциальным поведенческим реакциям. В работе с детьми соблюдались принципы индивидуального подхода к воспитанию. Индивидуальный подход был применим в равной степени ко всем детям, при этом использовались данные о детях, предоставленные классным руководителем (состав семьи, личные особенности подростка и др.).

Большую важность также  имеют навыки совместной работы, поэтому  в рамках школы протекало сотрудничество с родителями детей и педагогами. На классном собрании были представлены рекомендации по работе и воспитанию детей с отклоняющимся поведением.

         Контрольный этап эксперимента. По окончании занятий была проведена повторная диагностика подростков из экспериментальной группы с целью определения действенности коррекционной программы по нивелированию асоциального поведения подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5.

Сравнительный анализ данных исследования по изучению влияния формирующего эксперимента на психологические особенности

подростков с асоциальным  поведением

Самооценка

 

До проведения занятий

После проведения занятий

Завышенная

25

30

Адекватная 

45

60

Заниженная

30

10

Социометрический статус

Звезда

5

10

Предпочитаемый

15

50

Непринятый

70

35

Изолированный

10

5

Формы агрессивных и враждебных реакций

Физическая агрессия

50

30

Косвенная агрессия

45

35

Раздражение

35

30

Негативизм

45

35

Обида

65

40

Подозрительность 

50

35

Вербальная агрессия

60

40

Угрызения совести

55

40

Средний показатель

50,6

35,6

Информация о работе Проблема асоциального поведения подростков в психолого-педагогической литературе