Проблема профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

На основании вышеизложенного цель данной работы будет заключатся в разработке содержания профориентации и этапов помощи психолога в личностном и профессиональном самоопределении старшеклассника.
Теперь определим , что является объектом, предметом и сформулируем гипотезу.

Задачи:
1. Изучение теоретического материала, касающегося профориентации, личностного и профессионального самоопределения.
2. Определение методов профориентации и подбор соответствующих методик.
3.Проведение психологического исследования.
4. Интерпритация полученных результатов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
1.1 Особенности взаимодействия школьного психолога с подростками и старшеклассниками………………………………………..………………...3
1.2 Психическое и физическое развитие старшего школьника…………..11
1.3 Профессиональное самоопределение старшего подростка………………………………………………………………….....13
1.4. Формы, методы и средства профориентационной работы психолога в старшей школе……………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….36
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………...………..…..37
Приложение 1………………………………………………………..………39
Приложение 2………………………………………………………….…….40
Приложение 3………………………………………………………………..41
Приложение 4…………………………………………………………..……42
Приложение 5……………………………………………………….……….43
Приложение 6………………………………………………………………..44
Приложение 7………………………………………………………………..45
Приложение 8………………………………………………………………..64
Приложение 9………………………………………………………………..68

Файлы: 1 файл

курсовая по прфориентации - копия.doc

— 380.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика профессиональной готовности

 

Готовность — это активно-действенное состояние личности, отражающее содержание стоящей передней задачи и условия предстоящего ее решения и выступающее условием успешного выполнения любой деятельности. Изучению состояния готовности к деятельности большое внимание уделено в работах М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко и др.

Возникновение состояния готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания человеком поставленной перед ним задачи). Далее идет разработка плана, установок, моделей, схем предстоящих действий. Затем человек приступает к воплощению сформировавшейся готовности в предметных действиях, применяет определенные средства и способы деятельности, сравнивает ход выполняемой работы и ее промежуточные результаты с намеченной целью, вносит коррективы. В формировании состояния готовности решающую роль играет то, что она связана с различными сторонами личности. Вне реально существующих связей с другими характеристиками психической деятельности состояние готовности теряет свое содержание.

 

Состояние готовности имеет  сложную динамическую структуру. Выделяют следующие компоненты готовности к деятельности:

•  мотивационный (ответственность  за решение задачи);

•  ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности);

•  операциональный (владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями и др.);

•  волевой (самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей);

•  оценочный (оценка своей подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам)16.

Согласно мнению Л.Н. Кабардовой, о степени готовности обучаемых к успешному функционированию в определенной профессиональной сфере можно судить на основании наличия, успешности реализации и эмоционального подкрепления у обучаемых професси-ональноориентированных навыков и умений. С этой целью ею был разработан опросник для определения профессиональной готовности, в основу которого был положен принцип оценки обучаемыми:

•  своих возможностей в реализации определенных умений (трудовых, социальных и т. д.);

•  своего реального, сформированного на основе личного опыта эмоционального отношения, возникающего при выполнении описанных в опроснике видов деятельности или занятий;

•  своего предпочтения или нежелания выполнять действия (занятия) в будущей профессиональной деятельности.

Достаточная выраженность этих компонентов — показатель высокого уровня готовности обучаемого (специалиста), его активности, самостоятельности  в процессе деятельности.

 

Оснащение: опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой, бланк ответов.

 

Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них Вам необходимо дать три ответа, оценив их в баллах. Ответ записывается в соответствующую клетку бланка ответов, где цифрами обозначены номера вопросов, а буквами — клеточки для трех ответов.

Сначала Вы оцениваете, насколько  хорошо Вы умеете делать то, что записано в вопросе (клеточка «а»):

•  делаю, как правило, хорошо — 2 балла;

•  делаю средне — 1 балл;

•  делаю плохо, совсем не умею, никогда не делал — О  баллов.

Затем оцениваете ощущения, которые возникают у Вас, когда  Вы это делаете (клеточка «б»):

•  положительные (интересно, легко) —2 балла;

•  нейтральные (все  равно) — 1 балл;

•  отрицательные (неинтересно, трудно) — 0 баллов.

Третий ответ должен отразить, хотели бы Вы, чтобы описанное  в вопросе действие входило в  Вашу работу (клеточка «в»):

•  да — 2 балла;

•  все равно — 1 балл;

•  нет — 0 баллов.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т.п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

Работа с опросником может производиться как индивидуально, так и в группе.

 

Текст опросника

1.  Делать выписки,  вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.

2.  Выполнять практические  задания на лабораторных работах  по физике (составлять и собирать  схемы, устранять в них неисправности,  разбираться в принципе действия  прибора и т. п.).

3.  Длительное время  (более одного года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.).

4.  Сочинять стихи,  рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.

5.  Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих  свое раздражение, гнев, обиду,  плохое настроение.

6.  Выделять из текста  основные мысли и составлять  на их основе краткий конспект, план, новый текст.

7.  Разбираться в  физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

8.  Вести регулярное  наблюдение за развивающимся  растением и записывать данные  наблюдения в специальный дневник.

9.  Мастерить красивые  изделия своими руками: из дерева, ткани, металла, засушенных растений, ниток.

10.  Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.

11.  В письменных  работах по русскому языку,  литературе легко находить ошибки.

12.  Разбираться в  химических процессах, свойствах  химических элементов, решать задачи по химии.

13.  Разбираться в  особенностях развития и во  внешних отличительных признаках  многочисленных видов растений.

14.  Создавать законченные  произведения живописи, графики,  скульптуры.

15.  Много и часто  общаться со многими людьми, не уставая от этого.

16.  На уроках иностранного  языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составленные рассказы по заданной теме.

17.  Отлаживать какие-либо  механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические при-   .__ боры (пылесос, утюг, светильник).

18.  Свое свободное  время преимущественно тратить  на уход и наблюдение за  каким-нибудь животным.

19.  Сочинять музыку, песни, имеющие успех у других.

20.  Внимательно, терпеливо,  не перебивая, выслушивать людей.

21.  При выполнении  задания по иностранному языку  без особых трудностей работать  с иностранными текстами.

22.  Налаживать и  чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру  для дискотек).

23.  Регулярно, без  напоминания, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животных и клетки), лечить, обучать.

24.  Публично, для многих  зрителей, разыгрывать роли, подражать,  изображать кого-либо, декламировать  стихи, прозу.

25.  Увлекать делом,  игрой, рассказом детей младшего возраста.

26.  Выполнять задания  по математике, химии, в которых требуется составлять логическую цепочку действий, используя при этом различные законы, формулы, теоремы.

27.  Ремонтировать замки,  краны, мебель, игрушки.

28.  Разбираться в породах и видах животных, знать их характерные признаки и повадки.

29.  Всегда четко  видеть, что сделано писателем,  драматургом, художником талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.

30.  Организовать людей  на какие-либо дела, мероприятия.

31.  Выполнять задания  по математике, требующие хорошего  знания математических формул, законов и умения их правильно применять при решении.

32.  Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, проводить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.

33.  Сразу замечать  мельчайшие изменения в поведении  или во внешнем виде животного  или растения.

34.  Играть на музыкальных  инструментах, публично исполнять  песни, танцевальные номера.

35.  Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.

36.  Выполнять расчеты,  подсчеты данных, выводить на  основе этого различные закономерности, следствия.

37.  Из типовых деталей,  предназначенных для сборки определенных  изделий, конструировать новые,  придуманные самостоятельно.

38.  Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии: читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.

39.  Создавать на  бумаге и в оригинале новые,  интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений.

40.  Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать разногласия, разрешать споры.

41.  Работать с условно-знаковой  информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

42.  Выполнять задания,  в которых требуется мысленно  представить расположение предметов или фигур в пространстве.

43.  Длительное время  заниматься исследовательскими  работами в биологических кружках,  на биостанциях, в зоологических кружках и питомниках.

44.  Быстрее и чаще  других замечать в обычном  необычное, удивительное, прекрасное.

45.  Сопереживать людям  (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

46.  Аккуратно и безошибочно  выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.

47.  Выбирать наиболее  рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технической, логической, математической.

48.  При работе с  растениями или животными переносить ручной или физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Тест—опросник самоотношения.

                      Разработан В.В.Столиным и С.Р. Пантелеевым.

 

Опросник представляет собой многомерный психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизированного самоотчета. Опросник содержит 57 пунктов. Факторная структура опросника  выявлялась на выборке из 175 студентов  гуманитарных вузов Москвы ( 115женщин и 60 мужчин). Средний возраст—20 лет. Опросник включает следующие шкалы:

- шкала S—глобальное  самоотношение ( измеряет интегральное  чувство ''за'' и ''против'' собственного ''Я'' испытуемого),

- шкала I –самоуважение,

- шкала II –аутосимпатия,

- шкала III—ожидаемое  положительное отношение от других,

- шкала IV—самоинтерес.

 Опросник содержит  также 7 шкал, направленных на  измерение выраженности установки  на те или иные внутренние  действия в адрес ''Я'' испытуемого:

  • шкала 1—самоуверенность
  • шкала 2—отношение других
  • шкала 3—самопринятие
  • шкала 4—саморуководство, самопоследовательность
  • шкала 5—самообвинение
  • шкала 6—самоинтерес
  • шкала 7—самопонимание.

Инструкция  испытуемых.

 Перед началом тестирования  испытуемым дается примерно следующая инструкция: ‘’Вам предлагается личностный опросник ( или ряд утверждений), который не предполагает правильных или неправильных ответов и направлен на анализ личного мнения отвечающих. Воможно использование двух вариантов ответов : ''согласен'' и  '''не согласен''’’.

Порядок выполнения работы.

 Эксперимент проводится  в группе. Экспериментатор знакомит  испытуемых с инструкцией: ‘’  Вам предлагается ряд утверждений,  Вы должны дать ответ: согласны  или не согласны’’. Затем он  напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно, и предлагает приступить к работе.

  Текст опросника

  1. Думаю, что большинство моих знакомых относятся ко мне с симпатией.
  2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.
  3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.
  4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.
  5. Думаю, как личность я вполне могу быть притягательным для других.
  6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.
  7. Мое ''Я'' всегда мне интересно.
  8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
  9. В моей жизни есть или, по крайней мере, были люди, с которыми я был чрезвычайно близок.
  10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.
  11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел.
  12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.
  13. Я сам хотел во многом себя переделать.
  14. Мое собственное ''Я'' не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.
  15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.
  16. Если я отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
  17. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.
  18. Чаще всего я одобряю вои планы и поступки.
  19. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.
  20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.
  21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.
  22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.
  23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.
  24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
  25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни, --это подчиниться собственной судьбе.
  26. Посторонний человек на первый взгляд найдет во мне много отталкивающего.
  27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.
  28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
  29. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.
  30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.
  31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.
  32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.
  33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.
  34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю себя, разумно ли это.
  35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он тут же понял бы, какое я ничтожество.
  36. Временами я сам собой восхищаюсь.
  37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
  38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.
  39. Без посторонней помощи я мало что могу сделать.
  40. Иногда я сам себя плохо понимаю.
  41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
  42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
  43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.
  44. Большинство моих знакомых не принимает меня всерьез.
  45. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.
  46. Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.
  47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.
  48. В целом меня устраивает то, какой я есть.
  49. Вряд ли меня можно любить по –настоящему.
  50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.
  51. Если бы мое второе ''Я'' существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.
  52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
  53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.
  54. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
  55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.
  56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: ''И поделом тебе''.
  57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

Информация о работе Проблема профессионального самоопределения