Проблема профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

На основании вышеизложенного цель данной работы будет заключатся в разработке содержания профориентации и этапов помощи психолога в личностном и профессиональном самоопределении старшеклассника.
Теперь определим , что является объектом, предметом и сформулируем гипотезу.

Задачи:
1. Изучение теоретического материала, касающегося профориентации, личностного и профессионального самоопределения.
2. Определение методов профориентации и подбор соответствующих методик.
3.Проведение психологического исследования.
4. Интерпритация полученных результатов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
1.1 Особенности взаимодействия школьного психолога с подростками и старшеклассниками………………………………………..………………...3
1.2 Психическое и физическое развитие старшего школьника…………..11
1.3 Профессиональное самоопределение старшего подростка………………………………………………………………….....13
1.4. Формы, методы и средства профориентационной работы психолога в старшей школе……………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….36
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………...………..…..37
Приложение 1………………………………………………………..………39
Приложение 2………………………………………………………….…….40
Приложение 3………………………………………………………………..41
Приложение 4…………………………………………………………..……42
Приложение 5……………………………………………………….……….43
Приложение 6………………………………………………………………..44
Приложение 7………………………………………………………………..45
Приложение 8………………………………………………………………..64
Приложение 9………………………………………………………………..68

Файлы: 1 файл

курсовая по прфориентации - копия.doc

— 380.50 Кб (Скачать файл)

Данные игры несут  в себе значительный психотерапевтический потенциал, и потому психолог должен быть немного и психотерапевтом.

У этих методик есть некоторые  недостатки:

1. необходимость определенных  затрат времени от 40 минут до 1,5—2 часов в индивидуальных процедурах и от 2 до 3,5 ч в групповых карточных играх.

2. сложности, связанные  с выработкой и приобретением  данных методик.

3.сложности самостоятельного  изготовления профконсультационных  карточек.

4. сложность самостоятельного освоения данных методик.

Однако те специалисты, которые освоили карточные методики своими силами, через некоторое время  начинают самостоятельно придумывать  аналогичные методики или же значительно  модифицировать предложенные нами варианты. Таким образом, еще одним важным эффектом карточных профконсультационных методик является их активизирующий потенциал, применительно уже к самим профконсультантам, которые начинают проявлять дополнительное творчество при работе с данными средствами.

    1. Настольные профориентационные игры. Этот тип методик по сравнению с карточными системами позволяет моделировать проблемы личностного и профессионального самоопределения в более простых формах. Это дает возможность использовать данные методики как “домашнее “средство  для самостоятельного использования детьми и их родителями, а также для многократного проигрывания этих процедур.

  В профориентационной  игре “Или-или” участники передвигают  свои фишки по игровому полю, совершая выписанные на каждой  клеточке ходы, связанные с выбором или отказом от тех или иных составляющих профессионального, жизненного и личностного развития. По сделанным (в виде отобранных карточек) выборам в конце игры определяется, какой профессиональный и жизненный стереотип удалось реализовать каждому участнику.

 В эколого-экономической  игре “Бизнес-Мусор” моделируются  нравственные аспекты предпринимательской  деятельности. Участники покупают  территории, строят на них свои  предприятия, но в отличии от  знаменитой игры”Монополия”, эти  предприятия не только дают игрокам прибыль, но и загрязняют все имеющиеся территории ( все покрывается специальными карточками с “черепами”, олицетворяющими “экологическую смерть”). Если не финансировать природоохранные мероприятия, то игра быстро заканчивается экологической катастрофой. Постоянная нехватка у участников “лишних ” денег провоцирует не только игровые эмоциональные переживания, но и необходимость как-то кооперироваться против общей опасности.

   В другой настольной  игре—“Страна богатых и умных  “ также моделируется общественное устройство государства. Игроки выполняют различные роли (банкира, министра экологии, министра образования, министра свободы информации, министра безопасности, министра здравоохранения и др.). В ней также происходят различные события, на которые следует как-то реагировать ( желательно сообща). Если удается преодолеть проблемы, то получается процветающее государство (“страна богатых и умных”), если нет—получается “страна дураков”. [ 16 ,c295].

  Поскольку и эти  игры сложно издавать, а самостоятельно рисовать их готовы не все психологи, была сделана отчаянная попытка придумать еще более упрощенный вариант игры с использованием обычных игральных карт ( двух полных колод). Таким образом появилась игра “Психобизнес” в которой моделируются некоторые нравственные моменты. Если в обычных карточных играх цели участников можно назвать “коммерческими”( набрать больше очков), то в данной игре подведение итогов построено таким образом, что все нехорошие действия, сделанные против остальных игроков, специально наказываются, и поэтому часто более выгодной игровой стратегией оказывается если не бескорыстная совсем, то хотя бы уважительная к другим позиция.

   7. Бланковые карточные профориентационные игры. В этих методиках небольшое количество карточек готовят сами игроки ( по 8-12 карточек каждый), а все результаты игрового действия отражают в специальных бланках. Важным элементом процедуры является не только сама игра, но и подготовка к ней, когда каждый школьник, заполняя свой набор карточек ( например, соотнося качества человека с различными профессиями в игре “Комплемент”), дополнительно задумывается и сам выступает в роли эксперта. Опыт проведения данных игр показывает, что пусть даже упрощенное представление профессиональных ситуаций, у многих школьников  вызывает искренний интерес. Смысл данных игр заключается в том, чтобы познакомить игроков с самим процессом размышлений о тех или иных аспектах самоопределения. Теперь дадим краткое описание бланковых карточных игр на конкретных примерах.

  В игре “Комплимент” учащиеся оценивают друг друга, передавая специальные карточки с выписанным на них качествами (делают своеобразные” комплименты”), а затем по этим карточкам соотносят себя с теми или иными профессиями ( на карточках в ходе предварительной подготовки уже должны быть выписаны связи качеств с профессиями).

  В игре “Болван”  различные жизненные события  соотносятся с радостями   души  и с радостями тела, а также  с одобрением этих событий  негодяями и порядочными людьми. Игроки при этом вправе отбирать для себя только привлекательные события, а непривлекательные отдавать некоторому пустому месту—“болвану “ (в игре все подсчеты за” болвана “ обычно делает ведущий). Иногда получается , что именно “болван”, по мнению подростков, оказывается ближе всех к настоящему счастью. Результаты такой игры могут положить начало интересному разговору о смысле жизни.

    В игре “Сударь-государь”  каждый игрок выполняет роль  руководителя государства. После  совершения внешне- и внутриполитических  игровых действий определяется, какие  категории населения данного государства прцветают, а какие страдают и деградируют.

   Игра “Медоворот”  предназначена для медико-педагогического  профконсультирования.  Карточки  в игре все время идут по  кругу, а учащиеся отбирают  карточки с наиболее привлекательными для себя профессиями. В игровых бланках каждый игрок отмечает соответствующие изменения в общем состоянии своего здоровья, т.е. как бы прогнозирует, насколько отобранные профессии его улучшат или ухудшат и по каким именно системам организма ( в игре представлены восемь таких систем) произойдут эти изменения.

  Таким образом,  мы можем сделать вывод о  том, что профессиональные игры, рассмотренные в этом параграфе  продуктивно влияют на школьника  не только в плане соотнесения  себя с конкретной профессиональной ситуацией, но и в плане его самоопределения.

 

 

 

                                     Заключение.

 

 

Мы проанализировали ряд литературных источников по проблеме профориентации и можем теперь сказать , что особенности взаимодействия психолога со старшеклассниками заключаются  во-первых –в  непосредственном общении с ними, во-вторых  в  наблюдении  за их поведением, в-третьих  в изучении личностных особенностей, определении способностей ребенка, а также в доведении до них информации о существующих и актуальных на данный момент профессий и их особенностей.

Все это оказывает  влияние на личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников.

    1. Формирует у них мотивационную сферу, они могут не бояться брать на себя ответственность за свою жизнь.
    2. Формируется способность ориентироваться в огромном мире профессий, они получают представление об особенностях и условиях профессиональной деятельности.
    3. Еще это помогает формированию эмоционально-волевой сферы, дети учатся самоконтролю и выполнению возожженных на них обязательств.

         Используя методы и средства  профориентационной работы, мы можем  говорить о том, на сколько  старшеклассник готов к первичному  выбору профессии и что можно  сделать, чтобы помочь ему подготовиться   лучше, если в этом возникнет необходимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                 Библиография.

      1. Андреева Г.М. Социальная психология—М., 1996г.
  1. Ануфриев А.Ф.Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы.—М.: Ось-89, 2005.—112с.
  2. Аркадьев А.А.. Тесты по профориентации для учащихся.—Минск: Соврем.шк., 2008.—272с.
  3. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика.—М: Издательство МГУ, 1987.—304 с.
  4. Бодров В.А. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие.-М.: ПЕР СЭ. 2003-768с.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование  в детском возрасте—М.: Просвещение,1998г.
  6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.—Киев: Наумова думка, 1989.—200 с.
  7. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие.—2-е изд., доп.—М.: “Ось-89”, 2006 г.—224с.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4 Детская психология/ Под ред. Д.Б.Эльконина.—М.: Педагогика, 1984.—432 с.
  9. Головей Л.А., Грищенко Н.А. Психологическая служба в школе.—Л.: Знание, 1987.—32 с.
  10. Глуханюк Н.С. Практикумпо психодиагностике: Учеб.пособие—3 –е изд. Испр. –М: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж : Издательство НПО ‘'МОДЭК’’, 2006.—208 с.
  11. Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика. Учеб.пособие. –М.: УРАО, 1997.—304 с.
  12. Дубровина И.В. Практическая психология образования.—СПб: Питер, 2007г.—592с.
  13. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия—М.: Издательский центр “Академия”, 2003 г.—368 с.
  14. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога.—М.: Просвещение, 1991.
  15. Ермолаев О.Ю.  Математическая статстика для психологов : учебник.—4-е изд.,испр.—М.:Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006.—336 с.
  16. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь.—М.: ТК Велсби, Изд-во Проспект, 2006.—560 с.
  17. Зеер Э.Ф. Психология профессий:Учебное пособие для студентов вузов.—4-е изд.,перераб., доп.—М.: Академический  Проект; Фонд “Мир”, 2006.—336 с.
  18. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика:  Учебное пособие для высшей школы.—М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.—192 с.
  19. Зимняя  И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд.второе, доп., испр.,и перераб.—М.: Логос.—384 с.,1997г.
  20. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь.—2-е изд., перераб. И доп.—М.: Педагогика—Пресс, 1997.
  21. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов—Изд.3-е,--Ростов н/Д :Феникс, 2006г.—375 с.
  22. Истратова О.Н. Психологические тесты для старшеклассников.—Ростов н/Д: Феникс, 2007.—249 с.
  23. Карпов А.В. Психология труда.—М.: Изд.-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005г.—350 с.
  24. Климов Е.А.Психология профессионального самоопределения.—М.: Издательский центр “Академия”, 2005 г.—304 с.
  25. Климов Е.А. Как выбирать профессию.—М.: Просвещение, 1990 г.
  26. Климов Е.А. Личность, профессия и научно-практическая консультация. Молодежь и труд/ Под ред. В.А.Ядова.—М.: Молодая гвардия, 1970.
  27. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях : Учеб пособие.—М. : Изд. МГУ, 1995.—224 с.
  28. Климов Е.А. Человек и профессия.—Л., 1984.—141 с.
  29. Кон И.С. Психология ранней юности : Кн. Для учителя.—М.: Просвещение, 1989.—255 с.
  30. Кудряшов А.Ф. Лучшие психологические тесты для профотбора и прфориентации.—Петрозаводск: Петроком, 1992.—318 с.
  31. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.: В 2т.М., 1983.,т.1
  32. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-метадическое пособие.—М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.—184 с.
  33. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.—М.: Издательский центр ''Академия'', 2004.—384 с.
  34. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.—М.: ''Просвещение'', ''Учебная литература'', 1996.—352 с.
  35. Пряжников Е.Ю. Профориентация.—3-е изд.,--М.: Издательский центр “Академия”, 2007г.—496 с.
  36. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие.—2-е изд., стер.—М.: Издательство НПО “МОДЭК” , 2003г—400 с.
  37. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики.—М.: Изд.-во МГУ, 1991.
  38. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971г
  39. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.—Самара: Издательский Дом “БАХРАХ-М”, 2006г.—672 с.
  40. Райгородский Д.Я. Психология самосознания. Хрестоматия.—Самара: Издательский  Дом  ‘’Бахрах-М’’, 2003—672 с.
  41. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности:Учебное пособие.—4-е изд., испр.,--М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005.—320 с.
  42. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности.—М.: ‘’Тандем’’, 1999.—352 с.
  43. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.—СПб.: Социально-психологический центр, 1996—350 с.
  44. Столяренко Л.Д. Основы психологии.Практикум—Изд-е 6, допол.и перераб.—Ростов н/Д: Феникс, 2005.-704с.
  45. Рубенштейн С.П. Основы общей психологии.—СПб: Питер, 2006 г.—713 с.
  46. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.—М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.—512 с.
  47. Шубкин В.Н. Начало пути: Проблемы молодежи в зеркале социологии и литературы.—М.: Молодая гвардия, 1979.
  48. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2.тМ., 1983., т.1.
  49. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис., --М.,--1996 г.

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование  самооценки по  методике Дембо—Рубенштейна  в модификации А.М. Прихожан.

 

       Данная  методика основана на непосредственном  оценивании школьниками ряда  личных качеств, таких как здоровье, способности, характер ит. Обследуемым  предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств ( показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е уровень развития у них этих  же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя—наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

  1. здоровье
  2. ум, способности
  3. характер
  4. авторитет у сверстников
  5. умение многое делать своими руками, умелые руки
  6. внешность
  7. уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает.

      На каждой  линии чертой(-) отметьте, как вы  оцениваете развитие у себя  этого качества, стороны вашей  личности в данный момент времени.  После этого крестиком(x) отметьте, при каком уровне развития  этих качеств сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

     Задание. Изображено семь линий, длина каждой—100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина—едва заметной точкой.

Методика может проводиться  как фронтально—с целым классом(или  группой), так и индивидуально. При  фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 минут.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Проблема профессионального самоопределения