Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа
На основании вышеизложенного цель данной работы будет заключатся в разработке содержания профориентации и этапов помощи психолога в личностном и профессиональном самоопределении старшеклассника.
Теперь определим , что является объектом, предметом и сформулируем гипотезу.
Задачи:
1. Изучение теоретического материала, касающегося профориентации, личностного и профессионального самоопределения.
2. Определение методов профориентации и подбор соответствующих методик.
3.Проведение психологического исследования.
4. Интерпритация полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
1.1 Особенности взаимодействия школьного психолога с подростками и старшеклассниками………………………………………..………………...3
1.2 Психическое и физическое развитие старшего школьника…………..11
1.3 Профессиональное самоопределение старшего подростка………………………………………………………………….....13
1.4. Формы, методы и средства профориентационной работы психолога в старшей школе……………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….36
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………...………..…..37
Приложение 1………………………………………………………..………39
Приложение 2………………………………………………………….…….40
Приложение 3………………………………………………………………..41
Приложение 4…………………………………………………………..……42
Приложение 5……………………………………………………….……….43
Приложение 6………………………………………………………………..44
Приложение 7………………………………………………………………..45
Приложение 8………………………………………………………………..64
Приложение 9………………………………………………………………..68
' Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия ''(CCCР).
Данный
опросник позволяет рассматривать
проблемы, связанные с пониманием
ценности честного труда и
справедливого распределения ме
Методика проводится с группой(классом) и занимает по времени 20-30 минут.
Процедура проведения.
1.Каждый подросток на обычном тетрадном листочке в клеточку рисует бланк, а психолог показывает на доске, как это лучше сделать. В верхней части листа рисуются три таблички, размером 4х10 клеток, каждая из которых делится на два столбика по 2 клеточки шириной. Рядом с каждой табличкой слева проставляются 10 номеров.
2.Общая инструкция:’’ Представьте, что двумя коллегами-компаньонами выполняется определенная работа, приносящая огромные деньги. Например, два человека занимаются бизнесом(можно сразу уточнить, каким именно бизнесом….). При этом компаньоны—разные люди и проявляют в похожих ситуациях совершенно разные свои качества. Какие-то из этих качеств способствуют успешному бизнесу, а какие-то из этих качеств –не очень. При этом компаньоны, как уже отмечалось, зарабатывают крупные деньги, которые надо как-то справедливо распределить между вами, в соответствии с теми качествами и способностями. Которые они по-разному проявляют.’’
Далее психолог уточняет, о каких качествах пойдет в дальнейшем речь, и выписывает их на доске ( качество и его первую заглавную букву для краткости), ум(у), силу(с), честность(ч), решительность(р) и красоту(к)—всего 5 качеств.
3.При работе
с первой табличкой на бланке—‘
В первой табличке ( справедливость) напротив номера первого хода в графе ‘’1-й к-он’’ требует написать, сколько он заслуживает за свой ‘’ум’’( например, ‘’к-2’’), но так, чтобы в сумме всегда получалось 10…''
Сам психолог при
этом пользуется выписанными
в строго определенном порядке
парами качеств, ''проявляемых'' каждый
раз компаньонами-
4.Психолог
зачитывает пары качеств, а
игроки распределяют между
5. Далее
психолог дает отдельное
6. Психолог
зачитывает в определенном
7. Для работы
с третьей табличкой бланка—'’
8. Психолог зачитывает в определенном порядке пары качеств, а игроки распределяют ''миллионы'' между собой и своим компаньоном…
Приложение 3
МЕТОДИКА
«ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»
М.РОКИЧА
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепций и «философии жизни».
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изменения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться:
инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявляется два списка ценностей (по, 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Список А (терминальные ценности):
— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональ ная насыщенность жизни)
— жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый, смысл, достигаемые жизненным опытом)
— здоровье (физическое и психическое)
— интересная работа
— красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
— любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
— материально обеспеченная
жизнь (отсутствие материальных затруднений)
— наличие хороших
и верных друзей
— общественное признание (уважение окружающих, коллектива,
товарищей по работе)
— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
— продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
— развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
— развлечения (приятное,
необременительное время
— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
— счастливая семейная жизнь
— счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
— творчество (возможность творческой деятельности)
— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке' вещи, порядок в делах.
— воспитанность (хорошие манеры)
— высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
— жизнерадостность (чувство юмора)
— исполнительность (дисциплинированность)
— независимость ( способность действовать самостоятельно, решительно)
— непримиримость к недостаткам в себе и других
— образованность (широта знаний, высокая общая культура)
— ответственность (чувство долга, умение держать слово)
— рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
— смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
— твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
— широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
— честность (правдивость, искренность)
Приложение 4
Методика '' Дифференциально-
Методика предназначена для
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак '' +''.
Инструкция: ''Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?''
1 а) ухаживать за животными
б) обслуживать
машины, приборы (следить,
2 а) помогать больным
б) составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
3 а) следить за качеством книжных иллюстраций. Плакатов, художественных открыток, грампластинок
б) следить за состоянием. Развитием растений
4 а) обрабатывать материалы(
б) доводить
товары до потребителя,
5 а) обсуждать научно-
б) обсуждать
художественные книги(или
6 а) выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
б) тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7 а) копировать рисунки, изображения ( или настраивать музыкальные инструменты)
б) управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством—подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8 а) сообщать, разъяснять людям нужные им сведения ( в справочном бюро, на экскурсии и т. д.)
б) оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9 а) ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище
б) искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10 а) лечить животных
б) выполнять вычисления, расчеты
11 а) выводить новые сорта растений
б) конструировать,
проектировать новые виды
12 а) разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
б) разбираться в чертежах, схемах, таблицах(проверять, уточнять, приводить в порядок)
13 а) наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
б) разбираться в чертежах, схемах, таблицах( проверять, уточнять, приводить в порядок)
Информация о работе Проблема профессионального самоопределения