Проблема профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

На основании вышеизложенного цель данной работы будет заключатся в разработке содержания профориентации и этапов помощи психолога в личностном и профессиональном самоопределении старшеклассника.
Теперь определим , что является объектом, предметом и сформулируем гипотезу.

Задачи:
1. Изучение теоретического материала, касающегося профориентации, личностного и профессионального самоопределения.
2. Определение методов профориентации и подбор соответствующих методик.
3.Проведение психологического исследования.
4. Интерпритация полученных результатов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
1.1 Особенности взаимодействия школьного психолога с подростками и старшеклассниками………………………………………..………………...3
1.2 Психическое и физическое развитие старшего школьника…………..11
1.3 Профессиональное самоопределение старшего подростка………………………………………………………………….....13
1.4. Формы, методы и средства профориентационной работы психолога в старшей школе……………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….36
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………...………..…..37
Приложение 1………………………………………………………..………39
Приложение 2………………………………………………………….…….40
Приложение 3………………………………………………………………..41
Приложение 4…………………………………………………………..……42
Приложение 5……………………………………………………….……….43
Приложение 6………………………………………………………………..44
Приложение 7………………………………………………………………..45
Приложение 8………………………………………………………………..64
Приложение 9………………………………………………………………..68

Файлы: 1 файл

курсовая по прфориентации - копия.doc

— 380.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

' Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия  ''(CCCР).

 

      Данный  опросник  позволяет рассматривать  проблемы, связанные с пониманием  ценности честного труда и  справедливого распределения между коллегами по работе (компаньенами) получаемых благ…Также в методике моделируются непростые моменты совместной деятельности, связанные с осознанием собственной готовности к продуктивной работе и уважения к своему собственному  труду… Естественно, предлагаемый опросник не претендует на полное решение этих сложных вопросов, он лишь создает благоприятную атмосферу и дает некоторый материал для подобных размышлений.

Методика проводится с группой(классом) и занимает по времени 20-30 минут.

     Процедура проведения.

1.Каждый подросток  на обычном тетрадном листочке  в клеточку рисует бланк, а  психолог показывает на доске,  как это лучше сделать. В  верхней части листа рисуются  три таблички, размером 4х10 клеток, каждая  из которых делится на два  столбика по 2 клеточки шириной. Рядом с каждой табличкой слева проставляются 10 номеров.

    2.Общая инструкция:’’ Представьте, что двумя коллегами-компаньонами выполняется определенная работа, приносящая огромные деньги. Например, два человека занимаются бизнесом(можно сразу уточнить, каким именно бизнесом….). При этом компаньоны—разные люди и проявляют в похожих ситуациях совершенно разные свои качества. Какие-то из этих качеств способствуют успешному бизнесу, а какие-то из этих качеств –не очень. При этом компаньоны, как уже отмечалось, зарабатывают крупные деньги, которые надо как-то справедливо распределить между вами, в соответствии с теми качествами  и способностями. Которые они по-разному проявляют.’’

      Далее  психолог уточняет, о каких качествах  пойдет в дальнейшем речь, и выписывает их на доске ( качество и его первую заглавную букву для краткости), ум(у), силу(с), честность(ч), решительность(р) и красоту(к)—всего 5 качеств.

    3.При работе  с первой табличкой на бланке—‘’  справедливость’’ зачитывается  отдельное задание: ‘’Представьте, что за каждую из 10 коммерческих сделок, примерно таких, которые потом придется совершать и Вам уже с Вашим компаньоном, какие-то другие два коммерсанта зарабатывают за каждый ход на двоих ровно 10 миллионов '' чего-то там''… При этом они также проявляют разные качества и, видимо, заслуживают разное вознаграждение за это. От Вас требуется по справедливости распределить между ними эти 10 миллионов за каждый ход,  в зависимости от того, насколько их качества соответствуют данной коммерческой деятельности. Например, один больше проявил ума(у), а второй—красоты(к), а вместе заработали 10 миллионов—как распределить между ними эти 10 миллионов по справедливости?

 В первой табличке ( справедливость) напротив номера  первого хода в графе ‘’1-й к-он’’ требует написать, сколько он заслуживает за свой ‘’ум’’( например, ‘’к-2’’), но так, чтобы в сумме всегда получалось 10…''

 Сам психолог при  этом пользуется выписанными  в строго определенном порядке  парами качеств, ''проявляемых'' каждый  раз компаньонами-коммерсантами. В дальнейшем эти же самые пары будут использоваться в работе со 2-ой и с 3-й табличками бланка.

      4.Психолог  зачитывает пары качеств, а  игроки распределяют между этими  абстрактными компаньонами по 10 миллионов за каждый ход по  справедливости. Обращаем внимание, что записи следует делать именно так, как показывалось в примерах выше (‘’у-8'', ''к-2'' и т. д.), что значительно облегчит дальнейшее подведение итогов.

      5. Далее  психолог дает отдельное задание  для работы со второй табличкой—'’самооценкой’’: ‘’ Сейчас Вам будут предложены пары этих же самых качеств, а Вы должны будете каждый раз определять, какие качеств у Вас развиты лучше, а какие—чуть хуже. Для такой оценки Вы будете пользоваться 10-бальной шкалой, но так, чтобы в сумме каждая пара качеств всегда набирала ровно 10 баллов. Например, Вам предлагается пара ''ум'' и ''честность'' . Если Вы считаете, что ''ум'' развит у Вас гораздо больше ''честности'' то их соотношение в баллах может быть примерно такое: ум—'’у-7’’, честность—'’ч-3’’ ( а в сумме: 7+3=10)…’’

     6. Психолог  зачитывает в определенном порядке  пары качеств, а подростки оценивают  с помощью парного сравнения  их развитость у себя.

     7. Для работы  с третьей табличкой бланка—'’самоуважением’’  психолог дает еще одно новое задание: ‘’Представьте, что Вы делаете бизнес со своим компаньоном и каждый из вас примерно в похожих ситуациях проявляет разные качества. За каждую сделку( за каждый ход) вы вдвоем зарабатываете 10 миллионов. Сейчас Вам будут предложены пары качеств, которые каждый из вас проявляет в коммерческой деятельности, а уже от Вас требуется распределить между собой и компаньоном 10 миллионов таким образом, чтобы и себя не обидеть, и хоть как-то справедливость соблюсти…’’.

    8. Психолог  зачитывает в определенном порядке пары качеств, а игроки распределяют ''миллионы'' между собой и своим компаньоном…

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 МЕТОДИКА

«ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»

М.РОКИЧА

 

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепций и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изменения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться:

инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует  традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляется  два списка ценностей (по, 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Список А (терминальные ценности):

— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональ ная насыщенность жизни)

—  жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый, смысл, достигаемые жизненным опытом)

—  здоровье (физическое и психическое)

—  интересная работа

— красота природы  и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

— любовь (духовная и  физическая близость с любимым человеком)

—  материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)                                                          

—  наличие хороших  и верных друзей                              

—  общественное признание (уважение окружающих,  коллектива, товарищей по работе)                                         

— познание (возможность  расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

—  продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

—  развитие (работа над  собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

—  развлечения (приятное, необременительное время препровождение, отсутствие обязанностей)

— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

— счастливая семейная жизнь

—  счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

— творчество (возможность  творческой деятельности)

— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

—  аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке' вещи, порядок в делах.

—  воспитанность (хорошие  манеры)

—  высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

—  жизнерадостность (чувство юмора)

—  исполнительность (дисциплинированность)

—  независимость ( способность  действовать самостоятельно, решительно)

—  непримиримость к  недостаткам в себе и других

— образованность (широта знаний, высокая общая культура)

— ответственность (чувство  долга, умение держать слово)

— рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

— смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

—  твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

—  терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать  другим их ошибки и заблуждения)

—  широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

— честность (правдивость, искренность)

  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)— чуткость (заботливость)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика '' Дифференциально-диагностический  опросник''(ДДО) Е.А.Климова

 

        Методика предназначена для отбора  на различные типы профессий  в соответствии с классификацией  типов профессий Е.А. Климова.  Можно использовать при профориентации  подростков и взрослых.

     Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак '' +''.

    Инструкция: ''Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?''

1 а) ухаживать за  животными

   б) обслуживать  машины, приборы (следить, регулировать)

2 а) помогать больным

   б) составлять  таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3 а) следить за качеством  книжных иллюстраций. Плакатов, художественных  открыток, грампластинок

   б) следить за  состоянием. Развитием растений

4 а) обрабатывать материалы(дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.)

   б) доводить  товары до потребителя, рекламировать,  продавать

5 а) обсуждать научно-популярные  книги, статьи

   б) обсуждать  художественные книги(или пьесы,  концерты)

6 а) выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

   б) тренировать  товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7 а) копировать рисунки,  изображения ( или настраивать  музыкальные инструменты)

   б) управлять  каким-либо грузовым (подъемным или  транспортным) средством—подъемным  краном, трактором, тепловозом и др.

8 а) сообщать, разъяснять  людям нужные им сведения ( в  справочном бюро, на экскурсии  и т. д.)

   б) оформлять  выставки, витрины (или участвовать  в подготовке пьес, концертов)

9 а) ремонтировать  вещи, изделия (одежду, технику), жилище

   б) искать и  исправлять ошибки в текстах,  таблицах, рисунках

10 а) лечить животных

     б) выполнять  вычисления, расчеты

11 а) выводить новые  сорта растений

     б) конструировать, проектировать новые виды промышленных  изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. д)

12 а) разбирать споры,  ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

     б) разбираться  в чертежах, схемах, таблицах(проверять,  уточнять, приводить в порядок)

13 а) наблюдать, изучать  работу кружков художественной  самодеятельности

     б) разбираться  в чертежах, схемах, таблицах( проверять,  уточнять, приводить в порядок)

Информация о работе Проблема профессионального самоопределения