Проблема профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

На основании вышеизложенного цель данной работы будет заключатся в разработке содержания профориентации и этапов помощи психолога в личностном и профессиональном самоопределении старшеклассника.
Теперь определим , что является объектом, предметом и сформулируем гипотезу.

Задачи:
1. Изучение теоретического материала, касающегося профориентации, личностного и профессионального самоопределения.
2. Определение методов профориентации и подбор соответствующих методик.
3.Проведение психологического исследования.
4. Интерпритация полученных результатов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
1.1 Особенности взаимодействия школьного психолога с подростками и старшеклассниками………………………………………..………………...3
1.2 Психическое и физическое развитие старшего школьника…………..11
1.3 Профессиональное самоопределение старшего подростка………………………………………………………………….....13
1.4. Формы, методы и средства профориентационной работы психолога в старшей школе……………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….36
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………...………..…..37
Приложение 1………………………………………………………..………39
Приложение 2………………………………………………………….…….40
Приложение 3………………………………………………………………..41
Приложение 4…………………………………………………………..……42
Приложение 5……………………………………………………….……….43
Приложение 6………………………………………………………………..44
Приложение 7………………………………………………………………..45
Приложение 8………………………………………………………………..64
Приложение 9………………………………………………………………..68

Файлы: 1 файл

курсовая по прфориентации - копия.doc

— 380.50 Кб (Скачать файл)

4.Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.

5.Профессиональное самоопределение  является важной характеристикой  социально-психологической зрелости  личности, ее потребности в самореализации  и самоактуализации.

Профессиональное и  личностное самоопределение имеют  много общего и в то же время  в их содержании можно выделить два принципиальных отличия:

профессиональное  самоопределение—является конкретным и его проще оформить официально ( получить диплом и т.п.),

личностное  самоопределение—это более сложное понятие( диплом “на личность”психически здоровым людям пока не выдают).

профессиональное  самоопределение в большей степени зависит от внешних (благоприятных ) условий,

личностное  самоопределение—от самого человека, более того, часто именно негативные условия позволяют личности проявить себя по –настоящему.

Определение специфики  возрастного и профессионального  развития человека позволяет четко  определить содержание профориентационной и профконсультационной работы и, следовательно, эффективно решить проблему профессионального  и личностного самоопределения.

     В этом  параграфе, мы рассмотрели взгляды  на личностное и профессиональное  самоопределении еще некоторых  видных психологов-ученых. В связи  с этим сделаем вывод о том,  что профессиональное самоопределение  не может состояться без личностного  самоопределения. Познать себя, понять , что я есть на самом деле—вот главное, а затем помочь самому себе подобрать профессию и работу в соответствии с собственными интересами, возможностями и потребностями рынка труда.

    

 

1.4 Формы, методы  и средства  профориентационной работы в    старшей школе.

 

Профориентация—это система мер психологического, информационного и педагогического характера способствующих профессиональному определению школьника.

Цель профориентации заключается в том, чтобы помочь человеку понять самого себя.

Основные задачи прфориентации:

      1.Ввести  оптанта в мир профессий.

      2.Помочь  понять самого себя.

      3.Расскрыть  социальную значимость профессий.

      4.Научит  оптанта выбирать профессию.

      5.Помочь  сделать первый профессиональный выбор.

Профориентация—очень  объемное понятие, например современное  западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует  ребенка на “жизненный успех”, на “успешную  карьеру”. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в прфессиональном самоопределении.[  12  ,c.6]

  К традиционно  выделяемым методам профориентации относятся: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика, профконсультация и профессиональные пробы.

   Рассмотрим подробнее  каждый из этих методов.

Профессиональное  просвещение  имеет своей целью выработку у учащихся знаний о мире профессий, способов и условий осуществления профессионального выбора. Выделяют две формы профессионального просвещения:  профессиональная информация и профессиональная пропаганда.

Профессиональная  информация представляет собой ознакомление молодежи с основными профессиями и специальностями. Школьникам предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, системе материального стимулирования, режиме труда и отдыха, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляются данной профессией к состоянию здоровья человека , уровню развития его психологических и психофизиологических характеристик, личностным особенностям и уровню общеобразовательной и специальной подготовки. Профинформационные мероприятия выполняют не только пассивно-ознакомительную, но и активно-воспитательную функцию. В ряде случаев важное место занимает не просто сообщение информации о профессиях, но и пропаганда некоторых из них.

    Профессиональная пропаганда имеет дело с профессиями, по которым наблюдается дефицит кадров либо ожидается расширение их подготовки в связи с увеличением объема или реконструкцией производства. Профессиональная пропаганда при правильной ее постановке способствует формированию активного отношения к проблемам своевременного выбора профессии, к активизации у молодежи стремления осуществить свой выбор. В процессе работы государственных и частных предприятий, вузов наиболее широкое распространение получили такие формы профессионального просвещения, как издание различного рода печатной продукции, организация дней открытых дверей, выступления в средствах массовой информации представителей различных профессий, создание и показ фильмов, рекламных роликов по телевидению. Широкая компьютеризация общественной жизни позволила подключить к этой работе и ресурсы системы Интернет.

   Вместе с тем,  эффективность проведения просветительской  работы зависит от качества и формы подачи информации. Во избежание ошибок в этом виде работы необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к профессиональной информации. Информация должна быть:

  Всесторонней. В сводке знаний о профессии необходимо обратить внимание на все стороны профессиональной жизни, особое внимание—на перспективы роста в данной профессиональной сфере.

  Достоверно. Сведения о профессиях должны быть получены из надежных источников, которыми могут быть печатные издания, сведения, полученные от профессионалов, данные психологического анализа деятельности.

 Объективной. Необходимо давать реальную  картину профессии со всеми ее достоинствами и трудностями. Недопустимым является излишнее рекламирование тех или иных сторон, приписывание профессии несуществующих достоинств.

     При организации  профессиональной информации необходимо  учитывать то обстоятельство, что  привлекательность профессии воспринимается  разными людьми по-разному. Есть  характеристики профессии, которые  являются относительно стабильными  и не претерпевают существенных изменений в зависимости от конкретного места работы. Это, в основном, содержание профессии, ее социально-экономическая сторона, требования, предъявляемые к профессионально важным качествам человека. Характеристики условий материальной среды, системы стимулирования особенностей взаимоотношений в каждой конкретной организации имеют свою специфику. У молодежи, пришедшей на  работу, наблюдается отожествление представлений о профессии с конкретным местом работы. Отрицательное отношение работника  к какой-нибудь одной характеристике(взаимоотношениям  с руководством ) может привести к переносу отрицательного отношения на всю профессию в целом.[ 10 ,c282].

 Помимо таких аспектов  профессиональной информации  как  перечень стандартизированных профессий, информации о профессиональных учебных заведениях существуют еще и профессиограммы—это содержательная  экономическая, психологическая характеристика профессий. Но проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом “воспринимаются” многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий.

   Структура профессиограммы:  она состоит из двух частей

  1. –это перечень профессиональных функций и задач.
  2. содержит профессионально-важные  качества, социально-экономические услолвия профессии, все ,что касается оплаты труда.

Профессиограммы бывают информационные и комплексные.

  Также большая  роль в профпросвещении  принадлежит  внеклассной работе: школьным кружкам,  экскурсиям на предприятия.

  Беседы, рассказы, лекции о профессиях можно проводить по следующему плану:

   1.Понятие о  профессии, ее месте и значении  в народном хозяйстве. Краткая  характеристика профессии. Потребности  в профессии. Система профессиональной  подготовки(типы учебных заведений,  срок и условия обучения в них, профилирующие предметы). Квалификационная характеристика (профессиограмма)

   2.Требования, предъявляемые  к поступающим. Школьные предметы, которые лежат в основе профессии.  Склонности, способности и особенности  характера. Требования, предъявляемые к здоровью(физическое развитие, состояние отдельных органов, физиологические особенности).

3. Условия работы. Условия  труда, характер работы ( на месте,  в разъезде, посменно, на открытом  воздухе, под землей и т.д.) Рабочее  место, спецодежда.

4. Перспективы развития профессии и профессионального роста работающих. Возможность совмещения двух или трех профессий и способы овладения ими.[ 12 ,c.79]

       Профессиональная консультация  предполагает систему мероприятий по психологическому освидетельствованию личности с целью оказания ей помощи в выборе сферы профессиональной деятельности. Основной целью профконсультации является исследование психологических особенностей личности, особенностей ее поведения в различных условиях. Профессиональная консультация выполняет ряд функций, которые, с одной стороны, являются отражением основной ее цели, а с другой—указывают основные направления ее деятельности.

   Профконсультация  в школе –это подготовка к  выбору, формирование ценностно-смысловой  и операциональной основы самоопределения, когда у школьника формируется представление об основных действиях по выбору и реализации своих жизненных целей. Также важно в этом возрасте формировать информационную основу самоопределения, при этом начинать с профессий, которые изначально интересны школьникам, но потом постепенно расширять их кругозор, создавая системную ориентировку в мире профессионального труда. Делать в этом возрасте акцент на определении “профпригодности”, на наш взгляд, ошибочно, ведь ребенок еще до конца не сформировался и работа должна носить диагностико-корректирующий характер. Если школьник будет интересоваться своей готовностью к каким-то профессиям, то можно провести с ним определенные диагностические методики, не делая при этом окончательных выводов и рекомендаций.

    Выделяют три  основные функции профессиональной  консультации:

Информационную, предполагающую общение школьнику о конкретных особенностях профессии, путях и способах реализации своих профессиональных планов.

Диагностическую –обследование состояния здоровья и степени развития психологических характеристик личности в соответствии с требованиями профессии.

Коррекционную, заключающуюся в рекомендации оптанту соответствующей сферы профессиональной деятельности и конкретных профессий в ней. А также коррекции профессиональных планов в случае рассогласования требований профессии и особенностей личности.

   Конкретная работа  профконсультанта с личностью  проводится индивидуально и включает  ряд обязательных этапов.:

    Коммуникативный зтап предполагает установление контакта с оптантом, формирование у него положительного отношения к процессу консультирования. Эффективность данного этапа зависит, с одной стороны, от установок школьников, пришедших на консультирование, и, с другой стороны, от коммуникативных умений и степени психологического такта консультанта.

    Психодиагностический  этап профконсультационной работы—этап , когда делается основной акцент на исследование уровня выраженности психологических и психофизиологических характеристик субъекта. Изучению подвергается:

  Мотивационная сфера личности, где дается характеристика интересов, ценностных ориентаций и других мотивов выбора профессии оптантом, их содержание, глубина и устойчивость. Здесь могут использоваться такие методики как, например,  методика ценностных ориентаций  М.Рокича,  методика” Мотивы выбора профессии”, тест Д.Голланда по определению типа личности, ДДО Е.А.Климова, ОПГ разработанный Кабардовой, методика “ Карта интересов”, опросник”Профессиональные намерения.”[ 15 ,с.107]

  Способности субъекта и способности личности. Устанавливается уровень выраженности свойств основных психических процессов(памяти, внимания, мышления), психомоторных качеств, личностных особенностей. Методики , которые можно применить к этой сфере: методика КОС, ШТУР, тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра, методика” Оперативная память”, “Заучивание 10 слов”, “Пиктограмма”, “Сложные аналогии”, “Числовые ряды” и т.д.

   Подготовленность  личности. Оценке подвергаются знания, умения и навыки по конкретным областям науки и практики. Особое внимание уделяется не только воспроизводству знаний, но и умению применять их при решении конкретных проблем. Здесь можно применить тесты достижений, опросник потребности в достижениях, результаты школьной успеваемости, школьная характеристика, интервью, тесты квалификаций.

Информация о работе Проблема профессионального самоопределения