1. участникам процедуры самим предлагается рассказать
о какой-нибудь хорошо известной им профессии,
2. после того, как
обнаруживается, что они ее “вроде
бы знают”, но конкретно рассказать
о многих ее особенностях не
могут ( им нужны конкретные
вопросы), им нужно предложить схему анализа профессии,
в которой и содержатся опорные пункты
для рассказа о любой профессии.
3. ученикам предлагается выписать
эту схему в тетрадях ( на это
примерно уходит 35-40 мин),
4. начинается игра “Угадай профессию”:
все делятся на пары (можно
играть и втроем). Каждый загадывает профессию
( а лучше конкретную специальность), кодирует
ее в своей тетради, потом все обмениваются
тетрадями и по закодированным характеристикам
пытаются отгадать ее ( можно отгадывать
с трех попыток).
Варианты использования схемы в индивидуальной
профконсультации:
- Когда клиент вообще не знает, какую выбрать профессию, общий порядок работы следующий:
а) знакомство
со схемой, клиенту в общих
чертах объясняется смысл схемы
и сразу же на примере 1-2
профессий показывается, как с помощью схемы можно
их анализировать,
б) игра с клиентом( консультант
и клиент загадывают друг другу
профессии и пытаются отгадать
их),
в) клиент обозначает
на отдельном листке бумаги
наиболее привлекательные для
себя характеристики пока еще неизвестной
профессии,
г) организуется совместное
отгадывание ( консультант и клиент
на отдельных листочках выписывают
по 5-7 профессий, соответствующих
“желательным ” характеристикам),
д) организуется последующее
обсуждение( совместный выбор варианта,
наиболее соответствующего “пожеланиям”
клиента).
2. Когда клиент хочет уточнить
свой уже сделанный выбор, порядок
работы следующий:
а) знакомство клиента
со схемой ( на примере анализа
1-2 профессий),
б) после знакомства со
схемой клиент сразу же загадывает
свою избранную профессию, а профконсультант
пытается ее отгадать ( из 5-7 вариантов)
в) организуется совместное
обсуждение и возможная коррекция
представлений клиента о своей
профессии.
Эффективность использования схемы
анализа профессий ( особенно в индивидуальных
консультациях ) заметно повышается, если
психолог-профконсультант предварительно
проанализирует самостоятельно несколько
десятков различных профессий. Это важно
для выработки навыка отгадать профессию
по выделенным характеристикам. Опыт использования
данной схемы показывает, что она, даже
несмотря на свою простату, достаточна
эффективна и позволяет организовывать
реальное взаимодействие с клиентом, при
условии, конечно, что психолог-консультант
не пытается постоянно навязывать ему
своего мнения.
Разделение психологических
методов на “активизирующие”
и “неактивизирующие” очень
условно. Почти каждая практическая
методика обладает определенным
активизирующим потенциалом. Проблема
заключается в том, каким именно
потенциалом она обладает и готов ли данный
психолог умело использовать заложенный
в методике активизирующий потенциал.
Например, лекция считается
неактивной формой работы, но
при умелом проведении может
заставить задуматься слушателей
гораздо сильнее и глубже, чем
некоторые психотерапевтические упражнения
и процедуры. Обратим внимание на то, что
лекция по сравнению со многими традиционными
играми часто обладает большими импровизационными
возможностями, а главное—в лекции гораздо
солиднее представлен план воображаемого
действия. Другими словами, в лекции игровой
момент может быть представлен даже шире,
чем в традиционной игре, где больше задействован
план внешнего действия. Но для активизирующего
эффекта на лекции нужны подготовленный
преподаватель и подготовленная аудитория.
Но поскольку большинство
школьников не готовы к самостоятельной
активности(типа лекций), то при
работе с ними приходится использовать
методы, рассчитанные на неподготовленные
в плане внутренней активности
аудитории. Эти методы называются
активизирующими, позволяющими постепенно
формировать у школьников внутреннюю
активность при рассмотрении и решении
своих профориентационных проблем.
В отечественной
психологии и педагогики постепенно
накапливается опыт разработки
и использования игровых профконсультационных методов и профориентационных
программ с элементами активизации старшеклассников.
[ 15 ,c.281-282].
Теперь давайте
рассмотрим некоторые основные
группы активизирующих профориентационных
методик:
- Профориентационные игры с классом. Предназначены для работы с учащимися 7-11 классов. Эти методики, конечно, уступают деловым играм и психотерапевтическим процедурам, но в отличии от этих процедур, они рассчитаны на реальные условия работы в школе(ограниченность временем урока, необходимость работы с целым классом ) К таким игровым методикам относятся—ценностно-нравственные профориентационные игры: “Пришельцы”, “Три ветерана”( “Три судьбы”), “Остров”, “Существо”( с элементами экологического воспитания). Пробно-ознакомительные игры: “Стажеры-инопланетяне”, “Ассоциации”( профориентационный вариант) “Угадай профессию”, “Вакансия”, “Новичок-наставник”, “Завод”(“Кооператив”, “Музей”). Игры, где отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях: “Профконсультация” , “Приемная комиссия”, “Пять шагов”, “Советчик”. Важным условием проведения этих игр является их высокая динамика(темп), что позволяет попутно решать и проблемы, связанные с организацией дисциплины учащихся на уроке.
- Игровые профориентационные упражнения. Игровые профориентационные игры и микроситуации обычно используются в работе с подгруппой (8-10 человек) или с малой группой ( 6-8 человек) .Многие игры основаны на довольно эффективной процедурной модели, когда участники рассаживаются в круг. Это внешне похоже на психотерапевтические группы. Поэтому для проведения подобных занятий профконсультант должен обладать хотя бы минимальным уровнем психотерапевтической культуры ( не навязывать своего мнения, всячески демонстрировать свою поддержку и эмпатию участникам, организовывать их реальное взаимодействие, создавать условия для самовыражения всех участников группы).
Можно назвать следующие игровые профориентационные
упражнения: “Профессия на букву..”,
“Подарок” ( как руководство этого упражнения—“Любимое
блюдо” , “Маскарадный костюм”), “Человек-профессия”,
“Автопортрет”(профориентационный вариант),
“Кто есть кто?”, “Самая-самая”, “Цепочка”,
“Ловушки-капканчики”, “А вот и Я!”, “Звездный
час”, “День из жизни”, ( “Ночь из жизни”)
и др.
Очень популярны среди школьных профконсультантов
игровые микроситуации ( для 3-6 человек),
где моделируются различные элементы
профессионального общения, связанные
обычно с конфликтностью отношений. Например,
ситуации из общения продавца с покупателями,
инспектора ГИБДД с нарушителями дорожно-транспортного
движения, зубного врача с клиентами, продавца-ларечника
с рэкетирами, экскурсовода с иностранными
туристами.
- Активизирующие профориентационные опросники –это опросники личностного и профессионального самоопределения—были сделаны для того , чтобы разнообразить диагностический материал, так как многие существующие средства часто воспринимаются подростками как скучные и неинтересные.
Главной целью
и особенностью активизирующих
опросников является не столько
получение информации о клиенте, сколько стимулирование
его размышлений о перспективах личностного
и профессионального самоопределения.
При разработке активизирующих опросников
использовались богатые психотехнические
возможности, заложенные в самой
идее работы учащихся с бланками, в определенном
упорядочивании (систематизации) вопросов
и ответов. В возможности работать сразу
с большими группами школьников. Был использован
известный многим практикам активизирующий
эффект, когда после проведения в классе
какого-то теста или опросника многие
подростки поскорее стремятся узнать,
что же у них получилось, и ходят за психологом
буквально попятам. Все это позволяет
не столько получать объективную информацию,
сколько формировать у учащихся устойчивый
интерес к своим психологическим особенностям
и перспективам их развития.
При проведении
активизирующих опросников психолог
имеет возможность ставить перед
учениками сложнейшие вопросы.
Но если такие вопросы произносить
просто так, в надежде на
то, что школьники станут над
ними с удовольствием размышлять, то ничего
не получится. Учащиеся должны быть включены
в интересную, но одновременно простую
и понятную для них деятельность, где размышление
над пробными ( сложными) вопросами являлось
бы лишь элементом этой деятельности.
В данном случае в качестве такой деятельности
выступают ответы на вопросы психолога
в специальном бланке, что внешне похоже
на работу с тестом и традиционным опросником.
Но это чисто внешнее сходство. И при конструировании,
и при практическом использовании активизирующих
опросников сознательно сделаны нарушения
некоторых психометрических норм, что
позволило выйти за рамки и ограничения
при использовании стандартизированных
опросников и расширить импровизационные
возможности как для учащихся, так и для
психолога-профконсультанта, работающего
в активизирующем режиме.
Активизирующие
опросники—это своеобразная игра,
важным условием проведения которых
является понимание того, что
это не настоящая психодиагностика,
а именно “игра”, причем понимание
как со стороны подростков, так и со стороны самого психолога-профконсультанта.
Естественно, что говоря об игре, мы вкладываем
в это слово глубокий смысл, ведь известно,
что игра является одним из сложнейших
явлений и еще не понятным до конца методом
работы практического психолога. При определенном
воображении игра может обнаружится в
самых неожиданных местах, даже в таком
строгом и “солидном” направлении работы,
каким является профессиональная психодиагностика.
К активизирующим
опросникам можно отнести опросник
“За и против” , состоящий из трех частей:
1. “За и против-1”
предназначен для ориентировочного
определения привлекательных групп
профессий ( кем хотел бы стать
подросток),
2. “За и против-2”
служит для ориентировочного
определения желания подростка
использовать и развивать в работе те или иные свои
качества (каким бы он хотел быть),
3. “За и против-3”
служит для определения профессиональных
ценностей данного подростка(
зачем, ради чего он хотел
бы заниматься данным делом).
Само название–“За и
против”—указывает на некоторую противоречивость вопросов,
позволяющих посмотреть на профессии
как бы с разных сторон. Если не удается
использовать все три части опросника,
то каждая часть вполне может выступить
как самостоятельная методика.
В полушутливом
опроснике “За и против” также определяются некоторые
жизненные ценности и приоритеты, а в нем
самом заложена известная истина: важные
дела лучше не откладывать на потом.
Опросник “Перекресток”,
в нем выявляются основные
предпочтения подростка к сферам
труда и к тем или иным средствам труда, после чего
на пересечении выделенных сфер и средств
определяются конкретные профессии . Данная
методика позволяет также выявлять в шутливой
форме предполагаемые уровни дальнейшего
профессионального образования и различные
профессиональные позиции клиента.
Активизирующий
опросник “Будь готов!” основан
на самооценке и служит для
ориентировочного определения готовности
клиента к определенным профессиям.
В полушутливом
опроснике “Как поживаешь?” определяются
жизненные ценности подростка, а также оценивается, как
отнеслись бы к выделенным подростком
жизненным ценностям те или иные вымышленные
типичные персонажи.
Активизирующие
опросники “Самооценка нравственности,
гражданственности”(сокращенно—СНГ)
и “Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия” (сокращенно—СССР)
хотя и построены в полушутливой форме,
но на самом деле моделируют сложнейшие
вопросы, связанные с нравственными выборами.
Опросники-шутки
“Моды-1”и “Моды-2” предназначены
для ориентировочного прогнозирования престижности в ближайшем будущем
( при “лучших временах” ) набора заранее
заданных типичных профессий ( Моды-1) и
в более сокращенном варианте престижности
только тех профессий, которые привлекательны
для данного подростка ( Моды-2).
Опросник по схеме построения личной профессиональной
перспективы (ЛПП) дает подростку возможность
представить все свои профессиональные
перспективы во взаимосвязи и целостности.
Он может быть использован как при работе
с классом, так и в последующей индивидуальной
профконсультации.
- Бланковые игры с классом организуются таким образом, чтобы психолог имел возможность играть с каждым в отдельности и со всеми одновременно. При этом у всех игроков имеются свои игровые бланки, в которых они отражают все свои ходы и результаты. В большинстве игр данного типа моделируются некоторые особенности предпринимательской деятельности с учетом специфики социально-экономической ситуации, сложившейся в России в настоящее время, т.е. с учетом явной криминализации экономики. Поскольку профессии, связанные с бизнесом( с легким зарабатыванием целых состояний), особенно волнуют современных подростков. То профконсультант не должен уходить от специального их рассмотрения. Лучшая форма рассмотрения этих вопросов—проведение методик в полушутливой, ненавязчивой и интригующей форме.
К методикам данной группы относятся
следующие: игры “Бизнес-риск-мен”. “Я--компаньон”,
“Купля-продажа” каждый участник играет
на своем бланке с ведущим. В игре “Торг”
все участники работают в парах. ( можно
играть и в троем).
5. Карточные игровые консультационные
методики. В игровых карточных системах делается
попытка смоделировать основные этапы
человеческой жизни( индивидуальная игра
“Человек—Судьба--Черт” и групповая
игра “Страшный суд”). А также основные
этапы профессионализации человека ( групповая
игра “Карьера”). Важнейшим активизирующим
приемом данных методик является специально
организуемый игровой “спор” консультируемого
клиента с ответами, выписанными на карточках,
а также определенные призы и наказания
за успешность такого спора. В ходе спора
консультируемый подросток ( или взрослый
клиент) обычно сам проговаривает связь
тех или иных своих игровых возможностей
и достижений игры ( например, в какой степени
с помощью воли можно избежать участия
в преступной деятельности, ведь обычно
преступники—это люди волевые)