Проблема профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

На основании вышеизложенного цель данной работы будет заключатся в разработке содержания профориентации и этапов помощи психолога в личностном и профессиональном самоопределении старшеклассника.
Теперь определим , что является объектом, предметом и сформулируем гипотезу.

Задачи:
1. Изучение теоретического материала, касающегося профориентации, личностного и профессионального самоопределения.
2. Определение методов профориентации и подбор соответствующих методик.
3.Проведение психологического исследования.
4. Интерпритация полученных результатов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
1.1 Особенности взаимодействия школьного психолога с подростками и старшеклассниками………………………………………..………………...3
1.2 Психическое и физическое развитие старшего школьника…………..11
1.3 Профессиональное самоопределение старшего подростка………………………………………………………………….....13
1.4. Формы, методы и средства профориентационной работы психолога в старшей школе……………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….36
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………...………..…..37
Приложение 1………………………………………………………..………39
Приложение 2………………………………………………………….…….40
Приложение 3………………………………………………………………..41
Приложение 4…………………………………………………………..……42
Приложение 5……………………………………………………….……….43
Приложение 6………………………………………………………………..44
Приложение 7………………………………………………………………..45
Приложение 8………………………………………………………………..64
Приложение 9………………………………………………………………..68

Файлы: 1 файл

курсовая по прфориентации - копия.doc

— 380.50 Кб (Скачать файл)

 Задача выбора будущей профессии,  профессионального самоопределения  не может быть успешно решена  без и вне решения более  широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив считается аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от подросткового к раннему юношескому возрасту связывается с изменением отношения к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего.

Решение этих центральных  для данного  возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие и мотивационной сферы, и познавательных процессов. Считается, что к пятнадцати-шестнадцати годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых.

В этом возрасте молодые люди приобретают  основанную на развитии формального  операционального мышления способность  строить умозаключения, выдвигать  гипотезы и предположения, которые  основаны не только на наблюдаемых  состояниях и свойствах объектов, но и на их возможных, предполагаемых состояниях и свойствах. Эта способность проявляется  не только при решении сугубо интеллектуальных или учебных задач, но и в социальных связях, межличностных отношениях. Юноши и девушки начинают подвергать сомнению ценности родителей. Сравнивать их с другими, менее консервативными или лучше понимающими своих детей родителями, обвинять их лицемерии –несоответствии их поведения провозглашаемым принципам. Юноша постоянно сравнивает действительное  с возможным и нередко обнаруживает, что оно далеко от желаемого. Последнее нередко бывает характерно и для подростков, но старшеклассники могут строить свои умозаключения на этот счет уже на значительно более высоком интеллектуальном уровне, приходить к более широким и глубоким обобщениям.[ 7, с.482]

Спецификой возраста является быстрое  развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью. Дифференциация направленности интересов делает структуру умственной деятельности юноши/ девушки гораздо более сложной и индивидуальной, чем в более младших возрастах. У юношей этот процесс начинается раньше и выражен ярче, чем у девушек. Социализация способностей и интересов делает более заметными и многие другие индивидуальные различия.

 

 

1.3 Профессиональное самоопределение школьника.     Личность в нашем представлении обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным нести ответственность за поступки. Этот уровень развития характеризуется прежде всего тем, что в процессе взаимоотношений с окружающей общественной средой человек начинает воспринимать себя как единое целое, отличное от окружающей его  действительности и других людей; такая форма самопознания выражается в появлении у человека переживания своего Я. Личность характеризуется наличием собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активности, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Другими словами, для личности становится характерной активная, а не ‘реактивная’ форма поведения. При таком понимании личность трактуется как целостная психологическая система, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимоотношениях с окружающей средой. Совершаясь на основе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, становление личности освобождает его от непосредственного подчинения влияниям окружающей среды и позволяет человеку не только приспосабливаться к ней, но и  сознательно преобразовывать эту среду и самого себя.

Такого уровня развития личность достигает лишь у взрослого  человека. Однако все стороны личности начинают формироваться очень рано, представляя собой на каждом возрастном этапе особое качественное своеобразие.

В каждом возрасте возникает соя  специфическая для него констелляция мотивационных тенденций и особый характер их иерархической структуры. В раннем детстве, как показывают материалы, поведение ребенка и  его внутренняя психическая жизнь определяются временным соподчинением непосредственных  аффективных тенденций, которое возникает ситуативно на основе победы одних над другими, причем в борьбе этих тенденций ребенок не принимает сознательного участия. В дальнейшем иерархия мотивов начинает складываться как более устойчивая, основанная на относительном постоянстве доминирующих потребностей и стремлений ребенка, возникших в результате его опыта. На завершенном этапе онтогенетического развития иерархическая структура мотивов приобретает максимальную устойчивость и свободу от внешних влияний, так как начинает опираться на собственные взгляды и убеждения субьекта. Именно взгляды и убеждения, складывающиеся в систему морального мировоззрения, становятся постепенно главной мотивирующей силой, определяющей и все другие побуждения субъекта и его поведение. Таким образом, смысл всего онтогенетического развития заключается в том, что ребенок постепенно становится личностью И путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды. А также в превращении его в активного преобразователя этой среды и в воспитателя собственной личности.[  3,c.421].

Главной движущей силой развития является врожденное стремление человека к самоактуализации , а полнота самоактуализации, прямо связана со способностью человека ставить перед собой цели, адекватные его внутренней сущности, и что обладание такими жизненными целями—условие сохранения психического здоровья личности. С ее точки зрения, причиной неврозов выступают не столько сексуальные проблемы или чувство неполноценности, как учит психоанализ, сколько недостаток направленности, самоопределения. Обретение же целей жизни приводит к интеграции личности.

Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важна для сохранения психического и психологического здоровья любого человека и в любом возрасте. Но есть период в жизни человека, когда она становится действительно ключевой, определяющей,--это период юности, иначе говоря ,старшего школьника.

В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания, поэтому (в особенности учитывая асинхронность развития разных подростков и юношей) . В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии вопросы у юноши в отличие от подростка чаще носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально-нравственного или личностного самоопределения. Многие психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование, итожащее раннюю юность. Однако в ранней юности не завершается процесс личностного развития, процессы личностного и жизненного самоопределения осуществляются и в последующих возрастах, поэтому можно считать, что новообразованием ранней юности является социально-психологическая готовность(способность) к личному и жизненному самоопределению.[14, с. 105].

В основе готовности к самоопределению  лежит формирование у старших школьников устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр. Иными словами, психологическая готовность к самоопределению означает формирование у юноши, девушки таких психологических качеств, которые могли бы обеспечить им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь.[  7,c.481].

Такое представление о центральном  новообразовании раннего юношеского возраста по сути близко представлению  об идентичности. Это понятие, понимает идентичность как тождественность человека самому себе( неизменность личности в пространстве) и целостность( преемственность личности во времени). Идентичность—это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным “Я” независимо от изменения ситуации. Юность он связывает с кризисом идентичности, который происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым совершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т.е. определенную работающую цельность; он должен определить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие. [  23 ,c33-34].

Перед подростком, обретшим способность  к обобщению, а затем и перед  юношей встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне(дочери), друге, рассказчике и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает “путаница ролей”, или “спутанная идентичность”. Часто “спутанная идентичность” бывает результатом трудного детства или тяжелого быта

Ранний юношеский возраст—чрезвычайно  важный и ответственный период в  развитии личности человека. Сознательное самоопределение является основным содержанием личности  в юности. При этом речь должна идти не столько  даже о сознательном самоопределении, сколько о действенном самоопределении. Сознательное самоопределение в известной степени есть уже и у подростка, выбирающего образ жизни, ставящего перед собой определенные цели. Самоопределение юноши отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию. Поэтому  ответственность  каждого шага неизмеримо возрастает и каждая ошибка может обернуться существенными последствиями, иногда драматического характера.[   13  ,c.485].

В юности почти каждого  человека случаются первая любовь и  первая дружба—события и связанные  с ними переживания, которые не только остаются в памяти человека, но и  влияют на всю его жизнь.

Юность—уникальный период вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность много читать, путешествовать, ходить в музеи, на концерты, как бы заряжаясь энергией культуры на всю последующую жизнь. Если этот шанс упускается в юности, часто в дальнейшем бывает невозможным такое свежее, интенсивное и свободное, не связанное профессиональными, родительскими или какими-либо иными нуждами приобщение к культуре.

Юность ценят все—это  возраст, с которым горько расставаться, в который многие хотели бы вернуться, который в этом смысле даже опасно переоценивается в ущерб другим возрастам. Но эта субъективная и объективная ценность и значимость юности делают особенно важным успешное решение задач развития, которые ставятся перед человеком в ранней юности.

Выделим основные задачи развития в ранней юности:

1.Личностное развитие  и обретение чувства идентичности.

2.Осознание и самоощущение  себя как достойного представителя  определенного пола.

3.Профессиональное самоопределение.

4.Развитие готовности  к жизненному  самоопределению,  что представляет достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Дружбу, любовь к людям, следование гуманистическим принципам—да, важно нести через всю жизнь. Но эту моральную норму никак  нельзя распространять на то, что называют занятиями, профессиями.

Одни профессии устаревают, другие  появляются;  они объединяются, разделяются. И было бы неоправданной  оплошностью” давать клятву верности”  какому-то непременно одному делу. Завтра появятся новые технологии ( не только в так называемом материальном производстве, но и в производстве информации, в обучении, в духовной сфере), а вместе с этим и новые трудовые посты, новые виды труда, профессии. Сегодня их и выбрать для себя нельзя, поскольку их еще нет.

Из сказанного не следует, что непременно надо бродить всю жизнь по миру занятий. Есть и более или менее “вечные” профессии. Всегда надо будет кормить людей, лечить, обувать-одевать, строить жилье, учить и воспитывать детей, упорядочивать социальные процессы, руководить обществом. Но и здесь содержание труда постоянно обновляется—одно дело готовить пищу на костре, поддерживаемом в пещере, другое—в агрегате с токами сверхвысокой частоты.

Занимаясь каким-то делом, важно мобилизовать себя на полную отдачу сил. Отдача здесь обязательно оборачивается обретением: наши способности—как умственные, так и физические, как общие, так и специальные—развиваются только в напряженной деятельности.

Основные заповеди, которые  важно усвоить подрастающему  человеку: приложение сил к делу—это не”трата” их, а развитие, жизнь без дела—бессмыслица, важно иметь запасные варианты профессиональных жизненных путей.[  13  ,c.84]

Анализируя профессиональное становление личности, выделим основные моменты этого процесса:

1.Профессиональное самоопределение—это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2.Ядром профессионального  самоопределения является осознанный  выбор профессии с учетом своих  особенностей и возможностей, требований  профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

3.Профессиональное самоопределение  осуществляется в течение всей  профессиональной жизни:  Личность  постоянно рефлексирует, переосмысливает  свое профессиональное бытие  и самоутверждается в профессии. 

Информация о работе Проблема профессионального самоопределения