Проблема профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

На основании вышеизложенного цель данной работы будет заключатся в разработке содержания профориентации и этапов помощи психолога в личностном и профессиональном самоопределении старшеклассника.
Теперь определим , что является объектом, предметом и сформулируем гипотезу.

Задачи:
1. Изучение теоретического материала, касающегося профориентации, личностного и профессионального самоопределения.
2. Определение методов профориентации и подбор соответствующих методик.
3.Проведение психологического исследования.
4. Интерпритация полученных результатов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
1.1 Особенности взаимодействия школьного психолога с подростками и старшеклассниками………………………………………..………………...3
1.2 Психическое и физическое развитие старшего школьника…………..11
1.3 Профессиональное самоопределение старшего подростка………………………………………………………………….....13
1.4. Формы, методы и средства профориентационной работы психолога в старшей школе……………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….36
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………...………..…..37
Приложение 1………………………………………………………..………39
Приложение 2………………………………………………………….…….40
Приложение 3………………………………………………………………..41
Приложение 4…………………………………………………………..……42
Приложение 5……………………………………………………….……….43
Приложение 6………………………………………………………………..44
Приложение 7………………………………………………………………..45
Приложение 8………………………………………………………………..64
Приложение 9………………………………………………………………..68

Файлы: 1 файл

курсовая по прфориентации - копия.doc

— 380.50 Кб (Скачать файл)

Можно также предложить на рассмотрение четвертый вопрос: что чувствует человек? Эмоции, чувства, переживания лежат в основе внутреннего мира человека и делают это мир богатым или скудным.

    Ребенок сначала  чувствует отношение к себе  людей и свое отношение к  людям, предметам, миру, чувствует  у себя способности к той  или иной деятельности, а затем  уже осознает все это. Только  ответив на все эти вопросы,  проанализировав все взаимосвязи и взаимовлияния обозначенных психологических явлений в контексте возраста и пола ребенка и с учетом индивидуального варианта его возрастных изменений, можно подойти к пониманию сути его проблем в психическом развитии и становлении личности. Проблема индивидуальных различий очень сложна. Трудно назвать хоть одно какое-то свойство, черту. Качество человека, которые не входили бы в круг этой проблемы. Известно, что дети в одном и том же классе очень отличаются друг от друга. И тем не менее центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности. Психическое развитие ребенка без развития его способностей—невозможно. Именно способности определяют личностное становление ребенка, именно они обуславливают степень яркости его индивидуальности. Существует огромное многообразие видов деятельности, каждый из которых  требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Развитие способностей имеет свои особенности на каждом возрастном этапе и тесно связано с развитием интересов ребенка, самооценкой его успехов или неудач в той или иной деятельности. В подростковом возрасте внутри ведущей для подростков деятельности—общения со сверстниками—формируются такие личностные новообразования, которые и делают человека человеком, а именно: умение понимать чувства, настроения других людей и строить свое поведение в соответствии с этим.[  5 ,c.288]

     Рассмотрим  еще один взгляд на взаимодействие  людей, который широко представлен  в психолого-педагогической литературе.

    Взаимодействие людей можно определить как систему взаимных связей субъектов, которая обуславливает их взаимное влияние. В педагогической практике нередко употребляются понятия “воздействие”, “воздействовать ”(например, воздействовать на ученика в процессе воспитания). Но воздействие и взаимодействие—разные понятия. Их принципиальное различие заключается в том, что в первом случае мы имеем дело с субъект-объектными отношениями, тогда как во втором—с субъект-субъектными отношениями, а только такие отношения рассматриваются в практической психологии как нормальные. Взаимодействие людей—это сложное психологическое явление, в основе которого лежат целостные системы взаимных действий и реакций, между которыми возникает причинная зависимость. Взаимодействие включает в себя ряд необходимых компонентов. Во-первых , это обмен мыслями, знаниями, идеями, то есть информацией (коммуникативный компонент), во-вторых,--обмен действиями(деятельностный компонент), в-третьих, --процесс восприятия партнерами друг друга(перцептивно-эмоциональный компонент). Только в совокупности все эти компоненты обеспечивают взаимопонимание людей. А это и есть главное, именно взаимопонимание определяет полное взаимодействие. Если люди не понимают дру г друга, ни о каких взаимных действиях не может быть и речи. Самое же интересное здесь заключается в том, что профессиональное взаимодействие в сфере образования значимо прежде всего по целостной, всесторонней включенности в него ребенка, ученика.

    В подростковом  возрасте личность ребенка развивается прежде всего в общении со сверстниками, но сотрудничество со взрослыми все равно очень значимо. Однако теперь уже маме(родителям), учителям бесперспективно напрямую противопоставлять и доказывать правоту своих представлений о жизни, среде, лучше попытаться узнать, понять эту среду, организовать содержательную жизнь и общественнозначимую деятельность подростков, стараться задавать им нравственные образцы путем своего собственного поведения и своих собственных отношений с детьми и друг с другом, создавая тем самым благоприятную среду для становления личности взрослеющих детей. И, наконец, “зону ближайшего  личностного развития” задает для себя сам молодой человек: сам определяет для себя цели,  ценности, притязания и предпочтения в жизни, в выборе профессии, области труда, карьеры, отношений, любви и т д. Но для укрепления своих позиций молодому человеку все равно необходимы сотрудничество и взаимодействие со взрослыми. “Зона ближайшего развития” подростков и старшеклассников предполагает сотрудничество со взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы. Происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами, формируются личностные смыслы жизни. Быть может, основной смысл развития в подростковом и раннем юношеском возрасте состоит в осознании школьником уникальности своей личности, своей индивидуальности. Поэтому сотрудничество со старшими школьниками—большое испытание для взрослых. Только высокий нравственный уровень и личностная зрелость взрослого позволяют им  не навязывать ребенку своих взглядов, не стараться воспитать ребенка по своему образу и подобию, а способствовать развитию психологических образований, обеспечивающих возникновение и укрепление собственных взгляов, мнений, оценок, переживаний, отношений и стремлений школьника, их индивидуальности. Полноценность  и эффективность психологической службы достигается тогда, когда психолог с одной стороны становится единомышленником, а с другой—четко различает свои функции и возможности.

   Взаимодополняемость  профессиональных позиций и знаний  психолога к ребенку, их тесное  сотрудничество на равных на  всех стадиях работы и с  отдельными детьми и с детскими  коллективами—необходимое условие для успешной работы учебно-воспитательного учреждения.[  4,c.164].

     Наряду  с уже зарекомендовавшими себя  в последние годы научными  подходами в системе образования,  таких, как –личностно-ориентированного, субъект-субъектного, педагогика сотрудничества и т.д. проступают контуры нового подхода, получившего название—полисубъектный. С позиций этого подхода могут быть пересмотрены содержание и организация деятельности психолога в современных условиях. Переосмысление того, что делает психолог, помогает ему увидеть новые перспективы, новые возможности и новые стратегии своей деятельности.

  1. Помощь школьнику в становлении его как субъекта саморазвития. Полисубъектный подход нацелен именно на это.
  2. Актуализирует проблему нового типа взаимодействия между учителем и учащимися, с одной стороны, и между ними и школьным психологом, с другой.
  3. Построение субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися определяет эффективность педагогического труда и способствует развитию субъектности всех участников образовательного процесса. Каким образом это происходит, описывает полисубъектный подход.
  4. В педагогической психологии и психологии развития уделяется много внимания либо группам учащихся и межличностному взаимодействию в этих группах, либо организации взаимодействия педагога с учащимися с позиций психологии труда учителя. Но почему-то взаимодействие учителя и учащихся в рамках единой развивающейся системы почти никогда не рассматриваются. Ведь нельзя же все время противопоставлять учителей и учащихся. Нужно помнить, что в образовательном процессе ( или не происходит) развитие и тех и других. Итак, разобраться с этим подходом стоит хотя бы потому, что он может помочь психологу в решении вполне очевидных практических задач.

              Согласно полисубъектному подходу взаимодействие взрослого и ребенка необходимо рассматривать в единстве их развития. Активное взаимодействие субъектов может приводить к созданию особой общности, обладающей качеством субъектности, то есть способностью быть субъектом. Взаимодействие в рамках таких общностей способствует развитию субъектов, наиболее эффективному проявлению позитивных личностных качеств. Психолог в силу своих  профессиональных обязанностей должен вступать во взаимодействие со всеми субъектами образовательной среды и способствовать тому, чтобы это взаимодействие становилось полисубъектным, то есть способным порождать их взаимную обусловленность и особый тип общности—полисубъект. Он понимается как целостное динамическое психологическое образование, отражающее феномен единства развития внутренних содержаний реальных субъектов, находящихся в субъект-субъектных отношениях и объединенных совместной творческой деятельностью. Полисубъектное взаимодействие может привести к рождению особой общности—полисубъекта, главное свойство которого—способность быть субъектом. Под способностью быт субъктом можно понимать единство таких черт, как активность, наличие сознания и способность к взаимодействию. Активность понимается как то, что исходит из самого человека (в противоположность реактивности как ответу на внешние стимулы), то есть это продукт человека как природного генератора, это изначальная способность заложенная в каждом человеке.[5,с.225]

  Так что же такое  полисубъект?

Для раскрытия психологического содержания понятия “полисубъект” необходимо соотнести его с другими сходными понятиями, среди которых наиболее широким и многозначным является “коллективный субъект” (практически синонимичен ему “совокупный субъект” ). Это понятие наиболее часто используется исследователями в отношении группы людей, выступающих как единое целое и способных продемонстрировать свою субъектность( то есть проявить себя как субъекта, а не как  объект). Вместе с тем порой “коллективным субъектом” называют вообще любую совокупность людей, объединенных по какому-нибудь признаку. Разнообразие значений , вкладываемых в понятие “коллективный субъект”, связано с его неразработанностью в современной психологии и отсутствием каких бы то ни было ясных определений. В полисубъекте каждый входящий в него человек (ученик или учитель) имеет представление о том, как кто к кому относится; он объединен со всеми другими увлекательным творческим делом и стремится к саморазвитию и развитию всей общности в целом, кроме того, существует общее семантическое пространство длдя всех субъектов общности. Определенное семантическое пространство наличествует и у каждого полисубъекта. Индивидуальные фрагменты внутреннего мира каждого субъекта, представленные в общем семантическом пространстве полисубъекта, сочетаются, резонируют, дополняют друг друга. Содержательная наполненность семантического пространства является уникальной для каждого полисубъекта и определяется результатом интеграции семантических пространств входящих в него субъектов.[ 5,с.226]

    Психолог, как  и другой человек, является носителем уникального семантического пространства, в котором каждый семантический элемент наполнен своим особым содержанием (знаниями и смыслами). Предположим, что его взаимодействие с ребенком связано с его непосредственными профессиональными обязанностями—необходимостью оказать нуждающемуся психологическую помощь. Уяснив суть проблемы, психолог пытается построить эффективное взаимодействие с учащимся, используя определенные лингвистические средства. Сделать это можно по- разному: либо объяснив ребенку свое понимание его трудностей и предложив конкретные советы, либо, ничего не объясняя, потребовать выполнения определенных действий, либо преподнести видение проблемы ребенка в неявном, зашифрованном виде, либо…вариантов много. Однако психолог не должен забывать, что у ребенка имеется собственное уникальное семантическое пространство. И все слова взрослого будут иметь эффект тогда, когда произойдет резонанс между двумя семантическими пространствами, когда возникнет изоморфное отношение если не между всеми семантическими элементами обоих пространств, то по крайней мере между важнейшими из них. Прямое предъявление собственных позиций психологом можно уподобить броскам камешка в лунки, среди которых есть только несколько нужных, попадание куда засчитывается, а попадать  во все остальные—или бессмысленно, или даже вредно ( скажем, они грязной водой заполнены; при падении туда камешка—брызги во все стороны, и сам обляпаешься, и других испачкаешь). [  4  ,c.123].

    Эта метафора помогает  понять, почему прямые словесные воздействия на ребенка часто малоэффективны: психолог совсем не “попадает” в элементы семантического пространства ребенка или “попадает” не в те.  Применение психологом метафор, помогает построить связь между элементами собственного семантического пространства и семантического пространства ребенка. Чем более глубоким, многоаспектным и содержательным будет общее семантическое пространство психолога и ребенка ( и шире—психолога и детского коллектива), тем выше уровень полисубъектного взаимодействия, тем глубже система связей внутри этого особого психологического феномена. Полисубъектный подход подразумевает несколько иную позицию психолога в школе по сравнению с той, что традиционно рассматривается. Психолог выступает здесь не как узкий специалист по работе с той категорией детей, психологические показатели которой необходимо привести в соответствие с возрастными нормами, а как проектировщик и один из создателей максимально благоприятных условий для превращения образовательной среды школы в поле насыщенного полисубъектного взаимодействия. Это позволит решить множество извечных проблем, в том числе и преодолеть психологические трудности “проблемных” детей.

        Таким образом,  на основании вышеизложенного,  мы можем сделать вывод о  том, что у школьника могут возникнуть различного рода конфликты, как внешние(межличностные отношения), так и внутренние, которые могут привести к искажению собственной самооценки. Поэтому работа психолога в школе—это очень важно! Он является посредником между системой образования и отдельным, конкретным ребенком, помогающий найти оптимальные способы развития: интересы школьника, личности в целом, возможностей самовоспитания и самоорганизации. И что не менее важно, помочь старшему школьнику в профессиональном самоопределении.

 

      1.2 Психическое  и физическое развитие старшего  школьника

В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется  темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность, заканчиваются формирование и функциональное развитие тканей и органов. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития. Современную социальную ситуацию развития  в юношеском возрасте можно описать следующим образом. Общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем сделать  это не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.

Информация о работе Проблема профессионального самоопределения