Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа
На основании вышеизложенного цель данной работы будет заключатся в разработке содержания профориентации и этапов помощи психолога в личностном и профессиональном самоопределении старшеклассника.
Теперь определим , что является объектом, предметом и сформулируем гипотезу.
Задачи:
1. Изучение теоретического материала, касающегося профориентации, личностного и профессионального самоопределения.
2. Определение методов профориентации и подбор соответствующих методик.
3.Проведение психологического исследования.
4. Интерпритация полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
1.1 Особенности взаимодействия школьного психолога с подростками и старшеклассниками………………………………………..………………...3
1.2 Психическое и физическое развитие старшего школьника…………..11
1.3 Профессиональное самоопределение старшего подростка………………………………………………………………….....13
1.4. Формы, методы и средства профориентационной работы психолога в старшей школе……………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….36
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………...………..…..37
Приложение 1………………………………………………………..………39
Приложение 2………………………………………………………….…….40
Приложение 3………………………………………………………………..41
Приложение 4…………………………………………………………..……42
Приложение 5……………………………………………………….……….43
Приложение 6………………………………………………………………..44
Приложение 7………………………………………………………………..45
Приложение 8………………………………………………………………..64
Приложение 9………………………………………………………………..68
Самооценка и особенности формирования профессиональных планов. В данном случае определяются реальность самооценки, содержание и обоснованность жизненных планов, степень самостоятельности в их построении. Методики для этой сферы: самооценка по Дембо-Рубенштейн, например, методика на определение уровня притязаний, УСК.
Коррекционный этап предполагает работу с оптантом в плане нахождения ему профессиональной сферы в соответствии с особенностями его личности. Основным моментом данного этапа является соблюдение принципа активности, согласно которому решение о выборе профессии должно приниматься самим оптантом, а задача консультанта—подвести его к этому. В целях более эффективного соотнесения требований профессии с личностными особенностями и ориентации оптанта в мире профессий на этом этапе широко используются классификации профессий.
Классификация
профессий является важным
Существует огромное количество классификаций профессий, созданных для различных целей и применяемых в разных областях науки и практики. Как пример, рассмотрим классификацию Е.А.Климова. Она предполагает выделение четырех основных признаков ее построения: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия труда.
Предмет труда:
Биономические (человек—живая природа). Представители этих профессий имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (агроном, микробиолог, ветеринар, зоотехник)
Технономические (человек-техника) неживая природа. Предметом труда в данной группе являются технические объекты, вещества, материалы. Примерами такого рода профессий являются слесарь-сборщик, шофер, технолог общественного питания).
Социономические( человек-человек). Предметом труда в данной группе являются отдельные индивиды или группы людей (парикмахер, врач, учитель, психолог, продавец).
Сигнономические (человек-знак). Представители данной группы имеют дело со знаками, цифрами, символами, формулами, естественными и искусственными языками(чертежник-картограф, лингвист, программист, бухгалтер, редактор издательств)
Артономические( человек—художественный образ). Представители этой профессиональной группы имеют дело с фактами художественного отображения действительности(художник. Архитектор. Настройщик музыкальных инструментов, актер театра).
По цели деятельности:
Гностические, основная цель которых в распознавании объектов, их классификации: дегустатор, сортировщик фруктов(человек-природа), контролер ОТК пирометрист (человек-техника), врач-рентгенолог, судебный эксперт(социономические профессии).
Преобразующие, целью которых является изменение состояния объекта: агроном и зоотехник (человек-природа), токарь, слесарь-ремонтник, водитель (человек-техника). Учитель, тренер, экскурсовод (человек-человек).
Изыскательские, предполагающие отыскание новой информации
или способов выполнения деятельности:
летчик-наблюдатель рыбного хозяйства,
биолог-исследователь(человек-
По признаку средств труда в рамках каждого класса выделяют профессии, имеющие дело с вещественными и невещественными орудиями труда. К вещественным орудиям относятся внешние по отношению к субъекту материальные средства взаимодействия с объектом труда. С вещественными орудиями труда имеют дело профессии:
Ручного труда ( слесарь, картограф, художник),
Машинно-ручного труда , имеющие дело с механизированными средствами или станками, с машинами с ручным управлением( машинист экскаватора, шофер, токарь, врач-стоматолог).
Связанные
с применением
Невещественные ( функциональные) орудия труда представляют собой присущие субъекту средства воздействия на объект. Ими могут быть как внешние средства воздействия ( жест. мимика, интонация) , так и внутренние, психологические средства труда(мысленные эталоны решения задач, алгоритмы и схемы выполнения действий).
По условиям труда выделяют следующие группы профессий:
В условиях ,близких к бытовым (лаборант, бухгалтер, продавец)
В неблагоприятных условиях, на открытом воздухе, в любую погоду, в условиях профессиональных вредностей (агроном, инспектор госавтоинспекции, врач-рентгенолог, каменщик).
В необычных условиях: на высоте, под водой, под землей, при пониженных и повышенных температурах (пожарный, водолаз, монтажник-высотник).
В условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей и материальные ценности (судья, хирург, воспитатель детского сада).
Предложенная классификация
является рабочей и применяется
в практике профессионального
Давайте обратим внимание еще на одну классификацию, которая является одной из наиболее распространненых за рубежом—это классификация сфер деятельности. Она предлагает шесть типов профессиональной среды, с которой взаимодействует работник. Это профессии: реалистические, исследовательские, социальные, конвенциональные, предпринимательские, художественного типа. Чтобы понять смысл этих типов, рассмотрим их поподробнее.
Реалистические профессии подразумевают получение некоторого конкретного результата труда, часто в виде материального продукта. Выполнение трудовых заданий не требует наличия высокого уровня интеллекта, а предполагает, прежде всего, сформированность перцептивных и психомоторных навыков: для некоторых профессий нужны значительная физическая сила, ловкость и выносливость. К этой группе относятся рабочие профессии фабрично-заводского производства, профессии сельскохозяйственного труда, строительные специальности и т.д.
Исследовательские профессии связаны с отысканием новых фактов и способов решения проблем. Данная группа предъявляет высокие требования к интеллектуальным способностям человека, его творческому потенциалу; в нее традиционно включают профессии науки.
Социальные профессии имеют своей целью оказание помощи людям. В отличии от предыдущей группы, представители “помогающих” профессий решают проблему не за счет своих высоких интеллектуальных способностей, а за счет хорошо развитых коммуникативных и эмоциональных навыков. В данную группу входят профессии социальной работы, сферы здравоохранения, образования, юриспруденции.
Конвенциональные профессии также ориентированы на выполнение конкретных, четко поставленных целей. Функциональная сторона деятельности отличается высокой степенью алгоритмизации и конкретностью. Представители данной сферы обычно работают по указаниям вышестоящих работников и должны обладать такими характеристиками, как аккуратность, педантичность, склонность к подчинению, хорошей памятью и вниманием. В эту группу профессий входят секретари-машинистки, профессии бухгалтерской сферы.
Предпринимательские профессии ставят своей целью управление людьми и их организацию. Ее представители имеют высокую степень свободы в постановке целей и выборе их путей достижения. Содержание труда не предъявляет высоких требований к интеллектуальному потенциалу человека, но ориентирует его на демонстрацию высокого уровня организаторских способностей, доминирования, хороших коммуникативных навыков. Сюда относят профессии сферы управления, а также некоторых представителей так называемых свободных профессий, например журналистов.
Профессии художественного типа имеют дело с расплывчатыми и неопределенными целями, связанными с созданием художественного образа. Содержание деятельности данной группы профессий предъявляет требования к таким характеристикам человека, как творческие способности, эмоциональные качества, оригинальность. Некоторые из них предъявляют повышенные требования к психомоторным и перцептивным характеристикам. К этой группе традиционно относят представителей сферы искусства.
На основе этой классификации в западной профессиональной психодиагностике создаются тесты на профессиональные интересы и выделение профессиональных типов личности.
При профориентации
можно использовать
К групповой профконсультации относится:
Справочно-информационная
Обучающая
Диагностическая
Развивающая.
Индивидуальная консультация—
Знакомство
Установление рапорта
Изучение запроса
Сбор информации
Постановка гипотезы
Коррекция
Заключение, формирующее представление о будущей профессии.
Обязательные этапы проведения профессиональной консультации могут наполняться конкретным содержанием в зависимости от специфики профконсультационной ситуации. Таких ситуаций может быть очень много, однако выделим несколько типов, в зависимости от степени сформированности профессионального плана, выраженности склонностей и способностей личности и их соответствия их профессиональному плану.
Теперь рассмотрим какие, например, могут быть ситуации:
а) наличие нескольких(чаще
б) оптант имеет представление
о некотором идеале профессии,
но затрудняется в выборе
5. У оптанта отсутствует
профессиональный план, выраженные
склонности и способности к
какой-либо сфере
Профессиональная
консультация может
Наконец, перейдем
к рассмотрению профессиональны
Профессиональные пробы представляют практическое знакомство с профессией. Школьники могут принимать участие в кружках, секциях, студиях.
Интересный опыт профориентационной
работы накоплен в Японии, где школьных
психологов как таковых нет. Профессор
С.Фукуяма разработал систему “профессиональных
проб”, позволяющих школьникам в течении
трех лет ( в основном за период 12-14 лет,
по мнению многих японских специалистов,
именно в этот период должна вестись профориентационная
работа) попробовать свои возможности
в 16 основных видах труда. По специальной
системе школьники оценивают свои успехи.
Также их успехи оцениваются педагогами.
При этом происходит перенос акцента с
диагноза в целях прогноза успешности
будущего труда на диагноз в целях совершенствования
обучения. В целом данная система является
развитием “трехфакторной модели Ф. Парсонса”,
только вместо традиционного третьего
фактора—рекомендации о
В нашей стране
в работе с группой (а также
и в индивидуальном порядке)
можно использовать
Информация о работе Проблема профессионального самоопределения