Проблема профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

На основании вышеизложенного цель данной работы будет заключатся в разработке содержания профориентации и этапов помощи психолога в личностном и профессиональном самоопределении старшеклассника.
Теперь определим , что является объектом, предметом и сформулируем гипотезу.

Задачи:
1. Изучение теоретического материала, касающегося профориентации, личностного и профессионального самоопределения.
2. Определение методов профориентации и подбор соответствующих методик.
3.Проведение психологического исследования.
4. Интерпритация полученных результатов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
1.1 Особенности взаимодействия школьного психолога с подростками и старшеклассниками………………………………………..………………...3
1.2 Психическое и физическое развитие старшего школьника…………..11
1.3 Профессиональное самоопределение старшего подростка………………………………………………………………….....13
1.4. Формы, методы и средства профориентационной работы психолога в старшей школе……………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….36
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………...………..…..37
Приложение 1………………………………………………………..………39
Приложение 2………………………………………………………….…….40
Приложение 3………………………………………………………………..41
Приложение 4…………………………………………………………..……42
Приложение 5……………………………………………………….……….43
Приложение 6………………………………………………………………..44
Приложение 7………………………………………………………………..45
Приложение 8………………………………………………………………..64
Приложение 9………………………………………………………………..68

Файлы: 1 файл

курсовая по прфориентации - копия.doc

— 380.50 Кб (Скачать файл)

  Самооценка и особенности формирования профессиональных планов. В данном случае определяются реальность самооценки, содержание и обоснованность жизненных планов, степень самостоятельности в их построении. Методики для этой сферы: самооценка по Дембо-Рубенштейн, например, методика на определение уровня притязаний, УСК.

     Коррекционный этап предполагает работу с оптантом в плане нахождения ему профессиональной сферы в соответствии с особенностями его личности. Основным моментом данного этапа является соблюдение принципа активности, согласно которому решение о выборе профессии должно приниматься самим оптантом, а задача консультанта—подвести его к этому. В целях более эффективного соотнесения требований профессии с личностными особенностями и ориентации оптанта в мире профессий на этом этапе широко используются классификации профессий.

     Классификация  профессий является важным этапом  профконсультационной и профориентационной  работы по следующим причинам:

  1. позволяет систематизировать информацию о мире профессий и наметить основные пути ориентации в нем,
  2. показывает историю и основные направления их развития, что создает почву для конструирования новых профессий и специальностей,
  3. позволяет практическому работнику существенно минимизировать затраты на профессиональное консультирование. Например, в случае несоответствия между желаниями или возможностями оптанта и выбранной им профессией психолог может рекомендовать ему родственную профессию, не проводя вновь психодиагностического обследования.

Существует огромное количество классификаций профессий, созданных для различных целей  и применяемых в разных областях науки и практики. Как пример, рассмотрим классификацию Е.А.Климова. Она предполагает выделение четырех  основных признаков ее построения: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия труда.

   Предмет труда:

Биономические (человек—живая природа). Представители этих профессий имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (агроном, микробиолог, ветеринар, зоотехник)

Технономические (человек-техника) неживая природа. Предметом труда в данной группе являются технические объекты, вещества, материалы. Примерами такого рода профессий являются слесарь-сборщик, шофер, технолог общественного питания).

Социономические( человек-человек). Предметом труда в данной группе являются отдельные индивиды или группы людей (парикмахер, врач, учитель, психолог, продавец).

Сигнономические (человек-знак). Представители данной группы имеют дело со знаками, цифрами, символами, формулами, естественными и искусственными языками(чертежник-картограф, лингвист, программист, бухгалтер, редактор издательств)

Артономические( человек—художественный образ). Представители этой профессиональной группы имеют дело с фактами художественного отображения действительности(художник. Архитектор. Настройщик музыкальных инструментов, актер театра).

  По цели  деятельности:

Гностические, основная цель которых в распознавании объектов, их классификации: дегустатор, сортировщик фруктов(человек-природа), контролер ОТК пирометрист (человек-техника), врач-рентгенолог, судебный эксперт(социономические профессии).

Преобразующие, целью которых является изменение состояния объекта: агроном и зоотехник (человек-природа), токарь, слесарь-ремонтник, водитель (человек-техника). Учитель, тренер, экскурсовод (человек-человек).

Изыскательские, предполагающие отыскание новой информации или способов выполнения деятельности: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, биолог-исследователь(человек-природа), инженер-конструктор, раскройщик верха обуви(человек-техника), художник-дизайнер, композитор(человек--художественный образ).

По признаку средств труда в рамках каждого класса выделяют профессии, имеющие дело с вещественными и невещественными орудиями труда. К вещественным орудиям относятся внешние по отношению к субъекту материальные средства взаимодействия с объектом труда. С вещественными орудиями труда имеют дело профессии:

      Ручного труда ( слесарь, картограф, художник),

      Машинно-ручного  труда , имеющие дело с механизированными средствами или станками, с машинами с ручным управлением( машинист экскаватора, шофер, токарь, врач-стоматолог).

      Связанные  с применением автоматизированных  и автоматических систем(оператор  энергосистем. Оператор станков  с программным управлением).

     Невещественные ( функциональные) орудия труда представляют собой присущие субъекту средства воздействия на объект. Ими могут быть как внешние средства воздействия ( жест. мимика, интонация) , так и внутренние, психологические средства труда(мысленные эталоны решения задач, алгоритмы и схемы выполнения действий).

По условиям труда выделяют следующие группы профессий:

   В условиях ,близких  к бытовым (лаборант, бухгалтер,  продавец)

   В неблагоприятных  условиях, на открытом воздухе,  в любую погоду, в условиях профессиональных вредностей (агроном,  инспектор госавтоинспекции, врач-рентгенолог, каменщик).

  В необычных условиях: на высоте, под водой, под землей, при пониженных и повышенных  температурах (пожарный, водолаз, монтажник-высотник).

  В условиях повышенной  ответственности за жизнь и  здоровье людей и материальные  ценности (судья, хирург, воспитатель  детского сада).

Предложенная классификация  является рабочей и применяется  в практике профессионального консультирования.

    Давайте обратим внимание еще на одну  классификацию, которая  является одной из наиболее распространненых за рубежом—это классификация сфер деятельности. Она предлагает шесть типов профессиональной среды, с которой взаимодействует работник. Это профессии: реалистические, исследовательские, социальные, конвенциональные, предпринимательские, художественного типа. Чтобы понять смысл этих типов, рассмотрим их поподробнее.

    Реалистические профессии подразумевают получение некоторого конкретного результата труда, часто в виде материального продукта. Выполнение трудовых заданий не требует наличия высокого уровня интеллекта, а предполагает, прежде всего, сформированность перцептивных и психомоторных навыков: для некоторых профессий нужны значительная физическая сила, ловкость и выносливость. К этой группе относятся рабочие профессии фабрично-заводского производства, профессии сельскохозяйственного труда, строительные специальности и т.д.

   Исследовательские  профессии связаны с отысканием новых фактов и способов решения проблем. Данная группа предъявляет высокие требования к интеллектуальным способностям человека, его творческому потенциалу; в нее  традиционно включают профессии науки.

 Социальные  профессии имеют своей целью оказание помощи людям. В отличии от предыдущей группы, представители “помогающих” профессий решают проблему не за счет своих высоких интеллектуальных способностей, а за счет хорошо развитых коммуникативных и эмоциональных навыков. В данную группу входят профессии социальной работы, сферы здравоохранения, образования, юриспруденции.

 Конвенциональные  профессии также ориентированы на выполнение конкретных, четко поставленных целей. Функциональная сторона деятельности отличается высокой степенью алгоритмизации и конкретностью. Представители данной сферы обычно работают по указаниям вышестоящих работников и должны обладать такими характеристиками, как аккуратность, педантичность, склонность к подчинению, хорошей памятью и вниманием. В эту группу профессий входят секретари-машинистки, профессии бухгалтерской сферы.

 Предпринимательские  профессии ставят своей целью управление людьми и их организацию. Ее представители имеют высокую степень свободы в постановке целей и выборе их путей достижения. Содержание труда не предъявляет высоких требований к интеллектуальному потенциалу человека, но ориентирует его на демонстрацию высокого уровня организаторских способностей, доминирования, хороших коммуникативных навыков. Сюда относят профессии сферы управления, а также некоторых представителей так называемых свободных профессий, например журналистов.

 Профессии  художественного типа имеют дело с расплывчатыми и неопределенными целями, связанными с созданием художественного образа. Содержание деятельности данной группы профессий предъявляет требования  к таким характеристикам человека, как творческие способности, эмоциональные качества, оригинальность. Некоторые из них предъявляют повышенные требования к психомоторным и перцептивным характеристикам. К этой группе традиционно относят представителей сферы искусства.

     На основе этой классификации в западной профессиональной психодиагностике создаются тесты на профессиональные интересы и выделение профессиональных типов личности.

    При профориентации  можно использовать профконсультации  как групповые, так и индивидуальные.

  К групповой профконсультации относится: 

Справочно-информационная

Обучающая

Диагностическая

Развивающая.

   Индивидуальная консультация—это  частный случай профконсультации. Она содержит все элементы  психологической консультации:

Знакомство

Установление рапорта

Изучение запроса

Сбор информации

Постановка гипотезы

Коррекция

Заключение, формирующее представление  о будущей профессии.

  Обязательные этапы проведения  профессиональной консультации  могут наполняться конкретным  содержанием  в зависимости от специфики профконсультационной ситуации. Таких ситуаций может быть очень много, однако выделим несколько типов, в зависимости от степени сформированности профессионального плана, выраженности склонностей и способностей личности и их соответствия  их профессиональному плану.

  Теперь рассмотрим какие,  например, могут  быть ситуации:

  1. У оптанта есть конкретный профессиональный план, который соответствует ярко выраженным склонностям и способностям. В этом случае консультант лишь подтверждает правильность профессиональных намерений субъекта.
  2. У оптанта есть конкретный профессиональный план, который не соответствует либо склонностям, либо способностям субъекта. В этом случае устанавливаются причины несоответствия и проводится корректировка плана.
  3. У оптанта отсутствуют ярко выраженные склонности, хотя профессиональный план может быть довольно отчетливым. В этом случае может быть готовность оптанта к определенному виду деятельности, и, в зависимости от мотивации выбора, план может либо одобряться, либо корректироваться.
  4. У оптанта нет четко сформулированного  профессионального плана при наличии выраженных склонностей и способностей. При этом возможны ситуации:

           а) наличие нескольких(чаще всего  двух) альтернативных вариантов.  В данной ситуации выясняется степень обоснованности каждого из них и осуществляется выбор наиболее предпочтительного;

           б) оптант имеет представление  о некотором идеале профессии,  но затрудняется в выборе конкретной  профессиональной области. В данной  ситуации происходит конкретизация общего , важного для оптанта,  представления в соответствии с желаниями личности.

5.  У оптанта отсутствует  профессиональный план, выраженные  склонности и способности к  какой-либо сфере профессиональной  деятельности. В этом случае проводится всестороннее психодиагностическое обследование, и построение плана  первоначально идет с использованием принципа “воронки”—на основе чисто эмоциональных предпочтений оптанта. После выработки некоторого профессионального решения с оптантом проводится работа по созданию более обоснованной мотивационной базы выбора профессии.[  11  , с.291]

  Профессиональная  консультация может осуществляться  во время школьного или профессионального  обучения.

   Наконец, перейдем  к рассмотрению профессиональных проб, как еще одного метода профессиональной ориентации.

Профессиональные  пробы  представляют практическое знакомство с профессией. Школьники могут принимать участие в кружках, секциях, студиях.

   Интересный опыт  профориентационной работы  накоплен в Японии, где школьных психологов как таковых нет. Профессор С.Фукуяма разработал систему “профессиональных проб”, позволяющих школьникам в течении трех лет ( в основном за период 12-14 лет, по мнению многих японских специалистов, именно в этот период должна вестись профориентационная работа) попробовать свои возможности в 16 основных видах труда. По специальной системе школьники оценивают свои успехи. Также их успехи оцениваются педагогами. При этом происходит перенос акцента с диагноза в целях прогноза успешности будущего труда на диагноз в целях совершенствования обучения. В целом данная система является развитием “трехфакторной модели Ф. Парсонса”, только вместо традиционного третьего фактора—рекомендации о профпригодности, используются”профессиональные пробы” в условиях реальной профессиональной деятельности ( в специальных учебных мастерских, максимально приближенных к реальному производству ).   К сожалению полноценная реализация  системы   “ профессиональных проб” возможна лишь при реальном внимании государства и производства к школе.

  В нашей стране  в работе с группой (а также  и в индивидуальном порядке)  можно использовать традиционную  “ формулу  профессии”, в основе  которой лежит классификация  Е.А.Климова. Но при использовании  в классе”формулы профессий”, в таком виде, к сожалению, возникают недоразумения. В связи с этим , возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е.А.Климовым вариант “Формулы”. Новый вариант предполагает следующий порядок работы с группой или классом:

Информация о работе Проблема профессионального самоопределения