Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:30, лекция

Описание работы

Проблема наркомании в современном мире.
Актуальность проблемы профилактики наркомании.
Концептуальная основа профилактика наркомании.

Файлы: 1 файл

Konspekt_lektsy.doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

Возраст 18–25 лет характеризуется максимальной активностью половых гормонов, поэтому наблюдается большой разрыв между бурным ростом половой активности и формированием физического развития, интеллектуальных и личных качеств. В это время на первое место выходит задача быть способным управлять своими эмоциями, так как эмоции, сопровождающие любовь, а также половое поведение при  соответствующем управлении становятся стимуляторами умственной и творческой деятельности.

Для правильного формирования разумного полового поведения, для сохранения на долгие годы возвышенного чувства любви, необходимо учитывать следующие рекомендации:

1) в период  полового созревания эмоции еще  не уравновешены, а творческие  и интеллектуальные возможности большие. В этот период юноши более возбудимы и активны, чем девушки, но чувство любви более стойкое и преданное у девушек. В этих условиях следует учитывать, что сексуальные влечения управляемы, что половое влечение не является потребительским  феноменом, что с помощью волевых усилий можно переключить ее на другой вид активности, в частности, на учебную деятельность. Чтобы, необходимо хорошо Познание себя, выработка собственной системы потребностей позволяет эффективно управлять своими эмоциями и не допускать психоэмоциональных нарушений во взаимоотношениях с другими людьми.

2) в период  повышенного сексуального влечения (гиперсексуальсти) полезны значительные физические (физический труд, активные занятия физическими упражнениями и спортом) и умственные нагрузки, с помощью которых половая энергия может быть направлена на другой вид деятельности;

3) половое  просвещение не должно носить запретный, изолированный характер. Студенты должны иметь доступ и получать правдивую научно-обоснованную информацию;

4) на половое развитие и поведение отрицательно  воздействует раннее начало половой жизни, негативные психоэмоциональные нагрузки, большой объем учебной нагрузки, хронический дефицит сна и его плохое качество, повышенная чувствительность, неуравновешенность, раздражительность, переутомление, возбуждающая пища (шоколад, тонизирующие напитки, избыток мяса, пряные блюда), музыка (поп-, рок-музыка), алкоголь, табак и наркотические вещества;

5) опасной  для юношей и девушек является  несдержанность в половом поведении, она отрицательно влияет на нравственные и интеллектуальные  стороны эмоций высшего порядка, препятствует достижению творческих и жизненных целей;

6) залогом правильного полового развития и поведения являются формирование гигиенических навыков, самовоспитание мужественности и женственности, понимание искусства, занятия спортом. Очень важны отказ от курения и злоупотребления спиртными напитками;

7) физическая привлекательность, высокий интеллект, развитое чувство красоты, дружбы и хорошие манеры поведения, а также половая воспитанность формируют сильную личность, способную оказывать эротическое воздействие на противоположный пол. Ощущение собственного достоинства, нравственной, умственной и физической привлекательности всегда стимулирует хорошее настроение и оптимизм, а значит крепкое здоровье и высокую работоспособность.

Сексуальная жизнь требует соблюдения здорового образа жизни. Так, у лиц, злоупотребляющих алкоголем, постепенно нарушается сексуальная жизнь с проявлением различных форм расстройств в 41–43% случаях. Чрезмерное курение в 11% случаев ведет к развитию импотенции; никотин оказывает угнетающее воздействие на центры эрекции, вызывая ее ослабление, а у женщин явление фригидности.

Сексуальная удовлетворенность повышает самоуважение, самооценку, положительно сочетается с удовлетворенностью у молодых людей с другими (интеллектуальными, спортивными, эстетическими и др.) увлечениями, общительностью, жизнерадостностью, этим способствуя их общекультурному развитию.

4.10. Вредные привычки и здоровье

Рассмотрение вопроса о вредных привычках предполагает обращение к понятию «фактор риска». В общем случае под факторами риска понимаются какие-то внешние условия или особенности поведения (следование вредным привычкам), которые отрицательно влияют на организм, способствуют появлению тех или иных заболеваний. Иначе говоря, фактор риска лишь связан с заболеванием и может существенно повысить вероятность его развития, не выступая при этом его непосредственной причиной. Среди наиболее распространенных и особенно опасных факторов риска табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя занимают лидирующие позиции.

Хорошо известно, что курение является одним из ведущих факторов риска в развитии таких грозных для жизни человека заболеваний, как рак (90% смертности от рака легких связано с курением), инсульт, инфаркт, болезни сердца. По данным Всемирной организации здравоохранения 20 жителей планеты ежеминутно умирают от вредных последствий курения.

Трезвый образ жизни – одно из главных условий сохранения здоровья. Расплатой за устойчивую и чрезмерную приверженность алкоголю является разрушение организма, психическое и социальное нездоровье, ранняя смерть.

Никакими экономическими соображениями нельзя оправдать пополнение государственной казны за счет массовой продажи табачных изделий и алкогольной продукции. Парадоксальная ситуация: с одной стороны, уже с ранних лет нас убеждают в том, что здоровье должно стать одним из главных наших ценностных приоритетов, что только у здоровой нации есть будущее, а с другой – осуществляется непрерывная, изо дня в день, все более изощренная провокация потребительского спроса на эти товары

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Какова роль учета временных факторов в организации режима жизнедеятельности?

2. Почему основные положения труда и отдыха должны обязательно соблюдаться всеми, независимо от специфики деятельности?

3. Влияют ли индивидуальные особенности организма или социальные факторы на режим труда и отдыха?

4. Что такое хронотип? Какова  его связь с работоспособностью  организма?

5. Каковы последствия нарушения  научно обоснованной длительности и гигиены сна?

6. Что означает понятие культура  питания?

7. Почему двигательная активность  является ведущим фактором ЗОЖ?

8. Каковы последствия гиподинамии  и гипокинезии?

9. Охарактеризуйте основные принципы, лежащие в основе закаливания.

10. Определите основные правила и требования личной гигиены.

11. Что означает культура межличностных  отношений?

12. Какова роль психофизиологической  регуляции функций организма?

13. Что означает культура сексуального поведения?

14. Каков механизм действия вредных  привычек на состояние здоровья?

15. Можно ли рассматривать иммунитет  как показатель образа жизни  человека?

Задания для самостоятельной работы

1. Выполнить самостоятельно  практическую работу по оценке  образа жизни во внеаудиторное  время.

2. Подготовить сообщение об одном из компонентов ведения ЗОЖ.

3. Подготовить сообщение  о факторах, которые негативно  влияют на здоровье студентов.

4. Изучить теоретический  материал темы. Рассмотреть вопросы, вынесенные на самостоятельное  изучение.

5. Пройти текущее компьютерное  самотестирование по теме.

Тема №5. Наркомания как фактор уничтожения жизни

Цели и задачи изучения темы:

1) изучить физиологические механизмы формирования психической и физической зависимости;

2) рассмотреть роль систем удовлетворения мозга в формировании наркотической зависимости;

3) рассмотреть физиологические эффекты, вызываемые наркотиками;

4) изучить психофизиологические эффекты проявления наркомании.

Результат освоения темы:

 

Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-14

З-1

Знает методы анализа и синтеза информации, полученной из любых источников

У-1

Умеет применять методы анализа и синтеза информации, полученной из любых источников

ПК-6

У-1

Умеет самостоятельно увидеть следствия сформулированного результата

ПК-15

В-1

Способен передавать результат в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области изучавшегося явления


 

5.1. Общие причины и биологические механизмы возникновения наркозависимости

5.1.1. Понятие о физической и психической зависимости

По мнению ряда исследователей, наркомания – это тяжелое хроническое заболевание, которое развивается вследствие приема наркотиков, вызывающих хроническое или периодическое отравление организма. Разрушающее действие наркотиков на организм человека  обусловлено тем, что:

1) все наркотики  оказывают токсическое воздействие, ведущее к грубому органическому  поражению головного мозга, и  разрушительно влияют практически  на все внутренние органы и  системы организма, являясь причиной  различных заболеваний и наступления преждевременной смерти.

2) прием наркотиков вызывает негативные физиологические изменения в деятельности нейромедиаторных систем мозга, что ведет к формированию физической и психической зависимости.

Многократное употребление наркотика чаще всего способствует развитию к нему толерантности, то есть к привыканию. При этом организм постепенно становится более устойчивым к воздействию наркотика. Поэтому для достижения желаемого эффекта организму требуются все более возрастающие дозы наркотического вещества.

Потребность в наркотике обусловлена с физической и психологической зависимостью. При физической зависимости функции нейромедиаторов структур мозга изменяется так, что организм не может больше обходиться без наркотика и его отсутствие вызывает синдром абстиненции, иногда со смертельным исходом.

Психологическая зависимость проявляется в стремлении употреблять наркотик ради удовольствия или чувства удовлетворения, которое он доставляет. В этом случае при лишении возможности употребить наркотик в организме может проявиться синдром абстиненции аффективного происхождения.

Последствия физической зависимости, обозначаемой как «ломка», можно достаточно быстро снять в современных медицинских условиях, но это не устраняет психическую зависимость. В связи с этим, в настоящее время основной проблемой в лечении наркомании является не сам процесс снятия «ломки», а «обуздание» патологического влечения к наркотику, то есть снятие психической зависимости.

5.1.2. Физиологические механизмы формирования наркомании

Исследования биологии наркозависимости показали, что в её основе лежат следующие физиологические механизмы:

1). Синдром  дефицита удовлетворенности.

По мнению Д. Камингса, президента Американского Общества генетики человека, нарушения генетического кода, вызывают определенные отклонения в деятельности регуляторных структур центральной нервной системы, тех её центров, которые обеспечивают эффект удовлетворенности и чувство комфорта. При нарушении функций этих центров, человек не испытывает удовольствие от самой жизни. Специалисты обозначают проявление этой особенности мозга как синдром дефицита удовлетворенности (англ. reward deficiency syndrome).

Изучение центральных нейромедиаторных систем мозга показало, что в основе синдрома дефицита удовлетворенности лежит нарушение обмена нейромедиатора дофамина в структурах мозга, входящих в так называемую «систему удовлетворения».

Дофамин – нейромедиатор подкорковых структур мозга, которые регулируют активность скелетной и мимической мускулатуры. Его отсутствие приводит к болезни Паркинсона, которая характеризуется ригидностью мышц, задержкой начала движения и отсутствием сопутствующих движений, таких как движения мимической мускулатуры, при этом лицо больного становится неподвижным, маскообразным.

Согласно научным данным, синдром дефицита удовлетворенности является основной причиной заболевания алкоголизмом и наркоманией. Основу его развития составляет биологическая предрасположенность, которая генетически детерминирована и проявляется индивидуальными особенностями проявления функций «системы удовлетворения» мозга» у каждой личности.

2) Эффект  самораздражения.

В 1954 г. американский нейрофизиолог Джеймс Олдс изучал механизмы сна. Он вводил в мозг опытной крысы тончайшие металлические электроды, через которые раздражал определенные его центры, направленно изменяя поведение животного. Ученый случайно установил, что раздражение определенной области мозга вызывает у крысы явное удовольствие. Он технически дал возможность крысе замыкать электрическую цепь  и, тем самым, самостоятельно стимулировать свой мозг. Крыса стала стимулировать эту область мозга с частотой 5000 раз в час до тех пор, пока внезапно заснула. Проснувшись, она сразу же возобновила стимуляцию. От этого процесса её не отвлекала даже еда и питье, страх и сильная боль. В конце концов, крыса обессилела и умерла, нажимая лапкой на рычаг, включающий самостимуляцию.

Позднее аналогичные области удовольствия были выявлены в мозге человека. При их стимуляции люди переживают вспышки необыкновенного чувства радости и счастья, которые по интенсивности превосходят оргазм, у них возникает чувство небывалой душевной легкости, при этом из их сознания исчезают все боли и заботы. Эти центры мозга получили названия «системы удовлетворения» или «системы подкрепления» (англ. - reward system).

5.1.3. Функции системы удовлетворения мозга

При нормальной работе «системы удовлетворения» в обычном функциональном состоянии человек испытывает ощущение душевного комфорта и уравновешенности. При отсутствии достаточного для нормального состояния процесса возбуждения «системы удовлетворения» у человека возникает ощущение дискомфорта разной силы – от переживаний одиночества, тоски, до сильнейшей душевной боли, которая может доходить до ощущения невозможности продолжать существование.

Информация о работе Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни