Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:30, лекция

Описание работы

Проблема наркомании в современном мире.
Актуальность проблемы профилактики наркомании.
Концептуальная основа профилактика наркомании.

Файлы: 1 файл

Konspekt_lektsy.doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

3) социальные – законодательство об охране здоровья граждан, условия труда, быта, отдыха, питания, уровень образования и культуры, миграционные процессы и др. (социально-экономические, политические);

4) медицинские факторы (организация медицинской помощи) – состояние здравоохранения, его служб и кадров, уровня медицинской науки.

Главным фактором развития заболевания людей являются условия и образ жизни. Многочисленные исследования и наблюдения свидетельствуют, что большая группа ненаследственных болезней, прежде всего, обусловлена образом жизни человека. В связи с этим очень важно сформировать у каждого человека приоритет здоровья и мотивацию на ЗОЖ, так как сформировать ценностно-мотивационные установки на здоровье значительно эффективнее, чем изменить генотип и среду. Приоритет образа жизни, а так же экологических и генетических факторов, проявляется и при развитии хронически протекающих заболеваний неэпидемического типа. Эти заболевания относятся к группе «болезней цивилизации», наиболее характерных для тех экономически развитых стран, в структуре заболеваемости и смертности которых преобладают болезни сердечно-сосудистой системы, онкологические, органов дыхания, обмена веществ, эндокринные, аллергические,  психические.

2.7. Генетические факторы здоровья

Онтогенез или индивидуальное развитие каждого человека определяется той генетической информацией, которую он получил от своих родителей в момент зачатия.

Роль наследственных факторов в развитии заболеваний человека изучает медицинская генетика. Знание особенностей генетического аппарата – количественного и качественного набора хромосом, необходимо для понимания видов наследственной патологии и предупреждения её развития.

В настоящее время известно около 4000 различных заболеваний, в развитии которых доля генетических факторов без учета нозологической формы в среднем составляет 20%. При этом вклад наследственности в возникновение одних заболеваний может быть значительно выше, а в развитие других – ниже.

Все известные заболевания условно можно разделить на 3 группы.

К первой группе относятся наследственно обусловленные геномные (болезнь Дауна, трисомия у женщин по Х-хромосоме), хромосомные и генные болезни (гемофилия, фенилкетонурия). Основной фактор их проявления сопряжен с наличие в генотипе организма геномных хромосомных и генных мутаций, которые при определенных условиях (неблагоприятная экологическая обстановка, употребление алкоголя, наркотиков, другие вредные привычки родителей, нарушения процессов гаметогенеза и эмбриогенеза) проявляются фенотипически и во всех вариантах определяют развитие определенного заболевания.

Вторая группа наследственных болезней проявляется в процессе индивидуального развития и обусловлена слабостью определенных наследственных механизмов, которые при нездоровом образе жизни человека могут привести к возникновению некоторых видов нарушений обмена веществ, психическим расстройствам и другой формам патологии.

Третья группа болезней наследственно предрасполагает развитие  определенного психосоматического заболевания, которые возникают под воздействием на организм определенных этиологических факторов внешней среды. К данной группе относятся такие заболевания, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь, бронхиальная астма и многие другие.

Среди наследуемых показателей здоровья наиболее важны следующие факторы: тип морфофункциональной конституции организма; наследственно обусловленные нервные и психические процессы; предрасположенность к тем или иным заболеваниям; жизнеспособность организма, которая отражает его плодовитость и долголетие. С последним обстоятельством можно связать так называемый парадокс «долгожителей», когда при множественных патоморфологических нарушениях в органах и тканях они могут долго жить, сохраняя высокую работоспособность.

2.7.1. Конституция человека

Проблема конституции человека является объектом внимания генетики  и валеологии – науки о здоровье, поскольку они исследуют разнообразные врожденные и приобретенные свойства, определяющие различия людей:  Впервые Гиппократ – основоположник медицины, разделил людей по темпераменту на четыре типа – флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов. Позднее эта классификация была воспринята и преобразована с учетом показателей силы, подвижности и уравновешенности нервной системы русским ученым, физиологом И.П. Павловым.

Характеристика наследственных качеств человека осуществляется с учетом ряда показателей, отражающих конституцию человека. При этом, прежде всего, оцениваются:

1) соматически-конституциональный  тип (астеноидный, торакальный, мышечный);

2) тип реактивности («спринтер», удачно адаптирующийся к кратковременным интенсивным нагрузкам; «стайер», с медленно развивающимися реакциями в условиях длительных нагрузок средней и малой мощности; промежуточный);

3) тип высшей нервной деятельности (4 типа по И.П. Павлову);

4) По типу доминирующего полушария – мыслительный, художественный и смешанный типы темперамента;

5) тип саморегуляции  кровообращения (сердечный, сердечно-сосудистый, сосудистый);

6) тип моторной  асимметрии мозга (

7) тип ведущего  канала восприятия сенсорной  информации (визуальный, тактильный, аудиальный)  и другие.

Существует большое количество подходов к оценке конституции, что позволяет выявить в изучении этого смежного направления взаимосвязь между генетикой и формированием конституционального поведения и систем реагирования на внешнюю среду.

2.7.2. Тип конституции и реакция организма на факторы среды

Современные исследования показывают, что географические, производственные и социальные условия независимо от человека реализуют процессы естественного отбора. При этом, по мнению В.П. Казначеева (1996), организм не является пассивным объектом воздействия на него различных факторов среды. В зависимости от силы и характера негативного воздействия в организме человека активируется один из основных типов реагирования его систем:

 а) кататоксический тип реагирования заключается в том, что одни системы могут реагировать на действие внешнего раздражителя путем ухода и защиты от фактора. Этот тип относится инстинктивному и психическому поведению, рассматриваясь психической и психологической валеологией. Экстремальные условия с резкими колебаниями среды и с большими нагрузками индивиды со спринтерским и кататоксическим типом конституции выдерживают плохо, они заболевают, покидают эту территорию.

б) синтаксическая стратегия реагирования позволяет системам частично ассимилировать внешнюю среду, превращая её в сущность своего внутреннего поведения. Синтаксические типы могут задерживаться, привыкать, адаптироваться, но их адаптация сказывается на их витальном цикле жизни.

Проблема разных типов стратегии реагирования систем на раздражение относится к глубинным механизмам старения. Существуют разные типы старения, например, морфологический, эктодермальный и эндодермальный.

2.7.3. Тип конституции и реакция организма на нагрузку

Одни люди могут выдержать высокие однократные физические и психические нагрузки – это спринтеры. Если вы имеете спринтерскую конституцию, то организм справляется с нагрузкой по принципу барьера (кратковременное повышение иммунитета, антител, фагоцитоза). Если нагрузка будет продолжаться дальше, барьерного резерва не хватает, он будет рассыпаться или снижать барьерную нагрузку.

Стайер работает иначе. Он в значительной мере ассимилирует внешнюю среду со своими обменными процессами. Поэтому создание оптимальных условий для социальной активности и трудоспособности для спринтера и стайера имеет свои особенности. Спринтер чаще всего экстраверт, правша. Стайер – интроверт и левша. Нетрудно представить, каким насилием для организма оказывается неправильный выбор профессии, когда, например, «спринтер» и холерик оказываются рабочими конвейера, а «стайер» и флегматик – диспетчером аэропорта.

Таким образом, жизненные доминанты и установки человека во многом детерминированы конституцией человека. К таким генетически предопределяемым особенностям следует отнести доминирующие потребности человека, его способности, интересы, желания, предрасположенность к алкоголю, вредным привычкам.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. В чем  заключаются сущность понятия  «здоровье», «индивидуальное здоровье», «здоровье сообщества»?

2. Что означает  понятие «общественное здоровье»?

3. Какое  значение занимает здоровья в  системе общечеловеческих ценностей?

4. Назовите  факторы, определяющие здоровье.

5. Определите  основные компоненты понятия «здоровье».

6. Какова  сущность понятий «физическое» и «социальном» здоровье?

7. Какова  сущность понятий «репродуктивное здоровье», «сексуальное здоровье»?

8. Какова  сущность понятие «нравственно-духовное» здоровье?

9. Какова  сущность понятия «социальное здоровье»?

10. Какова  сущность понятие «профессиональное здоровье»?

11. Перечислите и охарактеризуйте  основные функциональные состояния  человека.

12. Какой смысл понятие «возрастная  норма»?

13. Охарактеризуйте основные методы  оценки состояния и уровня здоровья.

14. Перечислите и дайте характеристику  основных групп показателей здоровья.

15. Назовите группы здоровья  населения.

16. Укажите основные классы функциональных состояний организма.

17. Что такое норма?

18. Каковы основные виды нормы?

19. Что означает донозологическая состояние?

20. Что означает преморбитное состояние?

21. Что такое срыв адаптации?

22. Назовите основные государственные законодательные документы, направленные на охрану здоровья граждан РФ.

23. Какова связь между образом жизни и заболеванием организма?

24. Перечислите основные группы факторов, определяющих индивидуальное здоровье.

25. Какова роль наследственных факторов в развитии заболеваний?

26. Назовите наиболее распространенные генные и негеномные заболевания человека.

27. Укажите, какие показатели отражают конституцию человека.

28. Опишите основные особенности проявления реакции организма на внешние факторы среды.

29. Что означает термин «конституция» организма?

30. Каковы основные типы реагирования организма на нагрузку с учетом конституции организма?

Задания для самостоятельной работы

1. Изучить теоретический материал темы.

2. Рассмотреть вопросы, вынесенные  на самостоятельное изучение, используя  основную и дополнительную литературу.

3. Самостоятельно оценить морфофункциональные показатели индивидуального здоровья по результатам выполнения практических работ, рекомендуемых преподавателем по теме.

4. Письменно дать развернутую оценку своего состояния здоровья.

5. Подготовить сообщение о влиянии деятельности органов и учреждений здравоохранения на здоровье человека.

6. Подготовить сообщение о влиянии состояния окружающей среды на здоровье человека.

7. Пройти текущее компьютерное самотестирование по теме.

 

Тема 3. Образ жизни как ведущий фактор здоровья

Цели и задачи изучения темы:

1) определить  сущность термина «образ жизни»;

2) изучить структуру образа жизни и его основных компонентов;

3) определить влияние образа жизни на здоровье;

4) изучить  сущность понятия «медицинская  активность»;

5) определить термин «здоровый образ жизни», его основные компоненты и пути формирования.

Результат освоения темы:

 

Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

 

Образовательный результат

ОК-2

В-1

Владеет правовыми и этическими нормами

ПК-6

У-1

Умеет самостоятельно увидеть следствия сформулированного результата

ПК-15

В-1

Способен передавать результат в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области изучавшегося явления


 

3.1. Образ жизни и его структура

Образ жизни – это определенный, исторически обусловленный тип (вид) жизнедеятельности или наиболее существенных, типичных черт деятельности людей в материальной и духовной сферах. Говоря об образе жизни, нужно иметь в виду органическую связь этого понятия с понятиями поведения как активного, деятельного начала, зависящего от личности, т. е. от человека.

Поскольку деятельность человека проявляется в многочисленных сферах, то весьма трудно представить структуру его образа жизни. Вместе с тем в образе жизни различают следующие составные части.

1. По характеру  активности: интеллектуальная, физическая.

2. По сфере  деятельности: трудовая (производственная), внетрудовая (непроизводственная).

3. По виду  активности: производственная, социальная, культурная,

деятельность в быту, медицинская, прочие виды.

Определить структуру отдельных видов активности очень сложно, что в большой степени связано с субъективизмом подходом к их оценке.  Например, для характеристики производственной активности используются следующие показатели:

1) степень  удовлетворенности работой и  специальностью;

2) установка на профессиональную учебу и повышение квалификации; 3) отношения в трудовом коллективе;

4) уровень  профессиональной подготовки и  квалификации;

5) инициативность  в работе.

Показатели, характеризующие деятельность человека в быту, располагаются  в ранговом порядке так:

1) отношения  между супругами;

2) доход  семьи;

3) количество  детей в семье;

4) комфортабельность  жилья;

5) развитие  культурно-бытового обслуживания;

6) распределение  времени, затрачиваемого в быту, между членами семьи;

7) распределение семейного бюджета по всем видам потребностей;

8) наличие  средств малой механизации.

Показатели социально-культурной деятельности имеют следующую последовательность:

1) уровень  образования;

Информация о работе Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни