Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:30, лекция
Проблема наркомании в современном мире.
Актуальность проблемы профилактики наркомании.
Концептуальная основа профилактика наркомании.
5. Понимание и навык к здоровому образу жизни.
6. Правильное питание.
7. Достаточная физическая активность.
8. Хороший
психологический климат в
9. Внимательное отношение к своему здоровью (постоянные наблюдения за своим состоянием, достаточные знания о своем организме).
10. Стремление к созданию семьи (гармоничная интимная жизнь в семье).
Десять составляющих больного образа жизни;
1. Неправильная (как правило, «экзотическая») духовная ориентация.
2. Отсутствие выстроенного мировоззрения, жизнь «по течению». Непонимание смысла своей жизни, невозможность его сформулировать.
3. Понимание
здоровья как комфортного
4. Многочисленные вредные привычки: курение, злоупотребление спиртным, наркотики, посещение эротических шоу, дискотек, компьютерных клубов, просмотр фильмов и прослушивание песен, навевающих безысходность и уныние.
5. Незнание основ здорового образа жизни, обращение к помощи шарлатанов, оккультистов, «бабок»...
6. Неправильное
питание (пренебрежение диетой, несбалансированное
питание по количеству и
7. Недостаточная физическая активность (малоподвижный образ жизни, частое пребывание в статическом напряжении).
8. Стрессы и неумение им противостоять. Отсутствие навыка создания правильного психологического климата.
9. Злоупотребление лекарствами. Безалаберное отношение к своему здоровью (нежелание следить за ним, незнание своего организма и его особенностей, неправильно проведенные оздоровительные процедуры).
10. Неправильное
или аморальное сексуальное
Исследование различных аспектов ЗОЖ показывает, что от 50 до 90% всех проблем со здоровьем зависит от выстроенного личностью образа жизни.
Для сознанного ведения ЗОЖ каждому человеку необходимо:
1) иметь определенную духовную ориентацию;
2) выстроить своё мировоззрение;
3) определить смыслы своего существования;
4) выяснить, кто или что является для вас идеалом?
5) уяснить, быть здоровым – это долг перед кем-то, или перед собой?
6) изучить свои способности и особенности характера;
7) иметь
знания о значимости и
8) знать
сущность и принципы
9) иметь информацию о методах очищения организма;
10) иметь минимум знаний по фитотерапии;
11) знать о сезонных колебаниях состояния и уровня здоровья;
12) знать как правильно «включаться» в день и готовиться ко сну;
13) понимать
сущность закаливающих
14) иметь
информацию о значимости
15) иметь информацию о том, как следить за своим здоровьем и проводит самодиагностику его уровня и состояния.
Основными направлениями формирования ЗОЖ являются:
1) безопасные условия труда;
2) социальный оптимизм, высокий культурный уровень;
3) медицинская активность;
4) экологическая активность;
5) физическая активность;
6) рациональное, сбалансированное питание;
7) устроенность быта, хорошие семейные отношения;
8) здоровая наследственность;
9) другие факторы.
Все эти направления должны включать в себя такие аспекты как:
1) создание и развитие позитивных для здоровья условий;
2) преодоление
или уменьшение действия
В формировании ЗОЖ большое значение принадлежит санитарно-просветительной работе и социальному маркетингу:
1. Основной
целью санитарно-
Санитарно-просветительная работа должна проводиться родителями, педагогами и воспитателями, начинаться с раннего детства в дошкольных и школьных учреждениях, поскольку в этот период растущий организм наиболее восприимчив к усвоению новых знаний.
2. Социальный
маркетинг направлен на
1) образ
жизни известных граждан
2) средства массовой информации,
3) рекламный бизнес, включая выпуск специальной одежды, светящихся индикаторов, значков, плакатов и т. д.
Аналогичным образом осуществляется формирование других элементов ЗОЖ. Таким образом, социальный маркетинг, как технология формирования ЗОЖ, является эффективной областью бизнеса. Однако она используется недостаточно, поскольку, в условиях низкого уровня жизни трудно вводить моду на здоровье.
1. Что означает термин «образ жизни»?
2. Какова структура образа жизни?
3. Каково влияние образа жизни на показатели здоровья?
4. Дайте определение медицинской активности.
5. Что включает в себя понятие «медицинская активность?
6. Что включает в себя предмет информированности?
7. О чем свидетельствует медицинская активность как область гигиенического и санитарного воспитания и образования?
9. Что означает термин «здоровый образ жизни»?
10. Перечислите основные
11.Дайте характеристику основных категорий ЗОЖ.
12. Опишите составляющие здоровый образ жизни.
13. Опишите составляющие здоровый образ жизни.
14. Что необходимо каждому
15. Каково значение санитарно-
1. Выполнить во внеаудиторное время самостоятельную работу №4 по оценке индивидуального образа жизни.
2. Подготовить сообщение о
3. Дать развернутую оценку
4. Изучить теоретический
5. Пройти текущее компьютерное самотестирование по теме.
Цели и задачи изучения темы:
1) рассмотреть основные компоненты ЗОЖ;
2) оценить степень сформированности индивидуального ведения ЗОЖ
3) выявить проявление негативных аспектов в индивидуальном образе жизни;
4) разработать программу по сохранению и укреплению своего здоровья.
Результат освоения темы:
Индекс компетенции |
Индекс образовательного результата |
Образовательный результат |
ОК-3 |
З-1 |
Знает основы здорового образа жизни, нацеленные на должный уровень физической подготовки, необходимый для активной профессиональной деятельности |
ОК-14 |
З-1 |
Знает методы анализа и синтеза информации, полученной из любых источников |
ОК-2 |
У-1 |
Умеет применять правовые и этические нормы |
ОК-3 |
У-1 |
Умеет использовать основы здорового образа жизни, нацеленные на должный уровень физической подготовки, необходимый для активной профессиональной деятельности |
ОК-3 |
В-1 |
Владеет основами здорового образа жизни, нацеленными на должный уровень физической подготовки, необходимый для активной профессиональной деятельности |
ПК-15 |
В-1 |
Способен передавать результат в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области изучавшегося явления |
Ритмичный режим труда и отдыха, их рациональное чередование являются одним из важнейших условий поддержания высокой работоспособности организма, сохранения здоровья. Одной из типичных причин развития нервных и телесных заболеваний является несоблюдение оптимального сочетания труда и полноценного отдыха, неправильное распределение времени между ними. Пагубно для здоровье как полное отсутствие профессиональной занятости (безработица), безделье, так и работа на износ, сопровождающаяся непростительной экономией времени за счет пренебрежения элементарными правилами режима питания и сна, нежеланием и неумением правильно распорядиться свободным временем для восстановления физических и психических сил.
Соблюдение режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме. Оно является важнейших условий сохранения высокой работоспособности организма человека. При организации режима труда и отдыха следует учитывать различия условий жизни и труда отдельных категорий людей, занимающихся разными видами трудовой деятельности. Например, педагоги и преподаватели работают по расписанию в определенные часы и дни неравномерно; рабочие связаны с работой по сменам в течение дня или суток.
Труд и отдых работающих в экстремальных и вредных условиях отличается от установленной законодательно 30–40-часовой рабочей недели для рабочих и служащих.
При соблюдении четкого режима деятельности формируется определенный биологический ритм функционирования организма на основе выработки динамического стереотипа в виде системы чередующихся условных рефлексов. Они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. Например, если ежедневно заниматься умственным или физическим трудом в одни и те же часы, то организм быстро настраивается на повышенной уровень работоспособности.
Необходимо помнить, что существующие ритмы организма не являются самостоятельными и независимыми, а связаны с колебаниями внешней среды, определяющимися, главным образом, сменой дня и ночи, а также колебаниями циклов, соответствующих месяцу, сезону года и т.п.
Хронобиология, как наука, изучает влияние внешних синхронизаторов среды, как регуляторов среды, на процессы жизнедеятельности организме, определяя их ритмичность. Соответственно биоритмы – это ритмико-циклические колебания характера и интенсивности биологических процессов и явлений, обеспечивающих возможность приспособления организмов к циклическим изменениям окружающей среды.
Правила режима труда и отдыха человека определены с учетом ритмичного характера процессов жизнедеятельности. Ночью снижаются показатели обменных процессов, работа сердечно-сосудистой, дыхательной систем, температуры тела. Пульс, частота и глубина дыхания уменьшаются. Головной мозг не получает информацию, нет физической и умственной нагрузки. Организм отдыхает, восстанавливается. Днем интенсивность двигательной активности возрастает и это в значительной степени стимулирует работу кардиореспираторной системы, которая определяет интенсивность обменных процессов. Повышаются все функции центральной нервной системы и высшей нервной деятельности. Работоспособность человека в утренние часы постепенно увеличивается и достигает к 10–13 часам наивысшего пика. После 14 часов работоспособность снижается, а к 16–17 часам следует волна повышения всех функций. Спад функциональных возможностей наблюдается, как правило, после 20 часов.
Основные положения режима труда и отдыха должны соблюдаться. К ним относятся:
1) выполнение различных видов деятельности в строго определенное время;
2) рациональное чередование работы и отдыха;
3) регулярное питание, не менее 3 раз в день в одни и те же часы;
4)занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;
5) пребывание на свежем воздухе, не менее 2–3 часов в день;
6) строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно в одно и то же время.
Эти простые правила способствуют укреплению здоровья, повышают жизненный стимул, продлевают функционирование всех систем на долгие годы.
Сон – обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха, физиологическая потребность организма, обусловленной сложными психофизиологическими процессами, эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Сон предупреждает истощение нервных клеток, устраняет утомление. Во время сна в нейронах происходит накопление богатых энергией фосфорных соединений, при этом восстанавливается работоспособность, как нервной системы, так и всех других систем организма от клеточного до организменного уровня.
Полноценный сон является одним из обязательных условий нормальной жизнедеятельности организма. Необходимое ежесуточное время сна является показателем достаточно индивидуальным, но в среднем его продолжительность принято считать равной 7-8 часам.
Гигиена сна предполагает соблюдение ряда общих правил, в том числе: необходимо за 1-1,5 часа до сна прекратить напряженную умственную работу; ужинать следует за 2-2,5 часа до сна; спать в проветренной комнате (доказано: кто спит при температуре 17-18 градусов, дольше остается молодыми); в помещении надо выключить свет и установить тишину; не следует спать лицом вниз, чтобы не затруднять нормальное дыхание; желательно приучить себя ложиться в одно и то же время (наиболее приемлемым, физиологически обоснованным является период сна с 22-23 до 7-8 утра). Не следует использовать время, положенное на сон, как дополнительный резерв для выполнения тех или иных дел.
Систематически недостаточный, некачественный сон приводит к нарушениям в функций нервной системы, развитию неврозов снижению работоспособности, к повышенной утомляемости, раздражительности. Хроническое недосыпание вызывает неврозы, ведет к ухудшению функциональных и снижению защитных сил организма. Нарушение правил гигиены сна влечет за собой развитие бессонницы. По данным зарубежных исследований бессонница стала мировой проблемой. В настоящее время уже пятая часть населения в мире страдает от бессонницы. Причем является характерным недомогание жителей не только экономически развитых стран.
Информация о работе Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни